Применение практических методов разработки управленческих решений в организации (на конкретном примере )

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении теоретических основ принятия управленческих решений и методов его разработки, а также практическое применение этих методов на конкретном примере.

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы методов разработки управленческих решений 5
1.1.Понятие и классификация управленческих решений 5
1.2.Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений 8
1.3.Методы разработки управленческих решений 12
1.4. Понятие и порядок построения «дерева решений» 18
2. Использование метода «дерево решений» для снижения кредитного риска на примере ОАО «Банк Москвы» 25
2.1. Характеристика ОАО " Банка Москвы" 25
2.2 Анализ кредитоспособности клиента при помощи методики дерева решений 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

кур.docx

— 137.18 Кб (Скачать)

     Санкт-Петербургский  государственный аграрный университет 
 
 
 

     Кафедра менеджмента

     Дисциплина: «Управленческие решения» 

     Курсовая  работа 

     На  тему: «Применение практических методов разработки управленческих решений в организации  
(на конкретном примере )
» 
 
 
 
 
 

     Выполнила: студент-заочник

     5 курса факультета заочного обучения

     Экономического  отделения

     Специальность: менеджмент

     Шифр: 06814010

     Ф.И.О. Мельничук В.Н. 
 
 
 
 

     г. Пушкин

     2011 г.

Содержание

Введение 3

1. Теоретико-методологические  основы методов разработки управленческих решений 5

1.1.Понятие и классификация управленческих решений 5

1.2.Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений 8

1.3.Методы  разработки управленческих решений 12

1.4. Понятие и порядок построения «дерева решений» 18 

2. Использование метода «дерево решений» для снижения кредитного риска на примере ОАО «Банк Москвы» 25

2.1. Характеристика ОАО " Банка Москвы" 25

2.2 Анализ кредитоспособности клиента  при помощи методики дерева  решений 28 

Заключение 31

Список  использованной литературы 33 
 

 

Введение

     Принятие  решений является важнейшей функцией управления, успешное осуществление  которой обеспечивает достижение организацией ее целей. Неумение качественно и  рационально осуществлять этот процесс, отсутствие в организации механизма  его осуществления характерно для  большинства фирм и предприятий, государственных учреждений и органов. Успех организации, в какой бы сфере она ни функционировала, во многом зависит от умения принимать  управленческие решения. Тем более  это важно для России, где большинство  организаций проходят первые этапы  своего развития в рыночных условиях, и очень важно, какую технологию принятия решений они выбирают. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.

     Рациональный  выбор управленческого решения  осуществляется с использованием различных  методов. В литературе данная тема рассматривается  такими авторами, как М.Мэскон, П.Друкер, Герчикова И.Н и др. Однако на практике система методов принятия управленческих решений до сих пор формируется. В качестве примера в курсовой работе был использован метод дерева решений. Сущность метода, а также принципы и особенности построения дерева решений исследуются в работах М.Мескона, М.Альберта, Ф Хедоури, М. Эддоуса, Р.Стэнсфилда, А.Кабушкина, Н. Елмановой и др.

     Однако  в целом в отечественной науке  еще не сформирована теоретико-методологическая база разработки управленческих решений  методом дерева решений. Работы, посвященные  рассмотрению вопросов теории и методологии, практически отсутствуют, в большинстве  работ рассматриваются частные  случаи, в том числе по автоматизации  метода.

     Цель работы состоит в изучении теоретических основ принятия управленческих решений и методов его разработки, а также практическое применение этих методов на конкретном примере.

     Таким образом, объектом исследования выступают управленческие решения и практические методы их разработки.

     Предметом исследования является их практическое применение на примере выбранной в курсовой работе фирмы.

     Задачами работы выступают:

  1. изучение теоретических основ и сущности управленческих решений
  2. рассмотрение основных видов методов разработки управленческих решений
  3. разработка управленческого решения конкретной фирмы с использованием рассмотренных в работе методов

     Методологической  базой работы послужил метод теоретического анализа.

 

1. Теоретико-методологические основы методов разработки управленческих решений

    1. Понятие и классификация управленческих решений

     Решение - центральный момент всего процесса управления1.

     Управленческое  решение занимает  центральное  место в процессе управления. Теория принятия решения как самостоятельное  научное направление берет свое начало с работ американских ученых Дж. фон Неймана и О. Моргенштерна. Эти авторы издали в 1944 году небольшую книгу, посвященную разработанной ими теории игр и теории полезности, предложив тем самым первые формализованные модели действия человека в процессе принятия решений.

     Многие  авторы определяют решение как акт  выбора. М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури  определяют решение как выбор  альтернативы2. В. А. Беспалов считает, что "управленческое решение – это акт творческой деятельности по целенаправленному анализу ситуации, а также по альтернативному выбору и реализации путей, методов и средств полного разрешения проблемы в соответствии с общей стратегией"3.

     Общим для различных определений моментом является то, что решение – это выбор одной из возможных альтернатив. Процессы принятия управленческих решений являются центральным звеном управленческой деятельности, пронизывают все функции управления.

     М.Мэскон выделяет следующие виды решений:

  1. Организационные решения – выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Целью организационного решения является обеспечение достижения поставленных перед организацией задач. Организационные решения можно классифицировать как запрограммированные и незапрограммированные решения.
    • Запрограммированные решения - результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предприняли при решении математических уравнений. Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.
    • Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые в определенной мере новые, внутренне неструктурированны или сопряжены с неизвестными фактами. К числу незапрограммированных решений можно отнести решения типа:
      • какими должны быть цели организации?
      • как улучшить продукцию?
  2. Компромиссы. Эффективно работающий руководитель понимает и принимает как факт то, что выбранная им альтернатива может иметь недостатки, возможно значительные. Он принимает данное решение, поскольку с учетом всех факторов оно представляется намного желательным с точки зрения конечного эффекта.
  3. Интуитивное решение - выбор, сделанный на основе ощущения того, что он правильный. Лицо, принимающее решение не нуждается в понимании ситуации, человек просто делает выбор.
  4. Решения, основанные на суждении – выбор, обусловленный знанием или опытом.
  5. Рациональные решения

     В управлении принятие решений – более  систематизированный процесс, чем  в частной жизни. Это связано  с много большей ответственностью. Менеджеры принимают решения, связанные  со многими людьми и с большой  материальной ответственностью. Поэтому  они не могут принимать непродуманных  решений.

     В различных организациях различные  решения могут приниматься как  одним человеком, так и коллегиально. Это зависит от уровня решения, от структуры организации, уровня делегирования  полномочий.

     Г.Я. Гольдштейн классифицирует многообразие решений по следующим признакам:

     - по объекту решения (ориентированные на цели или средства, основополагающие структурные или ситуационные);

     - по надежности исходной информации (на основе надежной информации, рисковые и ненадежные);

     - по срокам действия последствий  (долго-, средне-, краткосрочные);

     - по связи с иерархией планирования (стратегические, тактические, оперативные);

     - по частоте повторяемости (случайные,  повторяющиеся, рутинные);

     - по производственному охвату (для всей фирмы, узкоспециализированные);

     - по числу решений в процессе их принятия (статические, динамические, одно- и многоступенчатые);

     - по ЛПР (единоличные, групповые, со стороны менеджеров, со стороны исполнителей);

     - по учету изменения данных (жесткие,  гибкие);

     - по независимости (автономные, дополняющие  друг друга);

     - по сложности (простые и сложные)4.

     При выборе управленческого решения  к нему предъявляются следующие  требования: обоснованность решения; оптимальность  выбора; правомочность решения; краткость  и ясность; конкретность во времени; адресность к исполнителям; оперативность  выполнения5. 

 

    1. Содержание  и стадии процесса принятия управленческих решений

     Рациональные  решения классически рассматриваются  в разрезе следующих основных этапов6:

  1. Диагностика проблемы. Первый шаг- определение и диагноз, полный и правильный. Проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать требующую внутреннюю и внешнюю информацию.

     К примеру, мастер может установить, что  производительность его участка  ниже нормы. Это будет реактивное управление, его необходимость очевидна. Однако слишком часто руководители рассматривают в качестве проблем  только ситуации, в которых что-то должно произойти, но не произошло. Так  проблему можно рассматривать также  потенциальную возможность.

     Полностью определить проблему зачастую трудно, поскольку все части организации  взаимосвязаны.

     Первая  фаза в диагностировании сложной  проблемы — осознание и установление симптомов затруднений или имеющихся  возможностей.

     Выявление симптомов помогает определить проблему в общем виде. Это способствует также сокращению числа факторов, которые следует учитывать применительно  к управлению.

  1. Формулировка ограничений и критериев принятия решений. Многие возможные решения проблем организации не будут реалистичными, поскольку: либо у руководителя, либо у организации недостаточно ресурсов для реализации принятых решений. Существенным ограничением всех управленческих решений определяется высшим звеном (руководители), суждение полномочий всех членов организации. Критериями принятия решений выступают стандарты, по которым предстоит определить альтернативные варианты выбора, т.е. рекомендации по оценки решений.

     Ограничения варьируются и зависят от ситуации и конкретных руководителей. Некоторые  общие ограничения — это неадекватность средств; недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт; неспособность закупить ресурсы  по приемлемым ценам; потребность в  технологии, еще не разработанной  или чересчур дорогой; исключительно  острая конкуренция; законы и этические  соображения. Как правило, для крупной  организации существует меньше ограничений, чем для мелкой или одолеваемой  множеством трудностей.

     В дополнение к идентификации ограничений, руководителю необходимо определить стандарты по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Эти стандарты принято называть критериями принятия решений. Они выступают в качестве рекомендаций по оценке решений.

  1. Определение альтернатив. Желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы, и тем самым дать возможность организации достичь своей цели.

Информация о работе Применение практических методов разработки управленческих решений в организации (на конкретном примере )