Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 20:54, реферат
Как известно, карьера является результатом осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанным с должностным или профессиональным ростом. До недавнего времени планирование карьеры было прерогативой только сотрудников. Сейчас же в связи с глобальной международной интеграцией, проникновением модных составляющих в управлении персоналом на Западе в Российский бизнес, российские компании всерьез задумались о совмещение личной и корпоративной карьеры. Во многих компаниях появляется новое направление в управлении человеческими ресурсами как управление карьерой сотрудника. Управление карьерой (планирование карьеры) является одной из составляющих успешной кадровой политики.
Введение……………………………………………………………………….
3
1.
Карьера: сущность и виды………………………………………………
4
2.
Планирование карьеры…………………………………………………
10
Заключение…………………………………………………………………….
22
Список литературы……………………………………………………………
24
В последние годы наиболее активное внимание уделяется такому понятию как поливариантная карьера.
Поливариативная карьера – это, по сути, и есть совокупность всех ситуаций реализованного работником выбора своего профессионального и должностного продвижения. Английское название этого варианта карьеры (protean career) связано с именем древнегреческого морского божества Протея, обладающего многознанием и способностью принимать облики самых разнообразных существ в силу свойства воды отражать наружность любого, кто в нее смотрит.
Единой, идеальной, универсальной модели карьеры для всех просто не существует. Карьера сегодня – это многообразие вариантов проявления человеком себя в профессии, динамичное прохождение не одного, а нескольких профессиональных циклов. Каждый из них состоит из мини-стадий (вхождение – освоение – достижение мастерства – уход) и чередуется с краткими, но интенсивными этапами обучения. У любого человека есть возможность выстраивать собственный уникальный путь профессионального развития. Для построения такой карьеры важно обладать не конкретным набором ограниченного количества навыков и умений, а своего рода метаумениями. К ним относятся, прежде всего, способность быстро адаптироваться к динамике общественных преобразований и умение эффективно взаимодействовать с другими людьми.
Концепция поливариантной карьеры, предложенная Д. Холлом и Ф. Мэрвисом, имеет большое прикладное значение. Критерием успешности карьеры в контексте этой концепции является не столько динамика профессионального пути работника в конкретной организации, не внешние отличительные (статусные, должностные) знаки и оценочные суждения других людей, сколько субъективное осознание своей успешности.
Планирование карьеры
представляет собой определение
трудового будущего и путей движения
к нему. С точки зрения работника,
карьера – это его продвижение
в некоторой сфере
Аналогично карьера может быть рассмотрена с точки зрения предприятия. Отличием является лишь то, что данные характеристики прямо соотносятся с направлениями развития (реструктуризации) предприятия.
Как мы видим, в процессе планирования карьеры учитываются все параметры труда и его результатов. Поэтому планирование карьеры является основой определения характеристик трудового поведения на всём протяжении трудовой жизни. Долгосрочное планирование карьеры тождественно понятию "стратегия карьеры". При рассмотрении краткосрочной перспективы иногда используют выражение "тактика карьеры".
При наиболее детальном рассмотрении карьера может быть подразделена на внутриорганизационную и профессиональную.
Внутриорганизационная
карьера заключается в
Казалось бы, сочетание
этих трёх направлений способно удовлетворить
профессиональные устремления всех
работников. Однако в условиях резкой
смены организационных структур
возможности продвижения в
Профессиональная карьера
заключается в прохождении
Эти стадии могут быть пройдены различным образом:
Планирование
Естественно, что планирование профессиональной карьеры представляет собой более сложную задачу. В этом случае мы должны обратить особое внимание на субъекты этого процесса.
Для профессиональной карьеры характерно многостороннее планирование, обеспечивающее учёт интересов следующих сторон (рис.1).
Рис.1. Стороны заинтересованные в планировании карьеры
Все эти стороны являются субъектами рыночных отношений. Понятия "работодатель", "работник", "система образования", относятся к числу общеупотребительных. Заказчик является потребителем продукции, производимой работодателем. В отличие от последнего он обычно не вмешивается в трудовой процесс.
Нам осталось разобраться с понятием "профессиональное объединение". Оно представляет собой группу работников одной сферы деятельности вне зависимости от их принадлежности к какому-либо предприятию или учреждению. Обычно только часть этих людей работает где-либо на постоянной основе. Другие могут выполнять соответствующие работы в иных организационных рамках – например на основе договора подряда, договоров на создание научно-технической продукции, временных трудовых соглашений.
Более того, некоторые из них могут заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и даже иногда сами привлекать наёмных работников. Хотя все они, как правило, действуют независимо друг от друга, представляется целесообразным их участие в работе профессиональных объединений. Их создание имеет целью осуществления взаимодействия (в том числе по иску новых заказчиков), обмен информацией (например, в ходе периодически проводимых конференций или подготовки совместных публикаций). Иногда эти объединения выступают в качестве коллективных исполнителей работ.
В рассматриваемой структуре
планирование карьеры претерпевает
существенные изменения. Будучи во многом
зависимым от заказчиков, работодатель
не может в полной мере планировать
карьеру занятых. Последние же не
имеют непосредственного интере
Однако ослабление роли работодателей и заказчиков комплектуется деятельностью профессиональных объединений, одной из задач которых является рост степени профессионализма своих членов.
В итоге работодатель занимает промежуточное положение между рынками труда работников, занятых в определённой сфере, и рынком производимых этими работниками товаров. В этой же зоне находятся и существующие профессиональные объединения.
Нередко, однако, существует только работодатель либо только профессиональное объединение. Наконец, возможно случаи, когда работодатель и профессиональная организация практически тождественны. Последнее нередко имеет место, например, в сфере консультационной деятельности. Однако в любом случае в центре процесса разработки стратегии карьеры и её реализации находиться работник. Именно он непосредственно взаимодействует и с работодателем, и с членами профессиональных объединений. Наиболее чётко всю совокупность взаимодействий можно проследить на примере инновационной сферы.
В планирования сферах деятельности подобных инновационной система внешних связей работника сильно усложняется. Помимо традиционной связи с рынком труда и работодателем могут устанавливаться более или менее регулярные контакты с заказчиком (работа по договору подряда), рынком инновационных продуктов с заказчиком (работа по договору подряда), рынком инновационных продуктов (изобретательская деятельность с последующей продажей патента), профессиональным объединением (групповой поиск работы), сферой образования (обучение с целью расширения спектра деятельности).
Процесс карьеры во многих
современных сферах деятельности в
последнее время претерпел
а) появление новых возможностей в ходе развития карьеры (например, возможность создания собственного предприятия);
б) возникновение параллельных направлений карьеры (например, в системе дополнительной занятости);
в) снижение степени определённости планирования карьеры;
г) противоречивое развитие основных параметров карьеры.
На последнем моменте следует остановиться подробнее. Ранее планирование карьеры сводилось к планированию должностного роста с соответствующим улучшением всех составляющих положения работника. Однако понятие карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии. Сейчас необходимо выделять, по крайней мере три группы параметров карьеры:
Нередко могут иметь место и регрессивные показатели.
Значимость этих показателей для различных групп занятых является далеко не одинаковой.
Прогрессивные показатели (должностной рост, повышение квалификации) имеют значение лишь для работников, занимающих руководящие должности в иерархии, и для части рядовых работников (тех, которые стремятся к продвижению по должностной лестнице).
Это не означает, однако, что здесь отсутствуют другие группы показателей. Так, величина соответствующих должностям окладов является уже трендовой величиной ввиду наличия колебаний реального уровня заработной платы вследствие инфляционных процессов.
Наконец, получение финансовых ресурсов от конкретных заказчиков в условиях наличия больших временных разрывов приводит к появлению флуктуационных показателей карьеры.
Для работников, оценка деятельности которых производится рынком, продвижение может быть соотнесено с выходом на новые рынки и усилением позиций на уже освоенных рынках. Можно заметить, что в этом случае соотношение названных выше показателей карьеры оказывается обратным. Колебания рыночной конъюнктуры приводят к усилению флуктуационной составляющей. Средства, получаемые в ходе выполнения работ, даже при существенном повышении их качества могут иметь динамику роста лишь в качестве тенденции. Принципиальным моментом является установление прогрессивных характеристик карьеры этих групп работников, что может проявиться, например, в получении работником лицензии или патента, выходе в свет публикации и т.п. Прогрессивные характеристики карьеры для работников, ориентированных на рынок, представляют собой внедрение ограничителей рыночных механизмов. Точно так же трендовые и флуктуационные характеристики карьеры работников, находящихся в иерархии, выступают в качестве рыночных элементов.
Информация о работе Поливариативная карьера в современной организации