Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 05:31, курсовая работа
В курсовой работе я ставлю целью определить, в чем заключается искусство управления для руководителя, человека, который руководит (управляет) кем-либо или чем-либо. Руководители выполняют определенные функции, играют определенные роли, многие используют одинаковые методы, принципы, приемы управления, однако, на практике добиваются зачастую различных результатов: одних ждет успех, других – провал. Ознакомившись с рядом специальной литературы, я убедилась, что это совсем не стечение обстоятельств, фортуна.
Введение - 2 -
1. Содержание менеджмента 2
1.1 Менеджмент как наука, практика и искусство 2
1.2. Содержание менеджмента как искусства 4
1.3 Требования к менеджеру 11
2. Искусство менеджмента в современных организациях. 2
2.1 Творческий подход 2
2.2 Инновационный тип мышления 4
2.3 Творческое решение проблем 6
2.4 Коммуникативные навыки и умения 9
2.5 Предприимчивый лидер 11
3. Портрет современного менеджера 2
Заключение 6
Список использованной литературы: 2
Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей. Использование системы методов при изучении новых проблем управления позволяет увеличивать знание об управлении и о закономерностях протекающих в нем процессов и явлений, способствуя этим развитию теории управления.
Основу системы методов составляет общенаучная методология, предусматривающая системный, комплексный подход к решению проблем, применение таких методов как моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, экономико-математические и социологические измерения и т.д.
Системный подход применяется как способ упорядочения управленческих проблем, благодаря которому осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение. При этом подходе эффективность управления рассматривается как результирующая всех его составляющих. Применение его к управлению позволяет руководителям увидеть всю организацию в единстве и взаимосвязи составляющих ее частей. Организация представляет собой открытую систему, то есть она взаимодействует с внешней средой.
Комплексный
подход является специфической формой
конкретизации системности, так
как его основу составляет рассмотрение
проблем управления в их связи
и взаимозависимости с
Также используется дименсиональный подход к анализу управленческой деятельности, разработанный Г. Юклом. Он предложил анализировать управленческую деятельность на основе специфических функциональных единиц — «измерений менеджерского поведения» («дименсий»). Содержание управленческой деятельности может быть описано посредством девятнадцати такого рода измерений:
Внимание к дисциплине: руководитель дисциплинирует подчиненных, характеризующихся плохим выполнением работы, стремлением не подчиняться принятым в организации правилам поведения, нарушениями установленного организационного порядка.
Содействие работе: руководитель стремится обеспечить подчиненных всеми необходимыми ресурсами для успешного выполнения заданий, устранять любые помехи и проблемы, порожденные условиями работы и мешающие их выполнению.
Решение проблем: руководитель проявляет инициативу, предлагая решение важных, относящихся к выполняемой работе проблем, и. действует энергично, принимая в связи с этим, когда это необходимо, незамедлительные решения.
Постановка целей: руководитель подчеркивает важность постановки перед подчиненными целей, отражающих специфику выполняемой ими работы, фиксирует успех в достижении этих целей и обеспечивает четкую обратную связь с подчиненными.
Ролевое уяснение: руководитель информирует подчиненных относительно их обязанностей и ответственности, определяя правила и линию поведения, которых подчиненные должны придерживаться, и сообщает им о том, что от них ожидается.
Акцентирование эффективности: руководитель подчеркивает важность эффективного и своевременного достижения подчиненными поставленных перед ними целей и доводит до них оценку, даваемую им их деятельности.
Планирование: руководитель определяет, как эффективнее спланировать и организовать выполнение работы, намечает, как достичь единых рабочих целей организации, набрасывает возможные варианты решения потенциальных проблем.
Координация: руководитель координирует работу подчиненных, подчеркивает важность координации и побуждает подчиненных координировать свои действия.
делегирование автономии: руководитель делегирует подчиненным ответственность и власть и дает им свободу действий в выполнении рабочих заданий.
Подготовка: руководитель удовлетворяет потребность подчиненных в специальной подготовке, обеспечивает их необходимым инструктажем.
Воодушевление: руководитель побуждает подчиненных к трудовому энтузиазму и создает у них чувство уверенности в их способности успешно справиться с заданием и достичь групповых целей.
Внимание: руководитель проявляет дружелюбие, поддержку и симпатию в отношении к подчиненным, заботится об их благополучии и стремится быть справедливым по отношению к ним.
Участие в решении: руководитель консультируется с подчиненными прежде чем принять решения, касающиеся работы, и позволяет им влиять на принимаемые решения.
Одобрение: руководитель выражает похвалу и признание подчинен ным за эффективную работу и высказывает им особую признательность за исключительные усилия и вклад в достижение организационных целей.
Возможность варьирования вознаграждения: руководитель имеет возможность вознаграждать подчиненных за успешную работу такими ощутимыми ценностями, как повышение заработной платы, содействие в занятии более подходящей должности, предоставление лучшего рабо чего графика, особых привилегий и др.
Содействие общению: руководитель побркдает подчиненных к уста новлению дружеских отношений, кооперации, обмену информацией и идеями, взаимопомощи.
Представительство: руководитель устанавливает контакты и под держивает отношения с другими группами и авторитетными в органи зации людьми, старается убедить их и по достоинству оценить и под держать возглавляемое им подразделение, использует влияние вышестоящих руководителей и других лиц в организации, чтобы содействовать защите и реализации интересов своего подразделения.
Распространение информации: руководитель информирует подчи ненных о влиянии их работы на функционирование организации, включая информацию о событиях, происходящих в других подразделе ниях и вне организации; о прогрессе, достигнутом во встречах и переговорах с вышестоящими или находящимися вне организации лицами.
Управление конфликтами: руководитель удерживает подчиненных от ссор и столкновений друг с другом, побуждает их разрешать и помогает им улаживать конфликты конструктивным способом.
Таким
образом, несмотря, быть может, на излишнюю
детализацию и явное «
В
изучении и решении проблем управления
важная роль отводится конкретно-
Классификация методов по трем основным направлениям выделяет методы:
-
управления функциональными
-
выполнения функций управления (они
связаны с выполнением функций,
-
методы принятия
По направленности методов управления на людей (подчиненных), осуществляющих различные виды трудовой деятельности выделяют следующие методы управления:
Общенаучная методология составляет фундамент, на котором располагаются все методы управления. На сегодняшний день существует множество методов менеджмента и разные подходы к их классификации, что усложняет задачу выбора тех из них, которые будут более эффективны при решении конкретных управленческих задач.В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации). Руководитель должен уметь в зависимости от сложившейся ситуации правильно и творчески выбирать и применять методы управления [6].
Практика
показывает, что одни руководители
умело ведут людей за собой, успешно
преодолевая возникающие
Один из первых сводов требований к руководителю сформулировал византийский автор Оносандро Маврикий (6 в.) Этот свод гласит: «Руководителя хотели видеть благочестивым и справедливым в деле, умным и решительным. Ко всему относится спокойно и невозмутимо, быть простым и сдержанным в поведении, не заботиться слишком о себе и своих потребностях, остерегаться жадности, корыстолюбия, ибо корыстолюбивого не любят свои и презирают враги. Руководитель должен оберегать права подчиненного, спать мало и в ночное время думать о том, что надлежит сделать в будущем. Решившись, действовать быстро, т.к. благоприятный случай выпадает редко и его надобно ловить. Не возноситься при удаче и не падать духом от неудач – приметы твердого и непреклонного ума».
Личность
менеджера имеет большое
Управление-совокупность функций, реализация которых превращается в воздействие, согласующее деятельность людей по общей цели. В процессе управления осуществляются разработка цели, различные виды планирования, регулирование, координирование, изучение ситуаций, выявление проблем и т.д. При этом используются различные коммуникации, информация, техника, технологии. Изыскиваются и приводятся в действие ресурсы. Справиться с таким огромным объемом разносторонней работы без специальных знаний нельзя. Вот почему менеджер представляет собой профессионально подготовленного специалиста с широким диапазоном профессиональных качеств. Профессионализация менеджмента обусловлена возрастающей сложностью управления, которая определяется не столько увеличением масштабов управления, сколько усложнением его структуры и технологии, усилением динамики, повышением социальной ответственности, обострением конкуренции. Современный менеджмент- это управление в условиях экономического риска и угрозы банкротства. Профессионализация менеджмента определяется следующими факторами:
-
профессиональной подготовкой
-
профессионализмом персонала
-
организационными и социально-
экономическими условиями, в
-стимулирование
реализации потенциала
- духовностью, выдержкой;
- патриотизмом.
Потребность в профессиональном управлении обусловлена и разнообразными ролями менеджера как функционального работника: генератора идей; проводника концепции управления; защитника и организатора реализации инноваций; проектировщика организационных структур; главного лица в разрешении конфликтов; эксперта и консультанта.