Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 19:13, контрольная работа
На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задачам преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест
Введение………………………………………………………………………..3
Причины безработицы и ее формы…………………………………………...4
Определение полной занятости……………………………………………….7
Безработица как социально – экономическое явление……………………...8
Основные задачи государственного регулирования на рынке труда……..10
Политика занятости и регулирования рынка труда…………………………11
Государственная система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе……………………………………………....14
Заключение……………………………………………………………………..19
Список используемой литературы……………………………………………21
Содержание
Введение…………………………………………………………
Причины безработицы
и ее формы…………………………………………...4
Определение полной
занятости……………………………………………….7
Безработица как
социально – экономическое
Основные задачи
государственного регулирования на
рынке труда……..10
Политика занятости
и регулирования рынка труда………
Государственная
система занятости: структура, основные
направления
развития на современном этапе……………………………………………....14
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………21
На протяжении
многих десятилетий политика управления
трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась
не от интересов человека, а от потребностей,
определяемых общей направленностью экономики
на преимущественно экстенсивный рост.
Она была подчинена задачам преодоления
нехватки кадров, изыскания дополнительных
источников рабочей силы для укомплектования
растущего числа рабочих мест. Это привело
к практически полному исчерпанию трудовых
ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное
хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста
с ограниченной трудоспособностью. В СССР
длительное время существовало такое
явление, как нерациональная сверхзанятость.
При этом на предприятиях и в организациях
имел место раздутый управленческий и
вспомогательный персонал, количество
вакантных рабочих мест в производственной
сфере исчислялось миллионами. Три миллиона
дипломированных специалистов "распределялись"
в СССР ежегодно и число вакантных мест
не уменьшалось.Переход к рыночной экономике
неизбежно привёл к большим переменам
в использовании трудовых ресурсов.
Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица - временная не занятость экономически активного населения. Причины данного явления разнообразны:
1.
Структурные сдвиги в
2.
Экономический спад или
3.
Политика правительства и
4.
Сезонные изменения в уровне
производства в отдельных
5.
Изменения в демографической
структуре населения, в
Исходя из причин безработицы, можно сформулировать её основные формы.
Фрикционная безработица - связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую. причина этой формы безработицы в том, что и люди, и рабочие места неоднородны, и поэтому требуется определённое время для "взаимного поиска".
Структурная безработица - связана с изменением в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала.
Сезонная безработица - связана с неодинаковыми объёмами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растёт, в другие - уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объёмов производства относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство.
Циклическая безработица - связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.
Скрытая
безработица, которая характерна для
отечественной экономики.
Суть её в том, что в условиях неполного
использования ресурсов предприятия,
вызванного экономическим кризисом, предприятия
не увольняют работников, а переводят
на сокращённый режим рабочего времени
(неполная рабочая неделя или рабочий
день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые
отпуска.
Формально таких работников нельзя признать
безработными, однако фактически они являются
таковыми.
Полная
занятость не означает абсолютного
отсутствия безработицы.
Экономисты считают фрикционную и структурную
безработицу совершенно неизбежной( следовательно,
«полная занятость» определяется как
занятость, составляющая менее 100 ( рабочей
силы. Точнее говоря, уровень безработицы
при полной занятости равен сумме уровней
фрикционной и структурной безработицы.
Другими словами, уровень безработицы
при полной занятости достигается в том
случае, когда циклическая безработица
равна нулю. Уровень безработицы при полной
занятости называется также естественным
уровнем безработицы.
Полный,
или естественный, уровень безработицы
возникает при
«фрикционным» безработным нужно время,
чтобы найти соответствующие вакантные
места. «Структурным» безработным тоже
нужно время, чтобы приобрести квалификацию
или переехать в другое место, когда это
необходимо для получения работы. Если
число ищущих работу превышает имеющиеся
вакансии, значит, рынки рабочей силы не
сбалансированы( при этом наблюдается
дефицит совокупного спроса и циклическая
безработица. С другой стороны, при избыточном
совокупном спросе ощущается «нехватка»
рабочей силы, то есть количество свободных
рабочих мест превышает количество рабочих,
ищущих работу. В такой ситуации фактический
уровень безработицы ниже естественного
уровня. Необычайно «напряжённая» ситуация
на рынках рабочей силы связана с инфляцией.
Безработица как социально – экономическое явление
Несмотря
на объективный характер безработицы,
социально-экономические
1. Не производится какая-то часть товаров
и услуг которые могли бы быть произведены,
если бы человек работал.
2.
Снижаются налоговые
(заработную плату), которая облагается налогом.
3. Снижается уровень жизни семьи безработного так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата.
4.
Ухудшается психологическое
5.
Безработица не только
В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищённые группы населения (инвалиды, многодетные матери, "чернобыльцы", "афганцы").
Оценивая
работу, как социально-экономическое
явление, нельзя однозначно утверждать:
хорошо это или плохо. С точки зрения человека,
оставшегося без работы, это может оказаться
трагедией. Однако с точки зрения экономической
динамики данное явление - объективная
необходимость.
Другое дело, что государство должно "амортизировать"
её негативные последствия, а работники
должны быть готовы к профессиональной
и трудовой мобильности ради получения
работы.
Главная "цена" безработицы - невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно.
Известный
исследователь в области
Оукен математически выразил отношение
между уровнем безработицы и отставанием
объёма ВНП. Это отношение, известное как
закон Оуэна, показывает, что если фактический
уровень безработицы превышает естественный
уровень на один процент, то отставание
объёма ВНП составляет 2,5 %. Это отношение
1: 2,5 или 2 : 5, то есть отношение уровня безработицы
к отставанию объёма ВНП, позволяет вычислить
абсолютные потери продукции, связанные
с любым уровнем безработицы.
В конце 1994 года, заявленная в Федеральные службы занятости потребность в рабочей силе, оказалась в 5,8 раз меньше её предложения. В конце 1995 года, в целом по России, на одну вакансию приходилось пять безработных.
Уменьшение
числа занятых в регистрируемой
сфере общественного
Официально
признанная в начале безработица 90-х
годов стала реальностью нынешней
России. Её рост может усилится в связи
с новыми процессами высвобождения “излишней”
рабочей силы из производственной сферы,
используемой там формально и неэффективно.
Эти работники имеют наибольшие шансы
попасть под увольнение по экономическим
причинам.
Основные
задачи государственного
регулирования на рынке
труда
Можно выделить следующие основные задачи,
стоящие перед государством на рынке труда.
Во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой – сохраняются эффективные стимулы к труду.
Во-вторых,
формирование оптимальной профессионально-
В-третьих,
необходимость интеграции России в
международную систему
Государство
на рынке труда должно осуществлять
систему мер целенаправленного воздействия
на количественные и качественные аспекты
развития и потребления работников, достижение
большего соответствия их профессиональной
подготовки современному уровню производства.
Кроме того, в настоящее время появились
новые противоречия, такие как противоречия
между достигнутым уровнем образования
и квалификации основной массы работников
и невозможностью их применения в условиях
экономического спада, изменение статуса
от «полностью и всегда занятого» до «возможно
безработного», возросла конкуренция
между отдельными группами трудоспособных
по полу и возрасту, положению в иерархической
системе российского общества.