Предмет и метод науки управления. Сущность и принципы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Цель: Приобрести навыки работы по умению сравнительного анализа различных экономических школ о роли управления в разную эпоху.

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.docx

— 83.63 Кб (Скачать)

         II. Концепция административного управления (классическая школа управления).

         Анри Файоль основатель и "отец менеджмента". Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Они считали, что следуя этим принципам предприятие достигнет наивысших результатов. Заслуга Файоля заключается в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких функций. Другое направление этой школы касалось структуры организации. При этом организация рассматривалась как замкнутая система в отличии от концепции научного управления.

           Внутри этой концепции зародились ряд моделей управления. Одним из примеров такой модели может служить, так называемая, идеальная бюрократическая модель Вебера. Основные характеристики модели:

  • Вся деятельность по управлению расчленяется на элементарные простейшие операции, что предполагает строгое регламентирование функций, прав и обязанностей каждого из звеньев управления. Это создает условия для использования специалистов, профессионалов.
  • Производственно-техническая система строится на принципах иерархии.
  • Деятельность производственно-хозяйственных систем регулируется системой абстрактных правил, четкими стандартами, инструкциями, которые определяют ответственность каждого управленческого работника и создают предпосылки для единого подхода при решении производственной ситуации.
  • Устранение личных эгоистических отношений в служебных делах.
  • Работа основывается на соответствии работника занимаемой должности.

Анри Файоль также разработал 14 общеизвестных принципа управления:

  1. принцип разделения труда,
  2. принцип полномочия и ответственности, что означает право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая часть. Где даются полномочия там возникает ответственность.
  3. дисциплина - предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками,
  4. единоначалие - означает, что работник долен получать приказы только от одного начальника,
  5. подчиненность личных интересов общим,
  6. единство направления - означает, что каждая группа, действуя в рамках единой цели должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя,
  7. вознаграждения персонала,
  8. централизация,
  9. скалярная цель - означает, что это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях: от самой высокой должности вниз до самого низа по существу это иерархический ряд в структуре управления,
  10. порядок,
  11. справедливость,
  12. стабильность рабочего места для профессионала,
  13. инициатива,
  14. корпоративный дух.

          III. Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений.

          Эта школа развивалась в нашем веке в 1930-1950 годах. Создатели концепции определили менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. Из этой концепции зародилось определение управления как такового, а именно:

Управление - это целенаправленное воздействие на коллективы людей  или отдельных исполнителей на основе познанных и объективно действующих  законов и закономерностей для  достижения заранее поставленных целей. Данная формулировка заключает в  себе ряд принципиальных положений, которые закрепляют понятийный аппарат  рассматриваемой концепции. Эти  особенности следующие:

  • В процессе управления воздействие осуществляется на людей, а также через них на материально-вещественные элементы экономической и финансовой системы, а также на социальную систему.
  • Под управленческим воздействием понимается только такое воздействие, которое лично обосновано, т.е. должен соблюдаться научный подход к управлению. Основой для этого должны быть избраны соответствующие объективные законы и закономерности.
  • Данная концепция закрепляет целевой подход к управлению, а именно в управлении всегда должна быть поставлена цель, а все операции и процедуры по управлению должны быть направлены на реализацию этих целей.

           Основоположниками этой концепции считаются Мэри Фоллет и Мэлтон Мэйо. Они считали, что даже четко разработанные рабочие операции и высокая зарплата не всегда ведут к повышению производительности труда. Они считали, что силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми могут превзойти усилия руководителей при администрировании. Работники реагируют на давление со стороны своих коллег и близких по рабочей группе людей сильнее, чем на указания руководителей или материальные стимулы.

          IV. Концепция управления с позиции науки о поведении.

         Исследование таких отраслей как психология и социология. Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений и формировалась в самостоятельное научное направление. Если первая (человеческих отношений) базировалась в основном на методах налаживания межличностных отношений, то вторая стремится оказать помощь работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук, а также построения управления организации. В самых общих чертах основной целью этой школы является повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

           V. Количественная концепция.

          Основными направлениями и приемами данного подхода является исследование операций и моделей. Модель - это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность, а иногда представляет её абстрактно. После создания модели задается количественная оценка. Отличительными признаками является замена словесных рассуждений и описание некоторыми символами и количественными значениями. С появлением ЭВМ количественный метод находит самое большое применение. Экономико-математические модели стали обычным явлением в современном управлении во всех отраслях производства и бизнеса.

 

          4. Рассмотреть понятие организации.

         Организация – составная часть  управленческой деятельности, представляющая  собой процесс, комбинирующий  труд, выполняемые индивидуальными  или группами людей, наделенных  качествами, необходимыми для его  выполнения, так, что обеспечиваются  наилучшие условия эффективного, систематического, позитивного скоординированного  приложения знаний работников.

         Однако термин «организация»  характеризует и определенную  структуру, в которую объединяются  люди для достижения своих  целей, т.е. объект менеджмента.  Некая группа должна нескольким  обязательным требованием, чтобы  считаться организацией. К ним  относятся: 

  • Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы.
  • Наличие по крайне мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.
  • Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Соединив в одну эти  существенные характеристики, мы получим  важное определение.

         Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Общие характеристики организации.

          Все сложные организации являются  не только группами, целенаправленными  в своей деятельности и имеющими  определенный набор взаимосвязанных  целей, они также имеют общие  для всех сложных организационный  характеристике.

Эти общие черты, помогают понять, почему, чтобы добиться успеха, организацией нужно управлять.

Ресурсы.

        Цели  всякой организации включают  преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.

Процесс преобразование ресурсов легче всего увидеть в производственных организациях, но и организации обслуживания и некоммерческие организации также  используют все виды этих ресурсов.

 

         5. Составить представление о целях организации и их классификации.

         Цель - это предполагаемый результат деятельности организации, к достижению которого направлены усилия ее членов. Для них характерны: четкая ориентация на определенный отрезок времени, конкретность и измеримость, непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами, адресность и контролируемость.   

 В условиях организации  цель нужно рассматривать как  единство мотивов, средств и  результатов. Это означает следующее:  

- цель есть определенный  мотив. Одна цель может удовлетворять  несколько потребностей, как одна  потребность может удовлетворяться  через разные цели; 

- цель образуется при  встрече мотива со средствами, т.е. при оценке способа удовлетворения  соответствующей потребности или  устремления; 

- цель в деятельности  организации не тождественна  результату, поскольку даже при  достижении цели в реальный  результат привносятся другие  следствия, не совпадающие с  предполагаемым результатом, поэтому  достигнутая цель может быть  только частью результата; 

- выбор цели субъектом  существенно предопределен и  ограничен индивидуальными предпочтениями, влияниями окружающей среды, побочными  целями и т.д. Поэтому целеполагание это не только выражение свободы воли субъекта. 

 Функции целей организации:  

- Когнитивные функции  целей. Эти функции, которым,  по мнению представителей рациональной  школы научного управления и  их современных последователей, принадлежит первое место, обобщают  распоряжения координирующих органов  и концентрируют внимание на  анализе альтернатив действий  и принятии решений. 

- Распределительные функции.  Для реализации целей организации  необходимо направлять ресурсы  в подразделения оптимальным  образом. Наличие целей различного  уровня (целей организации, целей  подразделений, целей участников  организации) ставит проблему  их совмещения в ходе производственной  деятельности, что заставляет руководителей  распределять ресурсы внутри  организации. 

- Функции идентификации,  т.е. сопоставления собственных  стремлений членов организации  с целями подразделения или  организации как целого. В отсутствие  этих функций деятельность членов  организации теряет смысл. Это  в свою очередь может привести  к отчуждению и аномии. 

- Функции мотивации. Цели  способны мотивировать членов  организации в том случае, если  последние признают их реально  достижимыми, ориентированными на  будущее и соотнесенными с  собственными потребностями. 

- Функции преобразования. Стремление к реализации целей  организации неизбежно приводит  к пониманию необходимости преобразований  различных аспектов организационной  деятельности. Особенно это справедливо  в отношении организаций, работающих  в рыночной среде с высокой  степенью неопределенности, когда  разрабатываемые цели изначально  ориентированы на изменения и  инновации. 

- Катектические, или эмоциональные, функции. Цели могут формировать у членов организации различные эмоциональные состояния: эмоциональный подъем или, наоборот, чувства растерянности, неуверенности. Эти побочные функции целей необходимо учитывать, принимая управленческое решение, так как они оказывают значительное влияние на мотивацию членов организации. 

- Символические функции.  Определяя цели организации, руководители  должны учитывать их влияние  на рядовых потребителей, клиентов, партнеров, заказчиков и представителей  банков. В этом случае цели  рассматриваются как визитная  карточка фирмы, концентрированное  выражение ее стратегических  замыслов. 

- Идеологические функции.  Цели формируют идеологию организации,  т.е. объясняют не только, как  будут достигнуты те или иные  результаты, но и почему возникла  необходимость в их достижении.   

 Свойства целей: 

- соподчиненность, то  есть цели подсистем вышестоящего  уровня, обусловливают цели подсистем  нижестоящего уровня (цели формируются  сверху вниз); 

- развертываемость, которая выражается в том, что более общая цель конкретизируется несколькими более локальными, частными целями. Развертываемость может осуществляться по содержанию, по времени, по уровню; 

- соотносительная важность.  

 Основные требования  к целям: 

1. Цели должны быть  достижимыми. Нереальная для достижения  цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что негативно сказывается на деятельности организации.  

Информация о работе Предмет и метод науки управления. Сущность и принципы менеджмента