Понятие управленческого решения

Автор: Елена Бабанкина, 21 Октября 2010 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Понятие и классификация управленческих решений

Содержание

Введение
1. Понятие и классификация управленческих решений.
2. Детерминированные и вероятностные решения
3. Принятие управленческих решений
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

УПРАВЛЕНИЕ РЕШЕНИЯМИ КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

     В социологической литературе существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации. 

     Управленческие  решения, таким образом, всегда связаны  с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает  должностное лицо или соответствующий  орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках которой он принимает решение, чётко обозначены в требованиях формальной структуры. Однако число лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью. 

     Подготовка  управленческих решений в современных  организациях нередко отделена от функции  их принятия и предусматривает работу целого коллектива специалистов. В  «классической» теории управления она, как правило, является функцией штабных служб.

              Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих решений, является число ярусов в организации, увеличение которых ведёт к искажению информации при подготовке решения, искажению распоряжений, идущих от субъекта управления, увеличивает неповоротливость организации. Этот же фактор способствует запаздыванию информации, которую получает субъект решения. Это и обуславливает постоянное стремление сократить число ярусов управления (уровней) организации.

                 Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения — как выбор альтернативы. Данный процесс также лежит в основе планирования деятельности организации. План — это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.

    Отличительными  чертами принятия решений в организации  являются следующие: сознательная и  целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком; поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях; процесс взаимодействия членов организации; выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды; часть общего процесса управления; неизбежная часть ежедневной работы менеджера; важность для выполнения всех других функций управления.

    Существует  много подходов к выделению различных  этапов и стадий процессов принятия решения. Многое здесь зависит от критерия, выбранного для такого деления. Большинство различий возникает  по вопросу о включении в процесс  стадии, связанной с выполнением решения.

    Один  из подходов рассматривает весь процесс  принятия решения в организации  как функцию проблемы, альтернатив  выполнения решения 

    

    Если  исходить из того, что решение —  это организационная реакция  на возникшую проблему, то этап изучения ситуации направлен на признание или непризнание существующей в организации проблемы.13

    Один  из примеров схемы процесса принятия решения:  

    СТАДИЯ  I.

        • ·          восприятие и признание проблемы;
        • ·          интерпретация и формулирование проблемы;
        • ·          определение критериев успешного решения.
 

 

    СТАДИЯ  II.

        • ·          разработка альтернатив;
        • ·          оценка альтернатив;
        • ·          выбор альтернативы.
 

 

    СТАДИЯ  III.

        • ·          организация выполнения решения;
        • ·          анализ и контроль выполнения решения;
        • ·          обратная связь и корректировка.
 

 

    Первая  стадия рассматриваемого процесса состоит  в признании необходимости решения. Признание или непризнание проблемы во многом зависит от уровня ее восприятия.

    Признание проблемы является необходимым условием для ее решения, так как если проблема не существует для того, кто принимает решения, то принятие решения не состоится. Раз проблема признана, то следующий этап в рассматриваемом процессе — это интерпретация и формулирование проблемы.

    Интерпретация проблемы — это придание значения и определение той проблемы, которая признана.

    Определение проблемы — это ответ на вопросы: что действительно происходит в организации? Каковы причины происходящего? Что за всем этим стоит? Определение и последующее формулирование проблемы позволяют менеджеру ранжировать ее в ряду других проблем.

    Этап  определения критериев успешного  решения предшествует поиску альтернатив, что помогает избежать многих ошибок, проявляющихся позже. Сюда включаются вопросы, связанные с отношением к целям, с методами выработки решения и со снижением эмоциональной напряженности на начальных этапах процесса принятия решения.

    Этап  выработки решения состоит из этапов разработки, оценки и выбора альтернатив. Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер начинает работу по поиску альтернатив или возможных направлений действий для решения проблемы.14

    На  этапе разработки альтернатив довольно часто применяются следующие  шаги их поиска:

  1. Мотивация в поиске. Формула: результат — это мотивация, помноженная на способность, убедительно свидетельствует в пользу этого шага.
  2. Предоставление большего количества информации, позволяющее всесторонне и глубоко познать проблему.
  3. Свободное обсуждение и допущение любых идей по решению проблемы.
  4. Дать новому созреть. Появление нового — это функция высвобожденного времени и освобожденного мышления.
  5. Создать условия для озарения. Это достигается временным отвлечением от проблемы.
  6. Опробование идеи другими в смысле ее соответствия установленным критериям.

    Все предложенные (творчески или как-то по-другому) альтернативы на следующем этапе должны быть сравнены друг с другом или оценены для последующего выбора лучшей из них. Оценка предполагает определение отрицательных и положительных сторон рассматриваемой альтернативы и достижение между ними некоего уровня компромисса, через который и будет измеряться данная альтернатива при сравнении с каким-то ранее установленным стандартом.

    При этом используются как количественные, так и качественные или неосязаемые измерители. Последние в основном лежат в области отношений между различными силами, участвующими в решении проблемы (трудовые отношения, политическая ситуация, отношение к риску и т. п.).

    Третья, последняя, стадия в процессе принятия решений — выполнение решения  — состоит из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения и осуществления обратной связи.15

    Организация выполнения решения как этап предусматривает  координацию усилий многих людей. Менеджера  здесь должно интересовать стремление избежать потенциальных конфликтов, сделать людей заинтересованными и мотивированными в реализации решения, расставить людей, чтобы наилучшим образом использовать их способности.

    Следующий этап — это встраивание в решение  механизма получения информации о ходе выполнения решения. Основой такого механизма должна стать система обнаружения ошибок и успеха в действиях по выполнению решения. Другими словами, должна осуществляться функция контроля — установление стандартов и показателей измерения результата в отношении этих стандартов.

    Полученная  в ходе отслеживания информация необходима для осуществления корректировки  действий. Отслеживание и обратная связь занимают в работе менеджера много времени. Так, лучшей системой обратной связи, по мнению П. Дракера, является та, которая позволяет менеджеру «идти и видеть». Информация из первоисточника всегда лучше, чем подготовленный кем-то отчет или данные из «вторых» рук.

    И в заключение необходимо отметить важность интуиции в принятии решения. Интуиция включает предчувствие, воображение, проницательность или мысли, которые часто спонтанно проявляются в сознательном постижении проблемы и последующем принятии решения. Интуиция может быть или не быть результатом творчества, которое больше является процессом, происходящим между двумя лицами: начальником и подчиненным. Творчество можно определить как прикладное воображение.  

 

     

     Заключение

      Решение- это выбор альтернативы. Необходимость  принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.

      Принятие  решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом.

      На  характер принимаемых решений огромное влияние оказывает степень полноты и достоверной информации, которой располагает менеджер. В зависимости от этого решения могут приниматься в условиях определенности (детерминированные решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения).

      Комплексный характер проблем современного менеджмента  требует комплексного, всестороннего  их анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов, что приводит к  расширению коллегиальных форм принятия решений.

      Принятие  решения – не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений – циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации. 

 

       Список литературы

1. Абчук  В.А. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Изд-во «Союз», 2002. – 315 с.
2. Басовский  Л.Е. Менеджмент: Учеб. Пособие. –  М.: ИНФРА- М, 2006. – 216 с.
3. Виханский  О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2000. – 528 с.
4. Виханский  О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.  – М.: Гардарики, 2002. – 288 с.
5. Казначевская  Г.Б. Менеджмент. Учебное пособие  / Изд-е 2-е, доп. и перераб.  – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 352 с.
6. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред.  проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.: ЮНИТИ- ДАНА, Единство, 2002. –  359 с.
7. Менеджмент: учебник для студентов вузов,  обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. – 3-е изд., перераб. и доп.  – М.: ЮНИТИ- ДАНА, Единство, 2006. – 320 с.
 
 
 

Информация о работе Понятие управленческого решения