Повышение уровня инновационного потенциала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Учитывая особенности деятельности предприятия необходимо решить проблему, связанную с разработкой теоретических и методических вопросов по измерению и количественной оценке технического прогресса, организации труда, организации производства и организации управления производством, а также природных факторов и выявлению их влияния на эффективность деятельности предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Анализ инновационного потенциала предприятия 6
1.1. Характеристика состава и структуры инновационного потенциала предприятия 6
1.2. Оценка уровня инновационного потенциала и факторов, на него влияющих 12
1.3. Определение возможных путей повышения уровня инновационного потенциала предприятия 17
2. Методические положения оценки инновационного потенциала предприятия 21
2.1. Обобщение методических подходов к определению содержания инновационного потенциала и уровня его использования 21
2.2 . Формирование методики оценки инновационного потенциала 30
3. Обоснование управленческих решений по повышению уровня инновационного потенциала 36
3.1 . Разработка проектных решений по повышению уровня инновационного потенциала предприятия 36
3.2 . Оценка экономической эффективности предлагаемых управленческих решений 39
Заключение 42
Список литературы 44

Работа содержит 1 файл

инновационный менеджмент.doc

— 305.00 Кб (Скачать)

     От  тщательности решения поставленных проблем зависит не только выполнение производственной программы данного  предприятия, но и других хозяйственных  субъектов, так как установленные  в нем объемы поставок ресурсов одновременно являются основанием для разработки плана производства и реализации продукции предприятий-поставщиков.

 
            

 

2. Методические положения оценки инновационного потенциала предприятия

2.1.  Обобщение методических подходов к определению содержания инновационного потенциала и уровня его использования

 

     В настоящее время на повышение  эффективности и производительности деятельности любого предприятия, а  также на повышение его конкурентоспособности  оказывает огромное влияние инновационная деятельность. На процесс введения инноваций оказывает влияние научно-технический прогресс, однако на уровне фирм НТП реализуется в виде определенных инноваций. В литературных источниках, посвященных проблемам инновационной сферы деятельности, приводится около сотни определений «инновации». При этом зачастую под одним и тем же термином объединяются принципиально различные понятия.

     Инновация произошло от английского слова "Innovation", дословный перевод  которого означает "введение новшеств". Австрийский ученый И. Шумпетер еще в 1934 г. определил инновацию как «новые и улучшенные продукты и процессы, новые организационные формы, применение существующей технологии к новым областям, открытие новых рынков».

     К. Фримен в 1988 г. включил в данное определение социальные нововведения в области технологической политики. В соответствии с международными стандартами, инновация определяется как «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам».

     Ученые  и исследователи инновационной  сферы по-разному трактуют понятие  «инновация». Так, например, А.Б. Титов определяет инновацию как «итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов».

     Семенов С.А. считает, что инновация представляет собой «процесс целенаправленной разработки, внедрения, и использования субъектами экономико-социальных отношений идей, инициирующих потенциально полезные изменения в целях, организации, отношениях, способах действия и продукции основных компонентов рассматриваемой системы».

     Принципиальное  различие приведенных точек зрения демонстрирует отсутствие единства взглядов на определение данного  термина. Это положение, с одной  стороны, говорит о феноменальности  и многогранности явления «инновация», необходимости его дальнейшего глубокого изучения, а с другой стороны, это неизбежно сказывается на существующей неопределенности в понятийном аппарате теории инноваций, и как следствие, возникновение определенных сложностей в практической деятельности.

     Приведенные выше примеры не случайны. Анализ литературных источников, посвященных данным вопросам, выявил две наиболее распространенные позиции авторов на определение термина «инновация»:

     1) инновация рассматривается как процесс введения новшеств;

     2) инновация рассматривается как результат человеческой

     деятельности  в виде новых продуктов, технологий, методов и т.д.

     Чтобы понять существующее различие во взглядах, необходимо проанализировать процессы и понятия, связанные с появлением и распространением инноваций.

     Само  слово «нововведение» в буквальном смысле означает «введение нового», т.е. использование новшества. Под  новшеством понимается «новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление (открытие)». Новшество  становится инновацией только в том случае, если в ходе его практического освоения имеет место процесс коммерциализации, т.е. появление на рынке новой (инновационной) продукции или услуги.

     Следовательно, сама по себе новая идея, отраженная в схемах, чертежах - это еще не инновация, если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах или процессах. Только реализованные в новой продукции или процессах новые идеи называются инновациями.

     Таким образом, авторы, определяющие «инновацию»  как, в общем случае, процесс создания и распространения новшества, подчеркивают то, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные этапы, при этом промежуточный результат каждого этапа не является инновацией. Такой подход отождествляет понятия «инновация» и «инновационный процесс». Данные понятия, на самом деле, очень близки, но далеко не однозначны.

     Наиболее  содержательное и полное определение  понятия «инновационный процесс», дается А.Н. Фоломьевым и Э.А. Гейгером. По их мнению, это «сложное динамичное образование, связанное с совокупностью исследовательских действий, обеспечивающих зарождение, преобразование и использование инноваций для создания новых потребительских благ, получения прибыли, достижения конкурентоспособности через рост эффективности производства».

     Инновационный процесс состоит из нескольких компонентов. Первый компонент инновационного процесса - инновации, то есть новые идеи, знания. Это результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иные научно-технические результаты. Новые идеи могут иметь форму открытий, рационализаторских предложений, понятий, методик, инструкций и т.д.

     Вторым  компонентом инновационного процесса является инновация как результат  новации в практическую деятельность. Являясь конечным результатом творческого труда, получившим реализацию в виде новой продукции либо технологического процесса, инновация является товаром.

     Третьим компонентом инновационного процесса является диффузия инноваций, под которой  подразумевается распространение уже однажды освоенной, реализованной инновации, то есть применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях. Форма и скорость этого процесса зависят от структуры и мощности коммуникационных каналов, способности хозяйствующих субъектов быстро реагировать на инновации.

     Следовательно, инновационный процесс - это последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге или технологии и дальнейшее распространение инновации.

     Инновационный менеджмент представляет собой совокупность принципов и методов, инструментов управления инновационными процессами. Инновационный менеджмент как самостоятельная  область экономической науки  и профессиональной управленческой деятельности представляет собой одну из разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии.

     Основные  принципы инновационного менеджмента, обеспечивающими эффективность  инновации:

  • создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение новшеств;
  • нацеленность всей инновационной деятельности на потребителя;
  • определение приоритетных направлений инновационной деятельности, исходя из целей и задач предприятия;
  • сокращение числа уровней в управлении с целью ускорения процесса «исследование - производство - реализация»;
  • максимальное сокращение сроков разработки и внедрения инноваций.

     Задачи  инновационного менеджмента:

     - исследование рынка для новых продуктов, видов услуг (потребности, емкость, предпочтения потребителей, выбор целевых сегментов рынка, стратегии продвижения товара, услуг к потребителям);

  • прогнозирование деятельности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта, услуг;
  • определение способов продажи нового продукта, услуги;
  • исследование конъюнктуры рынка ресурсов;
  • нахождение субподрядчиков на освоение и поставку комплектующих изделий, оборудования;
  • проработка возможных вариантов кооперации с конкурентами по поводу разработки и освоения технологически сложного или рискового продукта, услуги;
  • осуществление комплексного анализа затрат, цены, объемов производства и продаж нового продукта, услуги;
  • оценка эффективности и планирование инноваций как инвестиционного проекта;
  • анализ рисков, определение методов их минимизации и страхования; выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта, услуги;
  • исследование целесообразности и планирование наиболее адекватных форм передачи технологии в процессе создания, освоения, размещения на рынке и поддержания необходимого объема продаж нового продукта, услуги.

     Деятельность  по организации и осуществлению  инновационного процесса называется инновационной  деятельностью.

     Инновационная деятельность - это использование  результатов законченных научных  исследований, опытно-конструкторских разработок либо иных научно-технических достижений для создания нового продукта, реализуемого на рынке, или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

     Иначе говоря, инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций.

     Основные  виды инновационной деятельности:

  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний;
  • приобретение патентов, лицензий и ноу-хау;
  • инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов;
  • сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления;
  • маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции;
  • подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности.

     Основными элементами структуры инновационной  деятельности являются инновационные  проекты и программы и выполняющие  их организации. В структуре инновационной деятельности выделяется инновационная инфраструктура. Ее основные элементы - это продукты и программы поддержки инновационной деятельности, а также выполняющие их организации.

     Инновационный проект определяется как:

  • комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени;
  • как проект поддержки инновационной деятельности и развития инновационной инфраструктуры;
  • как пакет документов, обосновывающих и описывающих эти мероприятия.

     Понятие инновационного проекта в более  широком смысле, подразумевает не только комплекс документов, но и сама деятельность или мероприятие, предполагающее осуществление в определенный период времени каких-либо действий для  достижения определенных результатов инновационного процесса.

     К основным этапам формирования и реализации инновационных проектов относятся:

  • систематизация поступающих идей;
  • отбор выявленных идей нового продукта или услуги;
  • анализ экономической эффективности нового продукта или услуги, разработка программы маркетинга;
  • создание нового продукта или услуги;
  • тестирование на рынке;
  • внедрение нового изделия или услуги в производство на основе программы маркетинга по продукту или услуге.

     Виды  инновационных проектов приводятся в табл. 3.  

     Таблица 3

     Виды  инновационных проектов

Виды  проектов по уровню научно-технической  значимости Виды проектов по масштабности решаемых задач
Модернизационный - конструкция прототипа или базовая технология кардинально не меняются; Монопроекты - проекты, выполняемые одной фирмой или одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели, осуществляются в жестких временных и финансовых рамках
Новаторский - конструкция нового изделия по виду своих элементов существенно отличается от прежнего; Мультипроекты - проекты, представленные в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, в совокупности направленных на достижение сложной инновационной цели;
Опережающий - конструкция основана на опережающих технических решениях; Мегапроекты - многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов, связанных между собой одной целью.
Пионерный - появляются ранее не существовавшие конструкции и технологии, выполняющие прежние или новые функции  

Информация о работе Повышение уровня инновационного потенциала предприятия