Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 05:31, курсовая работа
В курсовой работе я ставлю целью определить, в чем заключается искусство управления для руководителя, человека, который руководит (управляет) кем-либо или чем-либо. Руководители выполняют определенные функции, играют определенные роли, многие используют одинаковые методы, принципы, приемы управления, однако, на практике добиваются зачастую различных результатов: одних ждет успех, других – провал. Ознакомившись с рядом специальной литературы, я убедилась, что это совсем не стечение обстоятельств, фортуна.
Введение - 2 -
1. Содержание менеджмента 2
1.1 Менеджмент как наука, практика и искусство 2
1.2. Содержание менеджмента как искусства 4
1.3 Требования к менеджеру 11
2. Искусство менеджмента в современных организациях. 2
2.1 Творческий подход 2
2.2 Инновационный тип мышления 4
2.3 Творческое решение проблем 6
2.4 Коммуникативные навыки и умения 9
2.5 Предприимчивый лидер 11
3. Портрет современного менеджера 2
Заключение 6
Список использованной литературы: 2
Инновационный потенциал менеджмента – это не только готовность персонала и менеджеров к инновациям, дух поиска и творчества, но и наличие необходимых для проведения инноваций ресурсов. [4]
Существует несколько заповедей инноваций. Согласно им
менеджер должен:
- Создать атмосферу творческого хаоса, чтобы дать толчок творческой активности людей и увеличить вероятность неожиданных открытий. Постараться найти правильный баланс между порядком и хаосом.
-
Подвергать сомнению
-
Устраивать перекрестное
-
Вознаграждать людей за
- Экспериментировать, чтобы воспользоваться открывающимися возможностями, приобрестать новые навыки, узнавать что-то новое, анализировать, и обнаружить впоследствии новые возможности.
- Дать людям право на неудачу. Неудачи дают возможность многому научиться и должны рассматриваться как кровь и плоть инновационного процесса и ступеньки к успеху.
- Измерять достигнутый прогресс, чтобы скорректировать свои действия и ускорить реализацию идей.
-
превратить работу в
Таким
образом, наращивание данного потенциала
является одной из важнейших тенденций
развития современного менеджмента.
"Каждая
проблема скрывает в себе
"Невозможно
решить проблему, используя те
же принципы мышления, которые
мы использовали при ее
"Нетворческий
ум сможет увидеть
Видные ученые генетики считают, что человек отличается от животного творчеством, своей способностью представить будущее и превратить эту мысль в реальность.
Человечество выжило, благодаря творчеству, когда примерно 60 тыс. лет назад было на грани вымирания вследствие климатической катастрофы. Наиболее сильные в умственном плане первобытные люди, члены одного африканского племени, тогда соединились вместе, ища пути к выживанию. Они научились говорить, они научились творчески решать проблемы, они научились думать о будущем, благодаря чему человечество выжило, и появился современный человек.
Эта же история постоянно повторяется и в бизнесе. Когда ухудшаются внешние условия, фирмы, развившие в себе способности к творческому решению проблем, начинают чахнуть и умирают. Фирмы же, научившиеся решать проблемы творчески, превращают проблемы в возможности и процветают. Искусство управления – способность менеджера принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации и времени. Он самостоятельно создает новые, оригинальные идеи и решения. Творческие способности менеджера проявляются в умении перенести оправдавшую себя идею или метод из одной сферы деятельности или среды в другую, умении заимствовать интересные идеи и решения из окружающего мира и использовать их в управлении, умении генерировать оригинальные идеи.
Восприятие любой проблемы зависит от позиции, с которой человек на нее смотрит. Для того чтобы творчески решить проблему нужно сменить точку зрения и найти в проблеме возможности. Иначе говоря, спросить у самого себя: «Как еще я могу решить или взглянуть на эту проблему?» Именно путем смены точки зрения на традиционные методы ведения бизнеса были совершены самые выдающиеся инновации. Чтобы лучше решить текущие проблемы, необходимо сформулировать их по-новому, разбить на отдельные компоненты и затем собрать эти компоненты по-другому. Во-первых, освободиться от старых стереотипов и взглядов, навязанных нынешней структурой личных знаний и ограничивающих гибкость собственного мышления. А во-вторых, изменить метод своего мышления. Следует представить себя в разных ролях, перевоплотиться поочередно в других людей, чтобы открыть новые способы решения проблемы.
Большую пользу может принести коллективное творческое мышление, известное под названием метода "мозговой атаки". Главное в нем — добиться поставленной цели путем беспорядочного выдвижения самых неожиданных, "сумасшедших" идей, высказывать и развивать любой план, если его реализация может решить или помочь приблизиться к решению задачи. Этот метод дает возможность получить несколько вариантов решения проблемы, хотя некоторые из вариантов могут показаться вначале совершенно фантастическими. Обычно коллектив единомышленников с хорошо развитым творческим мышлением в состоянии за полтора-два часа поисков предложить около сотни альтернативных вариантов решения задачи, и руководитель имеет возможность оценить их и выбрать оптимальный. Умение раскрывать интеллектуальный потенциал членов своего коллектива является высшим показателем управленческого мастерства, эффективность работы предприятия в итоге зависит не столько от руководителя, сколько от подчиненных — если руководитель умеет руководить![1]
Существует неформальный – основанный на аналитических способностях и опыте руководителя. Это совокупность логических приемов и методов выбора оптимальных решений руководителям путем теоретического (мыслительного) сравнения альтернатив с учетом накопительного опыта, базирующихся на интуиции. Преимущество заключается в том, что решений, как правило, принимаются оперативно. Недостаток заключается в том, что данный метод базируются, как правило, на интуиции, которая не гарантирована от ошибок, т.е. довольно высока вероятность ошибок.
В практической деятельности управляющие находятся в постоянном контакте с изменяющейся средой и обязаны принимать решения с учетом случайных явлений и конкретных ситуаций, выбирать подходящие методы воздействия на объект управления, методы принятия решения, используемые ими принципы управления, основываясь на собственном опыте и интуиции. Творческие поиски оптимального, оригинального решения придают управлению характерные черты искусства.[5]
Искусство руководителя состоит в том, чтобы правильно оценить ролевые типы и повлиять на их оптимальное сочетание в коллективе, что способствует повышению эффективности деятельности коллектива и самого руководителя. При этом надо стремиться, чтобы различные роли дополняли друг друга и в их взаимодействии формировался гармоничный ансамбль. Ряд исследователей при этом уделяют особое внимание оптимальному сочетанию коммуникационных ролей.
-
«Лидер» - Человек, обладающий
в группе высоким личным и
профессиональным авторитетом,
- Важную рутинную работу по фиксации идей, справок, мнений и составлению итогового отчета группы выполняет «делопроизводитель».
-
Связывает на неформальной
-
«Координатор» осуществляет
-
И наконец, «проводник», как
человек, хорошо знающий
В фундаменте коммуникации лежит общения – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, понимание другого человека, выработку еденной стратегии и менее поведения.
Первый закон общения гласит «понять, не значит принять». Чужая позиция может быть понята тогда, когда:
-
она не противоречит
- всякое последующее убеждение направленно на устранения разногласий, а не повторение сказанного ранее.
-
партнеру показывается его
Руководитель, который умеет убеждать, становится менеджером, специалистом по управленческому общению, достигающем высокого уровня исполнительной дисциплины не столько силовым заявлением, сколько знанием психологии людей. Распорядительная информация не может восприниматься абстрактно от личности того, кто является источником.
Второй закон общения гласит «при прочих равных условиях люди легче принимают и понимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное, положительное отношение.
Для того чтобы люди лучше воспринимали позицию менеджера надо «перевести» в положительную часть, т.е. сформировать у них эмоционально-положительное отношение к менеджеру – аттракцию.
Аттракция (от лат. «привлекать», «притягивать») – формирование привлекательности одного человека от другого при общении или возникновения привлекательности при общении.
Аттракция формируется с помощью специальных приемов. Приемы аттракции не предназначены для того, чтобы что-то доказывать или в чем-то убедить, а только для того, чтобы добиться расположения собеседника.
Прием «имя собственное». Давно известно, что самая лучшая музыка для человека – это его собственное имя. Главная сложность как запомнить имя нового для вас партнера.
Лидерство - это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей. Очень часто, к сожалению, особенно в политике, это оказываются личные амбициозные цели самого лидера.
Люди следуют за лидером, прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности.
Власть лидера основывается на хорошем знании подчиненных, умении поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, стремлении к самосовершенствованию, способности вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут.
Лидер
прекрасно чувствует и понимает
психологические особенности
Но подлинным источником власти лидера над людьми является его независимость, готовность в любой момент освободить занимаемое место, поскольку выражение интересов коллектива вовсе еще не означает покорности ему.
В новую эпоху быстрых перемен и предприятий, движимых знаниями, работа менеджера все больше включает в себя лидерские задачи. Лидерство – это основная сила, приводящая к успешному осуществлению перемен. Лидеры наделяют сотрудников полномочиями, чтобы те могли внести наибольший вклад в достижение корпоративного видения. Они достигают результатов, вдохновляя людей, и создают мощные партнерские сети путем развития сложной системы межличностных отношений, подчиненной общей цели.