Понятие и сущность менеджмента, его цели и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:44, контрольная работа

Описание работы

Чтобы быть успешной в течение долгого времени, организация должна быть как эффективной, так и результативной. Результативность является следствием того, что «делаются нужные и правильные вещи», а эффективность является следствием того, что «правильно создаются эти самые вещи». Для этого каждая организация должна постигать науку и искусство менеджмента.
Цель данной работы – раскрыть и показать сущность менеджмента, его принципы, функции и их взаимосвязи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность менеджмента, его цели и задачи. 4
1.1 Понятие и сущность менеджмента. 4
1.2. Цели и задачи менеджмента. 6
Глава 2. Основные принципы и функции менеджмента. Взаимосвязь функций менеджмента. 9
2.1. Принципы и функции менеджмента. 9
2.2. Взаимосвязь функций менеджмента. 16
Заключение 18
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Контольная работа.docx

— 72.27 Кб (Скачать)
>- определение последовательности, сроков и способов решения  задач;

- обоснование потребности в  ресурсах - трудовых, материальных, финансовых, информационных.

Планирование является сложной  системой, включающей ряд элементов, которые могут быть сгруппированы  по ряду критериев.

1. В зависимости от длительности  планового периода различают  долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное  планирование.

2. По значимости и масштабности  последствий различают стратегическое  и тактическое (текущее) планирование.

3. В зависимости от объекта  различают планирование основных  функциональных сфер организации  - производства, финансов, НИОКР, маркетинга  либо вспомогательных сфер.

4. В зависимости от уровня  в организационной структуре  различают планирование на уровне  организации в целом и на  уровне ее отделений, филиалов, подразделений.

Результатом планирования является разработка системы планов организации. Такая  система включает стратегические, тактические  и оперативные планы, планы организации  в целом, ее основных подразделений  и функциональных сфер и т.д. Ключевую роль в данной системе играют стратегические планы организации в целом.

Стратегическое планирование - это процесс обоснования руководством основных целей организации и системы важнейших мероприятий, решений и действий для осуществления миссии организации, достижения ее целей.

Основными этапами стратегического планирования являются:

- определение миссии организации;

- формулировка целей;

- оценка и анализ внешней  среды;

- оценка и анализ сильных  и слабых сторон организации;

- формулировка возможных стратегий;

- выбор стратегии;

- реализация стратегии;

- анализ и оценка стратегии  и уточнение (или корректировка)  на этой основе миссии и  целей организации. [3]

2. Организация. Сущность функции состоит в том, чтобы обеспечить выполнение решения с организационной стороны, то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми элементами управляемой системы.

Организовать — значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.

Содержанием функции является:

- приспособление организационной структуры фирмы к задачам намечаемой деятельности;

- подбор людей для конкретной работы и делегирование им полномочий, прав использования ресурсов организации. [6]

3. Мотивация - это процесс побуждения человека к деятельности под воздействием внутренних и внешних движущих сил для достижения целей организации.

Набор и соотношение элементов  системы движущих сил у различных  людей существенно отличаются. Можно  говорить об определенной мотивационной структуре. Воздействие на мотивационную структуру человека может осуществляться на двух уровнях.

1. На первом уровне имеющаяся  структура рассматривается как  данная, т.е. известно, что побуждает  человека совершать определенные  действия, какие мотивы деятельности  для него наиболее значимы.  Управленческое воздействие направлено  именно на данные мотивы для  обеспечения желаемой реакции  исполнителя. На этой базе строятся  в основном системы материального  стимулирования.

2. На втором уровне управленческое  воздействие направлено на изменение  самой мотивационной структуры.  При этом развиваются одни  мотивы и ослабляется влияние  других. Инструментами воздействия  на мотивационную структуру являются  воспитание и образование. Результат  мотивационного воздействия - обеспечение  желательного отношения исполнителя  к деятельности. Это отношение  раскрывается через ряд характеристик:

- готовность затратить определенные  усилия, задействовать свой потенциал  для достижения целей организации;

- старание, стремление выполнить  работу добросовестно, наилучшим  образом;

- настойчивость в достижении  конечного результата;

- направленность на достижение  своей цели или целей организации

Мотивационный процесс включает следующие этапы.

- возникновение у человека потребности,  т.е. ощущения необходимости чего-либо;

- поиск путей устранения потребности  - ее удовлетворения, подавления  или игнорирования. Для удовлетворения  потребности необходимо выполнить  определенные действия;

- определение целей (направления)  деятельности. Здесь оценивается  объем предстоящей деятельности, величина ее результата, размер  вознаграждения за достижения  результата и степень удовлетворения  потребности ожидаемым вознаграждением;

- деятельность по достижению  целей;

- получение вознаграждения;

- устранение потребности (ее  полное, частичное удовлетворение  либо отсутствие удовлетворения). [3]

4. Контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Главные инструменты выполнения данной функции - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В процессе управления контроль выступает  как элемент обратной связи, так  как по его данным производится корректировка  ранее принятых решений и планов.[2]

Выделяют следующие виды контроля:

- предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления — реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных людей), финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок);

- текущий контроль. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы. Для осуществления контроля аппарату управления необходима обратная связь;

- заключительный контроль. Одна из функций состоит в том, что контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Также способствует мотивации, так как измеряет достигнутую результативность. [6]

 

 

 

 

 

2.2. Взаимосвязь функций  менеджмента.

Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим  определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту  позволил увидеть взаимосвязь и  взаимозависимость функций управления.

Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения функций, точнее последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций.

Функции управления имеют  специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как несвязанными между собой, так и неразрывно связанными, более  того, они как бы взаимопроникают  друг в друга. Например, информация, собранная посредством выполнения функции контроля, "говорит" менеджерам, как выполняются их планы (функция  планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом мотивирован  и организован (функция мотивирования  и организации). Иными словами, в  системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный  процесс.

Если менеджер желает обеспечить "безоблачное" будущее своей организации, он постоянно должен осуществлять все управленческие функции. И начинать нужно с планирования. Если работа спланирована, то она должна быть и организована, а работники подготовлены для ее выполнения. Качество труда в большой степени зависит от побуждающих мотивов, предложенных менеджером. Наконец, чтобы определить точность выполнения планов, нужно проконтролировать процесс труда Как видно, все четыре функции взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Таким образом, функции управления можно представить как виды управленческого  труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Ведь управление это искусство создавать вещи посредством людей. [1]

Взаимосвязь функция менеджмента  можно представить схематично (см. рис. 1).

Рисунок 1. Взаимосвязь функция менеджмента

Выполнением основных функций  менеджмента занят весь аппарат  управления. Однако определяющее значение имеет деятельность руководителя, который  выполняет различные роли. Эти  роли взаимосвязаны (см. рис. 2).

Рисунок 2. Роли руководителя.

Ведущая роль руководителя связана с принятием решений. Для обоснования принятия решений  необходим обмен информацией  внутри организации и с внешней  средой. Определяющей характеристикой  менеджмента является то, что это  управление людьми. Отсюда - значимость межличностных ролей руководителя. [3]

 

Заключение

Целью данной работы было раскрыть и показать сущность менеджмента, его  принципы, функции и их взаимосвязи.

После изучения всех материалов можно сказать , что цель работы достигнута, вследствие чего можно сделать  ряд  выводов.

Менеджмент - это самостоятельная область знаний, требующая освоения, для успешного выполнения профессиональной деятельности менеджера. Для освоения этих знаний необходимо знать основные цели и задачи менеджмента, которые позволят правильно создать условия для успешного функционирования фирмы.

      Наиболее  полное содержание менеджмента  как процесса отражают  основные функции. Они являются общим условием управления социальными и   социально-экономическими процессами.

Основными функциями менеджмента  являются:

Планирование  - установление целей и выработка плана.

Организация - посредством  которой происходит распределение  задач между подразделениями.

Мотивация - помогает разрабатывать и совершенствовать пути максимизации результата работы на основе чёткого представления особенностей поведения кадров.

Контроль - заключается в  соответствии реально достигнутых  целей с запланированными.

Основная задача менеджеров – добиться  реальных  конечных  результатов деятельности. Менеджеры должны  правильно  определить,  уяснить  свои  цели, поставить цели  персоналу  с  тем,  чтобы  определить  и  уточнить  исходные данные,  выяснить  сильные  и  слабые  стороны  системы  и   эффективно   их использовать.

Менеджер  должен  постоянно  контролировать  цели  и   результаты   их достижения.  В  процессе  управления   осуществляется   постоянный   процесс согласования и определение взаимного соответствия целей и результатов.

Правильное применения всех функций и принципов менеджмента, позволяет добиться главной цели любой организации и фирмы: максимизация прибыли, снижения издержек, повышения производительности труда и эффективного использования всех доступных резервов. Как система управления производством, менеджмент, основываясь на обширной базе различных наук, позволяет достигать все поставленные цели.      

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Кабушкин Н Л. Основы менеджмента: Учеб. пособие - 5-е изд., стереотип. - Мн.: Новое знание, 2002. — 336 с.

2. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - М.: Юристъ, 2003.

3. Чуйкин А.М. Основы менеджмента. Учебное пособие / Калининградский университет - Калининград, 1996. - 106 с.

4. www.biznestoday.ru

5. www.fb.ru

6. www.managment.aaanet.ru

 


Информация о работе Понятие и сущность менеджмента, его цели и задачи