Понятие и сущность менеджмента, его цели и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:44, контрольная работа

Описание работы

Чтобы быть успешной в течение долгого времени, организация должна быть как эффективной, так и результативной. Результативность является следствием того, что «делаются нужные и правильные вещи», а эффективность является следствием того, что «правильно создаются эти самые вещи». Для этого каждая организация должна постигать науку и искусство менеджмента.
Цель данной работы – раскрыть и показать сущность менеджмента, его принципы, функции и их взаимосвязи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность менеджмента, его цели и задачи. 4
1.1 Понятие и сущность менеджмента. 4
1.2. Цели и задачи менеджмента. 6
Глава 2. Основные принципы и функции менеджмента. Взаимосвязь функций менеджмента. 9
2.1. Принципы и функции менеджмента. 9
2.2. Взаимосвязь функций менеджмента. 16
Заключение 18
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Контольная работа.docx

— 72.27 Кб (Скачать)

 

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Понятие  и сущность менеджмента, его цели и задачи. 4

1.1 Понятие  и сущность менеджмента. 4

1.2. Цели и  задачи  менеджмента. 6

Глава 2. Основные принципы и функции менеджмента. Взаимосвязь функций менеджмента. 9

2.1. Принципы  и функции менеджмента. 9

2.2. Взаимосвязь  функций менеджмента. 16

Заключение 18

Список литературы 20

 

 

 

 

 

 

Введение

Для большинства организаций  выживание, возможность существовать как можно дольше является основной задачей. Для этого им приходится периодически менять свои цели, выбирая  их соответственно изменяющимся потребностям внешнего мира. Почти все организации, существующие ради бизнеса, периодически разрабатывают новые виды продукции  или услуг для своих потребителей.

Чтобы быть успешной в течение  долгого времени, организация должна быть как эффективной, так и результативной. Результативность является следствием того, что «делаются нужные и правильные вещи», а эффективность является следствием того, что «правильно создаются  эти самые вещи». Для этого  каждая организация должна постигать  науку и искусство менеджмента.

Цель данной работы –  раскрыть и показать сущность менеджмента, его принципы, функции и их взаимосвязи.

В задачи входит изучение и  анализ содержания основных функций  и принципов менеджмента.

При выполнении работы мы использовали такие методы как метод научного анализа, сравнительный метод и еще ряд некоторых других методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и сущность менеджмента, его цели и задачи.

1.1 Понятие и сущность менеджмента.

В последнее время термин "менеджмент" заменил прежнее "управление".  Понятие менеджмента имеет несколько значений, каждое из которых правомерно.

Менеджмент – теория и  практика эффективного управления .

Менеджмент - процесс оптимизации  человеческих, финансовых и материальных ресурсов для достижения целей организации.

Менеджмент - особый вид деятельности по координации действий участников процесса совместной работы.

Менеджмент - умение добиваться результата используя труд других людей.

Менеджмент - вид профессиональной деятельности, управленческий труд, который  включает: предмет труда (информация), средства труда (организационные и  технические) и менеджера, обладающего  определенными знаниями и умениями.

Менеджмент – самостоятельная  область знаний, требующая освоения, для успешного выполнения профессиональной деятельности менеджера.

Предметом изучения науки о менеджменте  является совокупность инструментов, которые позволяют проводить  эффективную управленческую деятельность. К ним относятся законы, закономерности, принципы, категории, механизмы, модели и тому подобное.

Объектом изучения менеджмента  является процесс управления в организации.

Субъектом изучения менеджмента являются работники предприятия, которые  занимаются управлением.

Сущность  менеджмента заключается в умении управленческого персонала координировать и объединять рабочую деятельность других людей с тем, чтобы направить их действия в нужное для организации русло, для достижения тех целей и задач, в реализации которых заинтересованы  собственники и владельцы  бизнеса.

Необходимость управления вытекает из разделения труда. Поскольку в результате разделения труда, работники специализируются на выполнении узкого круга задач, операций и процедур, то возникает потребность  в ком-то (менеджере, управленце), кто  будет согласовывать, координировать и объединять деятельность отдельных  работников. Это означает,  что сущность менеджмента заключается в умении организовать работу отдельных работников, групп и трудовых коллективов с тем, чтобы она была эффективной и результативной.

В организациях как крупного, так  и малого бизнеса управление может носить стратегический и оперативный характер. Объектом управленческих воздействий менеджера может выступать управление производством, материально-техническим снабжением и сбытом продукции,  маркетингом, инновациями, персоналом. [4]

 

 

 

 

1.2. Цели и задачи  менеджмента.

Цели и задачи менеджмента  различаются. Цель – это результат  деятельности организации, заданная точка, которую необходимо достичь. Те цели, которые устанавливает менеджмент для развития организации, являются основными направляющими деятельности предприятия в целом.

В задачи входит конкретный временной промежуток на исполнение или достижение определённых целей. Задача – это определённая последовательность заданий, исполнение которых приводит к достижению цели. Итак, рассмотрим цели и задачи менеджмента подробнее.

Для каждой  организации  понятие успех ассоциируется  с разными целями и задачами. Поэтому  цели и задачи менеджмента разных организаций могут и должны отличаться.

Общие цели менеджмента –  это прогнозирование, планирование и достижение запланированных результатов. Основополагающая цель менеджмента  любой организации – обеспечение  прибыльности этой организации. Также  выделяют такие цели, как управление производством, раскрытие кадрового  потенциала и его использование, повышение уровня квалификации персонала  и его стимулирование. Цель менеджмента  – управление, которое ориентируется  на конечный положительный результат  и успешную деятельность всей организации.

Цели обладают рядом характеристик:

конкретные и измеримые  цели. Выражая цели в конкретных измеримых формах, руководство создает  четкую базу отсчета для последующих  решений и оценки хода работы. Также  будет легче определить, насколько  хорошо работает организация в направлении  осуществления целей;

ориентация целей во времени. В первую очередь формулируют  долгосрочные цели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для  обеспечения долгосрочных;

достижимые цели. Цели устанавливают  так, чтобы они не превышали возможности  организации;

взаимно поддерживающие цели. Действия и решения, необходимые  для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.

Менеджмент призван создавать  условия для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль - не причина существования фирмы, а результат ее деятельности, который  в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют  ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров  на рынке. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения  в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры  в отрасли или в стране в  целом, в условиях торговли на мировых  товарных рынках. Отсюда постоянноеналичие  риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление  риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для  чего требуются определенные резервные  денежные средства и предоставление менеджерам определенной степенисвободы и самостоятельности в хозяйственной  деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.

Задача менеджмента –  это разработка и апробирование  научных подходов, которые призваны обеспечивать стабильную и эффективную  работу организации, на практике. Помимо этого, выделяют такие задачи как:

- формирование производства  товаров и услуг, ориентированных  на спрос потребителей.

- привлечение к работам  высококвалифицированных специалистов.

- мотивация сотрудников  к эффективному исполнению своих  обязанностей с помощью улучшения  условий труда, повышения оплаты.

- определение стратегии  развития предприятия;

- разработка целей и  планов их достижения.

- определение требуемых  ресурсов и методов их обеспечения.

- осуществление функции  контроля. [5]

Несмотря на сходства и различия целей и задач менеджмента, фирмами должен достигаться важнейший результат всей её деятельности - это обеспечение прибыльности, или доходности, путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника. [5]

 

 

Глава 2. Основные принципы и функции менеджмента. Взаимосвязь функций менеджмента.

2.1. Принципы и функции менеджмента.

Слово "принцип" происходит от латинского principium - начало, основа. В  принципах обобщаются все известные  современной науке законы и закономерности, а также эмпирический опыт.

Принципы менеджмента  реализуются через сознание, интеллект, волю (напористость) и целеустремленность человека. Важно обеспечить такие  условия труда, чтобы в максимальной степени использовать эти человеческие качества.

Общие принципы менеджмента  впервые были сформулированы классиком  теории менеджмента Анри Файолем.

1. разделение работы, поскольку специализация труда необходима для организационного успеха;

2. власть - право приказывать должно сопровождаться ответственностью;

3. дисциплина, поскольку послушание и уважение позволяют работать спокойно;

4. единство распорядительства (командования) - работник должен получать приказ только от одного начальника;

5. единство направления - усилия каждого должны быть скоординированы и направлены в одну сторону;

6. подчинение индивидуальных интересов общим - "перетягивание каната" между личными и общими интересами во благо организации - одна из самых серьезных проблем управления;

7. вознаграждение - оплата работников должна соответствовать их трудовому вкладу;

8. централизация - важно найти оптимальное равновесие между централизацией и децентрализацией;

9. иерархия - подчиненные обязаны соблюдать цепь коммуникации до тех пор, пока не поступит указание на обмен информацией с кем-либо другим;

10. порядок - материальные ценности и люди должны находиться на строго определенных местах;

11. справедливость - являясь результатом доброты и законности, она приводит к преданной и лояльной службе;

12. стабильность персонала и срок пребывания в должности (постоянство состава персонала) - людям необходимо предоставить время, чтобы как следует узнать свою работу;

13. инициатива - одно из самых больших удовольствий - самостоятельное составление и выполнение планов;

14. единение персонала ("кастовый дух") - совместные усилия сотрудников - основа организационного успеха. [2]

Несомненным условием эффективного процесса управления является необходимость  учитывать специфику деятельности организации, особенности отрасли, в которой она её осуществляет. Отсюда следует, что принципы менеджмента  приобретают специальный характер для того, чтобы выработать формулу  управленческого воздействия на организацию, что  позволяет получить наивысший результат от её деятельности. [5]

Когда мы говорим о том, что организация (предприятие) функционирует, то имеем в виду, что в ее рамках люди осуществляют определенные действия.

Большинство людей планирует  свою деятельность на день (месяц, го д и т.д.), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

Функции менеджмента - это  конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также  соответствующая организация работы и контроль деятельности. [1]

К основным функциям менеджмента можно отнести: планирование, организация, мотивация, контроль.

1. Планирование как функция управления - это процесс обоснования направлений и параметров развития организации, способов достижения этих параметров с учетом внутренних возможностей организации и ее взаимодействия с внешней средой.

Содержание планирования включает:

- обоснование миссии и выработку  целей организации; конкретизацию  целей для структурных подразделений  организации на плановый период;

- постановку конкретных задач,  которые необходимо решить для  достижения целей;

- обоснование критериев достижения  системы целей, решения поставленных  задач, системы ограничений: экономических,  социальных, правовых, экологических;

Информация о работе Понятие и сущность менеджмента, его цели и задачи