Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 17:21, контрольная работа
Стратегическое управление – практика сознательного и постоянного совершенствования организаций и искусство принятия решения является главным при выполнении этой задачи. Принятие решения – выбор действия, направленных на решение проблемы или извлечения выгоды из представившейся возможности, - является важной составной частью менеджмента.
Нужно
хорошо понимать, сколько лидеров
не хватает для достижения стратегической
цели, например увеличения масштабов
существующего бизнеса или
Из-за неумения руководства систематически, до начала реализации той или иной стратегической инициативы, оценивать состояние лидерского потенциала компании приходится восполнять возникающие пробелы в последнюю минуту, что обычно приводит к неприятным последствиям. Если компании берутся за воплощение новых стратегий, но у них в нужном месте нет нужных лидеров, то тем, которые есть, придется взять на себя дополнительные функции. Исполнение новых обязанностей будет отнимать у них много времени, и на решение других задач его уже не останется. Поэтому эти сотрудники иногда просто перестают заниматься делами, не дающими очевидного осязаемого эффекта, например развитием кадрового резерва. Если нагрузка у людей слишком велика, то их эффективность в целом резко падает, что, естественно, сказывается на работе всей организации. Компании, которые реализуют стратегию в таких обстоятельствах, либо рассчитывают справиться своими весьма недостаточными силами, либо надеются, что, даже частично достигнув целей, в целом более или менее реализуют свою стратегию. Такие допущения могут сыграть роковую роль: один существенный просчет ставит под угрозу успех всего дела.
В
долгосрочном периоде компании попадают
в порочный круг: сильные лидеры
несут чрезмерную нагрузку, поэтому
у них остается меньше времени
для воспитания молодых и талантливых
сотрудников. Рано или поздно наступит
день, когда ветеранам придется передать
бразды правления менее опытному,
плохо подготовленному
Зная о сугубо негативных последствиях дефицита лидеров - даже идеально спланированная стратегия останется лишь мечтой, если ее некому воплощать, - трудно понять, почему так часто компании обнаруживают его именно в тот момент, когда наступает черед претворять стратегию в жизнь. Отсюда рождается и другой, основополагающий вопрос - вопрос «курицы и яйца»: что первично - стратегия или лидерство? Компании по-разному ищут ответ на него.
Так,
руководство американского
Можно действовать и иначе: сопоставить варианты стратегии компании и ее лидерский потенциал, то есть ее возможности запускать новые направления бизнеса, применять новые подходы или как-то иначе совершать прорывы в эффективности.
Рассмотрим
стратегию экспансии одной
Еще один подход заключается в том, чтобы выбирать тот или иной способ достижения уже заданных целей в зависимости от количества лидеров, их нагрузки и профессиональных навыков. При таком подходе компании отказываются от некоторых возможностей, если считают, что не успеют вовремя и в нужной степени развить лидерство.
Ведущий
азиатский производитель
Окончательный выбор стратегии зависел от многих факторов, в том числе допустимого для компании уровня риска, но на каком бы варианте компания ни остановилась, требования к лидерству были предельно четкими. Скажем, для первого варианта с самого начала потребовалось бы 5-10 сильных лидеров - людей предприимчивых и энергичных, способных в незнакомой обстановке создать дистрибьюторскую сеть и управлять всеми пятью брэндами. Реализовать второй вариант мог бы человек, хорошо знающий ситуацию в городе, выбранном в качестве стартовой площадки: ему пришлось бы руководить командой из 4-6 будущих лидеров, которые проводили бы последующую экспансию и могли бы ради более быстрого достижения поставленной цели создавать альянсы. Для третьего варианта, напротив, нужно было бы с самого начала привлекать экспертов, которые бы структурировали, оценивали и обговаривали условия сделок, а в среднесрочной перспективе возникла бы необходимость в нескольких менеджерах, отвечающих за операции на каждом из региональных рынков Китая. Критически оценив своих существующих и потенциальных лидеров, руководство компании остановилось на третьем варианте.
Эти
три примера показывают, как фактор
лидерства определяет стратегию, способ
ее реализации и результаты. Но может
ли компания учитывать лидерство
при принятии стратегических решений
еще раньше, то есть до того, как она
определится с общим
Исследования, проведенные в крупных современных компаниях показали, что успешно действующие лидеры прибегают к следующим политическим приемам тактического характера: 1. Дают идеям и предложениям, пользующимся слабой поддержкой, умереть в результате бездействия. 2. Создают дополнительные препятствия и проверки для идей, пользующихся сильной поддержкой, но, по мнению менеджера, неприемлемы. 3. Оставляют группе согласованное негативное решение, резервируя за собой право вето на важные решения в критические моменты. 4. Направить стратегию, но не навязывать ее, а отдавая немногие приказы пытаясь прояснить дело до достижения согласия. 5. Проявляют бдительность по отношению к символическому воздействию своих поступков, для того чтобы в результате ложных сигналов дела не пошли в неверном направлении. 6. Обеспечивают участие новых лиц и новые подходы при рассмотрении важных перемен, с тем чтобы обеспечить многообразие точек зрения и исключить противодействие новшествам. 7. Минимизирует политическое влияние на решение весьма спорных вопросов и в случаях, когда оппозиция способна изменить ситуацию в свою пользу. Политика в сфере реализации стратегии приобретает особое значение, когда новая стратегия вынуждена преодолевать сопротивление сторонников прежней стратегии. Прежняя стратегия и лежавшие в ее основе соображения, возможно, вполне соответствовали в свое время ситуации в организации, а люди которые ее обосновали, возможно все еще имеют вес в организации. Таким образом, чтобы обеспечить должную поддержку стратегии, менеджер обязан оценить и учесть все наиболее влиятельные центры потенциальной поддержки и оппозиции новому стратегическому направлению. Действия организации должны всегда отвечать этическим нормам, которые должны обязательно поддерживаться главными должностными лицами. При этом высшие руководители должны не только соблюдать этические нормы, но и реагировать открыто на нарушения. При этом главное - это соблюдение норм, а не наказание.
Стратегические
лидеры обязаны не только реагировать
на изменения в стратегии и ее реализации,
но и предвидеть необходимость таких изменений.
Меры предпринимательского характера
способны улучшать стратегию или ход ее
реализации. Особенностью таких мер является
то, что они предпринимаются по инициативе
руководства, а не носят характер вынужденной
реакции. Для этого стратегические лидеры
прибегают к разнообразным приемам: 1.
Заказывают исследования для изучения
вопросов, где, по их мнению, требуются
коррективы. 2. Обсуждают идеи с доверенными
коллегами. 3. Создают бригады из лиц разной
квалификации, с разными интересами и
опытом для обсуждения идей и подходов.
4. Вступают в контакт с различными людьми
в организации и вне ее для выяснения точек
зрения и проверки информации. 5. Стимулируют
внесение предложений об улучшении дел
работниками более низких звеньев и уровней.
6. Соглашаются на небольшие шаги вперед
для выхода на удобные позиции дальнейшего
продвижения и т.д. Все вышеизложенное
высвечивает принципиальную природу стратегического
лидерства: формулирование и осуществление
стратегии не означает следование четко
заданному курсу по реализации первоначальной
стратегии по заранее разработанному
плану. Речь идет о творческом подходе
– к адаптации и перестройке стратегии
с учетом складывающихся событий, к использованию
всех необходимых управленческих методов
с целью приспособления внутренних процессов
и поведения к стратегии. Это интерактивный
процесс с многочисленными петлями обратной
связи и повторениями циклов для уточнения
перспектив, задач, стратегий, подходов
к их реализации и культуры с целью приведения
в соответствие в рамках постоянного процесса,
в ходе которого концептуально различные
действия пересекаются и объединяются.5
2.Основные
пути решения проблем
стратегического лидерства.
Проблема стратегического лидерства заключается в диагностировании ситуации и выборе одного из нескольких путей ее решения. Шесть ролей, которые должен исполнять лидер, стоят на повестке дня при реализации стратегии.
Чтобы быть в курсе того, как осуществляется стратегия, менеджеру нужна широкая сеть контактов и источников информации, как формальных, так и неформальных. Обычные каналы получения информации включают в себя: беседы с подчиненными, чтение отчетов, анализ последних результатов деятельности, контакты с клиентами, наблюдение за действиями конкурентов и выслушивание рядовых сотрудников с целью получения сведений из первых рук. Однако встает проблема надежности информации. Иногда подчиненные медлят докладывать о неудачах или проблемах, надеясь, что со временем сумеют исправить дело. Поэтому менеджер по стратегии должен защитить себя от неприятных сюрпризов и быть уверенным в том, что он имеет точную информацию и владеет ситуацией. Один из способов добиться этого - беседовать с людьми, занимающими различные должности, как это делают в некоторых компаниях. Такая техника получила название управления на основе максимальных контактов с персоналом (УОМКП).
2. Поддерживать корпоративную культуру, которая позволяет организации функционировать на высоком уровне и соответствует стратегии.
Создание корпоративной культуры, поддерживающей стратегию, очень важно для ее успешного исполнения, так как культура формирует производственный климат и корпоративный дух, которые способствуют выполнению поставленных задач и вносят свой вклад в достижение успеха. Корпоративная культура определяется тем, почему и как осуществляется деятельность организации, каковы ценности и убеждения, которым следуют руководители, этические нормы, обязательные для всех, какая философия лежит в основе ключевых политик и какая моральная обстановка, а также каковы традиции, которых придерживается организация. Культура, таким образом, отражает атмосферу в компании и стиль ее работы. Этические принципы помогают одновременно добиваться успехов в бизнесе и проявлять искреннюю заботу обо всех участниках фирмы. Причем основные ценности и этика компании должны быть не просто устными декларациями, а превратиться в стиль жизни. Таким образом, менеджерам принадлежит значительная роль в процессе проведения в жизнь новой стратегии. Этот процесс состоит из восьми основных этапов:
1.
Создание организационной
2.
Привлечение дополнительных
3.
Разработка политики и
4. Выработка наилучшей практики оптимального механизма действий, способствующего дальнейшему процессу в деятельности компании.
5.
Внедрение поддерживающих
6. Разработка методов поощрения персонала за достижение намеченных показателей и следование выбранной стратегии.
7. Создание внутренней среды и корпоративной культуры, соответствующих стратегии.
8. Руководство и наблюдение за процессом следования выбранной стратегии.
Выполняя эти восемь пунктов, можно добиться улучшений практически по каждому аспекту административного контроля и менеджмента.
Информация о работе Понятие и сущность стратегического управления