Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:39, курсовая работа
Целью данной работы является изучение научного подхода в принятии управленческого решения.
Объектом исследования выступают научные подходы как аспекты менеджмента.
4.1. Применение научных подходов к разработке управленческих решений 1
Системный подход. 2
Комплексный подход. 2
Интеграционный подход. 2
Маркетинговый подход. 2
Функциональный подход. 2
Динамический подход. 3
Воспроизводственный подход. 3
Процессный подход. 3
Нормативный подход. 3
Количественный подход. 4
Административный подход. 4
Поведенческий подход. 4
Ситуационный подход. 4
ПРИМЕНЕНИЕ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ В РАЗРАБОТКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 1
4.1. Применение научных подходов к разработке управленческих решений 1
Системный подход. 2
Комплексный подход. 2
Интеграционный подход. 2
Маркетинговый подход. 2
Функциональный подход. 2
Динамический подход. 3
Воспроизводственный подход. 3
Процессный подход. 3
Нормативный подход. 3
Количественный подход. 4
Административный подход. 4
Поведенческий подход. 4
Ситуационный подход. 4
Введение
Принятие решений является неотъемлемой
частью деятельности человека в любой
сфере: политической, экономической, культурной,
личной жизни и т.д. Существенным
отличительным признаком
Процесс принятия решений
– это циклическая
Принятие управленческого решения – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.
Принятие решений является
важной частью любой управленческой
деятельности. Образно говоря, принятие
решений можно назвать «
Ответственность за принятие
важных решений – тяжелое моральное
бремя, что особенно ярко проявляется
на высших уровнях управления. Поэтому
руководитель, как правило, не может
принимать непродуманных
Стоит отметить, что процесс
разработки и принятие управленческих
решений может существенно
Целью данной работы является изучение научного подхода в принятии управленческого решения.
Объектом исследования выступают научные подходы как аспекты менеджмента.
ПРИМЕНЕНИЕ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ В РАЗРАБОТКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Применение научных подходов к разработке управленческих решений
Эффективность и качество управленческого
решения определяется, прежде всего,
обоснованностью методологии
Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов:
Каждый из перечисленных подходов отражает или характеризует один из аспектов менеджмента.
Они не являются синонимами, не дублируют, а дополняют друг друга, что подтверждает сравнение их содержания.
Системный подход
Системный подход - это направление методологии специально научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.
Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения.
Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. При определении понятия системы необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др.
Основные свойства систем:
Важнейшие принципы системного подхода (системного анализа):
цели;
Рассмотрим элементы принципа «черный ящик» системного подхода (рис. 4.1.)
Рис. 4.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
Вход системы характеризуется параметрами проблемы, которые необходимо решить по конкретным рынкам (требования потребителей, результаты сегментации, качество объекта, объемы продаж, сроки поставок, цены и т.п.).
На выходе системы - решение, выраженное количественно или качественно, имеющее определенную степень адекватности и вероятность реализации, степень риска достижения запланированного результата.
К компонентам «внешней среды» системы относятся факторы макро- и микросреды фирмы, инфраструктуры региона, влияющие на качество управленческого решения. К этим факторам относятся международная интеграция, политическая ситуация в стране, экономика, техническое состояние, социально-демографические, природно-климатические, культурные и другие факторы страны, факторы инфраструктуры региона (рыночная инфраструктура, мониторинг окружающей среды, социальная инфраструктура, промышленность, транспорт, связь и др.), факторы, характеризующие конкретные связи фирмы (лица, принимающего решение) с другими фирмами, организациями, посредниками, конкурентами и т.д.
Обратная связь характеризует различную информацию, поступающую от потребителей к лицу, принявшему решение (к «процессу»), или к лицу, от которого поступила информация по решению проблемы («вход»). Поступление информации обратной связи может быть связано с некачественным решением, дополнительными требованиями потребителей об уточнении или доработки решения, появлением нововведений, «ноу-хау» и другими факторами.
При применении системного подхода на основе маркетинговых исследований сначала формируются параметры выхода - товара или услуги: что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки, кому продавать и по какой цене. На эти вопросы ответы даются одновременно. Выход должен быть конкурентоспособным по нормативам.
Затем определяются параметры входа: какие нужны ресурсы и информация для процесса. Потребность в ресурсах и информации прогнозируется после изучения организационно-технического уровня производства системы (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (политической, экономической, технологической, социально-демографической, культурной среды страны и инфраструктуры данного региона).
Обратная связь является коммуникационным каналом от потребителей системы («выхода») к изготовителю товара и поставщикам («входа») системы. При изменении требований потребителей к товару, параметров рынка, появлении организационно-технических новинок «вход» системы и сама система должны отреагировать на эти изменения и внести соответствующие изменения в параметры функционирования.
Для обеспечения
В данном примере в виде системы может выступать любая фирма, ее подразделение, отдел, машина и т.д. Для обеспечения высокого качества «выхода» системы сначала необходимо обеспечить высокое качество «входа», а затем высокое качество процесса и внешней среды. Если, например, качество «входа» машиностроительного предприятия удовлетворительное, то какие бы ни были на предприятии технология, оборудование, кадры и т.д., качество «выхода» тоже будет удовлетворительным. Если качество «входа» отличное, а качество процесса удовлетворительное, то и качество «выхода» будет удовлетворительным, то есть оценка качества «выхода» равна низшей оценке предыдущих элементов. При этом, сначала формируются требования к «выходу» системы, затем - к «входу» и внешней среде и только потом - к процессу. Другими словами: прежде чем предъявлять требования к коллективу, изучите качество поступающих документов, информации, внешнюю по отношению к коллективу среду, т.е. отработайте «вход» системы, отрегулируйте (если это возможно) отношения с внешней средой и только потом приступайте к повышению качества процесса.
Системный подход - главный принцип построения, функционирования и развития любых систем (объектов).
Применяя системный подход можно строить дерево показателей эффективности товара. Дерево показателей эффективности каждого вида товара имеет свои особенности, и его построение представляет огромную трудность.
Вместе с тем построение дерева показателей позволит значительно повысить качество системы менеджмента.
Комплексный подход
При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет решена. К сожалению, на практике редко соблюдается это требование. Например, при строительстве новых предприятий социальные вопросы откладывают «на потом», из-за чего объект либо совсем не вводится, либо используется частично. При проектировании новых орудий труда показателям экологичности уделяется второстепенное внимание, поэтому они сразу становятся неконкурентоспособными. При формировании новых коллективов или реорганизации структур редко учитываются социальные и психологические аспекты. При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи.
Информация о работе Применение научных подходов к разработке управленческих решений