Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:17, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических основ принципов менеджмента в современных организациях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- определить сущность понятия «менеджмент»;
- охарактеризовать основные виды менеджмента;
- рассмотреть историческое становление менеджмента;
- рассмотреть принципы, методы и функции менеджмента;
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Теоретические аспекты менеджмента современной организации 5
Сущность понятия «менеджмент» 5
Характеристика основных видов менеджмента 7
Историческое развитие менеджмента 13
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА 17
2.1Принципах менеджмента, их классификация 17
2.2. Методы менеджмента 18
2.3. Функции менеджмента 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
К принципам соответствия относятся: принцип соответствия поставленных целей выделенным ресурсам, принцип соответствия распорядительства и подчинения, принцип ее соответствия эффективности производства и экономичности, принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления.
Принцип соответствия поставленной цели выделенным ресурсам имеет следующее содержание: каждой цели должен соответствовать набор финансовых, сырьевых, материальных, энергетических и человеческих ресурсов, позволяющий обеспечить достижение указанной цели.
Принцип соответствия распорядительства и подчинения гласит: у каждого сотрудника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных руководителей.
Принцип
соответствия эффективности производства
и экономичности можно
Формулировка
принципа оптимального сочетания централизации
и децентрализации производства
и управления имеет следующий
вид: чрезмерно малые и чрезмерно
большие организации
Построение процесса организации должно осуществляться на основании следующих принципов:
преимущественная
направленность на достижение поставленной
цели, а не на устранение внутренних
и внешних возмущающих
комплексный подход к изучению управляемых и неуправляемых факторов, влияющих на процесс организации;
обеспечение объективности протекания процесса;
наиболее оптимальное и полное информационное обеспечение процесса;
жесткая регламентация операций и процедур всех этапов проектируемого процесса;
соответствие свойств процесса техническим, экономическим, социальным и организационным ресурсам организации.13
К
принципам организации и
непрерывность деятельности предприятия;
использование единых для планирования и учета единиц измерения;
оценка результатов деятельности как предприятия в целом, так и каждого его структурного подразделения в отдельности;
преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления;
формирование системы показателей внутренней отчетности организации как основы коммуникационных связей между разными уровнями управления и отдельными структурными подразделениями, находящимися на одном уровне управления;
применение бюджетного (сметного) метода управления затратами и запасами;
полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учета;
периодичность, отражающая производственный и коммерческий циклы предприятия, установленные учетной политикой.
Для характеристики второй группы частных принципов управления рассмотрим принципы кадровой политики. В c теме принципов организации и осуществления кадровой политики можно выделить несколько различных групп. Наиболее показательными из них являются группа принципов пoстроения системы управления персоналом и группа принципов подбора кадров.
Формирование системы управления персоналом организации осуществляется на основании следующих принципов адекватности функций управления персоналом целям функционирования, первичности функций управления персоналом оптимального соотношения интра- и инфрафункций управу ления персоналом, оперативного реагирования на изменения специфики функционирования организации, потенциальных имитаций.
Принцип адекватности функций управления персоналом целям функционирования имеет следующее содержание: формирование и изменение функций управления персоналом должно осуществляться в строгом соответствии с целями и потребностями функционирования организации.
Смысл принципа первичности функций управления персоналом заключается в следующем: состав, количественные и качественные характеристики элементов системы управления персоналом, а также характер информационных связей и взаимодействия между ними находятся в прямой зависимости от содержания функций управления персоналом.
Принцип оптимального соотношения интра- и инфрафункций управления персоналом определяет необходимые пропорции между функциями, направленными на организации системы управления персоналом, т.е. интра функциями, и функциями управления персоналом, т. е. инфрафункциями.
Сущность принципа оперативного реагирования на изменения специфики функционирования организации заключается в необходимости опережения ориентации функций управления персоналом на развитие основной деятельности в сравнении с функциями, направленными на вспомогательную деятельность.
Принцип потенциальных имитаций гласит: временное выбытие отдельных работников организации не должно прерывать процесс ее функционирования. Иными словами, каждый работник должен быть в состоянии выполнять служебные обязанности вышестоящего и нижестоящего работника или двух работников своего уровня.
В процессе подбора кадров необходимо учитывать следующие основные принципы: принцип ситуации, принцип совместимости, принцип сочетания, принцип компенсации и принцип динамизма.
Сущность принципа ситуации заключается в том, что в процессе подбора кадров необходимо не только учитывать общее соответствие характеристик кандидата требованиям конкретной должности, но и принимать во внимание конкретную сложившуюся ситуацию.
Большое значение имеет принцип совместимости при подборе работников со стороны и внутренней ротации кадров. Данный принцип указывает на то, что при замещении вакантных должностей руководителю организации необходимо учитывать ряд особенностей.
Прежде всего, следует помнить, что собственные работники, претендующие на новую должность, уже являются неотъемлемой частью организации и поэтому, минуя период адаптации, могут сразу же с полной отдачей приступить к исполнению должностных обязанностей. В то же время работники, принятые со стороны, должны приложить ряд усилий, чтобы "вписаться" в коллектив и стать его неотъемле мой частью. Однако, с другой стороны, такие работники м гут более объективно оценить процессы, происходящие организации, обратив внимание руководства на недостатка ставшие привычными и воспринимающиеся другими сотрудниками как само собой разумеющееся явление.
Не
менее важное значение в системе
подбора кадров имеет принцип
сочетания. Его смысл состоит
в обеспечении оптимальной
Принцип
компенсации рекомендует
И, наконец, принцип динамизма устанавливает необходимость сочетания мобильности и стабильности. Мобильность позволяет своевременно проводить мероприятия по выдвижению и ротации кадров в соответствии с изменениями во внешней среде и потребностями самой организации. Стабильность необходима для осуществления долгосрочных программ.
Принципы достижения успеха.
Основная цель существования любого бизнеса и создания любой фирмы - привести фирму к вершине Успеха, закрепить ее там и дать ей возможность смело смотреть в будущее, видя там новые перспективы ее развития. Сущность бизнеса состоит в постоянном совершенствовании самой фирмы, ее стратегии и тактики в борьбе за место на рынке, в стремлении к совершенству. Приумножение капитала, получение прибыли и развитие фирмы, надежда на будущее - вот те составляющие, без которых бизнес немыслим. Так же он немыслим без талантливых менеджеров, которые могут повести за собой людей и реализовать все задуманное.
Эффективный руководитель должен владеть навыками делового общения, грамотно подбирать персонал, рационально организовывать работу подразделения, эффективно используя приемы делегирования полномочий, планирования и распределения рабочего времени; знать взаимозависимости внутри организации, особенности ее корпоративной культуры; уметь предотвращать и квалифицированно разбирать производственные конфликты в трудовом коллективе, управлять своим поведением в стрессовых ситуациях.
И еще одно важное замечание: чем бы ни занимался руководитель, он в той или иной степени должен уделять часть своего времени всем четырем своим функциям: планированию, организации, мотивации и контролю. Если он уделит слишком мало времени планированию, то рискует захлебнуться в повседневной рутине и упустить из виду стратегические цели организации. Если он упустит из вида организационный аспект, не создаст соответствующую структуру для выполнения своих замыслов, то эффективность работы его команды будет не такой высокой, как могла бы быть. Игнорирование мотивационного фактора приводит к тому, что персонал начинает работать или с низкой отдачей или же вообще покидает фирму, а отсутствие контроля над выполнением своих решений пагубно влияет на авторитет начальника. Поэтому, можно сказать, что главным фактором искусства руководить людьми является нахождение оптимального баланса между этими четырьмя управленческими функциями.
Существует также множество других принципов управления, я думаю, что не стоит перечислять их все, хотелось бы коснуться только еще одного аспекта управленческой деятельности. В принципах управления Анри Файоля отражены не только экономические принципы управления, но и психологические принципы воздействия на персонал и взаимодействия с ним. В этом аспекте автору показались наиболее интересными 6 основных заповедей Харви Мак Кея, определяющих требования к самому управленцу, при наличии которых он может продуктивно управлять фирмой.
1. Бизнесмен должен всегда быть в форме.
2.
Деловая жизнь не терпит
3. Знание не становится силой, если его не применять.
4. Верь в себя, и Успех придет к тебе.
5. Не верьте тому, кто скажет, что мелочи для менеджера ничего не значат. Мелочи - это все.
6. Вы будете безразличны людям до тех пор. пока не проявите заботу о них.14
Таким
образом, на основе рассмотренного материала,
мы делаем следующие
выводы: Слово «принцип» происходит
от латинского principium начало, основа. Под
принципами понимают исходные положения
управления, которые обеспечивают функционирование
и развитие управляемой системы. Принципы
управления разделяются на общие и частные.
К общим принципам управления, которые
действуют в любой сфере управления, на
любом уровне и в любой период становления
системы управления относятся следующие
принципы: научность, системность и комплексность,
единоначалие и коллегиальность, демократический
централизм, сочетание отраслевого и территориального
подхода в управлении. Частные принципы
можно условно разделить на две подгруппы.
К первой группе относятся принципы, касающиеся
осуществления отдельных функций управления.
Ко второй группе относятся управленческие
принципы, связанные с отдельными сторонами
управления, например социальной, экономической,
организационно-технической и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования, нами были сделаны следующие выводы. Менеджмент представляет собой обширную науку. Обращаясь к понятию «менеджмент», то мы выяснили, что существуют различные точки зрения. Но, на наш взгляд наиболее полно данное понятие представлено в трактовки: «менеджмент, представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта в области управления, имеющих междисциплинарный характер. Здесь используются данные экономики, психологии, социологии, педагогики, организации, права и сформулированные ими законы».