Понятие и типы организационных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………….….3
Глава 1. Теоретические вопросы об организационной структуре
1.1. Понятие организационной структуры организации.……………….……..5
1.2. Типы организационных структур управления.………………………..…..7
Глава 2. Совершенствование организационной структуры на примере ООО «Махаон»
2.1. Общая характеристика предприятия…..…………………………………..18
2.2. Анализ действующей структуры управления на предприятии ….……...20
2.3. Разработка новой организационной сруктуры управления………………24
Заключение………………………………………………………………….…... 31
Список литературы……………………………………………….…….…….....33
Приложения

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ ВАДИКА.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БЕЛГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

  ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

  КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ 
 
 

                «Работа допущена к  защите»

                «___»_______________200_г.

                ___________________ 
           

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Основы менеджмента»

 

на тему: «Понятие и типы организационных структур» 
 
 
 
 
 

        Выполнил:

  студент 2 курса  группы 110708

                                                                                очного отделения

                                                                                 Драгун В.С. 

                                                                         Научный руководитель:

  асс. Цапкова Н.В.

 
 
 
 
 
 

БЕЛГОРОД -2009 

Содержание

Введение………………………………………………………….…………….….3

Глава 1. Теоретические вопросы об организационной структуре

1.1. Понятие организационной структуры организации.……………….……..5

1.2. Типы организационных структур управления.………………………..…..7

Глава 2. Совершенствование организационной структуры на примере ООО «Махаон»

2.1. Общая характеристика предприятия…..…………………………………..18

2.2. Анализ действующей структуры управления на предприятии ….……...20

2.3. Разработка новой организационной сруктуры управления………………24

Заключение………………………………………………………………….…... 31

Список  литературы……………………………………………….…….…….....33

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность  темы. В современных условиях развития рыночных тенденций в России, обусловленных качественно новой системой хозяйственных связей и механизмов конкурентных отношений, одной из актуальных задач адаптации хозяйствующих субъектов к условиям неопределенности является совершенствование стратегии и структуры организации управления производством. В новых условиях наметились основные тенденции и концепции управления, предъявляющие новые требования к организации управления предприятиями, заключающиеся, главным образом, в совершенствовании системы управления в целом и организационной структуры в частности как одной из важнейших ее составляющих. Необходимость изменения организационной структуры большинства российских предприятий, оздоровления и развития системы управления, перехода на новые стандарты управления, недостаток квалифицированных менеджеров определяют важность и актуальность для российских предприятий проблемы выбора организационной структуры управления предприятием, способствующей наиболее эффективному достижению целей. В качестве приоритетного способа решения указанной проблемы предлагается разработка и внедрение механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием. Актуальность темы определяется необходимостью рассмотрения теоретических положений для разработки практических рекомендаций для реализации механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием в условиях неопределенности, обеспечивающего повышение эффективности функционирования предприятия в целом.

     Актуальность  проблемы, недостаточная научная  разработанность отдельных ее аспектов определили выбор темы, цель и задачи данного курсового проекта.

Исследованность темы. Выбранная тема являлась объектом исследования таких авторов как: Бернстайн Л.А., М, Бобыкин В.И., Бухвалов А.В. Организационные структуры активно изучаются и в современном менеджменте.

  Объект  исследования: организационные структуры.

Предмет исследования: организационные структуры в организации.           Цель работы: рассмотреть исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.

  Задачи данной курсовой: Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи

    1. уточнено содержание понятия организационной структуры управления предприятием;
    2. представлена классификация организационных структур управления предприятием;
    3. проведен анализ механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием;
    4. предложен методический подход к формированию организационной структуры управления предприятием;
    5. обоснована система развития организационной структуры управления предприятием;
    6. разработана логическая схема программы структурных преобразований предприятия;
    7. построена модель привлечения персонала к структурным преобразованиям предприятия.
 

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. Общий объем работы 34 страницы. 
 
 
 

Глава 1. Теоретические вопросы об организационной структуре

    1. Понятие организационной структуры организации

     

  Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала  целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации.

  Структура организации определяет также структуру  подцелей, которая служит критерием  выбора при подготовке решений в  различных частях организации. Она  устанавливает ответственность  подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания.1

  С понятием структуры организации  тесно связано понятие об иерархических  взаимосвязях. Все большее количество организаций имеют иерархическую  природу. Почти каждая организация - церковь, университет или предприятие - состоит из подразделений, которые делятся на более мелкие организационные единицы, дробящиеся в свою очередь на еще более мелкие части. В классической теории организации понятию иерархической структуры соответствует так называемый принцип лестницы. Этот принцип предполагает деление власти и ответственности по вертикали иерархии и распределение обязанностей между подразделениями.

  Иерархия  представляет собой, по-видимому, общую  закономерность природы. Принцип иерархической структуры - является также главным принципом общей теории систем.

  Основой классической теории организации является принцип узаконивания власти за некоторым  центральным источником власти. Власть - это способность заставить исполнять свои решения подчиненных; основой власти является формальное положение руководителя и руководство с помощью поощрений и взысканий, которые сопутствуют этому формальному положению. Власть связана не с личными качествами руководителя, а с его положением в организации.

  Власть  служит средством интеграции деятельности отдельных элементов организации  и их ориентации на достижение общей  цели. Она дает основу для проведения централизованного управления и  контроля за результатами деятельности организации.

  Традиционное  представление об административной власти по-прежнему занимает значительное место в специальной литературе по проблемам управления. Однако применение этих взглядов ограничивается другими  концепциями. Примером является принцип  признания авторитета, который гласит, что степень распространения власти определяется готовностью подчиненного признать директивы и приказания руководителя. (Авторитет- это характер связи в формальной организации, благодаря которому то или иное лицо или член организации может влиять на те действия в организации, в которых он заинтересован). Этот принцип признания авторитета стал важным элементом модели “человеческих отношений”.

  Не  мало важное значение в работе предприятия  имеет принцип объема контроля, или  сфера наблюдения, связан с числом подчиненных, действия которых может эффективно контролировать один начальник. Эта концепция тесно примыкает к концепции иерархической структуры организации и ее деления на отделы. Принцип объема контроля подразумевает необходимость координации начальником деятельности своих подчиненных.2 Понятие объема контроля подчеркивает необходимость установления таких отношений между начальником и подчиненным, которые позволяют проводить систематическую интеграцию деятельности подчиненных.

  В классической теории организации линейная структура организации является носителем и непосредственным источником административной власти, а функции центральных служб заключаются в том, чтобы помогать и советовать линейным подразделениям. Согласно традиционному взгляду центральные службы способствуют расширению возможностей руководителя. Благодаря использованию таких специальных центральных служб, подчиненных и докладывающих непосредственно начальнику, можно увеличить объем контроля этого начальника, не опасаясь сократить возможности координации им действий подчиненных. Однако с развитием специализации и усложнением предприятий это представление о центральных службах претерпело серьезные изменения. Они стали играть значительно более важную роль, обеспечивая руководству сервис, информацию и даже управление другими подразделениями организации. С увеличением роли центральных служб прежние четкие и простые взаимоотношения между линейными и центральными службами стали невозможными. Рассмотренные принципы структуры, иерархии, административной власти, специализации, объема контроля и взаимоотношений линейных и центральных служб в значительной мере вытекают из традиционной теории организации, где главное внимание уделялось наиболее эффективному распределению работы по группам. Принимая за исходный пункт общие цели организации, эта теория стремилась определить отдельные задачи, которые необходимо решить для достижения общих целей. 

    1. Типы  организационных  структур управления

 

      Рассмотрим  основные типы структур управления предприятием с точки зрения их соответствия идеям современного менеджмента качества. Термин "организационная структура" сразу же вызывает в нашем воображении двумерную древовидную схему, состоящую из прямоугольников и соединяющих их линий. Эти прямоугольники показывают выполняемую работу и круг обязанностей и, таким образом отображают разделение труда в организации. Относительное положение прямоугольников и соединяющие их линии показывают степень подчинения. Рассмотренные соотношения ограничены двумя измерениями : вверх - вниз и поперек, так как мы оперируем с ограниченным допущением, согласно которому организационная структура должна быть представлена на двумерной схеме, вычерчиваемой на плоской поверхности. В самой же организационной структуре не содержится ничего такого, что ограничивало бы нас в этом отношении. Кроме того, эти ограничения на структуру организации часто вызывают серьезные и дорогостоящие последствия. Вот только четыре из них. Во-первых, между отдельными частями организаций такого рода возникает не сотрудничество, а конкуренция. Внутри организаций существует более сильная конкуренция, чем между организациями, и эта внутренняя конкуренция приобретает значительно менее этичные формы.3 Во-вторых, обычный способ представления структуры организаций серьезно затрудняет определение задач отдельных подразделений и измерение соответствующих показателей качества работы вследствие большой взаимозависимости подразделений, объединенных подобным образом. В-третьих, это способствует созданию организаций, сопротивляющихся изменениям, особенно изменениям их структуры; поэтому они перерождаются в бюрократические структуры, не поддающиеся адаптации. Большинство таких организаций обучается крайне медленно, если обучается вообще. В-четвертых, представление организационной структуры в виде двумерного дерева ограничивает число и характер возможных вариантов решения возникающих проблем. При наличии такого ограничения невозможны решения, обеспечивающие развитие организации с учетом технических и социальных изменений, темпы которых все больше и больше растут. Существующая обстановка требует, чтобы организации были не только готовы к любым изменениям, но и способны им подвергаться. Другими словами, необходимо динамическое равновесие. Очевидно, что для достижения такого равновесия организация должна иметь достаточно гибкую структуру. (Хотя гибкость не гарантирует приспособляемости, тем не менее она необходима для достижения последней).

Информация о работе Понятие и типы организационных структур