Понятие и типы организационных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………….….3
Глава 1. Теоретические вопросы об организационной структуре
1.1. Понятие организационной структуры организации.……………….……..5
1.2. Типы организационных структур управления.………………………..…..7
Глава 2. Совершенствование организационной структуры на примере ООО «Махаон»
2.1. Общая характеристика предприятия…..…………………………………..18
2.2. Анализ действующей структуры управления на предприятии ….……...20
2.3. Разработка новой организационной сруктуры управления………………24
Заключение………………………………………………………………….…... 31
Список литературы……………………………………………….…….…….....33
Приложения

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ ВАДИКА.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

     Важен шаг разработки новой организационной  структуры управления.

     Существующая  структура на предприятии ООО  «Махаон» представляет собой традиционную линейно-функциональную структуру  с высоким уровнем централизации, с единственной линейной сферой деятельности – производством.

     Генеральному  директору непосредственно подчиняется 4 основные службы (подразделения организации), что нарушает нормы управляемости  и лишает его возможности заниматься стратегическими вопросами. Диапазоны ответственности четко не определены и вследствие этого часто пересекаются, а некоторые функции не выполняются вообще, наблюдаются слабые связи между подразделениями.

     В результате анализа действующей  организационной структуры управления можно сделать следующие выводы.

  • Организационная структура предприятия не отвечает современным рыночным условиям, требует принципиальной переработки – развития рыночных блоков и повышения гибкости.
  • Недостаточно удовлетворяются потребности рынка, требующего принципиально новых товаров и модернизации существующих.
  • Предприятие не использует всех маркетинговых возможностей, не учитывает жизненные циклы изделий, не уделяет достаточного внимания качеству и технологии производства продукции.
  • Существующая система распределения полномочий направлена в основном на оперативную работу и не позволяет перейти к стратегическому управлению.
  • Не определена общая цель деятельности предприятия.
  • Отсутствует политика по сохранению кадрового потенциала, не задействованы эффективные механизмы мотивации работников.
  • Не разработана стратегия развития предприятия и финансовая политика, не проводится учет и контроль финансовых потоков, что ухудшает финансовое состояние предприятия.
  • Отсутствует официально сформулированная и утвержденная организационная культура предприятия.
  • Недостаточное использование среднего и низового звеньев управления.

     Первой  задачей на пути формирования новой  организационной структуры управления является определение таких сфер деятельности предприятия, которые непосредственно и существенно влияют на достижение стратегических целей предприятия. Если прежде к такой сфере относилось только производство, то в условиях рыночной экономики сюда относятся маркетинг, финансы, производство, персонал. А это значит, что вся организационная структура управления должна строиться вокруг них.

     В старой организационной структуре  управления они были в зачаточном состоянии и не носили линейного характера.

     Вторая  задача при формировании организационной  структуры состоит в том, чтобы перейти от традиционного, к стратегическому управлению предприятием. Это в первую очередь задачи генерального директора. Поэтому необходимо было освободить его от текущей, оперативной работы, сосредоточив внимание на стратегии, финансах, персонале. В то же время следует учесть, что переход на стратегическое управление меняет характер работы руководителей всех уровней и каждого подразделения, а также характер мотивационных механизмов, направленных теперь на развитие, инновации, научно-технический прогресс.

     Следующая задача новой организационной структуры  – обеспечить высокую гибкость системы  управления, способность отслеживать  быстрые изменения внешней среды. Для этого необходимо создание стратегического  центра, а также формирование гибкой системы распределения полномочий.

     Стратегический  центр подчиняется непосредственно  генеральному директору. Его задачи: сбор и обработка информации для  разработки и реализации стратегии; разработка и внедрение инновационных  проектов в различных сферах деятельности предприятия путем создания временных творческих коллективов; планирование и координация работы временных проектных структур. Это позволяет значительно повысить гибкость и адаптивность предприятия к быстроменяющимся внешним условиям.

     Значительное  развитие необходимо получить блоку заместителя директора по финансам. В новой структуре полномочия бывшего помощника директора по финансам – главного экономиста – будут расширены до заместителя директора по финансам, которому будет подчинен развитый блок финансового менеджмента.Из-за отсутствия налаженной системы управления финансами предприятие ежегодно теряет от 10 до 20% своих доходов – нехватка полноценной и оперативной финансовой информации приводит к ошибочным, запоздалым управленческим решениям, многие объекты финансового управления уходят из внимания руководителей. Дефицит оборотных средств, рост кредиторской задолженности, низкая оборачиваемость капитала, чрезмерные затраты на производство и реализацию продукции – такие показатели постоянно волнуют руководство предприятия. Именно разработка и внедрение финансового менеджмента должны стать ключевыми для стабилизации состояния предприятия, поскольку рационально организованные финансовые потоки позволяют функционировать экономической структуре во всех сферах хозяйственной деятельности – снабжении, производстве, сбыте, трудовых отношениях. В блоке финансового директора введена должность менеджера по финансовой стратегии, который будет заниматься разработкой системы финансового менеджмента в целях организации эффективного функционирования предприятия.

     Широкой реструктуризации будет подвергнута  важная сфера – работа с персоналом. Весь спектр этих вопросов сосредоточен в блоке начальника отдела кадров, но это только одна сторона. Сегодня  существенно меняется сам характер работы службы управления персоналом, ее цели, функции, задачи. Если традиционно эти подразделения выполняли функции учета личного состава, то сегодня преобладают содержательные аналитические и организационные аспекты деятельности. В основе новой концепции подготовки кадров лежит становление и развитие творческой личности.

     Современной организационной структуре управления должна соответствовать новая система  распределения полномочий, которая  должна наполнить подразделения  предприятия новым содержанием (целями и задачами), вложить в них новые принципы и методы управления, обеспечить гибкость структуры, адаптивность к меняющейся стратегии фирмы. Для создания стратегической эффективности организационной структуры в положениях о подразделениях и должностных инструкциях приоритет должен отдаваться аналитическим и перспективным направлениям работ. В отчетах подразделений следует отражать лишь новые перспективные работы. Текущая и оперативная работа должны контролироваться системно – сразу после исполнения. Такой контроль должен выполняться непосредственным потребителем работ, тогда он будет самым строгим, быстрым и дешевым, так как становится отправной точкой для следующего этапа работ.

     Модернизованная структура  управления ООО «Махаон» представлена на Рис. 6. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Использование новых информационных технологий и  обострение конкурентной борьбы определяют необходимость принципиального  изменения организации управления предприятием, что возможно с помощью  разработки механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием, который позволит упорядочить разрозненные элементы создания организационной структуры для наиболее эффективного достижения целей предприятия.

     Несмотря  на меняющиеся экономические условия  в республике и стране, предприятие ООО «Махаон» продолжает стабильно работать, совершенствует технологию, улучшает качество продукции, выходит на новые рынки сбыта. Предприятие ООО «Махаон» ежегодно старается увеличить объем производства продукции. Но в этом ему не способствует положение дел в сельском хозяйстве республики, которое на сегодняшний день вызывает очень большую озабоченность. Продолжается резкое снижение выращиваемого зерна и вырабатываемой муки практически во всех категориях хозяйств. Проведенный комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия показывает, что ООО «Махаон» в целом имеет положительную динамику развития. Предприятие за последние два года увеличило выпуск продукции по основным ее видам. Спрос на продукцию ООО «Махаон» повышается, а также увеличивается производственный потенциал предприятия. Продукция ООО «Махаон» реализуется как в пределах республики Марий Эл, так и за ее пределами. Несмотря на финансовые проблемы, предприятие ежегодно осуществляет работу по техническому перевооружению и модернизации производственного потенциала. Стабильная работа и развитие данного предприятия зависит от многих факторов, одним из которых является профессионализм работников структуры управления, поэтому в работе проведен анализ структуры специалистов управления предприятия.

     По  результатам анализа управления предприятием ООО «Махаон», можно  сделать вывод, что на данном этапе  организационная структура представляет линейно-функциональную структуру  управления. Управление централизовано. Кадровый состав управления укомплектован достаточно сильно: почти все работники управления имеют высшее образование, а также являются практиками, имеющими опыт работы.

     На  основе проведенного анализа, были сделаны  выводы, свидетельствующие о проблемах, связанных, прежде всего, с текущим оперативным управлением финансами на ООО «Махаон». Управлению финансами на предприятии отводится, слишком, малая роль. Это связано с тем, что формы внутрифирменных отчетов на предприятии еще не отработаны. По существу, управление финансами происходит на уровне бухгалтерской службы и руководителя предприятия. Поэтому необходимо организовать службу управления финансами и провести ряд мероприятий по улучшению финансового состояния.

     Практическая  значимость исследования состоит в  том, что предложенные научные положения, классификация, системы, модель и методический подход могут быть использованы на промышленных предприятиях различных организационно-правовых форм и типа производства с целью разработки механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием. Практическое значение имеют научные и прикладные разработки, в которых содержатся: методический подход к формированию организационной структуры управления предприятием, системный подход к методике исследования организационной структуры управления предприятием, логическая схема разработки программы структурных преобразований предприятия, модель привлечения персонала к структурным преобразованиям предприятия. Предложенные рекомендации позволяют повысить эффективность деятельности предприятия за счет повышения уровня организации управления в условиях постоянно меняющейся внешней среды. 

Список  литературы 

  1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 115 с.
  2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 405 с.
  3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 382 с.
  4. Беляев В.К. Новое в управлении экономикой предприятия: Справ.-метод. пособие. – Иркутск.: Изд-во Иркут. ун-та, 1994. – 219с.
  5. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 215 с.
  6. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 178 с.
  7. Бобыкин В.И. Новый менеджмент. Управление предприятиями на уровне высших стандартов. – М.: Экономика, 1997. – 366с.
  8. Бухвалов А.В., Идельсон А.В. Самоучитель по финансовым расчетам. – М.: МИР, Пресс-сервис, 1998. – 176 с.
  9. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 501с.
  10. Ефимова Е.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 1999.– 367с.
  11. Журавлев В.В., Савруков Н.Т. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий. Конспект лекций: ЧИЭМ СПбГТУ. Чебоксары, 1999. – 135 с.
  12. Качалин В.В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами. – М.: Изд-во «Дело», 2002. – 216 с.
  13. Киперман Г.Я. Диагностика деятельности акционерного общества // Аудит и финансовый анализ. – 2000. - №1. – с. 5-13.
  14. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 467с.
  15. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учебное пособие / пер. с франц. под ред. проф. Я.В.Соколова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.– 576 с.
  16. Кондратюков Н.П. Бухгалтерский учет и финансово-экономический анализ. – М.: Издательство «Дело», 1998. – 233с.
  17. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия: Методы оценки. – М.: ИКЦ «ДИС», 2000. – 224с.
  18. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент / Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1998. – 304 с.
  19. Любушин Н.П., Лещева В.В., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебник для вузов / Под ред. Н.Л. Любушина. – М.: ЮНИТИ-Дана, 1999. – 471 с.
  20. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. и др. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 415 с.
  21. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: «Дело», 1992. -702 с.
  22. Новодворский В.Д. Бухгалтерская отчетность: составление и анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 2000. – 378 с.
  23. Орлова А., Хухрин А. Стратегия управления: теория и реальность. // АПК: экономика, управление. –1999. -№12. -с. 24-29.
  24. Панков Д.А. Современные методы анализа финансового положения. – Минс.: ООО «Профит», 2000. – 413с.
  25. Родионова В.М., Федотова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. – М.: Перспектива, 2000. – 98с.
 
 
 
 
 
 

  Приложения

  Рис. 1

  Линейная  организационная структура

  

 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Рис. 2

  Линейно - штабная организационная структура

  

 

  Рис. 3

  Дивизионная структура управления

  

 

Рис. 4

               Структура управления ООО «Махаон»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 5

Организационная структура производства ООО «Махаон» 

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Рис. 6

Модернизованная структура управления ООО «Махаон»                 

                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Таблица 1 

    Сильные и слабые стороны организационной               структуры ООО «Махаон» 

 Сильные стороны  Слабые стороны
 Относительная простота подбора руководителей  каждого из уровня руководителей  Разобщенность горизонтальных связей в производственных системах
 Оперативность принятия и реализация управленческих решений  Отсутствие  функции контроля на предприятии
 Относительная простота реализации функций управления    Не полное информирование начальника производства о сбыте продукции и о наличии денежных средств
    Возможность излишней жесткости в управлении
    Ограниченная  пригодность в условиях диверсификации производства

Информация о работе Понятие и типы организационных структур