Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:49, контрольная работа
Одним из ключевых факторов успешного развития любой компании всегда был и будет являться квалифицированный персонал. Особое значение приобретает обеспечение человеческими ресурсами в периоды активного роста и развития компании. Последние несколько лет отмечены ростом в большинстве секторов российской экономики, и в этих условиях компаниям становится все труднее привлекать готовых специалистов с рынка труда. Растущий спрос на рынке труда приводит к повышению затрат на оплату труда и другие формы компенсаций привлекаемым сотрудникам.
Введение 3
1. Найм персонала 4
1.1. Внешние источники 4
1.2. Внутренние источники 5
2. Этапы процесса отбора и подбора персонала 7
3. Аттестация персонала 9
3.1. Цели аттестации (оценки) персонала 9
3.2. Основные психологические правила аттестации (оценки) 10
4. Методики оценки эффективности обучения и развития персонала 12
Список литературы 25
К сожалению, в большинстве
случаев дать точную оценку
дополнительного эффекта не
Следующая методика оценки, представляет
собой попытку разрешить эту дилемму.
3. Методика бипараметрической оценки
МакГи предлагает
Мы со своей стороны при решении оценки
целесообразности, эффективности обучения
предлагаем последовательное приближение
к решению данного вопроса, то есть отказаться
от мысли разработки универсального инструмента
измерения эффективности обучения в организации,
а «подбирать методику измерения эффективности»,
учитывая специфику облучающих мероприятий,
спектр которых достаточно широк.
Если стоит задача – оценить успешность
мероприятий через снижение стоимости
бизнес-процесса (правда это только частный
случай – снижение издержек), то оптимальным
будет следующий набор формул для оценки
эффективности обучения.
Частный экономический эффект
от мероприятия по обучению
персонала, вызвавшего
(1)
- стоимость бизнес-процесса (единицы
производимой продукции) до обучения,
руб.
– стоимость бизнес-процесса после обучения,
руб.
Определение абсолютного
Интерпретация результата:
если
- следовательно, успех был достигнут,
по крайней мере, цель снижения издержек
была достигнута, однако – вопрос цены.
Поэтому – необходимо определить чистый
эффект.
Чистый частный экономический эффект
от мероприятии по обучению персонала
определяется следующим образом:
(2)
- стоимость бизнес-процесса ( единицы
производимой продукции) до обучения,
руб.
– стоимость бизнес-процесса после обучения,
руб.
– стоимость программы обучения ( затраты
компании на содержание учебного центра),
руб.
Определение абсолютного значения частного
эффекта позволяет сравнить результат
от деятельности с затратами на обучение
(превышают выгоды затраты или нет).
Интерпретация результата:
если
- следовательно положительный результат
был достигнут, по крайней мере, снижение
издержек превысило затраты – деятельность
приносит чистый эффект.
Данная последовательность расчетов
целесообразна для оценки эффективности
обучения именно линейного персонала,
например, в результате проведения тренинговых
мероприятий, скорость обслуживания клиентов
увеличилась, качество обслуживания клиентов
(при этом качество может оцениваться
снижением количества ошибок, жалоб клиентов)
уменьшилось и проч.
В случае сопоставления нескольких вариантов
обучения (программ, видов, во времени,
пространстве) целесообразно определить
эффективность.
Экономическая эффективность обучения
( динамическая связь между ресурсами
и деятельностью) может быть выражена
формулой:
(3)
- стоимость бизнес-процесса ( единицы производимой продукции) до обучения, руб.
– стоимость бизнес-процесса
после обучения, руб.
– стоимость программы обучения (затраты
компании на содержание учебного центра),
руб.
Интерпретация результата:
Таким образом, мы понимаем, что если
обучение неэффективно, если
обучение эффективно.
Более традиционный для
(4)
Доходность (возврат на инвестиции в обучение) выражается в процентах.
Интерпретация результата:
если
- следовательно вид деятельности доходен,
иначе – затраты на обучение не возвращаются
в виде дополнительного эффекта
Этот показатель удобно
Например, сравнение можно проводить
следующим образом:
Сравнительная эффективность программ
обучения может быть использована для
выбора в пользу той или иной программы:
(С1-С2)/С3 X 100%, 200/60 =3,3
(В1-В2)/В3 X 100%, 40/15 =2, 5
Таким образом, очевидно, что несмотря
на более дешевую программу обучения в
первом случае, ее эффективность оказалась
ниже, чем в первом случае, где программа
обучения дороже.
Определение сравнительной эффективности
обучающих мероприятий может также помочь
определять эффективность обучения, которое
проводилось по идентичным программам
в разных структурных подразделениях
организации, что бывает необходимым и
полезным при выстраивании корпоративной
стандартизированной системы обучения.
4. Оценка эффективности обучения в рамках комплексных систем оценки типа BSC, KPI
Часто оценивая отдельные
направления развития компании,
в современном менеджменте
Например, выделив некоторые
количественные и качественные
показатели данному
Данные методики сложны к применению,
вследствие широты спектра действия, однако,
при умелом их использовании достигается
не только интуитивная их понятность,
адекватность и согласованность, что в
целом, позволяет решить обозначенную
выше проблему. Разработка системы показателей
позволит не только всесторонне оценить,
но и в режиме реального времени отслеживать
уровень эффективности данных мероприятий. [8]
В конце 50-х годов ХХ столетия Дональд Киркпатрик предложил модель оценки эффективности тренинга, которая затем была адаптирована для оценки процесса развития. Модель включает четыре уровня оценки:
1. Реакция. Оценивается то, как участник ведет себя в ходе развития, как он сам оценивает цели и методы своего обучения. Обратная связь на этом этапе может собираться путем обсуждения, анкетирования, опроса. Реакция показывает мотивацию сотрудника и влияет на его решение о продолжении своего развития.
2. Усвоение (научение). Для выявления того, что именно усвоил участник процесса развития, могут применяться кейсы, дискуссии, задания. Киркпатрик подчеркивает, что этот этап представляет собой базис для следующего уровня - применения новой модели поведения на практике.
3. Поведение. Оценивается его изменение после обучения, а также применение полученных навыков в работе. Отсутствие изменений не всегда означает, что процесс развития оказался неэффективным - возможно, нет условий для применения навыков. Необходимо определить, желает ли участник поменять собственное поведение, знает ли, что и как следует делать для этого, а также поощрять за успехи.
4. Результаты. Оценивается эффект развития топ-менеджера в целом для организации: сокращение издержек, улучшение качества и т.п. Киркпатрик указывает, что результат не должен оцениваться в денежном выражении, т.к. на увеличение (или падение) прибыли влияет множество факторов, и невозможно определить конкретный вклад топ-менеджера. Для оценки предлагается использовать контрольную группу (не проходившую обучение), проводить процедуру несколько раз (до и после программы, сразу после нее и через определенное время).
Очевидно, что при применении данной модели для оценки эффективности обучения и развития топ-менеджеров используется только третий и четвертый уровни. Однако оценка по третьему уровню требует участия личного коуча, который и будет играть роль наблюдателя за изменениями в производственном поведении управленца. На четвертом уровне необходимо, чтобы в организации была система показателей, иначе невозможно измерить результаты обучения.
Один из наиболее результативных методов оценки эффективности обучения.
Джек Филипс добавил в модель
Киркпатрика пятый уровень -возврат
от инвестиций. Оценка на этом уровне позволяет
понять, окупаются ли вложения в
развитие персонала, и получить конкретные
цифры, которые доказывают или опровергают
обоснованность инвестиций в обучение
топ-менеджера для акционеров и
руководителей бизнеса. Для этого
необходимо оценить затраты и
доход компании, проанализировать структуру
прибыли:
ROI = (Доход от программы -Затраты на программу)
/ Затраты на программу х 100%
Возврат от инвестиций в обучение может также служить одним из ключевых показателей эффективности топ-менеджера. С помощью данной модели измеряются скорее финансовые результаты обучения и развития топ-менеджеров.
В отличие от первых двух методик, подход Тайлера ориентирован на оценку не только после обучения, но и на этапе его планирования. Тайлер выделяет следующий алгоритм постановки целей:
Такой подход - оценка результативности обучения и развития топ-менеджеров через определение изменений в их производственном поведении - может быть весьма действенным.
Аббревиатура названия модели Стаффлбима расшифровывается следующим образом:
Схожа с моделью Стаффлбима. Схема CIRO, разработанная Берном, включает следующие этапы оценки:
Данная модель также может применяться для оценки эффективности обучения топ-менеджеров, особенно в условиях запуска модульных долгосрочных программ.
Однако, по мнению автора, наиболее действенный метод оценки результативности обучения и развития управленцев высшего звена - система ключевых показателей эффективности.
Данная система была внедрена в мировую управленческую практику в 70-е годы ХХ века как инструмент достижения стратегических целей компании.
Очевидно, что стратегия и цели разрабатываются руководством на долгосрочную перспективу. Поэтому требуется инструмент, с помощью которого можно (рис. 3):
Информация о работе Показатели эффективности развития персонала: обучение, адаптация и аттестация