Портрет современного менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 05:31, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе я ставлю целью определить, в чем заключается искусство управления для руководителя, человека, который руководит (управляет) кем-либо или чем-либо. Руководители выполняют определенные функции, играют определенные роли, многие используют одинаковые методы, принципы, приемы управления, однако, на практике добиваются зачастую различных результатов: одних ждет успех, других – провал. Ознакомившись с рядом специальной литературы, я убедилась, что это совсем не стечение обстоятельств, фортуна.

Содержание

Введение - 2 -
1. Содержание менеджмента 2
1.1 Менеджмент как наука, практика и искусство 2
1.2. Содержание менеджмента как искусства 4
1.3 Требования к менеджеру 11
2. Искусство менеджмента в современных организациях. 2
2.1 Творческий подход 2
2.2 Инновационный тип мышления 4
2.3 Творческое решение проблем 6
2.4 Коммуникативные навыки и умения 9
2.5 Предприимчивый лидер 11
3. Портрет современного менеджера 2
Заключение 6
Список использованной литературы: 2

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованиюиииии.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

    Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей. Использование системы методов при изучении новых проблем управления позволяет увеличивать знание об управлении и о закономерностях протекающих в нем процессов и явлений, способствуя этим развитию теории управления.

    Основу  системы методов составляет общенаучная  методология, предусматривающая системный, комплексный подход к решению проблем, применение таких методов как моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, экономико-математические и социологические измерения и т.д.

    Системный подход применяется как способ упорядочения управленческих проблем, благодаря которому осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение. При этом подходе эффективность управления рассматривается как результирующая всех его составляющих. Применение его к управлению позволяет руководителям увидеть всю организацию в единстве и взаимосвязи составляющих ее частей. Организация представляет собой открытую систему, то есть она взаимодействует с внешней средой.

    Комплексный подход является специфической формой конкретизации системности, так  как его основу составляет рассмотрение проблем управления в их связи  и взаимозависимости с использованием методов исследований многих наук, изучающих эти же проблемы. Он является важнейшим условием эффективного решения проблем управления в многоцелевой открытой системе, активно взаимодействующей с внешней средой. Если системный подход представляет собой, в первую очередь, способ видения объекта или проблемы, то комплексность – это форма междисциплинарной интеграции и кооперации управленческой деятельности.

    Также используется дименсиональный подход к анализу управленческой деятельности, разработанный Г. Юклом. Он предложил анализировать управленческую деятельность на основе специфических функциональных единиц — «измерений менеджерского поведения» («дименсий»). Содержание управленческой деятельности может быть описано посредством девятнадцати такого рода измерений:

    Внимание  к дисциплине: руководитель дисциплинирует подчиненных, характеризующихся плохим выполнением работы, стремлением не подчиняться принятым в организации правилам поведения, нарушениями установленного организационного порядка.

    Содействие  работе: руководитель стремится обеспечить подчиненных всеми необходимыми ресурсами для успешного выполнения заданий, устранять любые помехи и проблемы, порожденные условиями работы и мешающие их выполнению.

    Решение проблем: руководитель проявляет инициативу, предлагая решение важных, относящихся к выполняемой работе проблем, и. действует энергично, принимая в связи с этим, когда это необходимо, незамедлительные решения.

    Постановка  целей: руководитель подчеркивает важность постановки перед подчиненными целей, отражающих специфику выполняемой ими работы, фиксирует успех в достижении этих целей и обеспечивает четкую обратную связь с подчиненными.

    Ролевое уяснение: руководитель информирует подчиненных относительно их обязанностей и ответственности, определяя правила и линию поведения, которых подчиненные должны придерживаться, и сообщает им о том, что от них ожидается.

    Акцентирование  эффективности: руководитель подчеркивает важность эффективного и своевременного достижения подчиненными поставленных перед ними целей и доводит до них оценку, даваемую им их деятельности.

    Планирование: руководитель определяет, как эффективнее спланировать и организовать выполнение работы, намечает, как достичь единых рабочих целей организации, набрасывает возможные варианты решения потенциальных проблем.

    Координация: руководитель координирует работу подчиненных, подчеркивает важность координации и побуждает подчиненных координировать свои действия.

    делегирование автономии: руководитель делегирует подчиненным ответственность и власть и дает им свободу действий в выполнении рабочих заданий.

    Подготовка: руководитель удовлетворяет потребность подчиненных в специальной подготовке, обеспечивает их необходимым инструктажем.

    Воодушевление: руководитель побуждает подчиненных к трудовому энтузиазму и создает у них чувство уверенности в их способности успешно справиться с заданием и достичь групповых целей.

    Внимание: руководитель проявляет дружелюбие, поддержку и симпатию в отношении к подчиненным, заботится об их благополучии и стремится быть справедливым по отношению к ним.

    Участие в решении: руководитель консультируется с подчиненными прежде чем принять решения, касающиеся работы, и позволяет им влиять на принимаемые решения.

    Одобрение: руководитель выражает похвалу и признание подчинен ным за эффективную работу и высказывает им особую признательность за исключительные усилия и вклад в достижение организационных целей.

    Возможность варьирования вознаграждения: руководитель имеет возможность вознаграждать подчиненных за успешную работу такими ощутимыми ценностями, как повышение заработной платы, содействие в занятии более подходящей должности, предоставление лучшего рабо чего графика, особых привилегий и др.

    Содействие  общению: руководитель побркдает подчиненных к уста новлению дружеских отношений, кооперации, обмену информацией и идеями, взаимопомощи.

    Представительство: руководитель устанавливает контакты и под держивает отношения с другими группами и авторитетными в органи зации людьми, старается убедить их и по достоинству оценить и под держать возглавляемое им подразделение, использует влияние вышестоящих руководителей и других лиц в организации, чтобы содействовать защите и реализации интересов своего подразделения.

    Распространение информации: руководитель информирует подчи ненных о влиянии их работы на функционирование организации, включая информацию о событиях, происходящих в других подразделе ниях и вне организации; о прогрессе, достигнутом во встречах и переговорах с вышестоящими или находящимися вне организации лицами.

    Управление  конфликтами: руководитель удерживает подчиненных от ссор и столкновений друг с другом, побуждает их разрешать и помогает им улаживать конфликты конструктивным способом.

    Таким образом, несмотря, быть может, на излишнюю детализацию и явное «перекрещивание», дублирование ряда «измерений», данный подход позволяет составить достаточно полное представление о содержании управленческой деятельности. [6]

    В изучении и решении проблем управления важная роль отводится конкретно-историческому  подходу, в соответствии с которым  каждое явление должно рассматриваться в динамике.

    Классификация методов по трем основным направлениям выделяет методы:

        - управления функциональными подсистемами (эти методы отражают специфику  функциональных подсистем в постановке  целей и определении состава  работ, необходимых для их выполнения);

        - выполнения функций управления (они  связаны с выполнением функций,  которые составляют содержание  процесса управления; этот подход  позволяет сгруппировать и создать  фонды методов, используемых организацией  для выполнения любой из функций менеджмента, вне зависимости от того в какой подсистеме она реализуется);

        - методы принятия управленческих  решений (это  направление классификации  основывается на представлении  процесса управления как совокупности  этапов и процедур, необходимых для разрешения проблем; здесь выделяют методы: постановки проблем, решения проблем, выбора решений, организации выполнения принятых решений). 

    По  направленности методов управления на людей (подчиненных), осуществляющих различные виды трудовой деятельности выделяют следующие методы управления:

    • организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
    • экономические, обусловленные экономическими стимулами;
    • социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

    Общенаучная методология составляет фундамент, на котором располагаются все  методы управления. На сегодняшний  день существует множество методов  менеджмента и разные подходы  к их классификации, что усложняет  задачу выбора тех из них, которые  будут более эффективны при решении конкретных управленческих задач.В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации). Руководитель должен уметь в зависимости от сложившейся ситуации правильно и творчески выбирать и применять методы управления [6].

    1.3 Требования к менеджеру

    Практика  показывает, что одни руководители умело ведут людей за собой, успешно  преодолевая возникающие трудности, другие же  в подобных ситуациях  вызывают лишь недоверие со стороны  подчиненных и терпят неудачу. Неумение убедить, мотивировать действия подчиненных, наконец, повлиять на человека, чтобы он захотел выполнит решение, которое принял менеджер, - свидетельство того, что у лидера нет полного набора качеств, необходимых менеджеру. Возникает вопрос: какими чертами личности должен обладать руководитель?

    Один  из первых сводов требований к руководителю сформулировал византийский автор  Оносандро Маврикий (6 в.) Этот свод гласит: «Руководителя хотели видеть благочестивым  и справедливым в деле, умным и решительным. Ко всему относится спокойно и невозмутимо, быть простым и сдержанным в поведении, не заботиться слишком о себе и своих потребностях, остерегаться жадности, корыстолюбия, ибо корыстолюбивого не любят свои и презирают враги. Руководитель должен оберегать права подчиненного, спать мало и в ночное время думать о том, что надлежит сделать в будущем. Решившись, действовать быстро, т.к. благоприятный случай выпадает редко и его надобно ловить. Не возноситься при удаче и не падать духом от неудач – приметы твердого и непреклонного ума».

    Личность  менеджера имеет большое значение в управлении. От нее  в значительной мере зависит своевременность и  качество принимаемых управленческих решений. Конечно, решения разрабатываются  группой специалистов, но большинство ключевых решений инициируются и принимаются в окончательном виде менеджером. Некоторые черты личности менеджера даются ему природой, но многие формируются в процессе образования, накопления опыта, как жизненного, так и профессионального. [4]

    Управление-совокупность функций, реализация которых превращается в воздействие, согласующее деятельность людей по общей цели. В процессе управления осуществляются разработка цели, различные виды планирования, регулирование, координирование, изучение ситуаций, выявление проблем и т.д. При этом используются различные коммуникации, информация, техника, технологии. Изыскиваются и приводятся в действие ресурсы. Справиться с таким огромным объемом разносторонней работы без специальных знаний нельзя. Вот  почему менеджер представляет собой профессионально подготовленного специалиста с широким диапазоном профессиональных качеств. Профессионализация менеджмента обусловлена возрастающей сложностью управления, которая определяется не столько увеличением  масштабов управления, сколько усложнением его структуры и технологии, усилением динамики, повышением социальной ответственности, обострением конкуренции. Современный менеджмент- это управление в условиях экономического риска и угрозы  банкротства. Профессионализация менеджмента определяется следующими факторами:

        - профессиональной подготовкой самого  менеджера;

        - профессионализмом персонала управления;

        - организационными и социально-  экономическими условиями, в которых  возможны появления профессионализма, его практическая реализация;

        -стимулирование  реализации потенциала менеджера  и персонала управления в созидательном  труде;

        - духовностью, выдержкой;

        - патриотизмом.

    Потребность в профессиональном управлении обусловлена  и разнообразными ролями менеджера  как функционального работника: генератора идей; проводника концепции управления; защитника и организатора реализации инноваций; проектировщика организационных структур; главного лица в разрешении конфликтов; эксперта и консультанта.

Информация о работе Портрет современного менеджера