Практические предпосылки возникновения менеджмента, его роль в развитии современного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в проведении исследований и изучении практических предпосылок возникновения менеджмента, его роли в развитии современного производства. Данная курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- теоретические исследования возникновения и развития менеджмента;
- изучение различных школ менеджмента;
- изучение современной системы взглядов на менеджмент;
- исследование зарождения менеджмента;
- исследование роли менеджера в развитии организации.

Содержание

Введение
1. Исследование предпосылок возникновения менеджмента
1.1 Сущность менеджмента
1.2 Условия и факторы возникновения и развития менеджмента
1.3 Предпосылки возникновения менеджмента
2. Роль менеджмента в развитии современного производства
2.1 Современная система взглядов на менеджмент
2.2 Роль менеджеров в управлении коммерческой организацией
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.docx

— 49.20 Кб (Скачать)

2. Роль менеджмента в развитии современного производства

2.1 Современная система взглядов на менеджмент

 

Современный менеджмент вбирает в себя достижения различных  подходов, продолжает пополняться новыми знаниями. В 80-е годы в центре внимания оказались проблемы культуры организации. Значение организационной культуры как сильного инструмента управления возросло. Исследования доказали, что  главный потенциал прогрессивных  изменений заложен в самом  человеке, в его сознании и культуре. А культурные стереотипы поведения  человека в организации оказывают  непосредственное воздействие на конечные результаты производственной деятельности.

В 90-е годы на первое место вышли разработки по лидерству. С ним организации связывают  свои будущие надежды.

Ряд вопросов ставит перед теорией и практикой  управления международный менеджмент, в связи с чем рассматриваются  вопросы определения общих (универсальных) и специфических форм и методов  управления, приспособления к национальной местной среде и ряд других.

Основные моменты  современной системы взглядов на менеджмент следующие:

  • организация - это открытая система;
  • успех зависит от того, насколько удачно фирма «вписывается» во внешнюю среду и приспосабливается к ее изменениям;
  • фирме должно быть присуще постоянное обновление, приспособление к внешним факторам (главный из них — потребитель);
  • ставка делается на человека самореализующегося. Отсюда необходимость внимания к таким факторам, как организационная культура, различные формы демократизации управления;
  • признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации;

«Новая система  взглядов на управление известна как - тихая управленческая революция, ибо  она не разрушает сложившиеся  системы и методы менеджмента, а  дополняя их, постепенно приспосабливает  к новым условиям1.

Представляется, что менеджмент в 21 веке будет развиваться  по следующим основным направлениям:

  1. Рациональное сочетание рынка и государственного регулирования.
  2. Широкое использование стратегического планирования и управления в деятельности организаций.
  3. Постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды.
  4. Достижение стратегических и оперативных целей организации за счет оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации.
  5. Разработка новых методов и приемов управления, позволяющих организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды.
  6. Резкое повышение уровня квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией.
  7. Использование в практике управления оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы.
  8. Совершенствование структур управления большей децентрализацией функций.
  9. Постоянная забота о повышении квалификации работников организации.
  10. Максимальное использование инноваций, экономико-математических методов, ЭВМ.
  11. Развитие информационных систем, широкое использование глобальных информационных сетей (Интернет).
  12. Привлечение сотрудников к управлению организацией.

2.2 Роль менеджеров в управлении коммерческой организацией

 

В организации  имеются два типа менеджеров —  линейные и функциональные. К линейным относятся менеджеры, действующие  на Основе единоначалия, ответственные  за состояние и развитие организации (предприятия) или ее подразделений (цехов, участков, бригад). Это директора, начальники цехов, мастера, бригадиры. Функциональные менеджеры ответственны за определенную подсистему управления, например, за маркетинг, экономику, управление персоналом и финансами.

По месту в  системе управления организацией менеджеры  занимают три уровня: высший, средний  и низовой:

Менеджеры высшего  уровня — самая малочисленная, но наиболее влиятельная категория. Они  определяют общие направления функционирования и развития организации и ее крупных  подразделений, принимают ключевые решения по стратегии развития и  текущим делам, наделены полномочиями для приобретения других компаний, запуска новых производственных мощностей, найма работников и т.п. Деятельность этих менеджеров характеризуется масштабностью и сложностью, приоритетом стратегической и перспективной деятельности, наиболее тесными связями с внешней средой, разнообразием принимаемых решений, напряженным темпом работы.

Менеджеры среднего уровня координируют и контролируют работу руководителей низового уровня. В их действиях преобладает решение  тактических задач, что не исключает  их участия в разработке стратегических проблем. Значительный удельный вес  в рабочем времени этих менеджеров занимает общение с менеджерами  среднего (горизонтальная координация  работ) и низового уровня (вертикаль  иерархии управления).

Роль руководителей  среднего уровня в современных условиях значительно возросла. Это связано  с развитием внутреннего хозрасчета, с расширением прав структурных  подразделений организации.

Менеджеры низового уровня составляют самую многочисленную управленческую группу в организации. Они отвечают за выполнение производственных заданий и использование ресурсов. Их работа связана с решением преимущественно  тактических и оперативных проблем. Она характеризуется разнообразием  выполняемых действий, частыми переходами от одной задачи к другой, коротким временным периодом реализации принимаемых  решений, постоянным общением с непосредственными  исполнителями (работниками), производственным персоналом.

В структуре затрат рабочего времени менеджеров низового уровня большое место занимает контроль и инструктирования подчиненных. Менеджеры  высшего уровня треть своего времени  затрачивает на изучение деловой  окружающей среды.

Содержанием деятельности менеджера является процесс реализации функций планирования, организовывания, координации, мотивации и контроля.

Менеджеры в организации  выполняют многообразные роли. Их классификация и описание представлены в таб.1.

Таблица 1.6 Управленческих роли менеджера

Роль

Описание

Характер деятельности по материалам обследования работы руководителей

Межличностные роли

Главный руководитель

Символический глава выполняет обычные обязанности правового или социального характера

Церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства

Лидер

Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности.

Фактически все управленческие действия с участием подчиненных

Связующее звено

Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних и внутренних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги

Переписка, участие во внешних совещаниях, другая работа с внешними организациями и лицами

Информационные роли

Приемник информации

Получает специализированную информацию (в основном текущую) для использования в интересах дела; выступает как центр сосредоточения внутренней и внешней информации, поступающей в организацию

Обработка всей почты и контакты, связанные преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки, Интернет, беседы и др.)

Распространитель информации

Передает информацию, полученную из внешних источников или от других людей, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации фактов

Рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзоры, беседы)

Представи-тель

Передает информацию для внешних контактов относительно планов, политики действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли

Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, включая передачу информации во внешние организации и другим лицам

Роли, связанные с принятием решений

Предприни-матель

Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает проекты изменений, контролирует разработку проектов

Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, анализ ситуаций, включающий инициирование или разработку проекта усовершенствования деятельности

Устраняю-

щий помехи

Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных помех

Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы

Распредели-тель ресурсов

Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации

Составление графиков, запросы полномочий, действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных

Ведущий переговоры

Ответственный за представительство организации на всех важных переговорах

Ведение переговоров


 

Таким образом, деятельность менеджера, связанную с межличностными коммуникациями, информацией и принятием  решений характеризуют следующие  роли: межличностные роли (руководитель, лидер, связующее звено); информационные роли (преемник информации, распределитель, представитель); решенческие роли (предприниматель, устраняющий нарушения, распределитель ресурсов, ведущий переговоры.

Работа менеджера  состоит из комбинации нескольких ролей. Эти роли на практике взаимозависимы и взаимодействуют. Важность этих ролей  меняется в зависимости от уровня управления. Роли, исполняемые руководителем, определяют объем и содержание его  работы. Реализация общих функций  и ролей определяет успех управленческой деятельности и в конечном счете  ведет к достижению запланированных  результатов работы организации.

В условиях становления  рыночной экономики и общей экономической  дестабилизации деятельность менеджеров значительно усложняется. Им приходится контролировать беспрецедентные для  западной практики неуправляемые ситуации. Менеджеры должны уметь принимать  решения в условиях высочайшего  риска и неопределенности, когда  требуются особая оперативность, самостоятельность  и ответственность за принимаемые  решения.

 

Заключение

 

Возникновение менеджмента  как особого вида деятельности было обусловлено развитием рыночных отношений и появлением крупных  предприятий с сотнями и тысячами рабочих, которыми владельцы уже  не могли квалифицированно руководить. Они вынуждены были нанимать для  этого профессиональных управляющих, предоставлять им самые широкие  полномочия и самостоятельность.

В современной  компании, могут работать до 10 тысяч  высокообразованных людей, представляющих около 60 разных областей знания - все  они трудятся в тесном контакте на одном предприятии. Деятельность этого  множества специалистов не будет  эффективной без надлежащего  управления предприятием. Развитие управления неразрывно связано с прогрессом производства. С ростом производства и его усложнением необходимость  в управлении предприятием усиливается.

В фабричную эпоху (19 век) работа менеджера ограничивалась управлением процессом производства, весьма далеким от научной организации  труда. Менеджеры пытались подходить  к управлению организацией как к  механизму, состоящему из нескольких составных  частей, каждая из которых играет четко  определенную роль в процессе функционирования всего механизма.

В начале 90-ых годов  менеджеры плохо соответствовали  требованиям, предъявляемым к руководителям. Роль менеджера в управлении компанией  состояла из выполнения исключительно  административных функций. Часто менеджер, обладая большим опытом технической  работы, не имел достаточных навыков  и умений для успешного руководства  трудовым коллективом.

В 90-е годы рель менеджеров заключалась в: определении  нормы выработки и вознаграждения работников предприятия; в организации  производства и труда; в выявлении  путей повышения эффективности  труда; в планировании размещения оборудования; в координации работы машин и  персонала; в обеспечении дисциплины и т.д.

Далее, управление отделяется от капитала и производства, вместо одного капиталиста-менеджера  возникают два сообщества: акционеры  и наемные руководители. Менеджеров много, и каждый следит за конкретной функцией: планированием, производством, снабжением. После этого функция  каждого менеджера-специалиста вновь  дробится и вместо одного человека появляется сообщество специалистов, которые образуют плановое бюро, конструкторский  отдел, бюро контроля. Менеджер отныне координирует работу специалистов. Ученые изобрели особые инструменты координирования  деятельности людей, в частности, систему  принятия решений, определение целей  политики компании, философию управления. На сегодняшний день современный  менеджмент вбирает в себя достижения различных подходов.

Менеджеры высшего  уровня - определяют общие направления  функционирования и развития организации  и ее крупных подразделений, принимают  ключевые решения по стратегии развития и текущим делам, наделены полномочиями для приобретения других компаний, запуска новых производственных мощностей, найма работников и т.п.

Менеджеры среднего уровня координируют и контролируют работу руководителей низового уровня. В их действиях преобладает решение  тактических задач, что не исключает  их участия в разработке стратегических проблем. Значительный удельный вес  в рабочем времени этих менеджеров занимает общение с менеджерами  среднего и низового уровня. Роль руководителей  среднего уровня значительно возросла. Это связано с развитием внутреннего хозрасчета, с расширением прав структурных подразделений организации.

Менеджеры низового уровня составляют самую многочисленную управленческую группу в организации. Они отвечают за выполнение производственных заданий и использование ресурсов. Их работа связана с решением преимущественно  тактических и оперативных проблем. Она характеризуется разнообразием  выполняемых действий, частыми переходами от одной задачи к другой, коротким временным периодом реализации принимаемых  решений, постоянным общением с непосредственными  исполнителями (работниками.

В структуре затрат рабочего времени менеджеров низового уровня большое место занимает контроль и инструктирования подчиненных. Менеджеры  высшего уровня треть своего времени  затрачивает на изучение деловой  окружающей среды.

Информация о работе Практические предпосылки возникновения менеджмента, его роль в развитии современного производства