Понятие управленческого решения

Автор: Елена Бабанкина, 21 Октября 2010 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Понятие и классификация управленческих решений

Содержание

Введение
1. Понятие и классификация управленческих решений.
2. Детерминированные и вероятностные решения
3. Принятие управленческих решений
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

УПРАВЛЕНИЕ РЕШЕНИЯМИ КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

Московский  Институт Государственного и Корпоративного управления

Факультет «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ  УПРАВЛЕНИЕ» 
 
 
 

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ» 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ     МЕНЕДЖМЕНТ                                                                                                                                           

ТЕМА:

Управленческие  решения 
 
 

                Выполнила: студентка

                __2__курса, группа 201 в/в

                заочной формы обучения специальности: 080502 «Экономика и управление на предприятиях

                Проверил:

                Консультант:

                __________________ О.Д. Никитонова

                Преподаватель:

                _________________________________ 
                 
                 
                 

Москва - 2008 г. 
 

     Содержание 

Введение 3
1. Понятие и классификация управленческих решений. 4
2. Детерминированные и вероятностные решения 11
3. Принятие управленческих решений 25
Заключение 31
Список  литературы 32
 
 
 

 

Введение

     В условиях рыночной экономики степень неопределенности экономического поведения субъектов рынка достаточно высока . В связи с этим большое практическое значение приобретают методы перспективного анализа , когда нужно принимать управленческие решения, оценивая возможные ситуации и делая выбор из нескольких альтернативных вариантов . Принятие  решений, так же как и обмен информацией, - составная  часть любой управленческой  функции. Необходимость принятия  решений возникает на  всех  этапах  процесса  управления , связана со  всеми участками и аспектами управленческой  деятельности и является  её  квинтэссенцией. Поэтому так важно понять  природу  и  сущность  решений.

     Обычно  в процессе какой – либо деятельности возникают ситуации, когда человек  или группа людей сталкивается с  необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат  этого выбора и будет являться решением. Таким образом решение – это выбор альтернативы.

           Каждому из нас ежедневно  приходится десятки раз что –  то выбирать , на собственном опыте  развивая способности и приобретая навыки принятия решений. Примеров можно  привести множество: выбор одежды из имеющегося гардероба, выбор блюд из предложенного меню.

           Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения  как отдельной личности, так и  социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.

 

      1.Понятие и классификация  управленческих решений

  • Управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения; принятие решения; реализация решения.

    На  стадии подготовки управленческого  решения проводится экономический  анализ ситуации на микро- и макро  уровне, включающий поиск, сбор и обработку  информации, а также выявляются и  формулируются проблемы, требующие  решения.

    На  стадии принятия решения осуществляются разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.1

    На  стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносится необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению максимального результата  в конкретных условиях и обстоятельствах.

    Управленческие  решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые хотя  и экономят время, но содержат в себе вероятность ошибок и неопределенность.

    Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом приведения его возможных последствий.

    Руководители  обязаны постоянно и всесторонне  изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной и иерархической пирамиды управления.

    Поскольку руководитель имеет возможность  выбирать решения, он несет ответственность  за их исполнения. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования: обоснованность решения; оптимальность выбора; правомочность решения; краткость  и ясность; конкретность во времени; адресность к исполнителям; оперативность выполнения.  

     В литературе классификации управленческих решений строятся по самым разным основаниям. Одной из оправданных  с социологической точки зрения представляется классификация А. И. Пригожина: она учитывает меру вклада субъекта решения в организационные преобразования. Согласно автору, все управленческие решения в организации могут быть разделены на:

жёстко  обусловленные (детерминированные); слабо зависящие от субъекта решения.

    К первым обычно относят либо так называемые стандартизированные решения (обусловленные принятыми выше предписаниями и распоряжениями), либо вторично обусловленные распоряжением вышестоящей организации. Этот тип решений практически не зависит от качеств и ориентации руководителя. 

     Другой  тип решений – так называемые инициативные решения, где качества руководителя накладывают серьёзный  отпечаток на характер принимаемых  решений. К ним относятся решения, связанные как с локальными изменениями  в организации (поощрение, наказание) , так и с изменением механизмов, структуры, целей организации. Инициативное решение обычно рассматривают как выбор альтернативы поведения из нескольких возможных, каждая из которых влечёт ряд позитивных и негативных последствий. В числе факторов, влияющих на качество решений, отмечают: компетентность персонала, деловые и личные качества руководителя, его ролевые (должностную, функциональную, групповую, гражданскую, семейную) позиции. 2

     Существуют  также другие классификации управленческих решений: 

     Классификационный

     признак

     Группы

     Управленческих  решений

      Степень повторяемости

     проблемы

 
     Традиционные                    Нетипичные
     Значимость  цели      Стратегические                   Тактические
     Сфера воздействия      Глобальные                         Локальные
     Длительность реализации      Долгосрочные                     Краткосрочные
     Прогнозируемые  последствия

     решения

 
     Корректируемые         Некорректируемые
     Метод разработки решения      Формализованные       Неформализованные
     Количество  критериев выбора      Однокритериальные  Многокритериальные
     Форма принятия      Единоличные                     Коллегиальные
     Способ  фиксации решения      Документированные Недокументированные
     Характер использованной

     Информации

     Детерминированные          Вероятностные
 

 

           Рассмотрим её более  подробно.

  • Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан прежде всего с генерацией новых альтернатив.     
  • Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими или тактическими.      
  • Сфера воздействия. Результат решения может сказаться на каком – либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Решение, однако, может приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.     
  • Длительность реализации. Реализация решения может потребовать нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок – решение краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.3   
  • Прогнозируемые последствия решения. Большинство управленческих решений в процессе  их реализации так или иначе поддается корректировке с целью устранения каких – либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.  
  • Метод разработки решения. Некоторые решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определённому алгоритму. Другими словами, формализованное решение – это результат выполнения заранее определённой последовательности действий. Например, при составлении графика ремонтного обслуживания оборудования начальник цеха может исходить из норматива, требующего определённого соотношения между количеством оборудования и обслуживающим персоналом. Если в цехе имеется 50 единиц оборудования, а норматив обслуживания составляет 10 единиц на одного ремонтного рабочего, значит, в цехе необходимо иметь пять ремонтников. Точно так же, когда финансовый менеджер принимает решение об инвестировании свободных средств в государственные ценные бумаги, он выбирает между различными видами облигаций в зависимости от того, какие из них обеспечивают в данное время наибольшую прибыль на вложенный капитал. Выбор производится на основе простого расчета конечной доходности по каждому варианту и установления самого выгодного.4

     Формализация  принятия решений повышает эффективность  управления в результате снижения вероятности  ошибки и экономии времени : не нужно  заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому руководство организаций часто формализует решения для определённых, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая соответствующие  правила, инструкции и нормативы.

     В то же время в процессе управления организациями часто встречаются новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не поддаются формализованному решению. В таких случаях большую роль играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров.

     Конечно, на практике большинство решений  занимает промежуточное положение  между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их разработки как проявление личной инициативы, так и применение формальной процедуры. Конкретные методы, используемые в процессе принятия решений, рассмотрены ниже.5   

  • Количество критериев выбора.

       Если выбор наилучшей альтернативы  производится только по одному  критерию (что характерно для  формализованных решений), то принимаемое  решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. В практике менеджмента подавляющее большинство решений многокритериальны, так  как они должны одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т.п.  

  • Форма принятия решений.

       Лицом, осуществляющим выбор из  имеющихся альтернатив окончательного  решения, может быть один человек и его решение будет соответственно единоличным. Однако в современной практике менеджмента всё чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов. Такие групповые, или коллективные, решения называются коллегиальными. Усиление профессионализации и углубление специализации управления приводят к широкому распространению коллегиальных форм принятия решений. Необходимо также иметь в  виду, что определённые решения и законодательно отнесены к группе коллегиальных. Так, например, определённые решения в акционерном обществе ( о выплате дивидендов, распределении прибыли и убытков, совершении крупных сделок, избрании руководящих органов, реорганизации и др.) отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Коллегиальная форма принятия решении, разумеется, снижает оперативность управления и «размывает» ответственность  за его результаты, однако препятствует грубым ошибкам и злоупотреблениям и повышает обоснованность выбора.

Информация о работе Понятие управленческого решения