Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:06, курсовая работа
Учитывая особенности деятельности предприятия необходимо решить проблему, связанную с разработкой теоретических и методических вопросов по измерению и количественной оценке технического прогресса, организации труда, организации производства и организации управления производством, а также природных факторов и выявлению их влияния на эффективность деятельности предприятия.
Введение 3
1. Анализ инновационного потенциала предприятия 6
1.1. Характеристика состава и структуры инновационного потенциала предприятия 6
1.2. Оценка уровня инновационного потенциала и факторов, на него влияющих 12
1.3. Определение возможных путей повышения уровня инновационного потенциала предприятия 17
2. Методические положения оценки инновационного потенциала предприятия 21
2.1. Обобщение методических подходов к определению содержания инновационного потенциала и уровня его использования 21
2.2 . Формирование методики оценки инновационного потенциала 30
3. Обоснование управленческих решений по повышению уровня инновационного потенциала 36
3.1 . Разработка проектных решений по повышению уровня инновационного потенциала предприятия 36
3.2 . Оценка экономической эффективности предлагаемых управленческих решений 39
Заключение 42
Список литературы 44
От тщательности решения поставленных проблем зависит не только выполнение производственной программы данного предприятия, но и других хозяйственных субъектов, так как установленные в нем объемы поставок ресурсов одновременно являются основанием для разработки плана производства и реализации продукции предприятий-поставщиков.
2.1. Обобщение методических подходов к определению содержания инновационного потенциала и уровня его использования
В
настоящее время на повышение
эффективности и
Инновация произошло от английского слова "Innovation", дословный перевод которого означает "введение новшеств". Австрийский ученый И. Шумпетер еще в 1934 г. определил инновацию как «новые и улучшенные продукты и процессы, новые организационные формы, применение существующей технологии к новым областям, открытие новых рынков».
К. Фримен в 1988 г. включил в данное определение социальные нововведения в области технологической политики. В соответствии с международными стандартами, инновация определяется как «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам».
Ученые и исследователи инновационной сферы по-разному трактуют понятие «инновация». Так, например, А.Б. Титов определяет инновацию как «итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов».
Семенов С.А. считает, что инновация представляет собой «процесс целенаправленной разработки, внедрения, и использования субъектами экономико-социальных отношений идей, инициирующих потенциально полезные изменения в целях, организации, отношениях, способах действия и продукции основных компонентов рассматриваемой системы».
Принципиальное различие приведенных точек зрения демонстрирует отсутствие единства взглядов на определение данного термина. Это положение, с одной стороны, говорит о феноменальности и многогранности явления «инновация», необходимости его дальнейшего глубокого изучения, а с другой стороны, это неизбежно сказывается на существующей неопределенности в понятийном аппарате теории инноваций, и как следствие, возникновение определенных сложностей в практической деятельности.
Приведенные выше примеры не случайны. Анализ литературных источников, посвященных данным вопросам, выявил две наиболее распространенные позиции авторов на определение термина «инновация»:
1) инновация рассматривается как процесс введения новшеств;
2) инновация рассматривается как результат человеческой
деятельности в виде новых продуктов, технологий, методов и т.д.
Чтобы понять существующее различие во взглядах, необходимо проанализировать процессы и понятия, связанные с появлением и распространением инноваций.
Само слово «нововведение» в буквальном смысле означает «введение нового», т.е. использование новшества. Под новшеством понимается «новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление (открытие)». Новшество становится инновацией только в том случае, если в ходе его практического освоения имеет место процесс коммерциализации, т.е. появление на рынке новой (инновационной) продукции или услуги.
Следовательно, сама по себе новая идея, отраженная в схемах, чертежах - это еще не инновация, если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах или процессах. Только реализованные в новой продукции или процессах новые идеи называются инновациями.
Таким образом, авторы, определяющие «инновацию» как, в общем случае, процесс создания и распространения новшества, подчеркивают то, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные этапы, при этом промежуточный результат каждого этапа не является инновацией. Такой подход отождествляет понятия «инновация» и «инновационный процесс». Данные понятия, на самом деле, очень близки, но далеко не однозначны.
Наиболее содержательное и полное определение понятия «инновационный процесс», дается А.Н. Фоломьевым и Э.А. Гейгером. По их мнению, это «сложное динамичное образование, связанное с совокупностью исследовательских действий, обеспечивающих зарождение, преобразование и использование инноваций для создания новых потребительских благ, получения прибыли, достижения конкурентоспособности через рост эффективности производства».
Инновационный процесс состоит из нескольких компонентов. Первый компонент инновационного процесса - инновации, то есть новые идеи, знания. Это результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иные научно-технические результаты. Новые идеи могут иметь форму открытий, рационализаторских предложений, понятий, методик, инструкций и т.д.
Вторым компонентом инновационного процесса является инновация как результат новации в практическую деятельность. Являясь конечным результатом творческого труда, получившим реализацию в виде новой продукции либо технологического процесса, инновация является товаром.
Третьим
компонентом инновационного процесса
является диффузия инноваций, под которой
подразумевается
Следовательно, инновационный процесс - это последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге или технологии и дальнейшее распространение инновации.
Инновационный менеджмент представляет собой совокупность принципов и методов, инструментов управления инновационными процессами. Инновационный менеджмент как самостоятельная область экономической науки и профессиональной управленческой деятельности представляет собой одну из разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии.
Основные принципы инновационного менеджмента, обеспечивающими эффективность инновации:
Задачи инновационного менеджмента:
- исследование рынка для новых продуктов, видов услуг (потребности, емкость, предпочтения потребителей, выбор целевых сегментов рынка, стратегии продвижения товара, услуг к потребителям);
Деятельность по организации и осуществлению инновационного процесса называется инновационной деятельностью.
Инновационная
деятельность - это использование
результатов законченных
Иначе говоря, инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций.
Основные виды инновационной деятельности:
Основными
элементами структуры инновационной
деятельности являются инновационные
проекты и программы и
Инновационный проект определяется как:
Понятие инновационного проекта в более широком смысле, подразумевает не только комплекс документов, но и сама деятельность или мероприятие, предполагающее осуществление в определенный период времени каких-либо действий для достижения определенных результатов инновационного процесса.
К основным этапам формирования и реализации инновационных проектов относятся:
Виды
инновационных проектов приводятся в
табл. 3.
Таблица 3
Виды инновационных проектов
Виды проектов по уровню научно-технической значимости | Виды проектов по масштабности решаемых задач |
Модернизационный - конструкция прототипа или базовая технология кардинально не меняются; | Монопроекты - проекты, выполняемые одной фирмой или одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели, осуществляются в жестких временных и финансовых рамках |
Новаторский - конструкция нового изделия по виду своих элементов существенно отличается от прежнего; | Мультипроекты - проекты, представленные в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, в совокупности направленных на достижение сложной инновационной цели; |
Опережающий - конструкция основана на опережающих технических решениях; | Мегапроекты - многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов, связанных между собой одной целью. |
Пионерный - появляются ранее не существовавшие конструкции и технологии, выполняющие прежние или новые функции |
Информация о работе Повышение уровня инновационного потенциала предприятия