Предмет и метод науки управления. Сущность и принципы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Цель: Приобрести навыки работы по умению сравнительного анализа различных экономических школ о роли управления в разную эпоху.

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.docx

— 83.63 Кб (Скачать)

2. Цели должны быть  гибкими. Цели следует устанавливать  таким образом, чтобы они оставляли  возможность для их корректировки  в соответствии с теми изменениями,  которые могут произойти в  окружении.  

3. Цели должны быть  измеримыми. Это означает, что цели  должны быть сформулированы таким  образом, чтобы их можно было  количественно измерить, или можно  было каким-то другим объективным  способом оценить, была ли цель  достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разнотолки, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты. 

4. Цели должны быть  конкретными, обладающими необходимой  специфичностью, помогающей однозначно  определить, в каком направлении  должно осуществляется функционирование  организации. Цель должна четко  фиксировать, что необходимо получить  в результате деятельности, в  какие сроки её следует достичь  и кто должен достигать цели.  

5. Цели должны быть  совместными. Совместность предполагает, что долгосрочные цели соответствуют  миссии, а краткосрочные цели - долгосрочным. Так же не должны противоречить  друг другу цели, относящиеся  к прибыльности и к установлению  конкурентной позиции, или цели  усиления позиции на существующем  рынке и цели проникновения  на новые рынки, цели прибыльности  и благотворительности.  

6. Цели должны быть  приемлемыми для основных субъектов  влияния, определяющих деятельность  организации, и в первую очередь  для тех, кому придется их  достигать. Учитывая интересы  собственников, занимающих ведущую  роль среди субъектов влияния  на организацию и заинтересованных  в получении прибыли, менеджер, тем не менее, должен стараться  избегать при выработке целей  ориентации на получение большой  краткосрочной прибыли. Он должен  стремиться к установлению таких  целей, которые бы обеспечивали  большую прибыль, но желательно  в долгосрочной перспективе. Также  при установлении целей необходимо  учитывать интересы общества, такие,  например, как развитие условий  среды проживания в местном  масштабе и т.п. 

        Классификация целей.

        Организация создается для выполнения какой-либо функции и эта функция должна быть переведена на язык конкретных целей. Подобным образом организация формирует себе цели - задания. Организация с ее структурой создается под эти цели. Они включают в себя требования рынка, планы, поручения вышестоящих организаций.  

 Общие и индивидуальные  интересы работников, реализуемые  через организацию, образуют цели - ориентиры. Их конкретное содержание - получение того или иного  вознаграждения, место на рынках  сбыта и т.д. 

 Существуют также цели-системы.  К ним относятся: обеспечение  стабильности, равновесия, целостности  организации; сюда же относятся  цели, обеспечивающие выживание  организации в меняющихся условиях  конкуренции. Иногда цели системы  могут противоречить целям-заданиям  и целям-ориентирам.  

 Существует также два  типа целей по времени их  достижения - долгосрочные и краткосрочные.  В основе такого разделения  лежит временной период, связанный  с продолжительностью производственного  цикла или миссией организации.  Для краткосрочных целей характерна  гораздо конкретизация и детализация  в таких вопросах, как кто, что  и когда должен выполнять. Если  возникает необходимость, можно  устанавливать промежуточные цели.  

 Классификация по направленности. Цели подразделяются по характеру  тех действий, которые будут предприниматься  для их достижения. 

1. Цели функционирования  направлены на поддержание рабочего  состояния организации и ее подразделений. Целевые программы по обеспечению функционирования содержат задачи по созданию постоянного притока ресурсов, техническому обслуживанию, постоянному контролю за деятельностью членов организации. Такие цели могут вызывать трудности при мотивации поведения членов организации, так как их достижение не связано с разовыми усилиями, а требуют постоянного напряжения сил. 

2. Цели усовершенствования. К таким целям можно отнести  повышение производительности труда,  увеличение доли товаров организации  на рынке и др. Такие цели  хорошо понимаются работниками,  однако их реализацию не всегда  удается обеспечить соответствующими  ресурсами. В случае недостижимости  целей усовершенствования возможны  негативные последствия, которые  выражаются, в потере авторитета  руководителей, снижением мотивации  членов организации и т.д. 

3. Цели развития относятся  к своеобразным формам роста,  расширения, обучения и прогресса.  Такими целями могут быть увеличение  количества наименований внедряемых  в производство новых товаров,  внедрение новых идей в области  менеджмента, кардинальные изменения  в организационной структуре  и т.д.

Классификация целей по их направленности является основной для  стратегического управления. При  этом цели объединяются в комплексы  на основе принципа достижения системой определенного состояния: 

- фактический уровень  - то, что удается получить в  настоящее время при существующих  ресурсах и существующих ограничениях;  

- наличный уровень - то, что можно сделать при существующих  ресурсах, существующих ограничениях, но при условии изменения положения  в лучшую сторону; 

- потенциальный уровень  - то, что удастся сделать, развивая  ресурсы и снимая ограничения.  

 Классификация целей  по временной области: 

1. Текущие цели обычно  относятся к тем, которые следует  решить в течение одного года. Эти цели хорошо воспринимаются  членами организации в том  случае, если они реально достижимы,  подкреплены соответствующей мотивацией. Обычно текущие цели являются  руководством к действию для  организаций, производящих продукцию.  

2. Среднесрочные цели  охватывают период протяженностью  от одного до трех лет. Цели, реализация которых рассчитана  на такие сроки, требуют проведения  тщательного анализа условий  деятельности, существующих ресурсов  организации и возможностей их  привлечения. В организациях, слабо  ориентированных на среднесрочные  цели очень часто допускается  коррекция среднесрочных целей,  что ведет в конечном итоге  к потерям темпов организации, решению неперспективных сиюминутных задач, потере мотивации у членов организации, а в итоге - к сокращению возможностей выживания организации во внешнем окружении. 

3. Долгосрочные цели обычно  относятся к периоду планирования  деятельности организации свыше  трех лет. Работа на перспективу  актуальна далеко не для всех  организаций. Тем не менее,  многие из них ставят долгосрочные  цели, но, как правило, детально  их не разрабатывают, а рассматривают  лишь как ориентиры, вопрос  далекого будущего. Эти цели могут  иметь мотивирующее значение, поскольку  их достижение рассматривается  как выдающееся достижение организации.   

 Наиболее распространенными  направлениями, по которым в  деловых организациях устанавливаются  цели, являются следующие: 

- Прибыльность - величина  прибыли, рентабельность, доход на  акцию. 

- Положение на рынке  - доля рынка, объем продаж, относительная  по отношению к конкурентам  доля рынка, доля отдельных  продуктов или услуг в общем  объеме продаж и т.д. 

- Производительность - издержки  на единицу продукции, материалоемкость, отдача с единицы производственных  мощностей и т.д. 

- Финансовые ресурсы  - структура капитала, движение денег  в организации, величина оборотного  капитала, внешние и внутренние  инвестиции и т.д. 

- Мощности организации  - размеры занимаемых площадей, количество  единиц техники и т.д. 

- Человеческие ресурсы  - степень заполненности рабочих мест, совмещение должностей, текучесть кадров, повышение квалификации работников 

- Оказание помощи обществу - объем благотворительности, сроки  проведения благотворительных акций  и т.д.

 

           6. Рассмотреть сущность внутренней и внешней среды организации.

           Все организации отличаются друг от друга по различным аспектам. Вместе с тем они имеют общие для всех организаций характеристики. Одной из самых значительных характеристик организации является зависимость от внешней и внутренней среды. Ни одна организация не может функционировать изолированно, вне зависимости от внешних ориентиров. Они во многом зависимы от внешней среды. Это условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности организации, так или иначе воздействующие на нее. 
Различают факторы внешней и внутренней среды. 
ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ - это условия и факторы, возникающие независимо от ее (организации) деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Кроме того, они способствуют функционированию, выживанию и эффективности ее работы. Внешние факторы подразделяют на факторы прямого и косвенного воздействия.

К факторам прямого воздействия относят поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеров (если предприятие является акционерным обществом), которые оказывают непосредственное влияние на деятельность организации; 
К факторам косвенного воздействия относят факторы, которые не оказывают непосредственного влияния на деятельность организации, но их следует учитывать для выработки правильной стратегии. Можно выделить следующие факторы косвенного воздействия: 
1) политические факторы - основные направления государственной политики и методы ее реализации; возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе; международные соглашения, заключаемые правительством в области тарифов и торговли и т.д.; 
2) экономические факторы - темпы инфляции; уровень занятости трудовых ресурсов; международный платежный баланс; процентные и налоговые ставки; величина и динамика ВВП; производительность труда и т.д.; 
3) социальные факторы внешней среды - отношение населения к работе и качеству жизни; обычаи и традиции, существующие в обществе; менталитет общества; уровень образования и т.п.; 
4) технологические факторы - возможности, связанные с развитием науки и техники, которые позволяют оперативно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии. 
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ - это среда, которая определяет технические и организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений. Организация анализирует внутреннюю среду с целью выявления слабых и сильных сторон ее деятельности. Это необходимо потому, что организация не может воспользоваться внешними возможностями без наличия определенного внутреннего потенциала. При этом ей необходимо знать свои слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Внутренняя среда организаций включает в себя следующие основные элементы: 
Производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т.д. 
Персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников. 
Организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия. 
Маркетинг охватывает все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, такие как: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование. 
Финансы - это показатель, который позволяет увидеть всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне. 
Культура и имидж предприятия: факторы, которые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т.п. 
Каждый вовлеченный в производственный процесс имеет свои собственные интересы:

 

 
I. Внутренняя среда

1.Собственник(и) капитала

Сохранение и умножение  капитала 
Получение постоянных и устойчивых доходов 
Право принимать окончательные решения

2. Менеджеры

Получение прибыли и развитие фирмы 
Собственные интересы (вознаграждение, независимость, власть)

3. Наемные работники

Высокая заработная плата 
Надежность рабочего места, хорошие условия труда и высокий уровень социальной защищенности

II. Внешняя среда

1. Государство и общественность

Создание рабочих мест, социальный мир 
Конкурентоспособность на мировом рынке 
Получение налоговых доходов 
Стабильность цен 
Поддержание рыночных отношений путем антимонопольных мер 
Защита окружающей среды и интересов потребителя

2. Поставщики

Высокие доходы и низкие расходы 
Стабильность договорных связей

3. Кредиторы

Высокие проценты 
Гарантированность возврата кредита 
Возможность влияния на фирмы

4. Потребители

Широкий выбор, высокое качество, низкие цены 
Высокий уровень сервисных услуг


ТАКИМ ОБРАЗОМ, внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может быть также и источником проблем  и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Поэтому взаимодействие организации со средой должно поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

      7.Систематизировать положения экономической науки относительно воззрений на сущность менеджмента как науки об управлении.

Информация о работе Предмет и метод науки управления. Сущность и принципы менеджмента