Политика вознаграждения в вузе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 07:40, реферат

Описание работы

Управление политиками вознаграждения является неотъемлемой частью стратегии компании. Внедрение структурированных и прозрачных систем вознаграждения персонала позволяет компании, как привлекать в свою команду потенциальных сотрудников извне, так и мотивировать и удерживать персонал внутри компании.

Содержание

Содержание
Введение
Основная часть:
Из истории Российского образования
Реформы Российской системы образования
Нормативно-правовое обеспечение введения НСОТ в ВУЗе (на примере ТГУ)
Последствия введения НСОТ в ВУЗе
Заключение

Работа содержит 1 файл

политика вознаграждения.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

    В качестве определяющих принципов при разработке новых систем оплаты труда приняты следующие:

  • обеспечение возможно большей зависимости размера заработной платы от сложности выполняемых работ, уровня образования, стажа работы по профессии и условий труда;
  • применение дифференцированных подходов к организации оплаты труда с учетом специфики и разнообразия видов деятельности внутри отрасли;
  • использование системы поощрения за результативность и качество работы, основанной на оценке показателей эффективности деятельности учреждений и работников;
  • обеспечение тарифного нормирования труда, сохранения обязательности учета при тарификации работ и работников требований ЕТКС, а также ЕКС;
  • сохранение обязательных гарантий, установленных нормами законодательства о труде;
  • изменение структуры заработной платы, обеспечивающей усиление стимулирующего воздействия тарифной части оплаты в оценке результативности труда работника;
  • расширение прав руководителей учреждений в оценке деловых качеств работников и результатов их труда;
  • учет перечней видов выплат компенсационного характера и выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях2;
  • учет рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений3;
  • учет мнения представительного органа работников по условиям оплаты труда.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕЕДЕНИЯ  НОВОЙ СИСТЕМЫ  ОПЛАТЫ ТРУДА В  ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ТГУ)

    Основные  вопросы построения новых систем оплаты труда регулируются в Положении об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденном, и нормативными правовыми актами, принятыми в его развитие.

    В соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 (в ред. от 29.09.2008 № 725) структура заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений состоит из окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 14 августа 2008 г. № 425, также предусматривают повышающие коэффициенты к окладу по занимаемым должностям.

    Структура примерных положений, как правило, предусматривает следующие разделы:

    «Общие  положения»; «Порядок и условия оплаты труда»; «Условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера»; «Другие вопросы оплаты труда» либо «Заключительные положения».

    Оплата  труда работников зависит от квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

    Фонд  оплаты труда ВУЗов формируется  на основе штатного расписания по видам персонала4:

  • Профессорско-преподавательский состав;
  • Административно-управленческий персонал;
  • Учебно-вспомогательный персонал;
  • Обслуживающий персонал;
  • Прочий персонал;
  • Научный, научно-технический и научно-вспомогательный персонал.

    Размер  должностных окладов ППС в ВУЗе устанавливается Ректором Университета по квалификационным уровням на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема, путем умножения базового размера оклада по соответствующей профессионально-квалификационной группе (ПКГ)  на величину повышающего коэффициента по соответствующему квалификационному уровню. Размеры повышающих коэффициентов к базовым окладам доцентов, профессоров устанавливаются с учетом доплат за занятие этих должностей.

    Должностной оклад выплачивается работникам из числа профессорско-преподавательского состава за выполнение работы в пределах 36-часовой рабочей недели, с учетом выполнения преподавательской работы, а также осуществления научно-исследовательской, творческо-исполнительской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы, что соответствует расчетному количеству нагрузки. Объем преподавательской работы работника из числа профессорско-преподавательского состава не может превышать 900 часов в учебном году.

    С учетом условий труда ППС кроме  должностного оклада могут устанавливаться выплаты компенсационного характера, которые устанавливаются к базовым окладам в процентах или абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ.

    Оплата  труда ППС также может включать в себя стимулирующие выплаты:

  • Выплаты за интенсивность и высокие результаты научно-исследовательской работы и вклад в научную репутацию Университета;
  • Выплаты за интенсивность и высокие результаты научно-методической работы;
  • Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, связанной с выполнением учебной нагрузки;
  • Выплаты за интенсивность и высокие результаты лечебной работы на клинической кафедре;
  • Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, связанной с исполнением обязанностей ученого секретаря Ученого совета Университета;
  • Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, связанной с исполнением обязанностей зам. Заведующего кафедрой, руководителя секцией, руководителя потока (на кафедрах иностранных языков), зав. Самостоятельным курсом;
  • Выплаты за качество выполняемых работ;  и. т. д.

    В заработную плату работников из числа административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персоналов также включаются должностные оклады, компенсационные выплаты, выплаты стимулирующего характера.

    Должностной оклад ректора Университета определяется трудовым договором. Размер должностного оклада устанавливается в соответствии с Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных  учреждений, утвержденным Правительством РФ от 5 августа 2008 г. № 583. Должностные оклады проректоров, главного бухгалтера устанавливаются на 10-30 % ниже должностного оклада ректора. С учетом условий труда ректору, проректорам, главному бухгалтеру устанавливаются выплаты компенсационного характера, а также предусматривается самостоятельный перечень стимулирующих надбавок.

    Заработная  плата научного, научно-технического и научно-вспомогательного персонала  утверждается ректором Университета и  также включает в себя должностные  оклады, компенсационные выплаты, выплаты  стимулирующего характера5.

    Также отмечается, что:

  • Заработная плата работников, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации (на 1 января 2009 года – 4330 руб. в месяц).
  • Заработная плата работников не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), ранее выплачиваемой на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей и выполнении работ той же квалификации.

    1.4 ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ НСОТ В ВУЗАХ

    Соотношение в оплате труда профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала вузов, а также соотношение в оплате труда профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного и прочего обслуживающего персонала вузов в январе 2009 года по вузам, представившим информацию также имеют значительные различия, что говорит о значительных различиях в объемах и источниках финансирования фондов оплаты труда, а также о разных подходах к формированию структуры заработной платы и разных приоритетах в повышении заработной платы различных категорий работников при введении НСОТ

    При формировании новых систем оплаты труда  и исчислении заработной платы работников в 141 вузе использовались разные подходы к установлению гарантированного уровня оплаты труда, в том числе:

  • установлены индивидуальные должностные оклады для всех категорий работников, в т.ч. ППС - в 23 вузах;
  • включены  в должностной оклад ППС доплаты за занимаемую должность - в 57 вузах;
  • включены  в должностной оклад ППС надбавки за ученую степень - в 51 вузе;
  • установлены персональные повышающие коэффициенты к должностным окладам различных  категорий работников, в т.ч.: по ППС  – в 53 вузах; по УВП - в 52 вузах; по АУП – в 57 вузах.6
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В условиях рыночной экономики и самостоятельности предприятий возможности государственного регулирования заработной платы в вузах должны быть ограничены. Основным механизмом должно служить социальное партнерство. Вопрос о том, насколько повышать заработную плату преподавателям вузов, должен решаться на переговорах между профсоюзами и администрацией регионов и учреждений. Однако становление такой системы в нашей стране происходит медленно, поэтому вузы не имеют должных полномочий представлять свои образовательные учреждения при заключении регионально-отраслевых соглашений. Одним из пути решений также является создание полномочных региональных объединений вузов, через которые можно добиваться обязательности принятых ими соглашений для применения во всех высших учебных заведениях региона. В области оплаты труда в принятых соглашениях необходимо скоординировать сроки и обязательность выполнения принятых решений, в которых должны предусматриваться:

  • конкретные размеры минимальных ставок оплаты труда работников вузов на основе реальных экономических возможностей региона;
  • порядок дифференциации тарифных ставок и окладов работников по основным профессионально-квалификационным группам;
  • размеры доплат и надбавок с учетом средней региональной заработной платы.

    Известно, что рынок рабочей силы, потребительские  цены, показатели уровня жизни формируются  в субъектах Российской Федерации, поэтому необходимо усилить роль регионально-вузовских союзов, особо обратив внимание на регулирование социально-трудовых соглашений, в том числе оплаты труда. Учитывая, что в администрациях регионов сосредоточены экономические рычаги управления, в регионально-вузовских соглашениях могут быть установлены базовые должностные оклады работников вузов.

    Таким образом, совершенствование оплаты труда работников высшей школы будет  способствовать усилению стимулирующей  роли заработной платы, оживлению интереса к творческой деятельности преподавателей вузов, легализации всех видов их доходов.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ  ИСТОЧНИКОВ:

  1. «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2009 год» утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10.12.2008, протокол № 8.
  2. Положение « Об оплате труда в Российском университете дружбы народов и иных формах оплаты материальной поддержки работников Университета» от 21 октября 2008 г.
  3. Постановление  Центрального Комитета Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 5 « О   введении   новых   систем   оплаты   труда  работников федеральных  бюджетных  образовательных   учреждений, работников  государственных  учреждений  субъектов  РФ и    муниципальных  образовательных учреждений».
  4. Приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 №818 и №822.
  5. Профсоюз работников народного образования и науки http://www.pronm.ru/index-russia.htm.
  6. Профсоюз работников образования и просвещения http://www.viitorul.info/?L=ru&sp=1&i=15.
  7. Трудовой Кодекс РФ (TK РФ).
  8. Федеральный образовательный портал "Российское образование".

Информация о работе Политика вознаграждения в вузе