Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 19:13, контрольная работа
На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задачам преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест
Введение………………………………………………………………………..3
Причины безработицы и ее формы…………………………………………...4
Определение полной занятости……………………………………………….7
Безработица как социально – экономическое явление……………………...8
Основные задачи государственного регулирования на рынке труда……..10
Политика занятости и регулирования рынка труда…………………………11
Государственная система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе……………………………………………....14
Заключение……………………………………………………………………..19
Список используемой литературы……………………………………………21
Политика занятости и регулирования рынка труда
Согласно российскому закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В
современных условиях исходным постулатом
стратегии занятости в
В
“Федеральной целевой программе
содействия занятости населения
РФ на
1998-2000 год” предусмотрена необходимость
обеспечения в ближайшей перспективе
взвешенности в политике занятости с тем,
чтобы, с одной стороны, не допустить массовой
безработицы, а с другой, - не препятствовать
высвобождению излишней рабочей силы
в связи со структурной перестройкой экономики.
Политика
на рынке труда в ближайшем
периоде будет направлена на: обеспечение
прогрессивных сдвигов в
К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению проблем занятости относится: преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости; экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда; оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере; разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда; развитие гибких форм занятости; последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения; дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы; улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, зарплаты и использования рабочего времени; сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест; проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда; развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду
Государственное
регулирование рынка труда
На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:
1.
Согласование финансово –
2.Согласование
социальной, демографической, миграционной
политик с целями и
3.
Политика трудоустройства и
Министерства труда и социального развития,
в том числе службы занятости и других
структур. Основой данного блока является
политика Министерства труда и социального
развития (службы занятости) на рынке труда.
Государственная система занятости: структура, основные
направления развития на современном этапе
В
основе государственной системы
занятости лежит сеть служб и
фондов занятости различных уровней.
На федеральном уровне - это Государственный
Фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом
из субъектов Федерации существуют региональные
или республиканские фонды и службы занятости,
а в городах и населенных пунктах, а также
в крупных сельских пунктах существую
местные службы занятости. Структурные
подразделения федеральной службы занятости
подчиняются соответствующим вышестоящим
органам и органам исполнительной власти.
Функции, права, обязанности службы занятости
нацелены на проведение мероприятий по
ее увеличению.
Органы службы занятости на безвозмездной основе предоставляют органам государственной статистики, налоговым органам и получают от них сведения, необходимые для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.
Органы служб занятости на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.
Взаимодействие
служб занятости с
Служба
занятости наделена широким кругом
прав и обязанностей:
- анализировать и прогнозировать состояние
рынка труда;
- вести учет свободных рабочих мест и
граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
- информировать обращающихся работников
и работодателей о возможности получения
работы и обеспечения рабочей силы;
- оказывать гражданам помощь в подборе
подходящей работы, а работодателям в
подборе необходимых работников;
- организовывать профессиональную подготовку,
переподготовку и повышение квалификации
граждан в учебных заведениях службы занятости
и других учебных заведениях;
- оказывать услуги в профессиональной
ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым
работником и другим категориям населения;
- регистрировать безработных и оказывать
им помощь в пределах своей компетенции;
- разрабатывать республиканские и региональные
программы занятости;
- подготавливать предложения об использовании
труда иностранных работников, привлекаемых
на основе межправительственных соглашений;
- оплачивать стоимость профессиональной
подготовки и переподготовки, если трудоустройство
требует получение новой профессии, также
выплачивается стипендия за период учебы;
- выдавать, в соответствии с законом, пособие
по безработице, устанавливать к ним надбавки
с учетом иждивенцев и других обстоятельств;
- публиковать статистические данные о
состоянии рынка труда.
Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств ГФЗН, которые являются государственной федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении и распоряжении Госкомстата РФ, а также его территориальных органов.
Кроме того, служба занятости имеют право хранить средства ГФЗН на депозитных счетах ЦБ РФ и приобретать краткосрочные государственные ценные бумаги. Доходы от такой деятельности, поступающие в фонд занятости, освобождаются от налогообложения и направляются на цели социальной защиты населения
Средства
фонда занятости направляются на:
- оплату расходов по профессиональной
ориентации, профессиональной подготовки
и переподготовки безработных, включая
выплату им стипендий;
- организацию общественных работ;
- выплату пособий по безработице и материальной
помощи;
- возмещение затрат пенсионному фонду
в связи с назначением досрочных пенсий
безработным;
- мероприятия по созданию и сохранению
рабочих мест;
- расходы по анализу рынка труда, разработке
программ занятости, информационного
обеспечения, рекламы, научно - исследовательской
деятельности и на содержание органов
занятости.
Федеральная служба занятости, имея централизованное финансирование, оказывает услуги бесплатно как гражданам, так и работодателям, пропагандируя их сведения о вакансиях.
Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.
Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения ( ГФЗН ) используются в полной мере ( с необходимым переходящим остатком ), а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию.
Государственный сектор экономики в настоящее время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся организационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а следовательно: снижению спроса на рабочую силу.
Широкое распространение получила неполная занятость, вынужденные отпуска. В связи с банкротством предприятий происходит массовое высвобождение работников.
Повышаются требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на работу. Сокращается возможность трудоустройства молодежи; женщин; пенсионеров; инвалидов; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; выпускников учебных заведений.
Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости.
Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.
Долгосрочные прогнозы и концепции развития трудовой сферы ещё нуждаются в разработке. Но предварительно можно предположить, что в после кризисной перспективе большинство отклонений российской ситуации от положения в развитых странах должно быть постепенно сглажено. Восстановятся тенденции роста занятости в прогрессивных отраслях экономики. Продолжится рост занятости в сфере услуг. Сократится занятость в добывающей промышленности, сельском хозяйстве. Соотношение уровней заработной платы изменится в пользу прогрессивных отраслей. Безработица сохранится примерно на нынешнем уровне, однако характер её изменится: станет меньше безработных специалистов, больше незанятых малоквалифицированных рабочих. В случае проведения активной политики занятости (и повышение самостоятельной активности людей на рынке труда) можно ожидать повышения эффективности систем переподготовки и трудоустройства безработных и сокращения средних сроков пребывания людей в статусе безработного. Безработица будет носить в основном структурно – технологический и фрикционный характер, увеличиваясь во время циклических спадов производства.