Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:11, контрольная работа
Цель: Приобрести навыки работы по умению сравнительного анализа различных экономических школ о роли управления в разную эпоху.
Самостоятельная работа №1
Тема- Предмет и метод науки управления. Сущность и принципы менеджмента.
Цель: Приобрести навыки работы по умению сравнительного анализа различных экономических школ о роли управления в разную эпоху.
1.В чем заключается сущность менеджмента как науки об управлении.
В современном виде впервые научная теория менеджмента появилась в конце прошлого столетия в связи с опубликованием в 1881 г. курса Дж. Вартона для преподавания в колледже. Позже была опубликована 1-ая книга по менеджменту «Принципы научного управления» Тейлора. Потом была проведена первая в истории научная конференция. Позже вышло ещё несколько книг, которые заложили основы менеджмента. Менеджмент - это научная теория, т.к. можно выделить предмет и объект исследования. Этой проблеме уделял внимание Л. Гьюлик. Предметом этой науки являются управленческие отношения: 1) субординации (подчинения); 2) координации (согласования); 3) дисциплины; 4) ответственности; 5) инициативы. Своим объектом менеджмент имеет организации людей различного типа. Задача менеджмента состоит в том, чтобы изучить практический опыт, выявить причины успехов и неудач, обосновать возможность широкого использования удачных примеров руководства организациями.
Наука управления занимается такими проблемами, как формирование и обоснование принципов и методов управленческой деятельности, определение наиболее целесообразных структур построения организаций, определение способов совершенствования информационного обмена, разработка приёмов манипулирования поведением людей и др. Т.к. эта наука возникла сравнительно недавно, её принято называть молодой. Наибольший вклад внесли американские ученые, но нельзя отрицать значения исследований наших ученых. Разрабатывались модели оптимального функционирования фирмы, демократизации управления. Отличительной особенностью менеджмента как научной теории является наличие в ней большого числа различных направлений, это целостная система воззрений различных учёных. Он не даёт общепринятых рекомендаций. Менеджмент - бурно развивающаяся наука, в последние годы кол-во результатов исследований растёт.
Наука менеджмент занимается не только производством новых знаний на базе исследования управленческих законов, но и оценкой (анализом, обобщением) реальной практики. Поэтому менеджмент называют синтезом научного знания и практического опыта. Ещё одна особенность управленческой теории связана с ее применением: не удается применить теорию без каких-либо изменений. Менеджмент выступает в 3-х аспектах: 1) научная дисциплина; 2) обобщение накопленного опыта; 3) искусство конкретных руководителей. В этой связи можно сказать ещё об одной особенности управленческой мысли - она непрерывно обогащается и развивается.
2. Рассмотреть основы системного, процессного и ситуационного подхода в управлении.
Процессный подход
Деятельность
по выполнению функций
Процесс менеджмента отражает
рекомендованную
Качество выполнения предыдущего
этапа - необходимое условие
Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений. В организации протекает множество процессов. М. Портер предлагает классификацию процессов, которая базируется на их роли в создании дополнительных ценностей (каждый процесс должен вносить дополнительный вклад по отношению к предыдущему процессу в ценность конечного продукта). В соответствии с этим критерием все процессы подразделяют на три группы:
Все перечисленные процессы взаимосвязаны между собой и образуют единую систему.
Системный подход
Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад в это научное направление сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоу-ренс, Э. Г. Юдин и др.
Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.
По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. Б результате в 70-х гг. XX в. сформировались черты модели организации как открытой системы. Была дана характеристика внешней среды как совокупности факторов, воздействующих па функционирование организации и находящихся за ее границами.
Ситуационный подход к управлению
Системный под ход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением и в одной и той же внешней среде (например, работающие в одной отрасли и реализующие свою продукцию на одних и тех же рынках), значительно отличаются в отношении результата функционирования.
Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством увязывания различных приемов и концепций с конкретными ситуациями функционирования предприятия для достижения своих целей. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде.
Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации по применению научных концепций, принципов, методов в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней среды.
3. Показать историю эволюции представлений о науке управления. Взгляды представителей основных экономических школ.
Управление как исторический процесс развивалось с того момента, когда появилась необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей. История знает немало примеров рационального управления не только отдельными коллективами, но и целыми государствами и империями.
I период ( древний ). Начиная с 9 - 7 тысячелетия до нашей эры примерно до XVIII в. (самый длинный). Человечество тысячелетиями по крупицам накапливала опыт управления. Старейшины и вожди родов и племён олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода. Примерно 9-7 тысяч до н. э. в ряде мест Ближнего востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т. п.) к их производству ( производящая экономика). Переход к производящей экономики стал точкой отсчёта с рождением менеджмента. В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В период 3000 - 2000г.г. до н. э. сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат.
Одним из первых, кто дал характеристику управления как сферы деятельности (470 — 399 г.г. до н. э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления. Платон (428 - 348 г.г. до н. э.) дал классификацию формам государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления. А. Македонский (356 - 323 г. г. до н. э.) развил теорию и практику управления войсками.
II период (индустриальный 1776 - 1890 г.г.).
Развитие теории государственного управления этот период принадлежит А. Смиту. Он сделал анализ различных разделения труда, дал характеристику обязанностей государства. Большое влияние на формирование многих направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а так же признанием необходимости обучения и улучшение труда актуальны и сегодня.
Первый переворот в теории управления связан с созданием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик. Ч. Бэббияж разработал проект «аналитической машины» - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.
III период (систематизации 1856 -1960 г.г.).
Сформированы новые школы, течения, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры измеряли ориентиры от потребностей конкретной организации на изучение способов управления, действующих в её окружении. Одни из них решали свои управленческие проблемы способами, хорошо зарекомендовавшими себя в прошедшие периоды, другие искали более систематизированные подходы к управлению.
Бум теоретической мысли начался в нач. XX века. Он связан с тем, что в 1911 году инженер Тейлор опубликовал свои исследования в книге "Принципы научного управления". Этот год традиционно считается началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. В последствии наука об управлении развивалась на как ряд последовательных, взаимосвязанных разделов теории, а как отдельное направление исследований по теории и практике управления. Эти самостоятельные направления в исследованиях формировали вокруг себе приверженцев и в конечном итоге получили название школ управления. Сложились в основном 5 направлений:
Родоначальник - Тейлор. Он впервые сформулировал вывод о том, что работа по управлению это определенная специальность и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников будет выполнять те работы, которые она лучше всего делает. Именно благодаря разработанной им концепции менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. Принципиальным в этой концепции является то, что Тейлор отказался от, так называемого, линейного управления, т.е. его выражению "от военного типа организации" и разработал альтернативную систему разделения труда между мастерами и бригадирами по функциям. Т.об. он впервые провозгласил необходимость разделения труда непосредственно в сфере управления. Этим была заложена основа функциональной организации управления. Однако в учении Тейлора было заложено ряд ошибок. Основной из них является то, что он полагал, что для достижения цели достаточно лишь создать экономическую заинтересованность для работника и делал упор на, так называемого, экономического человека, целью которого якобы является стремление в получении большей выгоды от своего труда. Вторая ошибка Тейлора заключается в том, что он полагался чрезмерно на подчинение человека воле управляющего в процессе труда.
Ошибки Тейлора исправил приверженец этой же школы Эмерсон. Он разработал 12 принципов правильной организации управления труда:
Заметную роль в развитии этой концепции сыграл Адамецкий. Его выводы базируются на практике работы в российских предприятиях начиная с 1903 года. Он сформулировал 4 основных закона организации труда:
Информация о работе Предмет и метод науки управления. Сущность и принципы менеджмента