Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:54, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в проведении исследований и изучении практических предпосылок возникновения менеджмента, его роли в развитии современного производства. Данная курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- теоретические исследования возникновения и развития менеджмента;
- изучение различных школ менеджмента;
- изучение современной системы взглядов на менеджмент;
- исследование зарождения менеджмента;
- исследование роли менеджера в развитии организации.
Введение
1. Исследование предпосылок возникновения менеджмента
1.1 Сущность менеджмента
1.2 Условия и факторы возникновения и развития менеджмента
1.3 Предпосылки возникновения менеджмента
2. Роль менеджмента в развитии современного производства
2.1 Современная система взглядов на менеджмент
2.2 Роль менеджеров в управлении коммерческой организацией
Заключение
Список литературы
Современный менеджмент
вбирает в себя достижения различных
подходов, продолжает пополняться новыми
знаниями. В 80-е годы в центре внимания
оказались проблемы культуры организации.
Значение организационной культуры
как сильного инструмента управления
возросло. Исследования доказали, что
главный потенциал
В 90-е годы на первое место вышли разработки по лидерству. С ним организации связывают свои будущие надежды.
Ряд вопросов ставит перед теорией и практикой управления международный менеджмент, в связи с чем рассматриваются вопросы определения общих (универсальных) и специфических форм и методов управления, приспособления к национальной местной среде и ряд других.
Основные моменты современной системы взглядов на менеджмент следующие:
«Новая система взглядов на управление известна как - тихая управленческая революция, ибо она не разрушает сложившиеся системы и методы менеджмента, а дополняя их, постепенно приспосабливает к новым условиям1.
Представляется, что менеджмент в 21 веке будет развиваться по следующим основным направлениям:
В организации имеются два типа менеджеров — линейные и функциональные. К линейным относятся менеджеры, действующие на Основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации (предприятия) или ее подразделений (цехов, участков, бригад). Это директора, начальники цехов, мастера, бригадиры. Функциональные менеджеры ответственны за определенную подсистему управления, например, за маркетинг, экономику, управление персоналом и финансами.
По месту в системе управления организацией менеджеры занимают три уровня: высший, средний и низовой:
Менеджеры высшего
уровня — самая малочисленная, но
наиболее влиятельная категория. Они
определяют общие направления
Менеджеры среднего уровня координируют и контролируют работу руководителей низового уровня. В их действиях преобладает решение тактических задач, что не исключает их участия в разработке стратегических проблем. Значительный удельный вес в рабочем времени этих менеджеров занимает общение с менеджерами среднего (горизонтальная координация работ) и низового уровня (вертикаль иерархии управления).
Роль руководителей
среднего уровня в современных условиях
значительно возросла. Это связано
с развитием внутреннего
Менеджеры низового
уровня составляют самую многочисленную
управленческую группу в организации.
Они отвечают за выполнение производственных
заданий и использование
В структуре затрат рабочего времени менеджеров низового уровня большое место занимает контроль и инструктирования подчиненных. Менеджеры высшего уровня треть своего времени затрачивает на изучение деловой окружающей среды.
Содержанием деятельности менеджера является процесс реализации функций планирования, организовывания, координации, мотивации и контроля.
Менеджеры в организации выполняют многообразные роли. Их классификация и описание представлены в таб.1.
Таблица 1.6 Управленческих роли менеджера
Роль |
Описание |
Характер деятельности по материалам обследования работы руководителей | |
Межличностные роли | |||
Главный руководитель |
Символический глава выполняет обычные обязанности правового или социального характера |
Церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства | |
Лидер |
Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности. |
Фактически все управленческие действия с участием подчиненных | |
Связующее звено |
Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних и внутренних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги |
Переписка, участие во внешних совещаниях, другая работа с внешними организациями и лицами | |
Информационные роли | |||
Приемник информации |
Получает специализированную информацию (в основном текущую) для использования в интересах дела; выступает как центр сосредоточения внутренней и внешней информации, поступающей в организацию |
Обработка всей почты и контакты, связанные преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки, Интернет, беседы и др.) | |
Распространитель информации |
Передает информацию, полученную из внешних источников или от других людей, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации фактов |
Рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзоры, беседы) | |
Представи-тель |
Передает информацию для внешних контактов относительно планов, политики действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли |
Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, включая передачу информации во внешние организации и другим лицам | |
Роли, связанные с принятием решений | |||
Предприни-матель |
Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает проекты изменений, контролирует разработку проектов |
Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, анализ ситуаций, включающий инициирование или разработку проекта усовершенствования деятельности | |
Устраняю- щий помехи |
Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных помех |
Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы | |
Распредели-тель ресурсов |
Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации |
Составление графиков, запросы полномочий, действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных | |
Ведущий переговоры |
Ответственный за представительство организации на всех важных переговорах |
Ведение переговоров |
Таким образом, деятельность
менеджера, связанную с межличностными
коммуникациями, информацией и принятием
решений характеризуют
Работа менеджера состоит из комбинации нескольких ролей. Эти роли на практике взаимозависимы и взаимодействуют. Важность этих ролей меняется в зависимости от уровня управления. Роли, исполняемые руководителем, определяют объем и содержание его работы. Реализация общих функций и ролей определяет успех управленческой деятельности и в конечном счете ведет к достижению запланированных результатов работы организации.
В условиях становления
рыночной экономики и общей
Возникновение менеджмента
как особого вида деятельности было
обусловлено развитием рыночных
отношений и появлением крупных
предприятий с сотнями и
В современной
компании, могут работать до 10 тысяч
высокообразованных людей, представляющих
около 60 разных областей знания - все
они трудятся в тесном контакте на
одном предприятии. Деятельность этого
множества специалистов не будет
эффективной без надлежащего
управления предприятием. Развитие управления
неразрывно связано с прогрессом
производства. С ростом производства
и его усложнением
В фабричную эпоху
(19 век) работа менеджера ограничивалась
управлением процессом
В начале 90-ых годов
менеджеры плохо
В 90-е годы рель
менеджеров заключалась в: определении
нормы выработки и
Далее, управление
отделяется от капитала и производства,
вместо одного капиталиста-менеджера
возникают два сообщества: акционеры
и наемные руководители. Менеджеров
много, и каждый следит за конкретной
функцией: планированием, производством,
снабжением. После этого функция
каждого менеджера-специалиста
Менеджеры высшего уровня - определяют общие направления функционирования и развития организации и ее крупных подразделений, принимают ключевые решения по стратегии развития и текущим делам, наделены полномочиями для приобретения других компаний, запуска новых производственных мощностей, найма работников и т.п.
Менеджеры среднего уровня координируют и контролируют работу руководителей низового уровня. В их действиях преобладает решение тактических задач, что не исключает их участия в разработке стратегических проблем. Значительный удельный вес в рабочем времени этих менеджеров занимает общение с менеджерами среднего и низового уровня. Роль руководителей среднего уровня значительно возросла. Это связано с развитием внутреннего хозрасчета, с расширением прав структурных подразделений организации.
Менеджеры низового
уровня составляют самую многочисленную
управленческую группу в организации.
Они отвечают за выполнение производственных
заданий и использование
В структуре затрат рабочего времени менеджеров низового уровня большое место занимает контроль и инструктирования подчиненных. Менеджеры высшего уровня треть своего времени затрачивает на изучение деловой окружающей среды.