- Неверное
наименование товаров.
- Следование
в адрес несуществующего хозяйственного
субъекта.
- Возможность
размещение среди товара контрабанды,
наркотических и психотропных веществ
и т.п.
Основные
показатели, к которым российская
таможенная служба должна прийти к 2008
году и по которым будет оцениваться
успех деятельности ФТС России:
- Число партий
товаров и транспортных средств, подвергаемых
таможенному досмотру: при ввозе – не
более 10 %; при вывозе – не более 8 %.
- Продолжительность
таможенного оформления: в пунктах пропуска
через государственную границу Российской
Федерации – до 10 минут (при декларировании
товаров – до 1 суток).
Первые
шаги, базирующиеся на системном подходе
внедрения элементов СУР, сделаны в 1999
году. Приказом ГТК России от 09.12.1999 № 857
утвержден План-график мероприятий по
снижению рисков при таможенном контроле
и таможенном оформлении товаров и транспортных
средств, перемещаемых через таможенную
границу Российской Федерации.
В
рамках действовавшей до середины 2003
года рабочей группы ГТК России были
созданы предпосылки для организации
начала работ по разработке СУР. Определен
понятный аппарат, свод принципов создания
СУР и механизмы ее функционирования (профиль
риска, анкеты субъектов ВЭД и др). Издан
приказ ГТК России от 08.05.2002 № 465 «Об утверждении
Положения о критериях отнесения товаров
и внешнеэкономических операций к группам
риска». Подготовлена и утверждена приказом
ГТК России от 26.09.2003 № 1069 Концепция СУР
в таможенной службе Российской Федерации.
В
правовых актах ГТК России, разработанных
в целях реализации положений
нового Таможенного кодекса Российской
Федерации, заложены элементы системного
применения СУР в процессе таможенного
контроля:
-
приказ ГТК России от 28.11.2003 №
1356 «Об утверждении Инструкции
о действиях должностных лиц
таможенных органов, осуществляющих
таможенное оформление и таможенный контроль
при декларировании товаров»;
-
приказ ГТК России от 18.12.2003 № 1467 «Об утверждении
Инструкции о действиях должностных лиц
таможенных органов, осуществляющих таможенное
оформление и таможенный контроль товаров,
перемещаемых по таможенной территории
Российской Федерации автомобильным транспортом»;
-
приказ ГТК России от 28.11.2003 №
1360дсп «Об утверждении Правил
учета таможенными органами информации
о лицах, осуществляющих деятельность,
связанную с перемещением товаров и транспортных
средств через таможенную границу Российской
Федерации, а также о лицах, осуществляющих
деятельность в области таможенного дела»;
-
приказ ГТК России от 03.12.2004 №
358 «Об особенностях действий
должностных лиц отделов контроля таможенного
оформления, отделов организации таможенного
оформления и таможенного контроля и других
структурных подразделений региональных
таможенных управлений и таможен, а также
таможенных постов при применении системы
управления рисками»;
-
приказ ФТС России от 04.05.2005 №
409 «Об утверждении Инструкции
о действиях должностных лиц таможенных
органов при формировании и применении
перечня лиц, перемещающих товары, в отношении
которых таможенный контроль при таможенном
оформлении проводится не в полном объеме»;
-
приказ ФТС России от 13.06.2005 №
638 «Об утверждении типового положения
о подразделении координации и применения
системы управления рисками регионального
таможенного управления»;
-
приказ ФТС России от 17.09.2005 №
751 «Об утверждении порядка
взаимодействия при применении системы
управления рисками»;
Инструкция
о действиях должностных лиц таможенных
органов при применении системы управления
рисками представляет собой алгоритм
действий по организации процесса управления
рисками, базирующийся на четком представлении
о характере рисков, месте системы управления
рисками в общей системе управления, наборе
доступных инструментов для управления
рисками.
Инструкция
описывает порядок взаимодействия
таможенных постов, таможен, РТУ при
анализе электронных баз, при
определении и применении мер по
минимизации рисков, по составлению профилей
риска, осуществлению контроля за деятельностью
должностных лиц, уполномоченных принимать
решение о выпуске товара. В случае выявления
потенциальных рисков в результате анализа
документов, сведений и иной информации,
имеющейся в распоряжении таможенных
органов различных уровней, ФТС России
издает правой акт, которым утверждается
профиль риска, являющийся основанием
для применения определенных форм таможенного
контроля в отношении тех или иных товаров
или лиц. Далее профиль риска доводится
до сведения должностных лиц, осуществляющих
таможенное оформление и таможенный контроль,
и служит для них непосредственным указанием
для применения тех или иных форм таможенного
контроля.
28
июня 2004 года издан приказ ГТК
России № 750дсп «Об утверждении
Инструкции о действиях должностных лиц
таможенных органов при применении системы
управления рисками», основными целями
которого являются:
- Реализация
принципа выборочности таможенного контроля
и применения таможенными органами адекватных
мер по минимизации рисков и форм таможенного
контроля, которые достаточны для обеспечения
соблюдения таможенного законодательства
Российской Федерации.
- Установление
порядка и определение случаев использования
таможенными органами мер по минимизации
рисков и форм таможенного контроля при
проведении таможенного оформления товаров.
- Эффективного
использования кадровых и материально-технических
ресурсов таможенных органов.
- Выявления,
предотвращения и профилактики нарушений
таможенного законодательства Российской
Федерации.
- Применения
таможенными органами методов анализа
и оценки рисков для определения товаров,
транспортных средств, документов и лиц,
подлежащих проверке, а также установления
степени такой проверки.
Организация
административного воздействия
через профили риска на процессы таможенного
контроля не является конечной целью внедрения
СУР в практику деятельности таможенных
органов.
Создание
и внедрение СУР является комплексной
задачей, затрагивающей всю деятельность
таможенной службы Российской Федерации
и объединяющей в себе методологические,
технологические, нормативно-правовые,
информационно-технические, организационные
и кадровые аспекты.
Необходимо
не просто оказывать воздействие
через профили риска, но видеть целостную
картину таможенного контроля и
результаты форм и мер таможенного контроля
на всех этапах, таких как:
- Принятие
предварительных решений о коде товара,
стране происхождения.
- Анализ предварительной
информации о товарах, представляемой
заинтересованным лицом до ввоза таких
товаров на таможенную территорию Российской
Федерации.
- Контроль
за товарами при их прибытии на таможенную
территорию Российской Федерации; контроль
за перемещением товаров по процедуре
внутреннего таможенного транзита, контроль
при временном хранении; – контроль товаров
при их декларировании до выпуска.
- Документальный
контроль функциональными подразделениями
таможенных органов после выпуска товаров.
- Документальный
и фактический контроль товаров подразделениями
таможенной инспекции после выпуска.
- Осуществление
общего анализа товаропотоков и закономерностей
их развития, изменений.
3. ПРОГРАМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
В
ФТС России, на современном этапе
идет объективный процесс централизации
информационных ресурсов и принятия решений.
Концепция работы таможенной службы сейчас
движется в сторону эффективного управления
рисками, что предполагает предварительно
накопленный большой объем справочной
информации об участнике ВЭД. Поэтому
рациональным решением было создание
единого справочника, который бы обеспечивал
эталонное содержание информации о субъектах
внешнеэкономической деятельности (Ранее
информация об участниках ВЭД находилась
в большом количестве разрозненных источников:
нормативных справочниках и реестрах).
Одной
из разработок в этом направлении, является
автоматизированная информационная система
”Центральный реестр субъектов внешнеэкономической
деятельности” (далее – ЦРСВД).
Программный
комплекс разработан в целях совершенствования
процедур таможенного оформления, направленных
на формирование благоприятных условий
по ускорению товарооборота через таможенную
границу Российской Федерации, сокращение
времени таможенного оформления и повышение
эффективности таможенного контроля.
Новая информационная
система, позволяет вести таможенные
досье субъектов внешнеэкономической
деятельности и предусматривает централизованный
доступ к данным, необходимым при таможенном
оформлении.
Основными
целями создания АИС ЦРСВЭД являются:
- Создание
единого информационного ресурса, в котором
хранятся согласованные сведения о субъектах,
когда-либо вступавших в правоотношения
с таможенными органами Российской Федерации
(субъектов ВЭД) и имеющих упоминания как
во внутренних информационных ресурсах
(ЕАИС таможенных органов), так и во внешних
информационных ресурсах (базах данных
ФНС России – ЕГРЮЛ, ЕГРН, БД «Однодневка»).
- Оперативное
получение подразделениями таможенных
органов объективной информации о деятельности
субъектов ВЭД.
- Обеспечение
дальнейшей интеграции информационных
ресурсов ЕАИС таможенных органов.
- Обеспечение
учета деятельности субъектов ВЭД на основании
загрузки сведений из внутренних информационных
ресурсов (ЕАИС таможенных органов) и информации
о деятельности субъектов ВЭД, подготовленной
уполномоченными подразделениями ФТС
России сведений, для дальнейшего использования
ЦРСВЭД как информационного ресурса Системы
управления рисками (СУР).
Основные
задачи, решаемые АИС ЦРСВЭД:
- Создание
эталонного реестра субъектов ВЭД (ЦРСВЭД),
в котором осуществляется согласование
сведений о субъектах ВЭД, содержащихся
во внутренних информационных источниках
(ЕАИС таможенных органов) и вневедомственных
источниках (базах данных ФНС России) путем
идентификации лиц на основании заданных
критериев.
- Присвоение
субъектам ВЭД индивидуального таможенного
номера (ИТН) для использования в дальнейшем
подсистемами ЕАИС таможенных органов
как единого идентификационного атрибута
субъекта ВЭД.
- Ведение реестров
лиц, осуществляющих деятельность в области
таможенного дела.
- Актуализация
сведений о субъекте, содержащихся в ЦРСВЭД
на Федеральном уровне ФТС России на основании
обновлений данных во внутренних и внешних
информационных ресурсах.
ЦРСВЭД
формируется путем загрузки (ввода),
преобразования, идентификации и консолидации
информации о юридических лицах, получаемой
из следующих информационных источников:
- Информационные
ресурсы, полученные из Федеральной налоговой
службы (ФНС России): Единый Государственный
реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единый
Государственный реестр налогоплательщиков
(ЕГРН), база данных «Однодневка», а также
сведения об ИНН, признанных недействительными.
Из информационных ресурсов, полученных
из ФНС России, в ЦРСВЭД поступают регистрационные
данные юридических лиц – субъектов ВЭД,
а также сведения об этих юридических
лицах как налогоплательщиках.
- Подсистемы
ЕАИС таможенных органов: ЦБД ГТД; БД АИС
«Правоохрана»; БД МТТ/ВТТ; системы таможенного
оформления в части сведений о зарегистрированных
участниках ВЭД и лицензий МЭРТ, выданных
участникам ВЭД. Из ЕАИС таможенных органов
в ЦРСВЭД поступают сведения о выданных
лицензиях и свидетельствах, агрегированные
сведения по информации о перемещении
товаров, сведения о правонарушениях субъектов
ВЭД.
- Данные НСИ
ЕАИС таможенных органов: реестры лиц,
осуществляющих деятельность в области
таможенного дела; справочники «Таможенные
органы России и их структурные подразделения»,
«Список уполномоченных банков», «Перевозчики,
допущенные к процедуре МДП», «Перевозчики
– нарушители конвенции МДП».
В
ЦРСВЭД регистрируются сведения о следующих
категориях юридических лиц:
- Российские
юридические лица, осуществляющие перемещение
товаров и транспортных средств через
таможенную границу Российской Федерации
в ролях отправителя, получателя, контрактодержателя,
декларанта, доверителя. Информация об
этих лицах и их ролях поступает в АИС
ЦРСВЭД из ЦБД ГТД (главный лист электронной
копии ГТД). Информация о российских юридических
лицах, выступающих в роли перевозчиков,
поступает также из базы данных транзитных
деклараций.
- Российские
юридические лица, осуществляющие деятельность
в области таможенного дела в ролях таможенного
перевозчика, владельца склада временного
хранения, владельца таможенного склада,
таможенного брокера.
- Лица, зарегистрированные
в качестве участников ВЭД в справочнике
«Участники ВЭД» таможенных органов.
- Российские
юридические лица, информация о правонарушениях
которых поступает в АИС ЦРСВЭД из АИС
«Правоохрана».
- Таможенные
органы. Источником информации о таможенных
органах является справочник «Таможенные
органы России и их структурные подразделения»
НСИ ЕАИС таможенных органов.
- Банки. Источником
информации о банках является справочник
«Список уполномоченных банков» НСИ ЕАИС
таможенных органов.
- Прочие лица,
юридические и физические, чья деятельность
связана с деятельностью субъектов ВЭД
и представляет интерес для таможенных
органов:
- Учредители
субъектов ВЭД – российские и иностранные
юридические лица, российские физические
лица. Информация об учредителях поступает
в АИС ЦРСВЭД из базы данных ЕГРЮЛ.
- Руководители
и представители организаций – юридических
лиц. Информация о них поступает в АИС
ЦРСВЭД из баз данных ЕГРЮЛ и ЕГРН.
- Поручители,
залогодатели, гаранты обеспечения уплаты
таможенных платежей для субъектов ВЭД,
страховщики субъектов ВЭД.
- Учетные
записи о субъектах ВЭД и таможенных органах
создаются в ЦРСВЭД на основании упоминаний
о субъектах ВЭД и таможенных органах
во внутренних информационных источниках
ФТС России – ЦБД ГТД, реестрах НСИ.