Понятие внутренней среды, анализ её потенциала на примере ООО «НТД-Трейд»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 22:30, контрольная работа

Описание работы

Внутренняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом пристального внимания со стороны руководства. В современных условиях российские предприятия должны научиться жить в соответствии с требованиями рыночной экономии, важнейшим условием для этого является анализ и управление внутренними факторами организации.

Содержание

Введение 3

Понятие и структура внутренней среды организации 4
Анализ внутренней среды 8
Анализ потенциала внутренней среды ООО «НТД – Трейд» 12
Заключение 15

Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

контрольная по Стратег.менеджменту.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное учреждение высшего 

профессионального образования

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского 
 
 

Факультет управления и предпринимательства 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине: «Стратегический менеджмент»

на тему: «Понятие внутренней среды, анализ её потенциала на примере ООО «НТД-Трейд» 
 
 

Выполнила студентка

5-го курса  заочного отделения

.

______________________ 

Научный руководитель:

______________________ 
 
 
 

Нижний Новгород, 2010

 

  Содержание 

Введение           3

  1. Понятие и структура внутренней среды организации      4
  2. Анализ внутренней среды         8
  3. Анализ потенциала внутренней среды  ООО «НТД – Трейд»    12

Заключение           15

Список  литературы          16

 

Введение

    Любая организация находится и функционирует  в рамках внешней и внутренней сред.   Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она  заключает в себе потенциал, необходимый  для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Изучение внутренней среды компании дает руководству возможность оценить внутренние ресурсы и возможности компании. Выявляя сильные и слабые стороны компании, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно, предупредить возникновение возможных проблем.

   Внутренняя  среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация  находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом пристального внимания со стороны руководства.  В современных условиях российские предприятия должны научиться жить в соответствии с требованиями рыночной экономии, важнейшим условием для этого является анализ и управление внутренними факторами организации. Но при этом, руководители не должны забывать и о целевом назначении своей фирмы, следить за производством и оказанием услуг на высшем уровне. И таким образом поддерживать свою конкурентоспособность. Умение выделить и проанализировать элементы внутренней среды организации является залогом успеха фирмы.

 

  1. Понятие и структура внутренней среды организации
 

    Внутренняя  среда организации - та часть общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Внутренняя же среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал , который дает возможность организации функционировать , следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и гибели организации, если отсутствует механизм ее функционирования. Большинство причин закрытия многих фирм по внутренним причинам. Изучение внутренней среды так же как и изучение окружения, должно быть направленно на раскрытие тех возможностей и угроз, которые складываются внутри организации. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них. Возникновение слабых сторон в деятельности организации, прежде всего, возникает при постоянном наличии внутренних переменных. Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их. Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. К основным переменным в самой организации, которые требуют внимания руководства, относятся: цели, задачи, структура, технология и люди. Организация, по определению, это, по крайней мере, 2 человека с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально.

     Цель - есть конкретные конечные состояния  или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.   В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться.

  Основной  целью работы большинства организаций  является получение прибыли. Эта  их задача отражена в таких целях, как рентабельность (прибыльность) и производительность. Прибыль это  ключевой показатель организации. Цели разрабатываются руководством фирмы и доводятся до сведения управляющих всех уровней, которые в процессе координации совместной деятельности используют разнообразные средства и методы для их достижения.

 Еще одним направлением разделения труда  в организации является формулирование задач.    Задача — это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Задачи организации традиционно делятся на три категории: работа с людьми, предметами и информацией. Структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое. Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Технология как фактор внутренней среды имеет гораздо большее значение. Технология подразумевает стандартизацию и механизацию.

 Использование стандартных деталей может существенно облегчить процесс производства и ремонта. Внутри организации люди являются важным решающим фактором при определении относительного соответствия конкретной задачи и содержания операций избранным технологиям. Никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без сотрудничества людей, которые являются пятой внутренней переменной.   Люди являются основой любой организации. Без людей нет организации. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация. Менеджер формирует кадры, устанавливает систему отношений между ними, включает их в созидательный процесс совместной работы, способствует их развитию, обучению и продвижению по работе. Люди, работающие в организации, очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, национальность, семейное положение, его способности и т.п. Все эти отличия могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведение других членов организации. В связи с этим менеджмент должен строить свою работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий. Менеджеру приходится решать ряд чрезвычайно сложных задач, от чего в большой степени зависит успех функционирования организации.

Рассмотрим  важные компоненты внутренней среды и составляющие:

  • Организация управления: организационная структура, престиж и имидж 
    фирмы, организация систем коммуникаций, общая для всей организации система 
    контроля, организационный климат, культура, использование 
    систематизированных процедур и техники при принятии решений, квалификация 
    способности и интересы руководства, система стратегического планирования.
  • Производство: Стоимость сырья его доступность, отношения с поставщиками, система контроля запасов, оборот запасов, местонахождение производственных помещений, расположение использование мощностей, экономия от масштаба производства, техническая эффективность мощностей и их загруженность. Чистая продукция и прибыль, эффективность и отдача от использования оборудования, эффективность контроля за процессом изготовление продукта проектирование , составление графика работы, закупка , контроль качества, сравнительные по отношению к конкурентам и отрасли величина издержек и качество технологии, исследования , разработки, инновации , патенты, торговые марки, аналогичные формы защиты товара.
  • Маркетинг: продукты, услуги, производимые фирмой; концентрация продажи 
    на нескольких продуктах или нескольких покупателях; возможность собирать 
    информацию о рынке; доля рынка; номенклатура товаров, услуг, потенциал 
    решения; жизненный цикл основных продуктов, услуг; каналы распределения; 
    число охват и контроль; организация эффективного сбыта; знание потребностей 
    покупателей; имидж репутация и качество товара; результативность и 
    эффективность продвижения товара на рынок и их реклама; ценовая политика и 
    гибкость в установлении цен; процедуры установления обратной связи с рынком 
    и развитием новых продуктов, услуг и рынков; послепродажное обслуживание и 
    отслеживание товара; отношение к марке.
  • Финансы: возможность получения краткосрочных капиталов; стоимость 
    капитала по сравнению с отраслевой и стоимостью капитала у конкурентов; 
    отношение к налогам; отношение к хозяевам, инвесторам, акционерам; 
    возможность использовать альтернативные финансовые стратегии; рабочий 
    капитал, гибкость его структуры; эффективный контроль за издержками; 
    возможность их снижения; эффективная и действенная система расчетов для 
    учета издержек бюджета и планирование прибыли.
  • Кадры: управленческий персонал; мораль и квалификация сотрудников; 
    стоимость трудовых отношений в сравнении с отраслевой и стоимостью трудовых 
    отношений у конкурентов, кадровая политика, использование стимулов для 
    мотивирования выполнения работы, возможность контролировать перепады в 
    найме рабочей силы, текучесть кадров и прогулы, особенная квалификация 
    сотрудников, опыт.

    С изучением разных аспектов внутренней среды организации большое значение имеет анализ организационной культуры. Нет такой организации которая не имела такой культуры. Она пронизывает любую организацию, проявляясь в том, как работают сотрудники, как относятся друг к другу и к фирме в целом. Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет фирму, не давая ей успешно развиваться, даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Организационная культура не только определяет отношения между людьми в организации, но и оказывает сильное влияние на то, как организация взаимодействует с внешним окружением, как относится к своим клиентам, какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы. Важно учитывать характер культуры для целей стратегического управления.

 

2. Анализ внутренней среды 

    Глубокий  и тщательный анализ внутренней среды  является необходимой предпосылкой принятия управленческих решений. Анализ среды организации - это процесс определения критически важных элементов внутренней и внешней среды, которые могут оказать влияние на способности фирмы в достижении свои целей. Анализ среды выполняет ряд важных функций в деятельности фирмы:

  • с точки зрения стратегического планирования улучшает учет наиболее 
    важных факторов, влияющих на экономическую организацию и ее будущие;
  • с точки зрения политики фирмы помогает ей создать о себе наиболее 
    благоприятное впечатление;
  • с   точки   зрения   текущей   деятельности   обеспечивает   информацией, 
    необходимо для наилучшего выполнения рабочих функций.

    Процесс анализа организационной среды начинается с определения основных элементов внутреннего и внешнего пространства фирмы. После того, как эти элементы определены, фирма выделяет те из них, которые являются для нее наиболее важными, их называют критическими точками. Затем фирма собирает необходимую информацию о критических точках.

Информация о работе Понятие внутренней среды, анализ её потенциала на примере ООО «НТД-Трейд»