Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 17:36, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
Введение………………………………………………………….…………….….3
Глава 1. Теоретические вопросы об организационной структуре
1.1. Понятие организационной структуры организации.……………….……..5
1.2. Типы организационных структур управления.………………………..…..7
Глава 2. Совершенствование организационной структуры на примере ООО «Махаон»
2.1. Общая характеристика предприятия…..…………………………………..18
2.2. Анализ действующей структуры управления на предприятии ….……...20
2.3. Разработка новой организационной сруктуры управления………………24
Заключение………………………………………………………………….…... 31
Список литературы……………………………………………….…….…….....33
Приложения
Построение
гибкой или обладающей какими-либо
иными достоинствами
Выше
перечисленные недостатки можно
и нужно преодолеть путем построения
многомерной организационной
Иерархический тип структур управления
Структуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии):
принцип
иерархичности уровней
вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;
принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям; принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;
вытекающий из него принцип обезличенности выполнения работниками своих функций;
принцип квалификационного отбора, в соотвествии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.
Организационная
структура, построенная в соответствии
с этими принципами, получила название
иерархической или
Линейная организационная структура
Основы
линейных структур составляет так называемый
"шахтный" принцип построения
и специализация
Преимущества линейной структуры:
четкая система взаимных связей функций и подразделений;
четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
ясно выраженная ответственность;
быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.
Недостатки линейной структуры:
Вывод:
в современных условиях недостатки
структуры перевешивают ее достоинства.
Такая структура плохо совместима с современной
философией качества.
Линейно - штабная организационная структура
Такой вид организационной структуры является развитием линейной и призван ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования. Линейно - штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. В остальном эта структура соответствует линейной (Рис.2 ).
Достоинства линейно - штабной структуры:6
Недостатки линейно - штабной структуры:
Вывод:
линейно - штабная структура может
являться хорошей промежуточной
ступенью при переходе от линейной
структуры к более эффективным.
Структура позволяет, правда в ограниченных
пределах, воплощать идеи современной
философии качества.
Дивизионная структура управления
Уже к концу 20-х годов стала ясна необходимость новых подходов к организации управления, связанная с резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности (многопрофильностью ), усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения. В связи с этим стали возникать дивизионные структуры управления, прежде всего в крупных корпорациях, которые стали предоставлять определенную самостоятельность своим производственным подразделениям, оставляя за руководством корпорации стратегию развития, научно - исследовательские разработки, финансовую и инвестиционную политику и т. п. В этом типе структур сделана попытка сочетать централизованную координацию и контроль деятельности с децентрализованным управлением. Пик внедрения дивизионных структур управления пришелся на 60 - 70-е годы (Рис.3 ).7
Ключевыми
фигурами в управлении организациями
с дивизионной структурой являются
уже не руководители функциональных подразделений,
а менеджеры, возглавляющие производственные
отделения (дивизионы). Структуризация
по дивизионам, как правило, производится
по одному из критериев: по выпускаемой
продукции (изделиям или услугам) - продуктовая
специализация; по ориентации на определенные
группы потребителей - потребительская
специализация; по обслуживаемым территориям
- региональная специализация. В нашей
стране аналогичные структуры управления
широко внедрялись, начиная с 60-х годов
в форме создания производственных объединений.
Преимущества дивизионной структуры:
Недостатки дивизионной структуры:
Вывод:
достоинства дивизионных
Органический тип структур управления
Органические
или адаптивные структуры управления
стали развиваться примерно с
конца 70-х годов, когда, с одной
стороны, создание международного рынка
товаров и услуг резко обострило конкуренцию
среди предприятий и жизнь потребовала
от предприятий высокой эффективности
и качества работы и быстрой реакции на
изменения рынка, и с другой стороны, стала
очевидной неспособность структур иерархического
типа этим условиям соответствовать. Главным
свойством управленческих структур органического
типа является их способность изменять
свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся
условиям. Разновидностями структур этого
типа являются проектные, матричные (программно-целевые),
бригадные формы структур. При внедрении
этих структур необходимо одновременно
изменять и взаимоотношения между подразделениями
предприятия. Если же сохранять систему
планирования, контроля, распределения
ресурсов, стиль руководства, методы мотивации
персонала, не поддерживать стремление
работников к саморазвитию, результаты
внедрения таких структур могут быть отрицательными.
Проектная структура управления
Основным
принципом построения проектной
структуры является концепция проекта,
под которым понимается любое целенаправленное
изменение в системе, например, освоение
и производство нового изделия, внедрение
новых технологий, строительство объектов
и т. д. Деятельность предприятия рассматривается
как совокупность выполняемых проектов,
каждый из которых имеет фиксированное
начало и окончание. Под каждый проект
выделяются трудовые, финансовые, промышленные
и т. д. ресурсы, которыми распоряжается
руководитель проекта. Каждый проект имеет
свою структуру, и управление проектом
включает определение его целей, формирование
структуры, планирование и организацию
работ, координацию действий исполнителей.9
После выполнения проекта структура проекта
распадается, ее компоненты, включая сотрудников,
переходят в новый проект или увольняются
(если они работали на контрактной основе).
По форме структура управления по проектам
может соответствовать как бригадной
(кросс-функциональной) структуре, так
и дивизионной структуре, в которой определенный
дивизион (отделение) существует не постоянно,
а на срок выполнения проекта.
Преимущества структуры управления по проектам:
Недостатки структуры управления по проектам:
Вывод: преимущества перевешивают недостатки на предприятиях с небольшим числом одновременно выполняемых проектов. Возможности воплощения принципов современной философии качества определяются формой управления проектами.
2.1.
Общая характеристика
предприятия