Применение научных подходов к разработке управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение научного подхода в принятии управленческого решения.
Объектом исследования выступают научные подходы как аспекты менеджмента.

Содержание

4.1. Применение научных подходов к разработке управленческих решений 1
Системный подход. 2
Комплексный подход. 2
Интеграционный подход. 2
Маркетинговый подход. 2
Функциональный подход. 2
Динамический подход. 3
Воспроизводственный подход. 3
Процессный подход. 3
Нормативный подход. 3
Количественный подход. 4
Административный подход. 4
Поведенческий подход. 4
Ситуационный подход. 4

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 179.86 Кб (Скачать)

ПРИМЕНЕНИЕ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ В РАЗРАБОТКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 1

4.1. Применение научных подходов к разработке управленческих решений 1

Системный подход. 2

Комплексный подход. 2

Интеграционный подход. 2

Маркетинговый подход. 2

Функциональный подход. 2

Динамический подход. 3

Воспроизводственный подход. 3

Процессный подход. 3

Нормативный подход. 3

Количественный подход. 4

Административный подход. 4

Поведенческий подход. 4

Ситуационный подход. 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Принятие решений является неотъемлемой частью деятельности человека в любой  сфере: политической, экономической, культурной, личной жизни и т.д. Существенным отличительным признаком управленческого  решения является то, что оно принимается  при наличии назревшей проблемы. А поскольку такие проблемы возникают  при управлении любым объектом (промышленным предприятием, банком или государственным  учреждением) постоянно, то функция  принятия решений заключается в  постоянном решении в процессе управления той или иной задачи.

Процесс принятия решений  – это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации  и заключающихся в анализе  ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его  выполнения.

Принятие управленческого  решения – это выбор того, как  и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Образно говоря, принятие решений можно назвать «центром», вокруг которого вращается жизнь  организации.

Ответственность за принятие важных решений – тяжелое моральное  бремя, что особенно ярко проявляется  на высших уровнях управления. Поэтому  руководитель, как правило, не может  принимать непродуманных решений.

Стоит отметить, что процесс  разработки и принятие управленческих решений может существенно различаться  в зависимости от специфики области  деятельности, в которой принимается  управленческое решение.

Целью данной работы является изучение научного подхода в принятии управленческого решения.

Объектом исследования выступают  научные подходы как аспекты  менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕНЕНИЕ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ В РАЗРАБОТКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Применение научных подходов к  разработке управленческих решений

Эффективность и качество управленческого  решения определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения  проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Однако в настоящее время к  менеджменту применяют только некоторые  научные подходы и принципы. Это  можно объяснить «узостью» понятия «менеджмент», отсутствием в нём цели управляющей подсистемы (коллективы, индивидуумы) - обеспечение конкурентоспособности объекта на конкретном рынке. Если руководствоваться «широким» понятием «менеджмента», то автоматически добавляются комплексный, функциональный, динамический, интеграционный подходы, которые приметаются в настоящее время при управлении качеством и экономичностью продукции.

Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов:

  • Системного;
  • Комплексного;
  • Интеграционного;
  • Маркетингового;
  • Функционального;
  • Динамического;
  • Воспроизводственного;
  • Процессного;
  • Нормативного;
  • Количественного (математического);
  • Административного;
  • Поведенческого;
  • Ситуационного.

Каждый из перечисленных подходов отражает или характеризует один из аспектов менеджмента.

Они не являются синонимами, не дублируют, а дополняют друг друга, что подтверждает сравнение их содержания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Системный подход

Системный подход - это направление методологии специально научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной  стратегии их изучения.

Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. При определении понятия системы необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др.

Основные свойства систем:

        1. целостность (принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого; зависимость каждого от его места, функций и т.д. внутри целого);
        2. структурность (возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры);
        3. взаимозависимость структуры и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия);
        4. иерархичность (каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой, глобальной системы);
        5. множественность описания каждой системы (в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы);
        6. непрерывность функционирования и развития;
        7. стремление к состоянию равновесия и устойчивости;
        8. стремление к дифференциации и мобильности.

Важнейшие принципы системного подхода (системного анализа):

          1. процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;
          2. необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;
          3. необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения

цели;

          1. цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы (программы);
          2. восхождение от абстрактного к конкретному;
          3. единство анализа и синтеза, логического и исторического;
          4. выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия;
          5. рассмотрение системы с позиции «черного ящика» и др.

Рассмотрим элементы принципа «черный  ящик» системного подхода (рис. 4.1.)


Рис. 4.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода

Вход системы характеризуется параметрами проблемы, которые необходимо решить по конкретным рынкам (требования потребителей, результаты сегментации, качество объекта, объемы продаж, сроки поставок, цены и т.п.).

На выходе системы - решение, выраженное количественно или качественно, имеющее определенную степень адекватности и вероятность реализации, степень риска достижения запланированного результата.

К компонентам «внешней среды» системы относятся факторы макро- и микросреды фирмы, инфраструктуры региона, влияющие на качество управленческого решения. К этим факторам относятся международная интеграция, политическая ситуация в стране, экономика, техническое состояние, социально-демографические, природно-климатические, культурные и другие факторы страны, факторы инфраструктуры региона (рыночная инфраструктура, мониторинг окружающей среды, социальная инфраструктура, промышленность, транспорт, связь и др.), факторы, характеризующие конкретные связи фирмы (лица, принимающего решение) с другими фирмами, организациями, посредниками, конкурентами и т.д.

Обратная связь характеризует различную информацию, поступающую от потребителей к лицу, принявшему решение (к «процессу»), или к лицу, от которого поступила информация по решению проблемы («вход»). Поступление информации обратной связи может быть связано с некачественным решением, дополнительными требованиями потребителей об уточнении или доработки решения, появлением нововведений, «ноу-хау» и другими факторами.

При применении системного подхода  на основе маркетинговых исследований сначала формируются параметры выхода - товара или услуги: что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки, кому продавать и по какой цене. На эти вопросы ответы даются одновременно. Выход должен быть конкурентоспособным по нормативам.

Затем определяются параметры входа: какие нужны ресурсы и информация для процесса. Потребность в ресурсах и информации прогнозируется после изучения организационно-технического уровня производства системы (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (политической, экономической, технологической, социально-демографической, культурной среды страны и инфраструктуры данного региона).

Обратная связь является коммуникационным каналом от потребителей системы («выхода») к изготовителю товара и поставщикам («входа») системы. При изменении  требований потребителей к товару, параметров рынка, появлении организационно-технических новинок «вход» системы и сама система должны отреагировать на эти изменения и внести соответствующие изменения в параметры функционирования.

Для обеспечения конкурентоспособности  товара необходимо, чтобы:

            1. результаты маркетинговых исследований гарантировали высшие мировые достижения к моменту поставки товара потребителю (другими словами - должен быть высококачественный прогноз параметров «выхода» системы;
            2. «вход» системы был отличного качества;
            3. внешняя среда способствовала нормальному протеканию процессов в системе;
            4. организационно-технический уровень системы смог переработать качественный «вход» системы в качественный «выход».

В данном примере в виде системы  может выступать любая фирма, ее подразделение, отдел, машина и т.д. Для обеспечения высокого качества «выхода» системы сначала необходимо обеспечить высокое качество «входа», а затем высокое качество процесса и внешней среды. Если, например, качество «входа» машиностроительного предприятия удовлетворительное, то какие бы ни были на предприятии технология, оборудование, кадры и т.д., качество «выхода» тоже будет удовлетворительным. Если качество «входа» отличное, а качество процесса удовлетворительное, то и качество «выхода» будет удовлетворительным, то есть оценка качества «выхода» равна низшей оценке предыдущих элементов. При этом, сначала формируются требования к «выходу» системы, затем - к «входу» и внешней среде и только потом - к процессу. Другими словами: прежде чем предъявлять требования к коллективу, изучите качество поступающих документов, информации, внешнюю по отношению к коллективу среду, т.е. отработайте «вход» системы, отрегулируйте (если это возможно) отношения с внешней средой и только потом приступайте к повышению качества процесса.

Системный подход - главный принцип построения, функционирования и развития любых систем (объектов).

Применяя системный подход можно  строить дерево показателей эффективности  товара. Дерево показателей эффективности  каждого вида товара имеет свои особенности, и его построение представляет огромную трудность.

Вместе с тем построение дерева показателей позволит значительно  повысить качество системы менеджмента.

 

 

 

 

 

Комплексный подход

При применении комплексного подхода  должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет решена. К сожалению, на практике редко соблюдается это требование. Например, при строительстве новых предприятий социальные вопросы откладывают «на потом», из-за чего объект либо совсем не вводится, либо используется частично. При проектировании новых орудий труда показателям экологичности уделяется второстепенное внимание, поэтому они сразу становятся неконкурентоспособными. При формировании новых коллективов или реорганизации структур редко учитываются социальные и психологические аспекты. При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи.

Информация о работе Применение научных подходов к разработке управленческих решений