Автор: Елена Бабанкина, 21 Октября 2010 в 22:59, курсовая работа
Понятие и классификация управленческих решений
Введение
1. Понятие и классификация управленческих решений.
2. Детерминированные и вероятностные решения
3. Принятие управленческих решений
Заключение
Список литературы
Московский Институт Государственного и Корпоративного управления
Факультет
«ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ»
КАФЕДРА
«ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
МЕНЕДЖМЕНТ
ТЕМА:
Управленческие
решения
Выполнила: студентка
__2__курса, группа 201 в/в
заочной формы обучения специальности: 080502 «Экономика и управление на предприятиях
Проверил:
Консультант:
__________________ О.Д. Никитонова
Преподаватель:
______________________________
Москва
- 2008 г.
Содержание
Введение | 3 |
1.
Понятие и классификация |
4 |
2. Детерминированные и вероятностные решения | 11 |
3.
Принятие управленческих |
25 |
Заключение | 31 |
Список литературы | 32 |
Введение
В условиях рыночной экономики степень неопределенности экономического поведения субъектов рынка достаточно высока . В связи с этим большое практическое значение приобретают методы перспективного анализа , когда нужно принимать управленческие решения, оценивая возможные ситуации и делая выбор из нескольких альтернативных вариантов . Принятие решений, так же как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления , связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности и является её квинтэссенцией. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.
Обычно в процессе какой – либо деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Таким образом решение – это выбор альтернативы.
Каждому из нас ежедневно приходится десятки раз что – то выбирать , на собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество: выбор одежды из имеющегося гардероба, выбор блюд из предложенного меню.
Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.
1.Понятие и классификация управленческих решений
На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро- и макро уровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формулируются проблемы, требующие решения.
На стадии принятия решения осуществляются разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.1
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносится необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению максимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.
Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые хотя и экономят время, но содержат в себе вероятность ошибок и неопределенность.
Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом приведения его возможных последствий.
Руководители
обязаны постоянно и
Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнения. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования: обоснованность решения; оптимальность выбора; правомочность решения; краткость и ясность; конкретность во времени; адресность к исполнителям; оперативность выполнения.
В литературе классификации управленческих решений строятся по самым разным основаниям. Одной из оправданных с социологической точки зрения представляется классификация А. И. Пригожина: она учитывает меру вклада субъекта решения в организационные преобразования. Согласно автору, все управленческие решения в организации могут быть разделены на:
жёстко обусловленные (детерминированные); слабо зависящие от субъекта решения.
К первым обычно относят либо так называемые
стандартизированные решения (обусловленные
принятыми выше предписаниями и распоряжениями),
либо вторично обусловленные распоряжением
вышестоящей организации. Этот тип решений
практически не зависит от качеств и ориентации
руководителя.
Другой тип решений – так называемые инициативные решения, где качества руководителя накладывают серьёзный отпечаток на характер принимаемых решений. К ним относятся решения, связанные как с локальными изменениями в организации (поощрение, наказание) , так и с изменением механизмов, структуры, целей организации. Инициативное решение обычно рассматривают как выбор альтернативы поведения из нескольких возможных, каждая из которых влечёт ряд позитивных и негативных последствий. В числе факторов, влияющих на качество решений, отмечают: компетентность персонала, деловые и личные качества руководителя, его ролевые (должностную, функциональную, групповую, гражданскую, семейную) позиции. 2
Существуют также другие классификации управленческих решений:
Классификационный
признак |
Группы
Управленческих решений |
Степень повторяемости
проблемы |
Традиционные |
Значимость цели | Стратегические |
Сфера воздействия | Глобальные |
Длительность реализации | Долгосрочные |
Прогнозируемые
последствия
решения |
Корректируемые Некорректируемые |
Метод разработки решения | Формализованные Неформализованные |
Количество критериев выбора | Однокритериальные Многокритериальные |
Форма принятия | Единоличные |
Способ фиксации решения | Документированные Недокументированные |
Характер использованной
Информации |
Детерминированные |
Рассмотрим её более подробно.
Формализация принятия решений повышает эффективность управления в результате снижения вероятности ошибки и экономии времени : не нужно заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому руководство организаций часто формализует решения для определённых, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая соответствующие правила, инструкции и нормативы.
В то же время в процессе управления организациями часто встречаются новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не поддаются формализованному решению. В таких случаях большую роль играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров.
Конечно, на практике большинство решений занимает промежуточное положение между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их разработки как проявление личной инициативы, так и применение формальной процедуры. Конкретные методы, используемые в процессе принятия решений, рассмотрены ниже.5
Если выбор наилучшей
Лицом, осуществляющим выбор