Понятие кризиса: сущность, классификация и стадии протекания

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:01, контрольная работа

Описание работы

Кризис – это крайне опасная и вредоносная, почти всегда разрушительная система, при появлении которой организация не может нормально функционировать. Кризис – состояние фирмы, при котором она не способна больше существовать без каких – либо изменений. При кризисе дальнейшее существование фирмы, без прежде всего внутренних изменений не возможно, но так же не стоит забывать о внешних изменениях.

Работа содержит 1 файл

Переделка курсача.docx

— 38.66 Кб (Скачать)
 

1.1. Понятие кризиса:  сущность, классификация  и стадии протекания 

     Кризис  – это крайне опасная и вредоносная, почти всегда разрушительная система, при появлении которой организация не может нормально функционировать. Кризис – состояние фирмы, при котором она не способна больше существовать без каких – либо изменений. При кризисе дальнейшее существование фирмы, без прежде всего внутренних изменений не возможно, но так же не стоит забывать о внешних изменениях.  Так же при кризисе средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы.

     В жизни любого социального института, будь то семья или фирма, огромное предприятие или жизнь отдельного человека могут возникать различные  критические ситуации. Временами  разражаются кризисы общего, крайне разрушительного, катастрофического  характера. Но, какими бы острыми и  масштабными они ни были, чтобы  их преодолеть или хотя бы уменьшить  разрушительные последствия, всегда нужно  принимать соответствующие меры.

     Во  время кризиса, компания попадает в центр не всегда доброжелательного внимания СМИ и других целевых аудиторий, которые по той или иной причине вполне законно интересуются действиями организации.

     1.2. Виды кризисов 

     Классификация кризисов с точки зрения PR, данная Сэмом Блэком, выглядит так:

     «Известное  неизвестное».

     Ситуация, кода известно, что кризис может произойти, но неизвестно, произойдет ли он, и если да, то когда. Речь идет о ситуации кризиса в сфере транспорта, либо в химической промышленности, ядерной энергетике, на газопроводах и т.д. Например, в производстве радиоактивных веществ постоянно присутствует опасность их утечки; в морских и авиаперевозках присутствуют свои специфические формы возможной опасности. Понятно, что может произойти с газопроводом, какие повреждения он может получить. Существует предположение, что авария может произойти, но неизвестно на каком конкретном участке она может произойти, в какое время года и суток, при каких обстоятельствах и как она произойдет.

       «Неизвестное неизвестное».

     Неизвестно, что произойдет, и неизвестно когда. Это события, которые невозможно предположить и предугадать. Форс – мажорные обстоятельства, влекущие за собой огромные и невероятно разрушительные последствия для фирмы. Например, скрытые трещины в фундаменте здания. Зачастую, о них никто не подозревает, особенно при постройке малоэтажных, ниже трёх этажей, домов. С виду, фундамент кажется идеальным, но в связи своей не цельностью и полыми пространствами внутри несёт огромную опасность для всего на нём стоящего дома. Мало кто из строителей, особенно которые работали ещё в Совецкое время учитывал, при постройке таких домов такие факторы как температура окружающей среды, интенсивность солнечного света и сила ветра при закладке фундамента. Поэтому о разрушении дома никто и не предполагал.

     «Библия»  американских связей с общественностью  классифицирует кризисы, исходя из длительности развития кризисов следующим образом:  
 

  1. Внезапные кризисы.

    Зачастую  такие кризисы возникают из-за чрезвычайных происшествий. Такими происшествиями может являться,  например авиакатастрофа или гибель управляющего компании. Данные кризисы представляют для компании наибольшую опасность, поскольку возникают неожиданно, и у организации даже зачастую нет времени, что бы скоординировать свои действия и придумать план антикризисных действий. Так же отсутствие полной информации о возникшем кризисе не позволяет компании провести исследования и наиболее эффективно построить отношения с общественностью и СМИ. Сюда попадают крушение самолета, землетрясение, пожар, гибель первого лица, что требует заранее согласованных между ведущими управленцами действий, чтобы не дать развиться непониманию, конфликту, задержке в реакции. Такие кризисы требуют заблаговременного, согласования между основными руководителями плана действий, который позволил бы избежать недоразумений, препирательств и неоперативности реагирования.

  1. Возникающий кризис.  Кризисы, которые постепенно набирают обороты. 

    Они дают время для изучения и планирования, но могут разразиться неожиданно. Например – недовольство работников, неблагоприятный моральный климат в коллективе, злоупотребления и обиды во время работы, чрезмерные надежды на государственные заказы. Задача PR-мена – убедить руководство предпринять корректирующие шаги по предупреждению кризиса. Но, в отличие от внезапных кризисов, подобные кризисы назревают в течение определенного периода времени. Гораздо эффективнее будет стремление компании не допустить развития ситуации до критической точки . В данном случае задача состоит в том, чтобы убедить высшее руководство предпринять корректирующие шаги прежде, чем кризис достигнет разрушительной фазы.

     3.Затянувшиеся кризисы.

       Это касается кризисных ситуаций  или их последствий, сопровождающих  деятельность компании в течение  довольно долгого времени. Проявляться  в постоянной циркуляции слухов  по поводу когда-то случившегося  кризиса. Затянувшиеся кризисы  наносят большой урон репутации  компании, реагировать на них  чрезвычайно сложно. Причиной тому  является тот факт, что распространение  слухов и фактов практически  невозможно остановить. Они могут  длиться месяцами или годами, несмотря на усилия руководства  остановить их. Вне пределов контроля  PR, например, могут находиться сплетни или спекуляции, сообщаемые СМИ или передающиеся из уст в уста. Никакие опровержения или противодействия не в состоянии пресечь слухи или очистить каналы новостей от потока искаженных данных, так как журналисты в погоне за новостями всегда будут наталкиваться на предыдущие публикации, снова и снова воспроизводить дезинформацию.

      Для того, чтобы успешно провести антикризисную  кампанию, сотрудники  компании должны знать с каким именно видом  кризиса им пришлось столкнуться. И  только обладая подобными знаниями, следует выбирать наиболее подходящую стратегию антикризисной кампании.

     1.3. Типология кризисных  ситуаций 

     Кризисная ситуация - это разрушенная система. Во время кризисной ситуации организация  находится под пристальным вниманием  общественности и СМИ. Именно поэтому  в такой обстановке необходима особая коммуникационная стратегия, суть которой - не допустить формирования и закрепления  в сознании общественности негативного  образа компании. В противном случае могут потребоваться десятилетия, для того чтобы изменить мнение целевых аудиторий в нужную сторону.

     Сложность кризисной ситуации лежит также  в ее динамичности. Кризис - это событие, во время которого всегда ощущается  дефицит времени. К тому же он, как  правило, протекает в достаточно враждебной ситуации, в рамках агрессивно настроенных оппонентов, когда каждый промах может еще и раздуваться  до невиданных размеров.

     Управление  кризисной ситуацией начинается с определения типа кризиса, так  как только в этом случае возможно формирование эффективной программы  действий с учетом его особенностей.

     Существует  пять постоянных элементов в любом  виде кризиса. Это позволяет оценить  кризис тем, кто непосредственно  с ним не сталкивается. Во-первых, о кризисах люди узнают из собственных  источников, особенно если происходящее имеет место в непосредственной близости или если кризис непосредственно  затрагивает эти источники. Пример такой связи - взрыв на близлежащем  заводе, когда сотрудники узнают новости  от других сотрудников быстрее, чем  из СМИ. Во-вторых, люди склонны оценивать  серьезность кризиса в зависимости  от того, какие опасности это может  принести лично им или тем, кто  для них дорог. Такие ожидания могут быть связаны с субъективными, чем с объективными факторами. Поэтому  иногда существуют серьезные расхождения  между официальной оценкой риска  и его восприятием общественностью. В-третьих, наиболее заслуживающими доверия  считаются государственные источники. В-четвертых, для восприятия всего  мира важность проблемы пропорциональна  ее освещению в СМИ. В-пятых, доступность  информации снижает риск возникновения  слухов и повышает вероятность того, что ситуация будет понята правильно.

    Так же существует несколько типов кризисных ситуаций:

1) кризисы, связанные с областью здравоохранения и медицины (пищевые отравления, отравления рабочих на заводах, обнаружение вредных веществ в продуктах компании); кризисы, связанные с экологией (утечки, выброс вредных веществ при производстве, отходы, загрязнение воды, действия, направленные на истощение природных ресурсов);экономические кризисы (остановка производства, увольнения, поглощения, забастовки, требования акционеров); кризисы, вызванные природными катаклизмами (наводнения, землетрясения, пожары, снежные бураны, ураганы);

2) кризисы, связанные с деятельностью правительства (изменения законодательства, правительственные расследования, издание постановлений и регулирующих норм);кризисы, ставшие последствием человеческой деятельности (утечки вредных веществ, авиакатастрофы, крупные аварии, несчастные случаи);

3) кризисы, связанные с криминальными действиями и должностными преступлениями сотрудников компании (хищение, вмешательство в регулирование цен, лжесвидетельство);кризисы, связанные с нарушением гражданских прав (дискриминация, притеснения, классовые предрассудки).

1.2 Причины возникновения финансового кризиса.

    Напомним, что финансовым кризисом считают  ситуации, в ходе которых финансовые организации или активы (например, акции или облигации) резко теряют существенную часть своей стоимости. В качестве причин кризисов приводят следующие события:

1. Ошибки регулирования.

    Существует  мнение, что недостаточное регулирование  деятельности финансовых организаций  приводит к тому, что эти организации  могут брать на себя чрезмерные риски, которые затем не могут оправдать. Отсутствие законов, ограничивающих такое  поведение, может одновременно вызвать трудности у многих компаний, что способно вызвать финансовый кризис. Любопытно — некоторые экономисты считают, что причиной кризисов может быть и чрезмерное регулирование: недавно критике подвергалось законодательство США, по которому банки должны увеличивать собственный капитал при принятии большего риска, что в условиях кризиса может усугублять ситуацию из-за сжатия объемов кредитования. 

2. Схожесть стратегий и самосбывающиеся прогнозы.

    Многие  ученые отмечают: психология большинства  инвесторов устроена так, что при  отсутствии качественной информацией  о будущем у них появляется склонность подражать другим инвесторам. Такое подражание приводит к банковским кризисам. Не имея достоверной информации о состоянии того или иного  банка, вкладчики могут начать срочно изымать вклады, основываясь лишь на слухах о возможных проблемах  банка или просто увидев очередь  выстроившихся вкладчиков. Интересно, что такой лавинообразный наплыв вкладчиков и становится причиной, по которой банк не в состоянии  расплатиться сразу со всеми. Другими  словами, это самосбывающийся прогноз: одни только слухи и предположения  о проблемах банка приводят к  вполне реальным трудностям. Подражание в действиях может приводить  к банковским и валютным кризисам, спекулятивным пузырям, а также  к кризисам ликвидности.

3. Финансовое плечо или левередж.

    Под финансовым плечом подразумевают финансирование инвестиций за счет займов. Это ситуация, когда для вложений инвесторы  используют не только свои средства, но и заемные. Понятно, что в случае успеха доход с использованием левереджа  увеличивается, однако если инвестиции не оправдают надежд, то и потери будут выше: обанкротившийся инвестор потеряет не только свои средства, но и останется должен кредиторам, что поставит под угрозу уже и самих кредиторов.

Само  по себе плечо не является причиной финансовых кризисов, однако увеличивает  риск, а следовательно, и усугубляет положение дел в случае проблем. Некоторые экономисты отмечают, что  перед кризисами возрастает уровень  использования левереджа. Так, количество займов для финансирования инвестиций выросло перед крахом пузыря на Уолл-стрит  в 1929 году.

4. Новые технологии, неопределенность и стадное поведение.

    Многие  исследователи кризисов отмечают, что  важной причиной финансовых потрясений является ошибочное поведение людей, когда они имеют дело с новыми, неиспытанными явлениями. Историк  Чарльз Киндлебергер заметил, что многие финансовые кризисы возникают вскоре после появления новых технологий или новых финансовых инструментов (например, новых видов облигаций). Пока перспективы новых технологий или финансовых инструментов могут  быть оценены только теоретически, на будущие доходы от этих технологий или инструментов могут смотреть излишне оптимистично. Массовый оптимизм приводит к росту цен, но когда  реальность не оправдывает ожиданий — цены резко корректируются вниз, т. е. происходит финансовый кризис. Считается, что неправильная оценка рисков финансовых инструментов, связанных с ипотечными займами, стала одной из причин мирового финансового кризиса 2008 года .

5. Мошенничество, взяточничество  и недобросовестность.

    Многие  финансовые организации могут сами оказываться на грани банкротства  и подвергать опасности партнеров  вследствие мошенничества. Так, кроме  финансовых пирамид или игр Понзи, в которых финансовая компания просто финансирует одни долги путем  новых займов, бывают ситуации, когда управлению компании может быть выгодно скрывать истинное положение дел. Такие «секреты» временно отсрочивают банкротство, но зачастую его и усугубляют. История предлагает множество примеров подобного мошенничества. Вспомним известный скандал c нефтяной компанией Shell, когда в 2004 году выяснилось, что разведанные запасы нефти компании преувеличены — и эта ошибка в отчетности была следствием недобросовестности руководства. В результате скандала акции компании, которая считалась одной из самых надежных в мире, резко потеряли в цене.

Информация о работе Понятие кризиса: сущность, классификация и стадии протекания