Последствия приватизации земли и реформирования сельскохозяйственных предприятий в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:33, доклад

Описание работы

В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В ХХ в. приватизация земли получила большое распространение, захватив почти все основные страны. Приватизация, согласно современному экономическому словарю, - это процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Данное явление осуществляется посредством безвозмездной передачи или распродажи объектов государственной собственности в собственность заинтересованных лиц с образованием на этой основе частной, акционерной или корпоративной собственности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Приватизация земли и ее социально-экономические последствия………...5
2. Реформирование сельскохозяйственных предприятий в России………….12
3. Статистика осуществления программы по областям России...……………15
Заключение...……………………………………………………………….……19
Список использованной литературы……………………………………….…..21

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 56.64 Кб (Скачать)

      В-четвертых, включение земли в общий товарооборот рыночной экономики является ошибочным. В товарооборот должны включаться только продукты труда, обмен которых обусловлен общественным разделением труда, но никоим образом не земля, не природная среда [3, с.98].     

      Далее, цена земли - это капитализированная земельная рента. А как известно, и дифференциальная, и абсолютная рента являются фальшивой социальной стоимостью, которая образуется вследствие определенных общественных отношений, без соответствующих затрат труда. Рост цен представляет собой результат перераспределения прибыли, а не увеличение стоимости. Поэтому цена земли - такая же фальшивая социальная стоимость. Из-за этого включение ее в общий товарооборот ведет к инфляции, обесценению денег [3, с.112].     

      Во всем мире денежная масса втрое превосходит массу произведенных товаров. Цены перестали отражать затраты труда, из средства эквивалентного обмена товарами превратились в средство перераспределения стоимости.

      В-пятых, превращение земли в частную собственность и товар порождает спекуляцию ею с целью самообогащения. Средства массовой информации ежедневно сообщают о вопиющих фактах отчуждения земельных участков, рейдерстве, перепродаже площадей и т.д. От спекуляции земель страдает прежде всего потребитель, вынужденный платить втридорога за товар, стоимость которого в значительной степени фиктивна. И если психологию спекулянта еще можно понять, то удивляет поведение государства, которое несет ответственность перед народом за порядок в стране и обязано следить за соблюдением эквивалентного обмена товаров, за тем, чтобы по отношению к каждому гражданину обеспечивалась прямая связь уровня потребления с уровнем производства и никто не мог получать нетрудовые доходы [3, с.121].     

      Вот что происходит в России, где земля уже покупается и продается: в центральных районах активно скупаются целые села. Сначала скупают их усадьбы и наделы владельцы предприятий, состоятельные граждане, а затем уже прикупаются угодья, которые уже давно не обрабатываются.

      Если в 2001 г. за приватизацию земли было 36,2% граждан, против - 45,1%, то в 2008 г., соответственно, - 24,8 и 56,4%. Люди готовы защищать свои права всеми способами, так как понимают, что ни введение различных механизмов контроля за земельными операциями, ни создание комиссий по защите прав обманутых, ни организация специализированных «земельных трибуналов», ни манипуляции с ценами не защитят их от произвола коррумпированных чиновников и «земельных баронов». Дело не в ценах, а в том, что земля - среда обитания, вне которой немыслимо существование биосферы на планете, и она не должна принадлежать отдельным лицам. За эту среду на протяжении человеческой истории пролито море крови. Земля может быть только собственностью всего народа [1].     

      Таким образом, Главный Закон страны содержит противоречие: если земля - это частная собственность отдельных лиц, то она не может быть собственностью всего народа, и наоборот. И если собственность всего народа означает равенство людей по отношению к земле, свободный доступ к ней каждого, кому она необходима как естественное средство производства, то частная собственность, напротив, означает их неравенство. У одного земли будет в избытке, а другой лишится средства к существованию. Поэтому борьба будет бескомпромиссной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           

            2. Реформирование сельскохозяйственных предприятий в России. 

      С 1990 года в России была введена частная собственность на землю. Появилась возможность коренным образом изменить экономические отношения в аграрном секторе. Были приняты указы Президента и постановления Правительства, которые определили порядок передачи земли и имущества колхозов и совхозов членам хозяйств. В соответствии с требованиями нового законодательства большинство колхозов и совхозов перерегистрировалось и формально передало землю и имущество в собственность своим работникам и пенсионерам. Но внутрихозяйственные отношения при этом не изменились. Хотя собственность перешла от государства к коллективу, она не перешла от коллектива к частным лицам.

      Задача приватизации не была решена. Законодательство не было подкреплено конкретной методикой реализации прав собственников [8, с.127].     

      В 1992 году была сформирована группа российских зарубежных экспертов, которой поручили разработать и осуществить Программу приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий. В группу входили сотрудники Аграрного института Российской академии сельскохозяйственных наук, российские юристы, работники областных департаментов сельского хозяйства, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, эксперты по юридическим и экономическим вопросам областных законодательных органов, а также сотрудники Международной финансовой корпорации [8, с.127].     

      Смысл программы – закрепление  частной собственности на землю  и имущество за крестьянами.

      Цель - создать эффективно работающие сельскохозяйственные предприятия. 
      Механизм реорганизации предусматривает выдачу свидетельств на право собственности на земельные доли и имущественные паи. Собственники знакомятся с различными сделками с землей и имуществом, а затем принимают решение. Они могут сами обрабатывать землю или создать предприятие, объединившись с другими собственниками.

      Процесс приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий проходит последовательно в несколько этапов:

  • принятие решения реорганизации общим собранием членов хозяйства;
  • выдача свидетельств о праве собственности на землю и имущество;
  • создание новых предприятий на базе реорганизуемого;
  • заключение договоров между собственниками и пользователями земельных долей и имущественных паев;
  • распределение земли и имущества хозяйства между новыми предприятиями через внутрихозяйственные аукционы. Платежными средствами на них выступают баллогектары и паевые рубли;
  • выдача документов на право собственности на землю и имущество новым собственникам [8, с.127].     

      На всех этапах проводится информационная кампания. Собственникам земельных долей и имущественных паев разъясняются их права и возможности по распоряжению земельными долями и имущественными паями, порядок создания и регистрации новых предприятий, правила приобретения земли и имущества на аукционе.

      Программа была успешно опробована в Нижегородской области, а затем получила распространение и в других регионах России.

      На федеральном уровне приватизация  земли и реорганизация сельскохозяйственных  предприятий регулируется следующим  законодательством:

  1. Конституция РФ:

      Конституция Российской Федерации устанавливает формы собственности на землю:

  • государственная собственность;
  • муниципальная собственность;
  • частная собственность граждан;
  • собственность юридических лиц.

      Конституция определяет также полномочия федеральных органов и субъектов федерации в вопросах регулирования земельных отношений.

  1. Гражданский кодекс РФ:

      Гражданский кодекс Российской Федерации определяет:

  • организационно-правовые формы предприятий и предпринимательской деятельности;
  • механизм осуществления права собственности и других вещных прав на землю и имущество;
  • порядок распоряжения землей и имуществом, находящимися в общей долевой собственности;
  • общие правила совершения сделок с землей и имуществом [8, с.127].    
 
 
 

 

    3. Статистика осуществления программы по областям России. 

Данные  на декабрь 2007 года:

Количество  реорганизованных хозяйств:

Нижегородская область - 84
Ростовская  область - 56
Рязанская область - 59
Орловская область - 80
Кировская область - 55
Волгоградская область - 52
______________ Всего: - 386
   
 

Количество образованных предприятий:

Нижегородская область - 714
Ростовская  область - 54
Рязанская область - 89
Орловская область - 119
Кировская область - 48
Волгоградская область - 53
______________ Всего: - 1077
 

Общая площадь  сельскохозяйственных угодий в частной  собственности

 Нижегородская область - 15 991 га
 Ростовская область - 57 939 га
 Рязанская область - 39 918 га
 Орловская область - 112 098 га
 Кировская область - 30 026 га
Волгоградская область - 23 711 га
______________ Всего: - 533 681 га 
 

Число собственников земельных долей

Нижегородская область - 56 926
Ростовская  область - 3 059
Рязанская область - 3 604
Орловская область - 11 046
Кировская область - 2 189
Волгоградская область - 774
______________ Всего: - 77 598 человек
   
 

Повышение экономической эффективности  реорганизованных хозяйств.

      Приведенные ниже данные были собраны в Орловской области в 2005 году. Были опрошены сотрудники всех предприятий, созданных на базе реорганизованных хозяйств. Результаты опроса сопоставляются со средними показателями по области [12].     

Повышение экономической эффективности  в реорганизованных хозяйствах.

      Анализ динамик экономических показателей в реорганизованных и нереорганизованных хозяйствах позволяет сделать однозначный вывод: после реорганизации хозяйства стали работать лучше. В реорганизованных хозяйствах выше абсолютный уровень и темпы роста заработной платы, производительности труда, валового дохода, прибыли и накоплений [12].       
 

      Таблица 1. Повышение динамики производственных показателей в реорганизованных хозяйствах. Динамика производственных показателей (2008 г. В % к 2009 г.

 
площадь посевов / валовой сбор

  Реорганизованные Нереорганизованные
Зерновые 96 / 211 95 / 104
Картофель 91 / 72 51 / 73
Овощи 218 / 92 94 / 91
Молочное  скотводство 111 / 93 96 / 94
Привес  КРС (всего/на гол) 204 / 214 85 / 95

Информация о работе Последствия приватизации земли и реформирования сельскохозяйственных предприятий в России