Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 17:11, курсовая работа
Дисциплина исследование систем управления занимает важное место в Государственном стандарте по специальности менеджмент. Важность ее изучения продиктована настоятельной необходимостью построения таких организаций, которые обеспечат выпуск высококачественной продукции в нужном объеме и ассортименте. Создать такую организацию без проведения исследований невозможно. Особую роль здесь играют исследования систем управления. Эта проблема была актуальной всегда, однако до недавнего времени она в большей степени решалась в рамках математических дисциплин, таких, как теория вероятностей, математическая статистика, логика, теория множеств и др.
Цель данной курсовой работы в том, чтобы показать, как можно проводить исследования системы управления на основе изучения всех ее характеристик: целей, объекта, предмета, управленческих решений и структуры управления. Изучение таких характеристик позволяет познать и оценить сущность и тенденции развития системы управления любой организации, предвидеть ее возможности и перспективы, своевременно и оперативно ее совершенствовать.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 11
1.1. Проблема исследования -
1.2. Объект и предмет исследования 12
2.ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ 5
2.1. Понятие исследования -
2.2. Типы исследований 6
2.3. Сопоставление теоретико-прикладной и практически-прикладной целей исследования
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие:
Приступая к исследованиям, исследователь должен определить стоящую перед ним проблему, объект и предмет исследования, а также цель и задачи исследования [4, с. 301].
Условиями постановки научной проблемы выступают объективно возникающие противоречия между потребностями в тех или иных действиях и незнанием способов их выполнения, между потребностями в новых знаниях и их недостаточностью. Такие условия характеризуются (квалифицируются) как проблемная ситуация. Наиболее типичны следующие проявления научной и практической деятельности:
После выбора и формулировки проблемы для исследования, следующим этапом работы исследователя является оценка существующей теории разрешения проблемной ситуации для обоснования актуальности исследований.
Актуальность
исследования указывает на необходимость
и своевременность изучения и
решения проблемы для дальнейшего
развития теории и практики функционирования
исследуемых систем и явлений, характеризует
противоречия, которые возникают
между общественными
Объект исследования - это та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. Он выступает как носитель проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска; в каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. По своему содержанию понятие «предмет исследования» значительно уже понятия «объект исследования».
Объект и предмет исследования могут выступать в трех видах:
1) организационные, экономические (материальные) отношения;
2) отношения
личностные и безличностные,
3) система
понятий, категорий,
2.3. Сопоставление теоретико-прикладной и практически-прикладной целей исследования
Таблица 1.3
Теоретико-прикладная | Практически-прикладная |
1. Выявление
основного противоречия, создающего
проблему (на основе анализа источников) 2. Выявление
обстоятельств, сопутствующих 3. Конструирование
методик исследования, их апробирование
и последующий отбор 4. Детальный анализ полученных данных в соответствии с концепцией и гипотезой исследования; определение путей решения проблемы. |
1. Анализ литературы
и консультации со 2. Сбор фактических
данных о ситуации на объекте
для определения способов 3. Разработка вариантов решения проблемы и их проверка путем обсуждения с экспертами и в конечном итоге экспериментально. 4. Анализ итогов
эксперимента, коррекция предлагаемых
нововведений, оценка достигнутого
эффекта, план практических |
Из предмета исследования вытекают его цели и задачи. Целями исследования могут быть развитие теории или совершенствование практики. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. На основе опыта можно выделить и сопоставить следующие цели исследования.
Четкой постановкой целей исследования достигается:
Цели исследования конкретизируются и развиваются в задачах исследования [6, с. 191].
3. РОЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Эффективность-это определение или нахождение вариантов проведения исследования, который кратчайшим путем ведет к успеху. т.е. характеризуется целесообразность выполнения работ. Эффективность исследования систем управления обусловлена спецификой социально-экономических систем, ядром которых является человек. Связи, благодаря которым существуют эти системы, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, мотивах и установках. Поэтому все изменения в деятельности предприятий связаны с человеком и обусловлены причинной связью и зависимостью. Задача исследования — раскрыть и изучить эти причины. На практике эффективность измеряется соотношением затрат усилий, т.е. ресурсов и результатов (степень достижения цели). 2 группы факторов эффективности:
Исследовательский потенциал управления характеризуется факторами методологической готовности, факторами наличия и структуры ресурсов, факторами организационных возможностей. Факторы методологической готовности должна быть цель и миссия исследования, принятые исследовательской организацией. Должна быть концепция развития фирмы, опыт исследования. Важна информационная база исследования, особенно показатели динамики, д.б. методика моделирования и методика оценки результатов. Факторы методологической готовности действуют в наборе и системно. Факторы наличия и структуры ресурсов: учитываются ресурсы экономические, трудовые, материально-технические, информационные, отдельно учитываются фактологические ресурсы. Факторы организационных возможностей: д.б. определенная организационная культура, учитывается тип организации, важна инфраструктура организации, т.е. внутренние условия ее развития, интеллектуальный потенциал управленца.
Анализ эффективности управления компанией - задача, с которой консультанты сталкиваются в самых различных ситуациях. До недавнего времени на практике чаще всего этот вопрос возникал в связи с кризисным положением компаний. Стандартный анализ финансовых коэффициентов может выявить существенные отклонения от нормы, но для того, чтобы разобраться, связано ли ухудшение показателей с воздействием внешних неблагоприятных факторов или является следствием неэффективного управления, нужны дополнительные исследования.
Кроме того, в последнее время все чаще анализ эффективности систем управления оказывается востребованным в связи с созданием или реорганизацией холдинговых структур. В случае, когда речь идет об унификации систем управления в компаниях, входящих в холдинг, крайне важно определить какую модель управления принять в качестве базовой. Очевидное решение состоит в том, чтобы проанализировать эффективность систем управления в каждой из компаний и взять за основу наиболее эффективную, "подгоняя" под нее остальные. Еще более остро эта задача стоит в случае выстраивания централизованной системы управления и при операциях слияния/поглощения. Принимая решение о слиянии или поглощении, необходимо помнить, что возможные различия в системах управления объединяемых компаний, могут существенно повлиять на стоимость сделки за счет издержек, связанных с проведением организационной перестройки.
Прежде чем перейти к описанию методов и инструментов, использованных для решения этой задачи, необходимо внести ясность в вопрос о том, что же является предметом анализа, т.е. о какой эффективности идет речь.
Системная
эффективность зависит от того, насколько
рационально организовано управление,
т.е. от состава и количества звеньев,
их подчиненности, распределения функций.
Иными словами, эффективность системы
управления определяется качеством
организационной структуры, процессов
управления, а от качеств конкретных
управленцев не зависит.
Операционная эффективность, т.е. соотношение
между результатами управленческой деятельности
и затрачиваемыми усилиями, напротив,
в первую очередь определяется деловыми
качествами менеджеров, а также тем, насколько
рационально используется их потенциал.
Процесс
исследования осуществляется в рамках
управляемой системы и
Для
анализа сильных и слабых сторон
организации руководство
Методика
анализа производственной зоны организации
существенно отличается от широко известной
методики оценки организационно-технического
уровня производства. Это отличие
объясняется направленностью
Финансовое
отношение организации во многом
определяет, какую стратегию выберет
руководство на будущее. Детальный
анализ финансового состояния помогает
выявить уже имеющиеся и
Информация о работе Предмет и обьект исследования: определение и взаимоотношения