Подходы к управлению персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 10:22, реферат

Описание работы

Цель данной работы дать более четкое представление о вышеуказанном вопросе, раскрыть его теоретическую сущность.
Задачами, поставленными в данной работе, являются:
1) рассмотреть экономический подход к управлению персоналом;
2) раскрыть сущность органического подхода к управлению персоналом;
3) изучить гуманистический подход к управлению персоналом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….................3
1. Экономический подход.………………………………………………............…4
2. Органический подход………………….…….......................................................6
3. Гуманистический подход ……….………………………………….……….....12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..………......16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..………….....17

Работа содержит 1 файл

Реферат по УП.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

      Таким образом, аналогия с мозгом в отличие  от аналогии с механизмом позволила  совершенно иначе представить как  организационную реальность в целом, так и управление персоналом в частности. Если воспользоваться метафорой голограммы, в любой части которой содержится изображение в целом, то легко заметить, что различные части мозга специализируются на разных видах активности, но контроль над конкретным поведением не локализован. Главный секрет мозга - не дифференциация и узкая специализация, а системность и комплексность, для которых важны связи, в каждый момент создаваемые в избыточном количестве. Отсюда можно сформулировать следующие принципы голографического структурирования организации:

  • Храните целое организации в каждой ее части (в подразделении и вплоть до каждого работника).
  • Создавайте множественные связи между частями организации (причем избыточные).
  • Развивайте одновременно и специализацию персонала, и его универсализацию (не забывая о том, насколько все должны знать и уметь делать все).
  • Создавайте условия для самоорганизации каждого работника и коллектива в целом.

      Привлекательность рассматриваемого подхода усиливалась  еще и тем, что стало очевидным, что принятие управленческих решений  никогда не может быть полностью  рациональным, поскольку в реальности работники управленческого аппарата:

      а) действуют на основе неполной информации;

      б) способны исследовать только ограниченный набор вариантов каждого решения;

      в) неспособны точно оценить результаты.

      В конечном итоге организационный  подход, признавая принцип ограниченной рациональности (ограниченной поиском  информации и контролем результатов с помощью целей и задач, а не контролем за поведением с помощью правил и программ), фокусируется на следующих ключевых моментах:

      Необходимо  делать акцент на окружающей среде, в  которой живет организация.

      Организацию надо понимать в терминах взаимосвязанных – внутри- и межорганизационных подсистем, выделяя ключевые подсистемы и анализируя способы управления их отношениями со средой. Популярный способ анализа – определение набора ключевых потребностей, которые организация должна удовлетворить для собственного выживания.

      Между подсистемами необходимо создавать  равновесие и устранять дисфункции.

      Краткое описание органического подхода  представлено в таблице 3.

      Таблица 3 – Характеристика условий эффективности и особых затруднений в рамках органического подхода

Условия эффективности Особые затруднения
Подчинение  целей организации взаимодействию с окружающей средой Неучет социальности организации как продукта взглядов, идей, норм и верований
Улучшение управления за счет внимания к дифференцированным потребностям людей Превращение людей  в ресурс, который нужно развивать, в ущерб праву личности на выбор
Взгляд  на организацию с точки зрения взаимодействия целей, стратегии, структуры  и других измерений Предположение о “функциональном единстве”, когда все органы работают на благо организма в целом
Выделение различных подсистем организации  Предположение о том, что работники должны удовлетворять  все свои потребности через организацию
Учет  естественных возможностей в процессе инновации Опасность впасть в социальный дарвинизм
Повышенное  внимание к “экологии” внутри- и  межорганизационных взаимодействий  Ответственность может перекладываться на внешние  причины вместо изменения курса
 

      Преодоление противоречий, характерных для организационного подхода к управлению, позволило сформулировать следующие рекомендации, существенные с точки зрения повышения эффективности управления персоналом.

      1. Признавая ошибки, допускаемые при  действии в сложной среде, неизбежными,  необходимо поощрять у сотрудников  такие качества, как открытость и рефлексивность.

      2. Существенно поощрять такие способы  анализа, которые признают возможность  реализации разных подходов к  решению проблем. При этом необходимо  инициировать конструктивные конфликты  и дискуссии между представителями разных точек зрения. Это часто приводит к переосмыслению целей организации и переформулированию способов их достижения.

      3. Важно избегать того, чтобы структура  деятельности непосредственно определяла  организационную структуру. Цели  и задачи должны не задаваться сверху, а появляться в процессе работы. В планах указываются скорее ограничения (то, чего нужно избегать), чем то, что конкретно нужно сделать.

      4. Необходимо подбирать людей, создавать  организационные структуры и  поддерживать процессы, способствующие реализации этих принципов.

 

    3. Гуманистический подход 

      Развивающаяся в последнее время гуманистическая  парадигма исходит из концепции  управления человеком и из представления  об организации как культурном феномене. Организационная культура - целостное представление о целях и ценностях, присущих организации, спефицических принципах поведения и способов реагирования, становится одним из объяснительных принципов.

      При этом культура рассматривается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, идеологии, ценностях, законах и повседневных ритуалах, внешних по отношению к организации, социальных общностей.

      Влияние культурного контекста на управление персоналом сегодня представляется вполне очевидным. Например, в Японии организация рассматривается не как рабочее место, объединяющее отдельных работников, а как коллектив. Для такой организации характерны дух сотрудничества, взаимозависимость; пожизненный найм превращает организацию в продолжение семьи; между начальниками и подчиненными устанавливаются паттерналистские отношения.

      Согласно  гуманистическому подходу культура может рассматриваться как процесс  создания реальности, которая позволяет  людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным образом  и придавать смысл и значение своему собственному поведению. Кажется, что вся жизнь человека определяется писаными и особенно неписаными правилами. Однако на самом деле обычно правила являются лишь средством, а основное действие разворачивается лишь в момент выбора: какое из правил применять в данном случае. Наше понимание ситуации определяет то, какой набор правил мы используем.

      Часто наше понимание организации основывается на тех процессах, которые порождают  системы смыслов, разделяющие все  члены организации. При этом можно задаться следующими вопросами: каковы общие интерпретационные схемы, которые делают возможным существование данной организации? Откуда они появляются? Как они создаются, передаются и сохраняются?

      Каждый  аспект организации нагружен символическим  смыслом и помогает создавать реальность. Особенно “объективны” организационные структуры, правила, политика, цели, должностные инструкции, стандартизированные процедуры деятельности. Так, еженедельные или ежегодные совещания, про которые все знают, что это пустая трата времени, могут быть поняты как ритуал, служащий некоторым скрытым функциям. Даже по виду пустого зала заседаний (строгие ряды стульев, параллельно лежащие папки, стаканы и т.п. или дружелюбный хаос) можно многое сказать об организационной культуре. Гуманистический подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы.

      С точки зрения данного параметра  важно, насколько работники предприятия  интегрированы в существующую систему  ценностей (в какой степени они безоговорочно принимают ее как “свою собственную”) и насколько они чувствительны, гибки и готовы к изменениям в ценностной сфере в связи с переменами в условиях жизни и деятельности. Также важно, живет ли предприятие в целом по одним и тем же правилам и принципам принятия решения или же на предприятии разные группы живут по разным правилам и исповедуют разные принципы1 (см. табл. 4).

      Таблица 4 – Соотношение нормативного и ценностного аспектов организационной культуры

Характеристика  системы ценностей (степень их выраженности) Характеристика  нормативной системы предприятия
Адаптивность  Консерватизм Нормы одни для  всех  Много норм для  различных групп или слоев
Сильная Сильный Политический  конфликт  Сильная и адаптивная организационная культура
Умеренная  Умеренный  Организационная культура, пригодная для одной  стратегии Стратегический  конфликт
       
    Продолжение таблицы 4
Слабая Слабый Организация на грани распада Организация существует как набор автономных групп
Сильная Слабый Организационный конфликт  Адаптивная  организационная культура
Слабая  Сильный  Сильная организационная  культура Конфликт “вакуума власти”
 

      Позитивная  роль гуманистического подхода в  понимании организационной реальности состоит в следующем.

      1. Культурологический взгляд на организацию снабжает управленцев связной системой понятий, с помощью которых они могут сделать свой повседневный опыт постижимым. Это позволяет рассматривать определенные типы действий как нормальные, легитимные, предсказуемые и избегать таким образом проблем, детерминированных базисной неопределенностью и противоречивостью, стоящими за многими человеческими ценностями и действиями.

      2. Представление об организации  как культурном феномене позволяет  понять, каким образом, через какие  символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде. Если экономический и организационный подходы подчеркивают структурную сторону организации, то организационно-культурный показывает, как можно создавать организационную действительность и влиять на нее через язык, нормы, фольклор, церемонии и т.д. Если раньше многие менеджеры рассматривали себя прежде всего как людей, создающих структуры и должностные инструкции, координирующих деятельность или создающих схемы мотивирования своих сотрудников, то теперь они могут смотреть на себя как на людей, осуществляющих символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов.

      3. Гуманистический подход позволяет  также реинтерпретировать характер  отношений организации с окружающей средой в том направлении, что организации способны не только адаптироваться, но и изменять свое окружение, основываясь на собственном представлении о себе и своей миссии. Разработка стратегии организации может превратиться в активное построение и преобразование окружающей реальности.

      4. В рамках данного подхода возникает  понимание того, что эффективное  организационное развитие – это не только изменение структур, технологий и навыков, но и изменение ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В процессе развития управления как науки  использовались разные подходы к  пониманию того, что есть управление.

      Управленческий  подход детерминировал взгляд на человека, его место в организации и  оптимальные рычаги воздействия. Так, метафора организации как машины сформировала взгляд на человека как на деталь, винтик в механизме, по отношению к которому возможно использование человеческих ресурсов.

Информация о работе Подходы к управлению персоналом