Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:11, контрольная работа
Цель: Приобрести навыки работы по умению сравнительного анализа различных экономических школ о роли управления в разную эпоху.
Анри Файоль основатель и "отец менеджмента". Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Они считали, что следуя этим принципам предприятие достигнет наивысших результатов. Заслуга Файоля заключается в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких функций. Другое направление этой школы касалось структуры организации. При этом организация рассматривалась как замкнутая система в отличии от концепции научного управления.
Внутри этой концепции зародились ряд моделей управления. Одним из примеров такой модели может служить, так называемая, идеальная бюрократическая модель Вебера. Основные характеристики модели:
Анри Файоль также разработал 14 общеизвестных принципа управления:
Эта школа развивалась в нашем веке в 1930-1950 годах. Создатели концепции определили менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. Из этой концепции зародилось определение управления как такового, а именно:
Управление - это целенаправленное воздействие на коллективы людей или отдельных исполнителей на основе познанных и объективно действующих законов и закономерностей для достижения заранее поставленных целей. Данная формулировка заключает в себе ряд принципиальных положений, которые закрепляют понятийный аппарат рассматриваемой концепции. Эти особенности следующие:
Основоположниками этой концепции считаются Мэри Фоллет и Мэлтон Мэйо. Они считали, что даже четко разработанные рабочие операции и высокая зарплата не всегда ведут к повышению производительности труда. Они считали, что силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми могут превзойти усилия руководителей при администрировании. Работники реагируют на давление со стороны своих коллег и близких по рабочей группе людей сильнее, чем на указания руководителей или материальные стимулы.
Исследование таких отраслей как психология и социология. Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений и формировалась в самостоятельное научное направление. Если первая (человеческих отношений) базировалась в основном на методах налаживания межличностных отношений, то вторая стремится оказать помощь работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук, а также построения управления организации. В самых общих чертах основной целью этой школы является повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Основными направлениями и приемами данного подхода является исследование операций и моделей. Модель - это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность, а иногда представляет её абстрактно. После создания модели задается количественная оценка. Отличительными признаками является замена словесных рассуждений и описание некоторыми символами и количественными значениями. С появлением ЭВМ количественный метод находит самое большое применение. Экономико-математические модели стали обычным явлением в современном управлении во всех отраслях производства и бизнеса.
4. Рассмотреть понятие организации.
Организация – составная часть
управленческой деятельности, представляющая
собой процесс, комбинирующий
труд, выполняемые индивидуальными
или группами людей,
Однако термин «организация»
характеризует и определенную
структуру, в которую
Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получим важное определение.
Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Общие характеристики организации.
Все сложные организации
Эти общие черты, помогают понять, почему, чтобы добиться успеха, организацией нужно управлять.
Ресурсы.
Цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.
Процесс преобразование ресурсов
легче всего увидеть в
5. Составить представление о целях организации и их классификации.
Цель - это предполагаемый результат деятельности организации, к достижению которого направлены усилия ее членов. Для них характерны: четкая ориентация на определенный отрезок времени, конкретность и измеримость, непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами, адресность и контролируемость.
В условиях организации
цель нужно рассматривать как
единство мотивов, средств и
результатов. Это означает
- цель есть определенный
мотив. Одна цель может
- цель образуется при
встрече мотива со средствами,
т.е. при оценке способа
- цель в деятельности
организации не тождественна
результату, поскольку даже при
достижении цели в реальный
результат привносятся другие
следствия, не совпадающие с
предполагаемым результатом,
- выбор цели субъектом
существенно предопределен и
ограничен индивидуальными
Функции целей организации:
- Когнитивные функции
целей. Эти функции, которым,
по мнению представителей
- Распределительные функции.
Для реализации целей
- Функции идентификации,
т.е. сопоставления
- Функции мотивации. Цели
способны мотивировать членов
организации в том случае, если
последние признают их реально
достижимыми, ориентированными
- Функции преобразования.
Стремление к реализации целей
организации неизбежно
- Катектические, или эмоциональные, функции. Цели могут формировать у членов организации различные эмоциональные состояния: эмоциональный подъем или, наоборот, чувства растерянности, неуверенности. Эти побочные функции целей необходимо учитывать, принимая управленческое решение, так как они оказывают значительное влияние на мотивацию членов организации.
- Символические функции.
Определяя цели организации,
- Идеологические функции.
Цели формируют идеологию
Свойства целей:
- соподчиненность, то
есть цели подсистем
- развертываемость, которая выражается в том, что более общая цель конкретизируется несколькими более локальными, частными целями. Развертываемость может осуществляться по содержанию, по времени, по уровню;
- соотносительная важность.
Основные требования к целям:
1. Цели должны быть
достижимыми. Нереальная для
Информация о работе Предмет и метод науки управления. Сущность и принципы менеджмента