Предмет и обьект исследования: определение и взаимоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Дисциплина исследование систем управления занимает важное место в Государственном стандарте по специальности менеджмент. Важность ее изучения продиктована настоятельной необходимостью построения таких организаций, которые обеспечат выпуск высококачественной продукции в нужном объеме и ассортименте. Создать такую организацию без проведения исследований невозможно. Особую роль здесь играют исследования систем управления. Эта проблема была актуальной всегда, однако до недавнего времени она в большей степени решалась в рамках математических дисциплин, таких, как теория вероятностей, математическая статистика, логика, теория множеств и др.

Цель данной курсовой работы в том, чтобы показать, как можно проводить исследования системы управления на основе изучения всех ее характеристик: целей, объекта, предмета, управленческих решений и структуры управления. Изучение таких характеристик позволяет познать и оценить сущность и тенденции развития системы управления любой организации, предвидеть ее возможности и перспективы, своевременно и оперативно ее совершенствовать.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 11

1.1. Проблема исследования -

1.2. Объект и предмет исследования 12

2.ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ 5

2.1. Понятие исследования -

2.2. Типы исследований 6

2.3. Сопоставление теоретико-прикладной и практически-прикладной целей исследования

3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

курс.docx

— 47.03 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3

1. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ                                                    11

      1.1. Проблема исследования                                                                        -

     1.2. Объект и предмет исследования                                                         12

2.ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ                          МЕНЕДЖМЕНТЕ                                                                                                    5

     2.1. Понятие исследования                                                                            -

     2.2. Типы исследований                                                                                6

     2.3. Сопоставление теоретико-прикладной и практически-прикладной целей исследования                                                                                                

3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ                     13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                            28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в  условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование  организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней  среде.

     Сегодня четко прослеживаются факторы, определяющие необходимость постоянного совершенствования  и адаптации организации. Это:

  • рынок сбыта производимой или продаваемой продукции и вида услуг;
  • рынок поставщика или рынок потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;
  • финансовый рынок;
  • рынок труда;
  • окружающая природная среда.

     Без учета этих факторов невозможно планировать  стратегию развития. Поэтому успех  любого предприятия или организации  и возможность их выживания зависят  от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям. В постоянном стремлении поддерживать соответствие организации условиям внешней среды  заключается принцип адаптивного  управления. Он проявляется в динамичном освоении новой продукции, современной  техники и технологии; применении прогрессивных форм организации  труда, производства и управления, непрерывном  совершенствовании кадрового потенциала.

     Для реализации рыночных условий существует объективная необходимость в исследованиях, анализе существующего положения.

     Развитие  и совершенствование предприятия  базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что  требует проведения исследования систем управления.

     Дисциплина  исследование систем управления занимает важное место в Государственном стандарте по специальности менеджмент. Важность ее изучения продиктована настоятельной необходимостью построения таких организаций, которые обеспечат выпуск высококачественной продукции в нужном объеме и ассортименте. Создать такую организацию без проведения исследований невозможно. Особую роль здесь играют исследования систем управления. Эта проблема была актуальной всегда, однако до недавнего времени она в большей степени решалась в рамках математических дисциплин, таких, как теория вероятностей, математическая статистика, логика, теория множеств и др.

     Цель  данной курсовой работы в том, чтобы показать, как можно проводить исследования системы управления на основе изучения всех ее характеристик: целей, объекта, предмета, управленческих решений и структуры управления. Изучение таких характеристик позволяет познать и оценить сущность и тенденции развития системы управления любой организации, предвидеть ее возможности и перспективы, своевременно и оперативно ее совершенствовать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

      1.1. Проблема исследования

     Исходным  пунктом всякого исследования является проблемная ситуация. При этом можно  выделить две стороны проблемы: гносеологическую и предметную.

     В гносеологическом смысле проблемная ситуация - это "знание о незнании, несоответствие или противоречие между знанием о потребностях, людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий".

     Предметная  сторона проблемы социологического исследования - это явления и процессы, вызывающие беспокойство, например, ситуация непонятна, не поддается убедительному объяснению, имеет место социальная дезорганизация, конфликт интересов социальных групп, общностей институтов. С одной стороны, последние угрожают стабильности, но одновременно являются главным фактором социальных изменений и потому особенно заслуживают внимания [7, с. 91].

     Предметная  и гносеологическая стороны социальной проблемы тесно взаимосвязаны. В простейшем случае - это недостаточная осведомленность о реальной социальной ситуации, вследствие чего невозможно использовать уже имеющееся знание для уяснения и возможного регулирования социальных процессов. В других случаях - это обнаружение таких процессов и явлений, природа которых теоретически необъяснима, а следовательно, нет и соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них со стороны общества. Социальная проблема может и вовсе не осознаваться как общественная потребность, так как провоцирующие ее условия и поведение людей не достигли того уровня, на котором она становится очевидной. Наконец, будучи осознаваемой, она не обязательно становится предметом анализа и целенаправленных действий, так как для этого нужны активная заинтересованность и готовность к практическим преобразованиям каких-то общественных сил, организаций, движений. Именно такая готовность и заинтересованность образуют основу "социального запроса" в исследовании.

     Социальные  проблемы существенно разнятся по своей  масштабности. Одни не выходят за рамки некоторого сообщества, организации, другие затрагивают интересы целых регионов, этнонациональных общностей, больших социальных групп и общественных институтов. Наконец, на высшем уровне социальная проблема затрагивает интересы и потребности всего общества в целом, становится социетальной и даже глобальной.

     Более сложным оказывается анализ социальной ситуации при втором типе исследования - теоретико-прикладном. Так, при разработке и 1974 г. программы изучения трудовой мобильности новосибирские социологи исходили из того, что имеется явное несоответствие между потребностью повышения эффективности общественного производства и препятствующим этому нерегулируемым перемещением работников между сложившимися местами общественного производства и сферами занятости. Социальная практика регулирования движения рабочей силы в основном опиралась на разработку административных мер, тогда как более эффективным с точки зрения долгосрочной социальной политики является совершенствование социально-экономических рычагов регулирования движения трудовых ресурсов. А это делает необходимым глубокое изучение.

     1.2. Объект и предмет исследования систем управления

          Управление организационно-экономическими  системами  разной  сложности,   на разных уровнях и с разными способами функционирования - объект исследования систем управления.

          Предмет  исследования систем управления  -   объективные   закономерности,   присущие   системам управления  с  целью  с  целью  совершенствования  их   функционирования   и развития.

     Выбор предмета исследования:

  • ориентирует на тот набор переменных и связей между ними, которые наиболее выпукло выражают центральный вопрос проблемы;
  • очерчивают границы (рамки) предпринимаемого исследовательского поиска.

     Определение объекта и предмета является необходимым  условием целевой ориентации и концентрации исследовательского процесса.

          Общая   интегральная   задача  исследования систем управления -   изучение   закономерностей функционирования и развития систем управления. Отсюда вытекают  функциональные задачи:

  • сбор и обработка информации о системе управления
  • оценка и анализ состояния, поведения и параметров СУ
  • характеристика организационной структуры СУ
  • анализ функционирования и развития подсистем СУ
  • характеристика экономических и социальных последствий развития СУ

2.ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

     2.1. Понятие исследования

     Исследование - это целенаправленное познание какого-либо объекта с целью получения информации о законах его развития и функционирования для дальнейшего использования этой информации в теории или на практике.

     Исследование  может включать:

  • распознавание проблем и ситуаций;
  • определение их происхождения;
  • выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;
  • установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
  • нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

     Характеризуя  исследование как процесс, следует  отметить, что он отличается от других видов деятельности тем, что:

  • содержит творческую часть, которую можно назвать мысленным экспериментом с воображаемыми объектами;
  • устремлен на выяснение существенных характеристик явлений, процессов, в итоге выступающих как важные обобщения в форме принципов, закономерностей и законов, знание которых обеспечивает господство человека в соответствующей области;
  • исследователь не имеет каких-либо алгоритмических предписаний успеха, нельзя также найти решение проблемы в литературе или выяснить это решение у своих коллег по науке;
  • исследователь поставлен в положение, когда он, оказавшись перед лицом сложности научной проблемы, испытывает объективную недостаточность информации, очевидную неопределенность направления поиска [2, с. 191].

     Исследования  могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы  выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно по матрице типологического  анализа. Она представляет собой  отображение различных типов  исследований, выделенных по различным  критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его  практические потребности. В практике управления встречаются все эти  типы исследований.

     2.2. Типы исследований

     Таблица 1.2

     Типы  исследований в зависимости от критерия типологического выбора

Критерии  типологического выбора Типы  исследований
Участие персонала индивидуальное коллективное
Организованность спонтанная организованная
Цель  исследования практическая научно-практическая
Степень научности эмпирическая, прагматическая привлечение научного аппарата
Информационное  обеспечение на основе внутренней информации концептуальное  информационное обеспечение
Ресурсы незначительные значительные
Время непродолжительное продолжительное

Информация о работе Предмет и обьект исследования: определение и взаимоотношения