Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 15:53, доклад
Большинство современных технологий менеджмента можно использовать не только в коммерческой сфере, но и в государственном и муниципальном управлении. Новые условия развития общества приводят к тому, что многие методы и приемы менеджмента, доказавшие свою результативность в коммерческом секторе, постепенно переносятся в практику регионального и муниципального управления. В результате различия между менеджментом коммерческих и государственных организаций уменьшаются. Большинство подходов, конкретных приемов и технологий успешного менеджмента актуальны сегодня не только для коммерческих фирм, но и для органов государственного управления. В последнее время во всем мире отмечается изменение модели менеджмента в государственной службе в целом и в региональном и муниципальном управлении в частности. Эти изменения в определенной степени совпадают с изменениями менеджмента в коммерческих организациях.
Повышение эффективности
деятельности любой организации
лежит в основе движения вперед,
в основе любого реформирования и
реструктуризации. Концепция повышения
эффективности деятельности, столь
понятная в рамках коммерческой организации,
не всегда в полном объеме может применяться
к деятельности организации общественного
сектора.
В то же время
зарубежный опыт показывает необходимость
широкого использования в общественном
секторе подходов, повышающих эффективность
использования бюджетных средств. В этой
связи определенный интерес вызывает
концепция Value for money ("ценность за деньги"),
широко используемая в практике деятельности
организаций общественного сектора в
Великобритании и некоторых других стран.
Этот термин во всех государственных организациях
Великобритании стал ключевым в контексте
повышения продуктивности их работы. Смысл
термина Value for money состоит в том, что в каждом
конкретном случае использование бюджетных
средств происходит сравнение количества
потраченных средств и приобретенного
в связи с этим полезного эффекта (результата).
Таким образом, Value for money - это своего рода
концепция повышения эффективности расходования
бюджетных средств. Она нашла свое применение
не только в бюджетных, но и в коммерческих
организациях, реализуясь в таких процессах,
как реинжиниринг бизнес процессов и бенчмаркинг.
Оценка эффективности
в общественном секторе имеет
большее число уровней
Есть определенные
виды активности, где подходы к
оценке эффективности почти такие
же, как и в коммерческих организациях.
Так, например, департамент дорожного
или жилищного строительства может оценивать
эффективность собственной деятельности,
напрямую соотнося ресурсы и результат
своей деятельности. В то же время работу
таких организаций, как библиотека, или
отдел планирования труднее оценить в
терминах эффективности, здесь более подходят
оценки, основанные на степени социальной
значимости выполняемых функций и на качестве
предоставляемых услуг.
Одним из новых
методов повышения
Бенчмаркинг есть
систематический процесс
Бенчмаркинг - термин,
который первоначально
В основе бенчмаркинга
лежит концепция непрерывного совершенствования
деятельности, которое предусматривает
непрерывный цикл планирования, координации,
мотивации и оценки действий с
целью устойчивого улучшения
деятельности организации.
Основное содержание
бенчмаркинга состоит не столько в том,
чтобы определить, насколько другие организации
оказались успешнее, сколько выявить факторы
и методы работы, которые позволили достичь
более высоких результатов. Можно выделять
конкурентный и функциональный бенчмаркинг.
Конкурентный бенчмаркинг рассматривает
изделия, услуги, и процессы работы прямых
конкурентов организации. Функциональный
бенчмаркинг рассматривает изделия, услуги,
и процессы работы организаций, не являющихся
прямыми конкурентами данной организации.
Данные о самом
лучшем в мире опыте производства
продукции или процессе обслуживания
иногда трудно выявить в силу того,
что исчерпывающая информация требует
весьма высоких затрат. Поэтому бенчмаркинг
часто использует информацию об организациях,
которые просто оказались лучшими по тем
или иным параметрам. В последующем могут
быть выявлены новые лучшие образцы, и
бенчмаркинг приобретает характер непрерывного
процесса постоянных усовершенствований.
В отечественной
практике прошлых лет бенчмаркинг
более известен как использование передового
опыта лучших предприятий в рамках соцсоревнования.
Однако имеются важные отличия бенчмаркинга,
используемого в рыночных условиях, от
внедрения передового опыта в рамках соцсоревнования,
используемого в условиях централизованной
экономики.
Первое отличие:
соцсоревнование, как правило, навязывало
лучшие образцы сверху, а бенчмаркинг
проводится на инициативной основе.
Второе: бенчмаркинг
использует передовой опыт не только
аналогичных предприятий, но и предприятий
из других отраслей и сфер.
Третье: бенчмаркинг
не ищет самых лучших образцов для
подражания, ему достаточно использовать
опыт деятельности, который по тем
или иным параметрам оказался лучше
и на этой основе проводить улучшение
собственной деятельности.
Четвертое: бенчмаркинг
осуществляется, как правило, непрерывно,
каждый раз после внедрения тех
или иных новшеств проводится новый
поиск лучших образцов для передачи
передового опыта.
Классическим
примером, широко растиражированным
в западной литературе по менеджменту,
стал бенчмаркинг фирмы "Ксерокс".
В начале 1980 - х годов подразделение этой
фирмы, занятое дистрибьюцией, столкнулось
с низкой эффективностью выполнения складских
функций. Ксерокс целенаправленно изучил
практику организации складских работ
в различных компаниях и остановился на
компании L.L. Bean, в которой складские операции
выполнялись весьма эффективно с использованием
передовых информационных технологий.
Параметры складируемых единиц хранения
у этих двух компаний были схожими, что
давало основание применить в Ксероксе
опыт организации складской деятельности
L.L. Bean. Главным преимуществом L.L. Bean было
то, что она на основе безбумажной технологии
организовала выполнение всех складских
операций в автоматизированном режиме
и на этой основе добилась значительного
снижения затрат. Реализация тех же подходов
и использование аналогичных информационных
технологий позволили Ксероксу существенно
повысить эффективность складских операций.
Интересен этот пример прежде всего тем,
что Ксерокс самостоятельно организовала
изучение опыта других компаний, выбрала
из них наиболее приемлемый, затем вычленила
основные факторы, позволившие L.L. Bean достичь
значительных показателей в своей деятельности,
а затем с успехом внедрила успешный опыт
L.L. Bean в собственную практику.
Бенчмаркинг нашел
свое применение не только в коммерческих
предприятиях, но и в государственном
управлении. Национальные и местные
правительства многих стран мира
ищут способы уменьшить расходы,
увеличить эффективность
Примеров бенчмаркинга
в практике деятельности государственных
организаций достаточно много. Государственные
высшие учебные заведения применяют методы
управления, позаимствованные из частного
сектора. К числу таких методов относится
ориентация на потребителя, постоянное
совершенствование бизнес процессов,
маркетинг образовательных услуг и пр.
Так, например, опыт маркетинговой деятельности
торговых фирм, распространяющих товары
широкого спроса, используется в маркетинге
образовательных услуг государственных
учебных заведений, в стратегическом планировании
развития вузов могут использоваться
те же приемы, которые используются при
стратегическом планировании развития
коммерческих фирм и т.д. Армия США в подборе
рекрутов широко использует телевизионную
рекламу, основные приемы которой заимствуются
из рекламы потребительских товаров.
Для органов
регионального управления наибольший
интерес представляет пример деятельности
Аудиторской Комиссии в Великобритании.
Она осуществляет постоянный мониторинг
качества менеджмента местных органов
власти, а также организаций
Бенчмаркинг представляет
собой успешную управленческую технологию,
которую целесообразно
Одним из возможных
подходов к использованию бенчмаркинга
является участие в различных
рейтингах и оценках качества
систем управления. Любое общественное
признание, основанное на результатах,
достигнутых в процессе открытого и гласного
соревнования, может способствовать повышению
качества государственного управления.
Оценка качества регионального или муниципального
управления или государственной организации,
выполненная независимыми комиссиями
или общественными организациями и получившая
общественное признание, содействует
повышению качества управления в государственных
и муниципальных органах управления. Любые
общественные оценки, рейтинги и общественные
конкурсы делают процесс государственного
и муниципального управления более прозрачным
и эффективным. В связи с этим на первых
этапах использования бенчмаркинга в
отечественной практике государственного
и муниципального управления целесообразно
организовать разнообразные конкурсы
и рейтинги органов местного управления
и самоуправления, а также оценки качества
использования бюджетных средств в различных
сферах регионального и муниципального
управления.
В последнее
время в ряде стран бенчмаркинг
развивается в направлении
Бенчмаркинг может
рассматриваться как
Бенчмаркинг можно
рассматривать как инструмент всеобщего
управления качеством. Этот инструмент
с успехом используется в ряде
корпораций. Бенчмаркингу помогает ориентация
на стандарты управления качеством и прежде
всего, стандарты ISO серии 9000. Эти стандарты
дают всемирно признанный ориентир для
управления качеством. Это дает возможность
при применении бенчмаркинга делать выводы
относительно того, как и в каком направлении
развивать управление и одновременно
дает точку отсчета для оценки системы
управления. Выполнение стандартов ISO
9000 не только в коммерческих, но и в государственных
организациях, в том числе в органах регионального
и муниципального управления, - важный
шаг к повышению эффективности их работы.
В настоящее время система Всеобщего управления
качеством достаточно широко применяется
в деятельности коммерческих организаций
всех стран мира. Думается, что все основные
подходы, используемые во Всеобщем управлении
качеством, с успехом могут применяться
в деятельности местных органов власти.