Принципы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретических основ принципов менеджмента в современных организациях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- определить сущность понятия «менеджмент»;
- охарактеризовать основные виды менеджмента;
- рассмотреть историческое становление менеджмента;
- рассмотреть принципы, методы и функции менеджмента;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Теоретические аспекты менеджмента современной организации 5
Сущность понятия «менеджмент» 5
Характеристика основных видов менеджмента 7
Историческое развитие менеджмента 13

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА 17
2.1Принципах менеджмента, их классификация 17
2.2. Методы менеджмента 18
2.3. Функции менеджмента 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая Принципы менеджмента.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

     Оперативный менеджмент - это деятельность, ориентированная на решение текущих вопросов, требующих незамедлительного решения; включает организацию и управление процессами реализации оперативных планов и диспетчеризацию. Действия осуществляются путем распределения работ, ресурсов, внесения необходимых корректировок в производственные и финансовые процессы, ход выполнения текущих заданий. Оперативный менеджмент сводится к принятию решений, способных быстро и вовремя исправить или направить ход трудовых, производственных и финансовых процессов в конкретно складывающихся в данный момент ситуациях. Тактический (текущий) и оперативный менеджмент связаны с постановкой конкретных среднесрочных и краткосрочных задач, координацией их решения с обеспечением необходимыми людскими, финансовыми, материальными, информационными ресурсами, контролем достигнутых результатов, их оценкой, анализом и осуществлением необходимых корректирующих действий.

     В зависимости от функциональной принадлежности - определенной сферы деятельности организации или её звеньев - менеджмент подразделяют на следующие виды.

     Маркетинг-менеджмент занимается процессами управления изучения рынков, сложившейся и перспективной конъюнктуры, созданием каналов сбыта, формированием ценовой политики, рекламной деятельностью. С его помощью осуществляется изучение последнего, оценка текущей и перспективной конъюнктуры, отбор целевых рынков, формирование каналов сбыта, выработка ценовой и рекламной политики и т.п.

     Производственный  менеджмент включает в себя управление основными, вспомогательными и обеспечивающими процессами, в результате которых производятся товары, поставляемые организацией на рынок. Объектами производственного менеджмента являются постановка целей, выбор стратегии, планирование, оптимизация объема и структуры выпуска продукции, организация трудового и технологического процесса, их регулирование, устранение сбоев и неполадок, контроль, руководство людьми, стимулирование, расстановка кадров и т.п.

     Менеджмент  в области материально-технического снабжения и сбыта продукции заключается в управлении процессами оформления хозяйственных договоров на поставку материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, их доставку, процессами входного контроля, упаковки, хранения и поставки готовой продукции потребителям.

     Менеджмент  персонала направлен на планирование трудовых ресурсов; отбор персонала; оценку кадров и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора; определение заработной платы и льгот; профессиональную ориентацию и адаптацию, обучение и повышение квалификации, оценку трудовой деятельности.

     Финансовый  менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и управление финансовыми отношениями, возникающими между хозяйственными субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами организации и осуществления воздействия на финансы с помощью методов (планирования, кредитования, системы расчетов, страхования) и финансовых средств (прибыли, амортизационных отчислений, цены, арендной платы) для достижения поставленной цели.

     Инновационный менеджмент осуществляет управление нововведениями. Он имеет своим объектом осуществление, координацию и контроль научных исследований, прикладных разработок, создания опытных образцов товаров и услуг, внедрения их в производство; формирование и оценку планов и программ инновационной деятельности, организацию их ресурсного обеспечения; стимулирование творчества.

     Инновационный менеджмент направлен на управление материализацией (овеществлением) творческой деятельности людей по созданию продуктов, которые техническими, организационными, экономическими характеристиками превосходят существующие или не имеют себе аналогов.

     Инвестиционный  менеджмент - это менеджмент, специализирующийся на управлении инвестициями. Поскольку инвестиция - это вложение капитала с целью получения в будущем прибыли и (или) положительного денежного потока в пользу владельцев бизнеса, то инвестиционный менеджер должен обладать качествами стратегического управленца. Он должен правильно определять приоритеты, организовывать «длинные» потоки материальных и финансовых ресурсов, вдохновлять персонал на долгосрочные цели. Менеджеры инвестиционных проектов должны иметь особое видение будущих образов жизни организации, создавать импульс движения постоянного действия, быть профессиональным участником строительного процесса.

     Эккаутинг-менеджмент связан с управлением процессами сбора, обработки и анализа данных о работе организации, сравнением с базовыми и плановыми показателями других организаций с целью своевременного выявления нерешенных вопросов и установления резервов для более полного использования потенциала организации.

     На  этом список разнообразия видов менеджмента  не заканчивается. Рассмотрим еще наиболее важные и значимые виды управления.

     Адаптивный менеджмент - такой вид управления, при котором основной целью является адаптация к изменениям внешней среды. При этом создается «следящая система», осуществляется мониторинг основных показателей внешних изменений и блок, отвечающий за гибкость организации.

     Так, практически все инвестиционные институты, особенно брокерские конторы, играющие на рынке ценных бумаг, являются адаптивными системами. Для них главное - вовремя заметить те или иные тенденции, складывающиеся на фондовом рынке, скачки курсов тех или иных акций, чтобы быстро и гибко отреагировать, заключая адекватные сделки. Адаптивный менеджмент применим и для тех малых предприятий, успешность деятельности которых более чем на две трети зависит от состояния окружающей среды.

     В последние годы начинают активно  говорить о менеджменте знаний, управляющем  процессами их выявления, отбора, хранения, распространения, придания им дополнительной ценности, повышения их качества с помощью фильтрации, синтеза, облечения в новые формы и проч., позволяющих более эффективно их использовать на практике. Кроме того, менеджмент знаний связан с созданием обучающей среды, в том числе интерактивной, где люди постоянно обмениваются информацией и есть все возможности для ее эффективного осмысления и усвоения.5

     Центральная задача в управлении знаниями состоит  в том, чтобы облегчить выявление, обмен и использование имеющихся информационных ресурсов, передового опыта, творческих возможностей. Это важно, и потому, что в перспективе все крупные организации должны делиться на малые самоуправляемые структуры, которые из-за относительно небольшого собственного информационного и интеллектуального потенциала должны будут добывать и ассимилировать чужие знания.

     Все перечисленные виды управления в  практике тесно переплетены и  взаимообусловлены, что существенно  усложняет управленческую деятельность, но использование возможностей видового разнообразия систем управления ведет к повышению их потенциала и эффективности.

     В целом же, можно констатировать факт, что разнообразие видов менеджмента  связано, прежде всего, с разнообразием  направлений использования и  особенностей реализации процесса управления и что дифференциация менеджмента имеет объективный характер.

     1.3.Историческое  развитие менеджмента 

     Слово «менеджмент» происходит от латинского manus (имеющего несколько значений), что означает не только «рука», но также и власть, и «сфера полномочий». Итальянское слово manneggiare возникло в Средние века в сфере управления собственностью и коммерческими предприятиями; примерно в тот же период вошло в употребление и французское manegerie.

     Английское  слово manage впервые появилось в 1561 г., слово manager – в 1588 г. и слово management – в 1589 г., причем все они первоначально имели отношение к особенностям жизни в сельской местности. Согласно Краткому Оксфордскому словарю английского языка слово management впервые стало использоваться в своем современном значении в 1670 г. и с тех пор означает «управление коммерческими делами» в противоположность прежнему значению, подразумевавшему умение «владеть» мечом или управлять лошадью.6

     История развития менеджмента насчитывает  уже несколько тысячелетий. Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента – это в основном эволюционный процесс; он характеризуется непрерывностью, отражая всю совокупность, изменений, происходящих в обществе, экономике, во всей системе социально-экономических отношений. Выделяют пять революционных этапов в истории развития теории и практики менеджмента:

     ·        религиозно-коммерческий;

     ·        государственно-законодательный;

     ·        государственно-контрольный;

     ·        индустриальный;

     ·        бюрократический7

     Первым этапом профессионального использования управленческих навыков многие специалисты считают зарождение письменности в Древнем Шумере. Именно это революционное достижение в жизни человечества привело к образованию особого слоя «жрецов-бизнесменов», связанных с торговыми операциями. За первой управленческой революцией, получившей название религиозно-коммерческой, последовали и другие.

       Второй важнейший этап развития (государственно-законодательный) относится к 1760 г. до н.э. и связывается с деятельностью царя Хаммурапи. Он первым издал свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения.

     Третьим революционным шагом (назовем его государственно-контрольный) считаются достижения, произошедшие во время правления Навуходоносора II (605-562 гг. до н.э.). именно в этот период проводилась политика, направления на соединение государственных методов правления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Четвертый этап (индустриальный) датируется XVII – XVIII вв. Он связан с зарождением капитализма и началом индустриального процесса европейской цивилизации. Главным революционным преобразованием этого периода в области менеджмента было отделение управленческих функций от собственнических и возникновение профессионального менеджмента и профессиональных менеджеров.

       Пятая управленческая революция имела место в конце XIX – начале XX в. Ее часто называют бюрократической. Теоретической платформой преобразований в области управления была концепция бюрократии, позволившая сформировать крупные иерархические структуры менеджмента, осуществить разделение труда, ввести нормы и стандарты, установить должностные обязанности и ответственность менеджеров. Предприятия – гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами, стандартами. Именно поэтому к концу XIX - началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирование научных основ менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.

     Таким образом, мы делаем следующие выводы: менеджмент, представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта в области управления, имеющих междисциплинарный характер. Здесь используются данные экономики, психологии, социологии, педагогики, организации, права и сформулированные ими законы. Рассматривая виды менеджмента, мы выделили следующие: организационный менеджмент, стратегический менеджмент, тактический (текущий) менеджмент, оперативный менеджмент. В зависимости от функциональной принадлежности менеджмент подразделяют на следующие виды: маркетинг-менеджмент, производственный менеджмент, менеджмент в области материально-технического снабжения и сбыта продукции, менеджмент персонала, финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, инвестиционный менеджмент, Эккаутинг- менеджмент, адаптивный менеджмент. Все перечисленные виды управления в практике тесно переплетены и взаимообусловлены, что существенно усложняет управленческую деятельность, но использование возможностей видового разнообразия систем управления ведет к повышению их потенциала и эффективности.

     В целом же, можно констатировать факт, что разнообразие видов менеджмента  связано, прежде всего, с разнообразием  направлений использования и  особенностей реализации процесса управления и что дифференциация менеджмента  имеет объективный характер.

     В процессе становления менеджмента  выделяют пять этапов: религиозно-коммерческий, государственно-законодательный, государственно-контрольный, индустриальный, бюрократический. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Принципы менеджмента