Применение системы управления рисками в таможенном деле

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Российская таможенная служба играет важную роль в регулировании внешней торговли страны. В соответствии с утвержденной концепцией развития федеральной таможенной службы, ее основной задачей является обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу.
Вопросы совершенствования таможенных процедур являются на сегодняшний день одними из приоритетных задач в деятельности таможенной системы Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Основы системы управления рисками…………………………….............. 4
2. Нормативные положения СУР……………………………………………. 7
3. Программное обеспечения СУР…………………………………………… 12
Заключение…………………………………………………………………… 17
Список использованных источников………

Работа содержит 1 файл

Система управления рисками при таможенном контроле товаров и транспортных средств.doc

— 125.00 Кб (Скачать)
  1. Неверное наименование товаров.
  2. Следование в адрес несуществующего хозяйственного субъекта.
  3. Возможность размещение среди товара контрабанды, наркотических и психотропных веществ и т.п.

     Основные  показатели, к которым российская таможенная служба должна прийти к 2008 году и по которым будет оцениваться  успех деятельности ФТС России:

  1. Число партий товаров и транспортных средств, подвергаемых таможенному досмотру: при ввозе – не более 10 %; при вывозе – не более 8 %.
  2. Продолжительность таможенного оформления: в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации – до 10 минут (при декларировании товаров – до 1 суток).

     Первые шаги, базирующиеся на системном подходе внедрения элементов СУР, сделаны в 1999 году. Приказом ГТК России от 09.12.1999 № 857 утвержден План-график мероприятий по снижению рисков при таможенном контроле и таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

     В рамках действовавшей до середины 2003 года рабочей группы ГТК России были созданы предпосылки для организации  начала работ по разработке СУР. Определен понятный аппарат, свод принципов создания СУР и механизмы ее функционирования (профиль риска, анкеты субъектов ВЭД и др). Издан приказ ГТК России от 08.05.2002 № 465 «Об утверждении Положения о критериях отнесения товаров и внешнеэкономических операций к группам риска». Подготовлена и утверждена приказом ГТК России от 26.09.2003 № 1069 Концепция СУР в таможенной службе Российской Федерации.

     В правовых актах ГТК России, разработанных  в целях реализации положений  нового Таможенного кодекса Российской Федерации, заложены элементы системного применения СУР в процессе таможенного контроля:

     - приказ ГТК России от 28.11.2003 №  1356 «Об утверждении Инструкции  о действиях должностных лиц  таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании товаров»;

     - приказ ГТК России от 18.12.2003 № 1467 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом»;

     - приказ ГТК России от 28.11.2003 №  1360дсп «Об утверждении Правил учета таможенными органами информации о лицах, осуществляющих деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, а также о лицах, осуществляющих деятельность в области таможенного дела»;

     - приказ ГТК России от 03.12.2004 №  358  «Об особенностях действий должностных лиц отделов контроля таможенного оформления, отделов организации таможенного оформления и таможенного контроля и других структурных подразделений региональных таможенных управлений и таможен, а также таможенных постов при применении системы управления рисками»;

     - приказ ФТС России от 04.05.2005 №  409  «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при формировании и применении перечня лиц, перемещающих товары, в отношении которых таможенный контроль при таможенном оформлении проводится не в полном объеме»;

     - приказ ФТС России от 13.06.2005 №  638 «Об утверждении типового положения о подразделении координации  и применения системы управления рисками регионального таможенного управления»;

     -  приказ ФТС России от 17.09.2005 №  751  «Об утверждении порядка  взаимодействия при применении системы управления рисками»;

     Инструкция  о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками представляет собой алгоритм действий по организации процесса управления рисками, базирующийся на четком представлении о характере рисков, месте системы управления рисками в общей системе управления, наборе доступных инструментов для управления рисками.

     Инструкция  описывает порядок взаимодействия таможенных постов, таможен, РТУ при  анализе электронных баз, при  определении и применении мер по минимизации рисков, по составлению профилей риска, осуществлению контроля за деятельностью должностных лиц, уполномоченных принимать решение о выпуске товара. В случае выявления потенциальных рисков в результате анализа документов, сведений и иной информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов различных уровней, ФТС России издает правой акт, которым утверждается профиль риска, являющийся основанием для применения определенных форм таможенного контроля в отношении тех или иных товаров или лиц. Далее профиль риска доводится до сведения должностных лиц, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, и служит для них непосредственным указанием для применения тех или иных форм таможенного контроля.

     28 июня 2004 года издан приказ ГТК  России № 750дсп «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками», основными целями которого являются:

  1. Реализация принципа выборочности таможенного контроля и применения таможенными органами адекватных мер по минимизации рисков и форм таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
  2. Установление порядка и определение случаев использования таможенными органами мер по минимизации рисков и форм таможенного контроля при проведении таможенного оформления товаров.
  3. Эффективного использования кадровых и материально-технических ресурсов таможенных органов.
  4. Выявления, предотвращения и профилактики нарушений таможенного законодательства Российской Федерации.
  5. Применения таможенными органами методов анализа и оценки рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, а также установления степени такой проверки.

     Организация административного воздействия  через профили риска на процессы таможенного контроля не является конечной целью внедрения СУР в практику деятельности таможенных органов.

     Создание  и внедрение СУР является комплексной  задачей, затрагивающей всю деятельность таможенной службы Российской Федерации и объединяющей в себе методологические, технологические, нормативно-правовые, информационно-технические, организационные и кадровые аспекты.

     Необходимо  не просто оказывать воздействие  через профили риска, но видеть целостную  картину таможенного контроля и  результаты форм и мер таможенного контроля на всех этапах, таких как:

  1. Принятие предварительных решений о коде товара, стране происхождения.
  2. Анализ предварительной информации о товарах, представляемой заинтересованным лицом до ввоза таких товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
  3. Контроль за товарами при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации; контроль за перемещением товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита, контроль при временном хранении; – контроль товаров при их декларировании до выпуска.
  4. Документальный контроль функциональными подразделениями таможенных органов после выпуска товаров.
  5. Документальный и фактический контроль товаров подразделениями таможенной инспекции после выпуска.
  6. Осуществление общего анализа товаропотоков и закономерностей их развития, изменений.

 

      3. ПРОГРАМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

     СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ 

     В ФТС России, на современном этапе  идет объективный процесс централизации информационных ресурсов и принятия решений. Концепция работы таможенной службы сейчас движется в сторону эффективного управления рисками, что предполагает предварительно накопленный большой объем справочной информации об участнике ВЭД. Поэтому рациональным решением было создание единого справочника, который бы обеспечивал эталонное содержание информации о субъектах внешнеэкономической деятельности (Ранее информация об участниках ВЭД находилась в большом количестве разрозненных источников: нормативных справочниках и реестрах).

     Одной из разработок в этом направлении, является автоматизированная информационная система ”Центральный реестр субъектов внешнеэкономической деятельности” (далее – ЦРСВД).

     Программный комплекс разработан в целях  совершенствования  процедур таможенного оформления, направленных на формирование благоприятных условий по ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации, сокращение времени таможенного оформления и повышение эффективности таможенного контроля.

     Новая информационная система, позволяет вести таможенные досье субъектов внешнеэкономической деятельности и предусматривает централизованный доступ к данным, необходимым при таможенном оформлении.

     Основными целями создания АИС ЦРСВЭД являются:

  1. Создание единого информационного ресурса, в котором хранятся согласованные сведения о субъектах, когда-либо вступавших в правоотношения с таможенными органами Российской Федерации (субъектов ВЭД) и имеющих упоминания как во внутренних информационных ресурсах (ЕАИС таможенных органов), так и во внешних информационных ресурсах (базах данных ФНС России – ЕГРЮЛ, ЕГРН, БД «Однодневка»).
  2. Оперативное получение подразделениями таможенных органов объективной информации о деятельности субъектов ВЭД.
  3. Обеспечение дальнейшей интеграции информационных ресурсов ЕАИС таможенных органов.
  4. Обеспечение учета деятельности субъектов ВЭД на основании загрузки сведений из внутренних информационных ресурсов (ЕАИС таможенных органов) и информации о деятельности субъектов ВЭД, подготовленной уполномоченными подразделениями ФТС России сведений, для дальнейшего использования ЦРСВЭД как информационного ресурса Системы управления рисками (СУР).

     Основные  задачи, решаемые АИС ЦРСВЭД:

  1. Создание эталонного реестра субъектов ВЭД (ЦРСВЭД), в котором осуществляется согласование сведений о субъектах ВЭД, содержащихся во внутренних информационных источниках (ЕАИС таможенных органов) и вневедомственных источниках (базах данных ФНС России) путем идентификации лиц на основании заданных критериев.
  2. Присвоение субъектам ВЭД индивидуального таможенного номера (ИТН) для использования в дальнейшем подсистемами ЕАИС таможенных органов как единого идентификационного атрибута субъекта ВЭД.
  3. Ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.
  4. Актуализация сведений о субъекте, содержащихся в ЦРСВЭД на Федеральном уровне ФТС России на основании обновлений данных во внутренних и внешних информационных ресурсах.

     ЦРСВЭД  формируется путем загрузки (ввода), преобразования, идентификации и консолидации информации о юридических лицах, получаемой из следующих информационных источников:

  1. Информационные ресурсы, полученные из Федеральной налоговой службы (ФНС России): Единый Государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единый Государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), база данных «Однодневка», а также сведения об ИНН, признанных недействительными. Из информационных ресурсов, полученных из ФНС России, в ЦРСВЭД поступают регистрационные данные юридических лиц – субъектов ВЭД, а также сведения об этих юридических лицах как налогоплательщиках.
  2. Подсистемы ЕАИС таможенных органов: ЦБД ГТД; БД АИС «Правоохрана»; БД МТТ/ВТТ; системы таможенного оформления в части сведений о зарегистрированных участниках ВЭД и лицензий МЭРТ, выданных участникам ВЭД. Из ЕАИС таможенных органов в ЦРСВЭД поступают сведения о выданных лицензиях и свидетельствах, агрегированные сведения по информации о перемещении товаров, сведения о правонарушениях субъектов ВЭД.
  3. Данные НСИ ЕАИС таможенных органов:  реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; справочники «Таможенные органы России и их структурные подразделения», «Список уполномоченных банков», «Перевозчики, допущенные к процедуре МДП», «Перевозчики – нарушители конвенции МДП».

     В ЦРСВЭД регистрируются сведения о следующих  категориях юридических лиц:

  1. Российские юридические лица, осуществляющие перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации в ролях отправителя, получателя, контрактодержателя, декларанта, доверителя. Информация об этих лицах и их ролях поступает в АИС ЦРСВЭД из ЦБД ГТД (главный лист электронной копии ГТД). Информация о российских юридических лицах, выступающих в роли перевозчиков, поступает также из базы данных транзитных деклараций.
  2. Российские юридические лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела в ролях таможенного перевозчика, владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада, таможенного брокера.
  3. Лица, зарегистрированные в качестве участников ВЭД в справочнике «Участники ВЭД» таможенных органов.
  4. Российские юридические лица, информация о правонарушениях которых поступает в АИС ЦРСВЭД из АИС «Правоохрана».
  5. Таможенные органы. Источником информации о таможенных органах является справочник «Таможенные органы России и их структурные подразделения» НСИ ЕАИС таможенных органов.
  6. Банки. Источником информации о банках является справочник «Список уполномоченных банков» НСИ ЕАИС таможенных органов.
  7. Прочие лица, юридические и физические, чья деятельность связана с деятельностью субъектов ВЭД и представляет интерес для таможенных органов:
  8. Учредители субъектов ВЭД – российские и иностранные юридические лица, российские физические лица. Информация об учредителях поступает в АИС ЦРСВЭД из базы данных ЕГРЮЛ.
  9. Руководители и представители организаций – юридических лиц. Информация о них поступает в АИС ЦРСВЭД из баз данных ЕГРЮЛ и ЕГРН.
  10. Поручители, залогодатели, гаранты обеспечения уплаты таможенных платежей для субъектов ВЭД, страховщики субъектов ВЭД.
  11. Учетные записи о субъектах ВЭД и таможенных органах создаются в ЦРСВЭД на основании упоминаний о субъектах ВЭД и таможенных органах во внутренних информационных источниках ФТС России – ЦБД ГТД, реестрах НСИ.

Информация о работе Применение системы управления рисками в таможенном деле