Поливариативная карьера в современной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 20:54, реферат

Описание работы

Как известно, карьера является результатом осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанным с должностным или профессиональным ростом. До недавнего времени планирование карьеры было прерогативой только сотрудников. Сейчас же в связи с глобальной международной интеграцией, проникновением модных составляющих в управлении персоналом на Западе в Российский бизнес, российские компании всерьез задумались о совмещение личной и корпоративной карьеры. Во многих компаниях появляется новое направление в управлении человеческими ресурсами как управление карьерой сотрудника. Управление карьерой (планирование карьеры) является одной из составляющих успешной кадровой политики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
3
1.
Карьера: сущность и виды………………………………………………
4
2.
Планирование карьеры…………………………………………………
10
Заключение…………………………………………………………………….
22
Список литературы……………………………………………………………
24

Работа содержит 1 файл

Карьера.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Управление человеческими ресурсами»

на тему: «Поливариативная карьера в современной организации»

 

 

 

Выполнил:

магистрант гр.ГА-61

Клыканова В.А.

Проверил:

д.э.н., проф.

Минёва О.К.

 

 

 

 

 

 

 

Астрахань-2012 
СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….

3

1.

Карьера: сущность и виды………………………………………………

4

2.

Планирование карьеры…………………………………………………

10

Заключение…………………………………………………………………….

22

Список литературы……………………………………………………………

24


 

 

 Введение

 

Как известно, карьера является результатом осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанным с должностным или профессиональным ростом. До недавнего времени планирование карьеры было прерогативой только сотрудников. Сейчас же в связи с глобальной международной интеграцией, проникновением модных составляющих в управлении персоналом на Западе в Российский бизнес, российские компании всерьез задумались о совмещение личной и корпоративной карьеры. Во многих компаниях появляется новое направление в управлении человеческими ресурсами как управление карьерой сотрудника. Управление карьерой (планирование карьеры) является одной из составляющих успешной кадровой политики. В некоторых организациях оно осуществляется централизованно, а в некоторых все еще считается делом самих сотрудников. В последних кадровые показатели значительно хуже. Большинство составляют те организации, в которых руководители и менеджеры по персоналу понимают, что карьера их сотрудников не стоит на месте, но шагов к ее активному и систематическому планированию не делают. Оно осуществляется симптоматически, по необходимости, когда того требуют рабочие процессы. Однако многочисленные исследования, проведенные на Западе, свидетельствуют о недальновидности такого подхода. Поэтому интересен опыт компаний, в которых планирование карьеры является составной частью кадровой стратегии.

 

  1. Карьера: сущность и виды

 

 Процессная   сущность  карьеры  отражена  в большинстве   определений  этого понятия   о чем красноречиво  свидетельствуют   используемые  в них термины  “движение” , “продвижение”, “рост”, а также  подтверждается  этимологией  слова “карьера” ( что в  переводе с итальянского означает  “бег”) .

  Так  под карьерой   понимают  “активное продвижение   человека в освоении и  совершенствовании   способа  жизнедеятельности ,  обеспечивающего его устойчивость  в потоке социальной  жизни”  карьеру  трактуют как  движение  человека  в пространстве   организационных  позиций , предполагающие  последовательную смену  функций  статуса ,  социально-экономического положения . То есть карьера  это процесс  движения  по пути  овладения некими  ценностями, благами  признанными  в обществе или  организации. Таковыми  являются:

  • должностные ступени , уровни иерархии;
  • ступени квалификационной лестницы  и связанные с ней разряды, дифференцирующие  навыки и знания   людей по уровню  мастерства;
  • статусные ранги, отражающие  величину вклада работника в развитие   организации (выслуга лет,  уникальные  рациональные предложения,  судьбоносные для организации) его положение в коллективе;
  • ступени власти  как степени влиятельности в организации              ( участие в принятии важных  решений,  близость к руководству);
  • уровни материального  вознаграждения, дохода (уровень заработной  платы и разнообразие  социальных льгот). При этом  следует подчеркнуть ,  что перечисленные  блага  могут   быть рассмотрены  как  через  призму   субъективности  человека, так и сточки  зрения  его  среды  (организации профессиональной  сферы,  общества), оценены как  чисто   субъективно в  форме самоощущений, самооценки достижений , так и  подкреплены  признанием  их  в среде  в виде  повышения  в должности , уровня  оплаты и т.д. Например,  человек  может  ощущать изменения  своих навыков, знаний, но  окружающие  воспримут, “увидят” его  профессиональный  рост только  после того, как ему  повысят  квалификационный  разряд.

 Таким образом , карьера  -  это  процесс   профессионального роста  человека,  роста  его  влияния  власти  авторитета, статуса в среде,  выражений в его  продвижении   по ступеням  иерархии,  квалификационной  лестницы, вознаграждения ,  престижа.

   Многообразность  и  сложность  явления   карьеры   отражается  и в  многообразии ее видов, разнообразии  подходов к ее  типологизации.  Для  классификации  видов   карьеры  можно  выделить  множество различных  оснований, признаков, критериев

Критерии классификации

Виды карьеры

Среда рассмотрения

профессиональная

внутриорганизационная

Направление движения работника  в организации

вертикальная

горизонтальная

центростремительная

Принадлежность к определенной сфере профессиональной деятельности

карьера менеджера

карьера юриста и т.п.

Характер происходящих изменений

властная

квалификационная

статусная

монетарная


 

По  среде  рассмотрения  карьеру  традиционно  делят  на  профессиональную  и внутриорганизационную.

       Профессиональная  карьера  характеризуется тем , что конкретный  сотрудник в процессе своей профессиональной  деятельности  проходит  различные стадии  развития : обучение, поступление на работу , профессиональный  рост , поддержка индивидуальных способностей , наконец уход на пенсию. Эти  стадии  конкретный  работник  может пройти  последовательно в разных  организациях.

     Наряду  с профессиональной  карьерой  следует  выделять  внутриорганизационную  карьеру. Она охватывает   последовательную смену стадий  развития  работника в рамках  одной организации.

      Внутриорганизационная  карьера  реализуется в трех  основных направлениях:

  • вертикальное - именно  с этим  направлением часто связывают  само понятие  карьеры, так как  в этом  случае карьерное  продвижение  наиболее зримо. Под вертикальным  направлением карьеры  буквально  понимается  подъем на более высокую  ступень  структурной   иерархии;
  • горизонтальное  - имеется в виду либо  перемещение  в другую  функциональную  область деятельности, либо выполнение  определенной  служебной  роли на ступени, не имеющей  жесткого  формального  закрепления  в организационной   структуре  ( например,  выполнение  роли руководителя временной  целевой  группы, программы  и  т.п.) К горизонтальной  карьере  можно  отнести также  расширение  или усложнение  задач в рамках занимаемой ступени (как правило,  адекватным изменением вознаграждения);
  • центростремительное - данное направление наименее очевидно, хотя во многих случаях является  весьма  привлекательным для  сотрудников. Под  центростремительной карьерой понимается  движение  к ядру , руководству организации. Например, приглашение  работника  на  недоступные ему ранее  встречи, совещания как  формального , так и не формального характера; получение доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения , отдельные важные  поручения руководства.

        По содержанию  происходящих в  процессе  карьерного  движения  изменений  можно  выделить такие  виды  карьеры, как  властная (рост влияния), квалификационная, статусная,  монетарная (карьера дохода).

       Властная  карьера  связана либо с формальным ростом влияния в организации посредством движения вверх по  иерархии управления , либо  с ростом неформального авторитета  работника в организации.

        Квалификационная карьера предполагает профессиональный  рост, движение по разрядам тарифной сетки той или иной  профессии.

        Статусная  карьера - это увеличение  статуса работника в организации,  выражаемое либо присвоением очередного ранга за выслугу лет , либо почетного  звания  за  выдающийся вклад в развитие  фирмы.

        Монетарная карьера - это повышение уровня  вознаграждения работника, а именно: уровня  оплаты  труда, объема и качества  предоставляемых ему  социальных льгот.

       Как  основания  для  классификации   могут  быть использованы  характеристики  протекания  процесса  карьерного  развития 

   Критерии классификации

Виды карьеры

Направленность происходящих изменений

прогрессивная

регрессивная

линейная

нелинейная

Степень устойчивости

устойчивая 

неустойчивая

Степень непрерывности

непрерывная

прерывистая

Возможность осуществления

реальная

потенциальная

Последовательность занимания  должностей

суперавантюрная

авантюрная

традиционная

последовательно-кризисная

Время прохождения степеней карьеры

скоростная

нормальная


По характеру  протекания  различают  линейный  и нелинейный  типы карьеры . При линейном типе  развитие  происходит  равномерно и непрерывно, тогда как  нелинейный  тип характеризует движение  осуществляющееся скачками или  прорывами. Как частный случай данных типов выделяют застой (стагнация, тупик), стадию отсутствия  каких либо  существенных изменений в карьере.

По степени устойчивости, непрерывности оправдано деление карьеры соответственно на устойчивую и неустойчивую, прерывистую и непрерывную.

По возможности осуществления  карьеру  делят  на потенциальную (лично выстраиваемый  человеком  трудовой  жизненный путь  на основе его планов , потребностей, способностей, целей) и реальную (то, что  удалось  достигнуть на протяжении  определенного  отрезка времени)

  По скорости,  последовательности прохождения  ступеней карьерной лестницы различают скоростную, нормальную суперавантюрную, авантюрную, типичную,  последовательно-кризисную и  другие виды карьеры.

 Кроме того, можно применить  типологизацию карьеры по признаку  принадлежности к определенной  отрасли  профессиональной деятельности, определенной  профессии. Например, карьера менеджера, карьера преподавателя, юриста и т.д.

Карьера  менеджера  в свете выше изложенного  представляет собой  наиболее сложный вид карьеры.

Во-первых, она охватывает все  перечисленные типы карьерного процесса, вбирает в себя  все  свойства. Присущие карьере вообще. Она  может выражаться  как в  продвижении менеджера по ступеням иерархии, так и в  совершенствовании его  профессионализма  при  движении менеджера по  функциональным звеньям организационной структуры.

 Во-вторых, сама  профессия “менеджер” означающая тип руководителя ,  ориентированного на деятельность в условиях рыночной экономики, являет собой сложное образование , для овладения ею  необходимо иметь самые высокоорганизованные из личностных качеств и способностей, обладать самыми  сложными из  практических навыков , и все  это оказывает большое влияние  на  особенности карьеры в  данной профессиональной деятельности

В-третьих, являясь важной  фигурой в организации, менеджер своим профессиональным ростом во многом определяет рост организации в целом, и особенности организации во многом взаимообусловлены особенностями  личности  менеджера,  что тоже накладывает сильный  отпечаток на характер карьеры. Будучи  проводниками в жизнь программ по достижению целей  организации, ответственными за успешность  их выполнения, менеджеры, по сути, олицетворяют  собой саму организацию,  являясь носителями и “сеятелями” ее культуры , образа .

В-четвертых, менеджер, будучи в большей или меньшей степени (все зависит от его положения в иерархии) “законодателем” правил игры внутри организации являясь одновременно и создателем, и потребителем системы  карьерного  движения. Он  создает  социальный контекст , смысл  трудовой  деятельности в рамках  организации и для  подчиненных и для себя .

Таким образом, карьера  менеджера как объект исследования  представляет  собой сложное, комплексное, многоаспектное явление, и для наиболее полного, адекватного ее изучения  необходимо опираться на перечисленные принципы, правила и требования  к осуществлению исследования карьеры вообще, учитывая  при этом особенности карьеры менеджера в частности.

Информация о работе Поливариативная карьера в современной организации