В
качестве определяющих принципов при
разработке новых систем оплаты труда
приняты следующие:
- обеспечение
возможно большей зависимости размера
заработной платы от сложности выполняемых
работ, уровня образования, стажа работы
по профессии и условий труда;
- применение
дифференцированных подходов к организации
оплаты труда с учетом специфики и разнообразия
видов деятельности внутри отрасли;
- использование
системы поощрения за результативность
и качество работы, основанной на оценке
показателей эффективности деятельности
учреждений и работников;
- обеспечение
тарифного нормирования труда, сохранения
обязательности учета при тарификации
работ и работников требований ЕТКС, а
также ЕКС;
- сохранение
обязательных гарантий, установленных
нормами законодательства о труде;
- изменение
структуры заработной платы, обеспечивающей
усиление стимулирующего воздействия
тарифной части оплаты в оценке результативности
труда работника;
- расширение
прав руководителей учреждений в оценке
деловых качеств работников и результатов
их труда;
- учет перечней
видов выплат компенсационного характера
и выплат стимулирующего характера в федеральных
бюджетных учреждениях2;
- учет рекомендаций
Российской трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений3;
- учет мнения
представительного органа работников
по условиям оплаты труда.
1.3
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕЕДЕНИЯ
НОВОЙ СИСТЕМЫ
ОПЛАТЫ ТРУДА В
ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ТГУ)
Основные
вопросы построения новых систем
оплаты труда регулируются в Положении
об установлении систем оплаты труда работников
федеральных бюджетных учреждений, утвержденном,
и нормативными правовыми актами, принятыми
в его развитие.
В
соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 августа 2008 г.
№ 583 (в ред. от 29.09.2008 № 725) структура заработной
платы работников федеральных бюджетных
учреждений состоит из окладов (должностных
окладов), ставок заработной платы, выплат
компенсационного и стимулирующего характера.
Рекомендации по разработке федеральными
государственными органами и учреждениями
- главными распорядителями средств федерального
бюджета примерных положений об оплате
труда работников подведомственных федеральных
бюджетных учреждений, утвержденные приказом
Минздравсоцразвития России от 14 августа
2008 г. № 425, также предусматривают повышающие
коэффициенты к окладу по занимаемым должностям.
Структура
примерных положений, как правило,
предусматривает следующие разделы:
«Общие
положения»; «Порядок и условия оплаты
труда»; «Условия оплаты труда руководителя
учреждения, его заместителей, главного
бухгалтера»; «Другие вопросы оплаты труда»
либо «Заключительные положения».
Оплата
труда работников зависит от квалификации,
сложности, количества, качества и условий
выполняемой работы.
Фонд
оплаты труда ВУЗов формируется
на основе штатного расписания по видам
персонала4:
- Профессорско-преподавательский
состав;
- Административно-управленческий
персонал;
- Учебно-вспомогательный
персонал;
- Обслуживающий
персонал;
- Прочий персонал;
- Научный,
научно-технический и научно-вспомогательный
персонал.
Размер
должностных окладов ППС в ВУЗе устанавливается
Ректором Университета по квалификационным
уровням на основе требований к профессиональной
подготовке и уровню квалификации, которые
необходимы для осуществления профессиональной
деятельности, с учетом сложности и объема,
путем умножения базового размера оклада
по соответствующей профессионально-квалификационной
группе (ПКГ) на величину повышающего
коэффициента по соответствующему квалификационному
уровню. Размеры повышающих коэффициентов
к базовым окладам доцентов, профессоров
устанавливаются с учетом доплат за занятие
этих должностей.
Должностной
оклад выплачивается работникам
из числа профессорско-преподавательского
состава за выполнение работы в пределах
36-часовой рабочей недели, с учетом
выполнения преподавательской работы,
а также осуществления научно-исследовательской,
творческо-исполнительской, учебно-методической,
организационно-методической, воспитательной,
физкультурной, спортивно-оздоровительной
работы, что соответствует расчетному
количеству нагрузки. Объем преподавательской
работы работника из числа профессорско-преподавательского
состава не может превышать 900 часов в
учебном году.
С
учетом условий труда ППС кроме
должностного оклада могут устанавливаться
выплаты компенсационного характера,
которые устанавливаются к базовым окладам
в процентах или абсолютных размерах,
если иное не установлено федеральными
законами или указами Президента РФ.
Оплата
труда ППС также может включать
в себя стимулирующие выплаты:
- Выплаты за
интенсивность и высокие результаты научно-исследовательской
работы и вклад в научную репутацию Университета;
- Выплаты за
интенсивность и высокие результаты научно-методической
работы;
- Выплаты за
интенсивность и высокие результаты работы,
связанной с выполнением учебной нагрузки;
- Выплаты за
интенсивность и высокие результаты лечебной
работы на клинической кафедре;
- Выплаты за
интенсивность и высокие результаты работы,
связанной с исполнением обязанностей
ученого секретаря Ученого совета Университета;
- Выплаты за
интенсивность и высокие результаты работы,
связанной с исполнением обязанностей
зам. Заведующего кафедрой, руководителя
секцией, руководителя потока (на кафедрах
иностранных языков), зав. Самостоятельным
курсом;
- Выплаты за
качество выполняемых работ; и. т. д.
В
заработную плату работников из числа
административно-управленческого, учебно-вспомогательного
и обслуживающего персоналов также включаются
должностные оклады, компенсационные
выплаты, выплаты стимулирующего характера.
Должностной
оклад ректора Университета определяется
трудовым договором. Размер должностного
оклада устанавливается в соответствии
с Положением об установлении систем оплаты
труда работников федеральных бюджетных
учреждений, утвержденным Правительством
РФ от 5 августа 2008 г. № 583. Должностные
оклады проректоров, главного бухгалтера
устанавливаются на 10-30 % ниже должностного
оклада ректора. С учетом условий труда
ректору, проректорам, главному бухгалтеру
устанавливаются выплаты компенсационного
характера, а также предусматривается
самостоятельный перечень стимулирующих
надбавок.
Заработная
плата научного, научно-технического
и научно-вспомогательного персонала
утверждается ректором Университета и
также включает в себя должностные
оклады, компенсационные выплаты, выплаты
стимулирующего характера5.
Также
отмечается, что:
- Заработная
плата работников, включая выплаты компенсационного
и стимулирующего характера, не может
быть ниже минимального размера оплаты
труда, установленного законодательством
Российской Федерации (на 1 января 2009 года
– 4330 руб. в месяц).
- Заработная
плата работников не может быть меньше
заработной платы (без учета премий и иных
стимулирующих выплат), ранее выплачиваемой
на основе единой тарифной сетки по оплате
труда работников федеральных государственных
учреждений, при условии сохранения объема
должностных обязанностей и выполнении
работ той же квалификации.
1.4
ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ
НСОТ В ВУЗАХ
Соотношение
в оплате труда профессорско-преподавательского
состава и административно-управленческого
персонала вузов, а также соотношение
в оплате труда профессорско-преподавательского
состава и учебно-вспомогательного и прочего
обслуживающего персонала вузов в январе
2009 года по вузам, представившим информацию
также имеют значительные различия, что
говорит о значительных различиях в объемах
и источниках финансирования фондов оплаты
труда, а также о разных подходах к формированию
структуры заработной платы и разных приоритетах
в повышении заработной платы различных
категорий работников при введении НСОТ
При
формировании новых систем оплаты труда
и исчислении заработной платы работников
в 141 вузе использовались разные подходы
к установлению гарантированного уровня
оплаты труда, в том числе:
- установлены
индивидуальные должностные оклады
для всех категорий работников, в т.ч. ППС
- в 23 вузах;
- включены
в должностной оклад ППС доплаты за
занимаемую должность - в 57 вузах;
- включены
в должностной оклад ППС надбавки
за ученую степень - в 51 вузе;
- установлены
персональные повышающие коэффициенты
к должностным окладам различных
категорий работников, в т.ч.: по ППС
– в 53 вузах; по УВП - в 52 вузах; по АУП –
в 57 вузах.6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
условиях рыночной экономики и самостоятельности
предприятий возможности государственного
регулирования заработной платы в вузах
должны быть ограничены. Основным механизмом
должно служить социальное партнерство.
Вопрос о том, насколько повышать заработную
плату преподавателям вузов, должен решаться
на переговорах между профсоюзами и администрацией
регионов и учреждений. Однако становление
такой системы в нашей стране происходит
медленно, поэтому вузы не имеют должных
полномочий представлять свои образовательные
учреждения при заключении регионально-отраслевых
соглашений. Одним из пути решений также
является создание полномочных региональных
объединений вузов, через которые можно
добиваться обязательности принятых ими
соглашений для применения во всех высших
учебных заведениях региона. В области
оплаты труда в принятых соглашениях необходимо
скоординировать сроки и обязательность
выполнения принятых решений, в которых
должны предусматриваться:
- конкретные
размеры минимальных ставок оплаты труда
работников вузов на основе реальных экономических
возможностей региона;
- порядок дифференциации
тарифных ставок и окладов работников
по основным профессионально-квалификационным
группам;
- размеры
доплат и надбавок с учетом средней региональной
заработной платы.
Известно,
что рынок рабочей силы, потребительские
цены, показатели уровня жизни формируются
в субъектах Российской Федерации,
поэтому необходимо усилить роль регионально-вузовских
союзов, особо обратив внимание на регулирование
социально-трудовых соглашений, в том
числе оплаты труда. Учитывая, что в администрациях
регионов сосредоточены экономические
рычаги управления, в регионально-вузовских
соглашениях могут быть установлены базовые
должностные оклады работников вузов.
Таким
образом, совершенствование оплаты
труда работников высшей школы будет
способствовать усилению стимулирующей
роли заработной платы, оживлению интереса
к творческой деятельности преподавателей
вузов, легализации всех видов их доходов.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ
ИСТОЧНИКОВ:
- «Единые рекомендации
по установлению на федеральном, региональном
и местном уровнях систем оплаты труда
работников организаций, финансируемых
из соответствующих бюджетов, на 2009 год»
утверждены Решением Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений от 10.12.2008, протокол № 8.
- Положение
« Об оплате труда в Российском университете
дружбы народов и иных формах оплаты материальной
поддержки работников Университета» от
21 октября 2008 г.
- Постановление
Центрального Комитета Профсоюза работников
народного образования и науки Российской
Федерации от 22 апреля 2009
г. № 5 « О введении новых
систем оплаты труда работников
федеральных бюджетных образовательных
учреждений, работников государственных
учреждений субъектов РФ и
муниципальных образовательных учреждений».
- Приказы Министерства
здравоохранения и социального развития
РФ от 29.12.2007 №818 и №822.
- Профсоюз
работников народного образования и науки http://www.pronm.ru/index-russia.htm.
- Профсоюз
работников образования и просвещения http://www.viitorul.info/?L=ru&sp=1&i=15.
- Трудовой
Кодекс РФ (TK РФ).
- Федеральный
образовательный портал "Российское
образование".