Понятие системы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является освоение приведённых основных статистических показателей и индексов с свете учебного материала. Цель работы состоит из следующих задач:
1) рассмотрение понятия «система управления»;
2) рассмотрение видов систем управления;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………..4
1.1. Понятие системы управления……………………………………4
1.2. Виды систем управления………………………………………….6
ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………10
2.1. Подходы к исследованию систем управления……………….10
2.2. Методы исследования систем управления……………………13
ГЛАВА III. РОЛЬ ИНДЕКСОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………18
3.1. Экономические показатели работы предприятия…………...18
3.2. Применение индексного метода………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 89.64 Кб (Скачать)

     Многочисленные  затраты, формирующие себестоимость  продукции, по содержанию и назначению классифицируются по:

     - экономическим элементам; 

     - статьям калькуляции.

     Снижение  себестоимости – основа снижения цен, а значит, основа конкурентоспособности, крупный источник роста прибыли.

     Структура же себестоимости продукции –  это соотношение элементов и  статей, выраженное в процентах к  общему итогу.

     По  структуре себестоимости отрасли  промышленности подразделяются на:

     - материалоёмкие, в себестоимости  продукции которых преобладают  затраты на сырьё и материалы  (например, лёгкая, пищевая промышленность);

     - трудоёмкие, если в себестоимости  преобладает заработная плата  (например, угольная промышленность, некоторые отрасли машиностроения, например приборостроение);

     - энергоёмкие, если основную часть  составляют затраты на энергию  (например, алюминиевая промышленность);

     - фондоёмкие, если в себестоимости  высок удельный вес амортизации  (например, нефтедобывающая промышленность).

     Структура себестоимости тесно связана  с характером производства данной отрасли  промышленности и зависит от:

     а) уровня автоматизации и механизации  производства;

     б) специализации и массовости производства;

     в) кооперирования предприятий;

     г) географического размещения предприятия.

     Себестоимость продукции в масштабе отрасли  определяется огромным количеством  различных затрат. Классификация  производственных затрат – это расчленение  и объединение в группы затрат, однородных по определённому признаку (рис. 3.1). 

     

     

     Рис.3.1 Группировка производственных расходов

       

       

     Рис. 3.2 Структура себестоимости продукции 

     Под доходами предприятия подразумевается  увеличение экономических выгод  в результате поступления денежных средств, иного имущества и (или) погашения обязательств, приводящие к увеличению капитала.

     Валовой доход – это показатель, характеризующий конечный результат производственной или коммерческой деятельности предприятия, фирмы, исчисляемый путём исключения из валовой выручки и результатов внереализованных операций (без налога на добавленную стоимость и акцизов) всех затрат на производство и реализацию продукции, вошедших в себестоимость, кроме затрат на оплату труда.

     Доходы  подразделяются на:

     - доходы от обычных видов деятельности;

     - операционные;

     - внереализационные;

     - чрезвычайные.

     В зависимости от направлений деятельности предприятия, основной (обычной), инвестиционной и финансовой, доходы бывают следующие.

     1. Доход от основной деятельности  – это выручка от реализации  продукции (выполненных работ,  оказанных услуг).

     2. Доход от инвестиционной деятельности  – финансовый результат от  продажи внеоборотных активов,  реализации ценных бумаг.

     3. Доход от финансовой деятельности  включает в себя результат  от размещения среди инвесторов  облигаций и акций предприятия.

     Рентабельность  – это обобщающий показатель, характеризующий  качество работы промышленного предприятия, так как при всём значении массы  получаемой прибыли наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной  деятельности предприятия даёт величина рентабельности и её изменение. Он представляет собой отношение прибыли к  производственным фондам или к себестоимости  продукции. Показатель рентабельности оценивает эффективность производства путём соизмерения доходов от производства и расходов на него.

     К основным факторам, оказывающим непосредственное воздействие на увеличение уровня рентабельности на предприятиях, относятся: рост объёма производства продукции, снижение её себестоимости, сокращение времени оборота основных производственных фондов и оборотных  средств, рост массы прибыли, лучшее использование фондов; система ценообразования  на оборудование, здания и сооружения и другие носители основных производственных фондов; установление и соблюдение норм запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции. Для достижения высокого уровня рентабельности необходимо планомерно и систематически внедрять передовые достижения науки и техники, эффективно использовать трудовые ресурсы и производственные фонды.

     По  методу исчисления в народном хозяйстве  существует рентабельность предприятий  и рентабельность продукции.

     Рентабельность  предприятия (производства) показывает, насколько результативно используется имущество предприятия; она определяется как процентное отношение годовой прибыли (балансовой) к среднегодовой стоимости основных фондов и сумме оборотных средств.

     Рентабельность  продукции показывает результативность текущих затрат; она определяется отношением прибыли от реализации товарной продукции к себестоимости продукции.

     Для повышения рентабельности производства используются различные средства. Одним  из главных источников роста рентабельности производства является увеличение массы  прибыли, получаемой предприятием. Этот рост достигается в результате снижения издержек производства, изменение структуры  производимой продукции и такого увеличения масштабов производства, когда при сохранении суммы прибыли, получаемой от реализации единицы каждого  вида продукции, общая сумма полученной прибыли растёт.

     Основным  фактором роста прибыли является снижение себестоимости продукции. Повышение рентабельности производства означает рост отдачи каждый рубль  авансированных средств и, тем самым, более эффективное их использование.

     Основные  показатели рентабельности, применяемые  на уровне предприятия, можно объединить в следующие группы:

     - показатели рентабельности продукции;

     - показатели рентабельности капитала (активов);

     - показатели, рассчитанные на основе  потоков наличных денежных средств.

     Первая  группа показателей формируется  на основе расчёта уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отражаемым в отчётности предприятия. Данные показатели характеризуют прибыльность (доходность) продукции базисного  и отчётного периодов.

     Вторая  группа показателей рентабельности формируется на основе расчёта рентабельности в зависимости от изменения размера  и характера авансированных средств: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный капитал. Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует  степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения  доходности: долгосрочных кредитов и  других заёмных средств. Данные показатели весьма практичны. Они отвечают интересам  участников.

     Третья  группа показателей рентабельности формируется на базе расчёта уровня рентабельности аналогично показателям  первой и второй групп, однако вместо прибыли в расчёт принимается  приток денежных средств. Данные показатели дают представление о степени  возможности предприятия обеспечить кредиторов, заёмщиков и акционеров наличными денежными средствами в связи с использованием имеющегося у него производственного потенциала. Концепция рентабельности, исчисляемая  на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах  с развитой рыночной экономикой. Она  более приоритетна, потому что операции с денежными потоками являются существенным признаком интенсивного типа производства, признаком «здоровья» экономики  и финансового состояния предприятия. Переход на использование этой концепции  требует перестройки отчётности предприятий. Эта работа в настоящее  время находится лишь в начальной  стадии. 

     3.2. Применение индексного метода

     Индексный метод основан на относительных  показателях динамики, пространственных сравнениях, выполнениях плана, выражающее фактическое отношение анализируемого показателя в отчётном периоде к  его уровню в базисном /6,с.106/.

     Индексы относятся к важнейшим обобщающим показателям. Индекс – от латинского index- указатель, показатель. Обычно в экономической статистике этот термин используется для обобщающей характеристики изменений.

     Под индексом в статистике понимают относительный  показатель, характеризующий изменение  величины какого-либо явления (простого или сложного, состоящего из соизмеримых  или несоизмеримых элементов) во времени, пространстве или по сравнению  с любым эталоном (нормативом, планом, прогнозом и т.д.).

     Когда рассматривается сопоставление  уровней изучаемого явления во времени, то говорят об индексах динамики, в  пространстве – о территориальных индексах, при сопоставлении с уровнем, например, договорных обязательств – об индексах выполнения обязательств и т.д.

     Основным  элементом индексного отношения  является индексируемая величина. Под индексируемой величиной понимается значение признака статистической совокупности, изменение которой является объектом изучения.

     Поскольку объекты изучения индексов весьма разнообразны, то они широко применяются в экономической  практике.

     С помощью индексов решается три главные  задачи:

     Во-первых, индексы позволяют измерять изменение  сложных явлений. Например, требуется  установить, насколько увеличился (или  уменьшился ) в данном году по сравнению  с прошлым годом физический объем  всей продукции предприятия. Ясно, что  продукция разного вида и качества не поддается непосредственному  суммированию. Для характеристики изменения таких сложных явлений во времени применяют индексы динамики. В качестве меры соизмерения (весов) разнородных продуктов можно использовать цену, себестоимость, трудоемкость продукции и т.д.

     При помощи индексов можно характеризовать  изменение во времени самых различных  показателей: ВВП, реальных располагаемых  денежных доходов, численности работающих уровня безработицы, цен акций предприятия  региона, себестоимости, производительности труда и т.п.

     Во-вторых, с помощью индексов можно определить влияние отдельных факторов на изменение динамики сложного явления (например, влияние изменения уровня цен и изменения количества проданных товаров на объем товарооборота). Используя взаимосвязь индексов можно установить в какой мере выпуск продукции возрос за счет увеличения численности работников и в какой мере – за счет повышения производительности труда.

     В-третьих, индексы являются показателями сравнений  не только с прошлым периодом (сравнение  во времени), но и с другой территорией (сравнение в пространстве), а  также с нормативами, планами, прогнозами. Например, можно сравнить среднедушевое  потребление какого-либо продукта в  России и в развитых странах, а  также привести сравнение с нормативом рационального питания.

     Индексы классифицируют по трем признакам: по характеру изучаемых объектов; степени охвата элементов совокупности; методам расчета общих индексов.

     По  содержанию индексируемых величин индексы разделяют на индексы количественных (объемных) и индексы качественных показателей.

     Индексы количественных показателей – индексы физического объема розничного товарооборота, национального дохода, потребления продаж иностранной валюты и др. Все индексируемые показатели этих индексов являются объемными, поскольку они характеризуют общий, суммарный размер (объем) того или иного явления и выражаются абсолютными величинами. При расчете таких индексов количества оцениваются в сопоставимых ценах.

     Индексы качественных показателей – индексы курса валют, цен, себестоимости, производительности труда, средней заработной платы, урожайности и др. Индексируемые показатели этих индексов характеризуют уровень явления в расчете на количественно измеримую единицу совокупности: цена за единицу продукции, себестоимость единицы продукции, выработка в единицу времени (или на одного работника), заработная плата одного работника, урожайность с одного гектара и т.д. Такие показатели называются качественными. Они носят расчетный, вторичный характер. Качественные показатели измеряют не общий объем, а интенсивность, эффективность явления и процесса. Как правило, они являются либо средними, либо относительными величинами. Расчет таких индексов производится на базе одинаковых, неизменных количеств продукции.

Информация о работе Понятие системы управления