Предмет и обьект исследования: определение и взаимоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Дисциплина исследование систем управления занимает важное место в Государственном стандарте по специальности менеджмент. Важность ее изучения продиктована настоятельной необходимостью построения таких организаций, которые обеспечат выпуск высококачественной продукции в нужном объеме и ассортименте. Создать такую организацию без проведения исследований невозможно. Особую роль здесь играют исследования систем управления. Эта проблема была актуальной всегда, однако до недавнего времени она в большей степени решалась в рамках математических дисциплин, таких, как теория вероятностей, математическая статистика, логика, теория множеств и др.

Цель данной курсовой работы в том, чтобы показать, как можно проводить исследования системы управления на основе изучения всех ее характеристик: целей, объекта, предмета, управленческих решений и структуры управления. Изучение таких характеристик позволяет познать и оценить сущность и тенденции развития системы управления любой организации, предвидеть ее возможности и перспективы, своевременно и оперативно ее совершенствовать.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 11

1.1. Проблема исследования -

1.2. Объект и предмет исследования 12

2.ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ 5

2.1. Понятие исследования -

2.2. Типы исследований 6

2.3. Сопоставление теоретико-прикладной и практически-прикладной целей исследования

3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

курс.docx

— 47.03 Кб (Скачать)
 

     Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при  его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие:

  • методология исследования - совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования;
  • организация исследования - порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях;
  • ресурсы исследования - комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов;
  • объект и предмет исследования. Объектом, как правило, является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем или некая структура (подразделение, предприятие, отрасль, национальное хозяйство). А предметом - конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования;
  • тип исследования - принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик;
  • потребность исследования - степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления;
  • результат исследования - рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий;
  • эффективность исследования - соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

     Приступая к исследованиям, исследователь  должен определить стоящую перед  ним проблему, объект и предмет исследования, а также цель и задачи исследования [4, с. 301].

     Условиями постановки научной проблемы выступают  объективно возникающие противоречия между потребностями в тех  или иных действиях и незнанием  способов их выполнения, между потребностями  в новых знаниях и их недостаточностью. Такие условия характеризуются (квалифицируются) как проблемная ситуация. Наиболее типичны следующие проявления научной и практической деятельности:

  • результаты деятельности не соответствуют поставленным целям;
  • ранее выработанные, теоретически обоснованные и практически проверенные методы решения не могут быть использованы или не дают должного эффекта в новых условиях;
  • в ходе практической деятельности обнаруживаются факты и данные практического опыта, не укладывающиеся в рамках существующих теоретических представлений;
  • одна из новых частных теорий вступает в логическое противоречие с более общей теорией или с другими областями знаний в пределах данной отрасли науки.

     После выбора и формулировки проблемы для  исследования, следующим этапом работы исследователя является оценка существующей теории разрешения проблемной ситуации для обоснования актуальности исследований.

     Актуальность  исследования указывает на необходимость  и своевременность изучения и  решения проблемы для дальнейшего  развития теории и практики функционирования исследуемых систем и явлений, характеризует  противоречия, которые возникают  между общественными потребностями (спросом на научные идеи и практические рекомендации) и наличными средствами их удовлетворения, которые могут  давать наука и практика в настоящее  время.

     Объект исследования - это та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. Он выступает как носитель проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность.

     Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска; в каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. По своему содержанию понятие «предмет исследования» значительно уже понятия «объект исследования».

     Объект  и предмет исследования могут  выступать в трех видах:

    1) организационные,  экономические (материальные) отношения;

    2) отношения  личностные и безличностные, общие  и общесоциальные, основой которых  являются экономические (производственные) отношения;

    3) система  понятий, категорий, накопленных  знаний.

     2.3. Сопоставление теоретико-прикладной и практически-прикладной целей исследования

     Таблица 1.3

Теоретико-прикладная Практически-прикладная
1. Выявление  основного противоречия, создающего  проблему (на основе анализа источников), и его локализация на конкретных  объектах.

2. Выявление  обстоятельств, сопутствующих возникновению  проблемы, и факторов, определяющих  изучаемые процессы, разработка  теоретической концепции исследования.

3. Конструирование  методик исследования, их апробирование  и последующий отбор информации  на объекте изучения.

4. Детальный  анализ полученных данных в  соответствии с концепцией и  гипотезой исследования; определение  путей решения проблемы.

1. Анализ литературы  и консультации со специалистами  для выявления типового способа  решения практической проблемы  на данном объекте.

2. Сбор фактических  данных о ситуации на объекте  для определения способов применения  типового варианта решения проблемы  к данному объекту.

3. Разработка  вариантов решения проблемы и  их проверка путем обсуждения  с экспертами и в конечном  итоге экспериментально.

4. Анализ итогов  эксперимента, коррекция предлагаемых  нововведений, оценка достигнутого  эффекта, план практических действий  на перспективу

 

     Из  предмета исследования вытекают его  цели и задачи. Целями исследования могут быть развитие теории или совершенствование практики. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. На основе опыта можно выделить и сопоставить следующие цели исследования.

     Четкой  постановкой целей исследования достигается:

  • одновременная формулировка проблемы и гипотез о возможных решениях ее, чем обеспечивается ориентация дальнейшего хода исследования;
  • определение объема работы, временных и финансовых затрат, материально-технических ресурсов, методического обеспечения для получения ожидаемого результата;
  • регулирование взаимоотношений заказчика и исполнителя, обеспечивающее нормативную сторону программы как официального документа и определяющее форму представления результатов исследования.

     Цели  исследования конкретизируются и развиваются  в задачах исследования [6, с. 191].

  • Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.
  • Вторая — с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития.
  • Третья — со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверкой.
  • Четвертая — с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.
 

3. РОЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

     Эффективность-это  определение или нахождение вариантов  проведения исследования, который кратчайшим путем ведет к успеху. т.е. характеризуется целесообразность выполнения работ. Эффективность исследования систем управления обусловлена спецификой социально-экономических систем, ядром которых является человек. Связи, благодаря которым существуют эти системы, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, мотивах и установках. Поэтому все изменения в деятельности предприятий связаны с человеком и обусловлены причинной связью и зависимостью. Задача исследования — раскрыть и изучить эти причины. На практике эффективность измеряется соотношением затрат усилий, т.е. ресурсов и результатов (степень достижения цели). 2 группы факторов эффективности:

  • факторы исследовательского потенциала управления
  • принципы его(потенциала) использования.

  Исследовательский потенциал управления характеризуется факторами методологической готовности, факторами наличия и структуры ресурсов, факторами организационных возможностей. Факторы методологической готовности должна быть цель и миссия исследования, принятые исследовательской организацией. Должна быть концепция развития фирмы, опыт исследования. Важна информационная база исследования, особенно показатели динамики, д.б. методика моделирования и методика оценки результатов. Факторы методологической готовности действуют в наборе и системно. Факторы наличия и структуры ресурсов: учитываются ресурсы экономические, трудовые, материально-технические, информационные, отдельно учитываются фактологические ресурсы. Факторы организационных возможностей: д.б. определенная организационная культура, учитывается тип организации, важна инфраструктура организации, т.е. внутренние условия ее развития, интеллектуальный потенциал управленца.

     Анализ  эффективности управления компанией - задача, с которой консультанты сталкиваются в самых различных  ситуациях. До недавнего времени  на практике чаще всего этот вопрос возникал в связи с кризисным  положением компаний. Стандартный анализ финансовых коэффициентов может  выявить существенные отклонения от нормы, но для того, чтобы разобраться, связано ли ухудшение показателей  с воздействием внешних неблагоприятных  факторов или является следствием неэффективного управления, нужны дополнительные исследования.

     Кроме того, в последнее время все  чаще анализ эффективности систем управления оказывается востребованным в связи  с созданием или реорганизацией холдинговых структур. В случае, когда речь идет об унификации систем управления в компаниях, входящих в холдинг, крайне важно определить какую модель управления принять в качестве базовой. Очевидное решение состоит в том, чтобы проанализировать эффективность систем управления в каждой из компаний и взять за основу наиболее эффективную, "подгоняя" под нее остальные. Еще более остро эта задача стоит в случае выстраивания централизованной системы управления и при операциях слияния/поглощения. Принимая решение о слиянии или поглощении, необходимо помнить, что возможные различия в системах управления объединяемых компаний, могут существенно повлиять на стоимость сделки за счет издержек, связанных с проведением организационной перестройки.

     Прежде  чем перейти к описанию методов  и инструментов, использованных для  решения этой задачи, необходимо внести ясность в вопрос о том, что  же является предметом анализа, т.е. о какой эффективности идет речь.

     Системная эффективность зависит от того, насколько  рационально организовано управление, т.е. от состава и количества звеньев, их подчиненности, распределения функций. Иными словами, эффективность системы  управления определяется качеством  организационной структуры, процессов  управления, а от качеств конкретных управленцев не зависит. 
Операционная эффективность, т.е. соотношение между результатами управленческой деятельности и затрачиваемыми усилиями, напротив, в первую очередь определяется деловыми качествами менеджеров, а также тем, насколько рационально используется их потенциал.

     Процесс исследования осуществляется в рамках управляемой системы и управляющих  подсистем, следовательно, касается всех аспектов деятельности организации. Исследованию подлежат сильные и слабые стороны  организации, процесс производства и сбыта (на предприятии), финансовое состояние, службы маркетинга, персонал, а также организационная культура.

     Для анализа сильных и слабых сторон организации руководство предприятия  должно оценить: обладает ли фирма силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут  осложнить будущие проблемы. Метод, который используется для диагностики  внутренних проблем, называют управленческим обследованием. Данный метод основан на комплексном исследовании различных функциональных зон организации.

     Методика  анализа производственной зоны организации  существенно отличается от широко известной  методики оценки организационно-технического уровня производства. Это отличие  объясняется направленностью анализа  на стратегическое управление и развивающиеся  рыночные отношения. В ходе анализа  производящих функций акцент делается на следующие вопросы: может ли предприятие  производить товары с меньшими издержками по сравнению с конкурентами; имеет  ли доступ организация к новым  материальным ресурсам; каков технический  уровень предприятия; обладает ли предприятие  оптимальной системой контроля качества продукции; насколько хорошо организован  и спланирован процесс производства.

     Финансовое  отношение организации во многом определяет, какую стратегию выберет  руководство на будущее. Детальный  анализ финансового состояния помогает выявить уже имеющиеся и потенциальные  слабости организации.

Информация о работе Предмет и обьект исследования: определение и взаимоотношения