Подходы к оценке эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:13, контрольная работа

Описание работы

бальные изменения, происходящие в экономической и социальной сферах нашего общества, находят отражение в структуре спроса и предложения, в характере и системе взаимодействия субъектов рынка информационных продуктов и услуг - производителей, посредников и конечных потребителей. Принципиальным моментом разработки и внедрения инновационных информационных продуктов является, прежде всего, интеграция инновационных политик, согласование требований, интересов и возможностей потребителей и разработчиков информационных инноваций, учет принципиальных особенностей и характеристик систем управления предприятий и предлагаемых на рынке соответствующих информационных нововведений и их эксплуатационных свойств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Качественный и количественный подходы к оценке эффективности инновационной деятельности. ………………………………………………… 4
Информационное обеспечение инноваций на рынке………… ………………12
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

Подходы к оценке эффективности .docx

— 65.67 Кб (Скачать)

     Во-вторых, это характер вырабатываемых участниками  решений. Решаться могут как “рутинные”, присущие большинству инновационных  процессов на рынке задачи, так  и уникальные задачи. Для первого  типа задач, как правило, отработаны процедуры принятия решений, определен  перечень условий и состав параметров, необходимых для принятия соответствующих  решений. Соответственно в рамках информационной системы для обеспечения решения  данных задач могут формироваться  и поддерживаться соответствующие  базы данных и “прецедентов” решения  подобных задач, создаваться алгоритмы  и программные комплексы, формализующие  процедуры получения необходимых  данных.

     Для решения второго типа задач могут  быть использованы специальные методы, и каждый раз требуется уникальный набор показателей, обеспечивающий принятие обоснованных решений.

     В-третьих, это зависимость информационных потребностей участников инновационного процесса от применяемых ими методов  решения задач. У каждого из участников инновационного процесса на момент подготовки решений существует определенный набор доступных ему методов решения соответствующих задач, который определяется:

  • наличием готовых к практическому применению методик решения задач;
  • характеристиками имеющихся у него программных продуктов и технических средств, позволяющих реализовать существующие методики решения задач;
  • уровнем его подготовки (квалификации);
  • временем, которое он может затратить (располагает) для получения решения поставленных задач;
  • требуемым качеством получаемых решений (точное или приближенное решение задач).

     В-четвертых, это возможности участников самостоятельно создавать и поддерживать необходимые  им специальные базы данных. При  создании отдельными участниками инновационного процесса таких баз данных информационная система может выполнять: либо функции  пополнения этих баз за счет предоставления имеющейся в ней информации (корректировка  имеющихся данных, дополнение информационных массивов и т. п.), либо функции доступа  к иным информационным системам, содержащим необходимые участникам инновационного процесса “внешние” данные.

     При этом в рамках системы в первую очередь должны формироваться информационные массивы, позволяющие решать задачи нескольким различным участникам инновационного процесса.

     В условиях современной рыночной экономики, когда информация является одним  из важнейших видов товаров, решение  проблем информационного обеспечения  участников инновационного процесса во многом зависит от их финансовых возможностей.

     Для многих из них практически невозможно получение полных массивов необходимой  информации и самостоятельное осуществление  поиска нужных данных.

     Вместе  с тем, участникам инновационных  процессов необходимы сведения, имеющиеся  в различных базах данных.

     Для стадии фундаментальных исследований это базы данных о:

  • направлениях фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний, которые могут быть положены в основу прикладных разработок в определенных (заданных) областях (состояние исследований, период их осуществления, участники, полученные теоретические и прикладные результаты);
  • полученных в ходе фундаментальных исследований по конкретным их направлениям полезных идеях, моделях, эффектах и т.п.

     Для стадии прикладных исследований и разработок это базы данных о:

  • направлениях поисковых и прикладных исследований, направленных на определение конкретных применений полученных полезных идей, моделей, эффектов (состояние исследований, период их осуществления, участники, полученные результаты);
  • разработках по превращению результатов прикладных научных исследований в замыслы новых товаров, их лабораторные модели или экспериментальные образцы (состояние исследований, период их осуществления, участники, цели разработок и полученные результаты);
  • степени защищенности проводимых исследований и разработок (закрытие сведений о разработках, подача заявок на патенты, полученные патенты или иные документы о праве на объекты интеллектуальной собственности).

     Для стадии опытно-конструкторских работ  это базы данных о:

  • применяемых схемно-компоновочных и иных конструктивных решениях;
  • материалах, деталях, узлах, комплектующих и других компонентах, которые могут быть использованы при производстве и применении новых товаров;
  • технологиях производства товаров, аналогичных или подобных новым товарам инновационного предприятия;
  • технических, экологических и иных условиях, которым должны обладать производимые новые товары и технологии (в т. ч. и находящиеся в стадии разработки и обсуждения);
  • степени защищенности имеющихся конструктивных и технологических решений и правообладателях;
  • потенциальных исполнителях конструкторско-технологических разработок и иных потенциальных участников инновационных процессов.

     Для стадии массового (промышленного) производства новых товаров это базы данных о:

  • потребительских свойствах товаров фирм, осуществляющих выпуск товаров аналогичных новому товару инновационного предприятия (товары фирм-конкурентов), а также товаров, которые новый товар способен замещать;
  • завершенных разработкой новых товарах и иных бизнес - предложениях и бизнес-планах;
  • возможных источниках финансирования (в т.ч. потенциальных инвесторах) массового производства новых товаров;
  • потенциальных рынках сбыта новых товаров − емкость рынков, характеристика основных сегментов (общий объем продаж, уровень цен, динамика – рост, стагнация, уменьшение объемов продаж);
  • потенциальных потребителях нового товара − продукта, услуги, технологии − (основные группы потребителей, их численность, потенциал с точки зрения потребления новых товаров, доступные потребителю информационные каналы и каналы материально-технического обеспечения, замещаемый у потребителя товар);
  • возможностях конкурентов − производителей аналогичных или замещаемых товаров (объем производства и доля на рынках, уровень и структура затрат, рентабельность, цены на аналогичные товары других фирм и замещаемые товары и т. п.);
  • ценах основных производственных факторов (финансовых и материальных ресурсов, рабочей силы, информации и т.п.);
  • потенциальных партнерах по производству новых товаров и их производственно-технологических и финансово-экономических возможностях.

     Для стадии использования новых товаров  конечными потребителями это  базы данных о:

  • появляющихся на рынках новых продуктах, услугах, технологиях (а также готовящихся к производству в предстоящие периоды), возможностях (каналах) их получения и сервисе;
  • возможных источниках и условиях финансирования применения новых товаров;
  • схемах финансирования для предприятий, осуществляющих применение новых товаров.

     Следует отметить, что часть данных этих баз фактически используется не только на указанной стадии, но также и  на других стадиях рыночного инновационного процесса, поскольку в отношении  одних и тех же объектов на разных стадиях могут приниматься предварительные, промежуточные и окончательные  решения.

     Выходом из положения, когда невозможно прямое получение полного объема необходимой  информации значительной частью участников инновационного процесса на рынке, является разделение информационного пространства на два уровня:

  • общая информация о направлениях исследований, научно-технических разработках, потенциальных партнерах по инновационной деятельности и т.п.
  • детальная (конкретная) информация для принятия решений в рамках осуществляемого инновационного процесса.

     Поскольку первый уровень представляет интерес  не только для потребителя, но и для  “продавца” информации (возможность  вступления в контакты и реализация полученных результатов), то для этого  уровня возможна реализация концепции  свободного доступа к информации пользователями и бесплатного пополнения баз данных заинтересованными владельцами  соответствующей информации.

     Кроме того, использование информации первого  уровня информационной среды позволит пользователю существенно сократить  сферу и время поиска источников необходимой ему информации и, в  конечном итоге, расходы на ее получение.

     На  уровне конкретной (“технологической”  для инновационного процесса) информации возможны два различных подхода.

     Во-первых, покупка информации у ее владельцев (фирм, создающих и поддерживающих соответствующие базы данных).

     Во-вторых, формирование баз данных с бесплатным доступом. В этом случае расходы  на создание таких баз должно осуществлять государственные структуры или  сообщества, объединяемые по профессиональному  или иным признакам. Прежде всего, это  могут быть базы, содержащие нормативно-правовые условия осуществления инновационной  и иных видов деятельности.

     Заключение

     Учитывая финансовые и иные возможности реализации инновационных процессов в сфере рынка формирование информационного обеспечения целесообразно начать с создания интегрированной информационной системы, которая уже на первом этапе позволит обладать информационными ресурсами, принадлежащими к первому уровню информационного пространства, и обеспечит доступ к бесплатным информационным ресурсам второго его уровня.

     Анализ  состояния информационной деятельности показывает, что для достижения цели по оперативному и в полном объеме обеспечению информацией инновационной  деятельности необходимо решение следующих  задач:

  • принятие мер по гарантированному пополнению фондов библиотек и органов исследования литературой, документацией и базами данных по направлениям, соответствующим приоритетам развития науки и экономики страны;
  • повышение эффективности использования информационных ресурсов и функционирования информационной инфраструктуры науки и научно-технической сферы в интересах развития инновационной деятельности в стране;
  • совершенствование технологических процессов сбора, обработки и хранения информации, вовлечения источников информации об инновациях в хозяйственный оборот, подготовки и реализации продуктов и услуг для физических и юридических лиц, создающих и реализующих инновации;
  • внедрение современных сетевых технологий и создание других условий для свободного доступа субъектам инновационной деятельности и заинтересованным гражданам страны к отечественным и зарубежным ресурсам информации об инновациях;
  • повышение информационной культуры и уровня квалификации отечественных информационно-библиотечных работников и потребителей инноваций.

     Каждая  из поставленных задач имеет взаимообусловленные  связи с другими и требует  для своего решения комплексного подхода. Их выполнение должно соответствовать  уровню информационного обеспечения  инновационных процессов и различных  сфер деятельности, а также задачам  социально-экономического развития страны.

     В условиях ограниченности средств на комплектование необходимой научной  литературой, документацией и базами данных деятельность информационных центров  и библиотек должна быть ориентация, прежде всего, на создание информационного  ресурса, соответствующего приоритетным направлениям научно-технологического развития страны. При этом необходимо использовать отечественные и зарубежные источники информации из смежных  отраслей знаний, включая материалы  ограниченного доступа военно-промышленного  комплекса, правовую, социально-политическую, финансово-экономическую, маркетинговую  и другую информацию. 

 

Список использованной литературы 

  1. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, – М.: Юнити, 1997 г.
  2. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер,2001.
  3. Любимова Н.Г. Оптимизация распределения финансовых ресурсов в задаче перспективного развития производственно – технологического комплекса // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 4.
  4. Международный научно-методический семинар «Государственная система учета НИР, ОКР, ОТР: новые возможности, методика, практика». Тезисы докладов / Под ред. Кратенка В.Е. — Мн.: ГУ «БелИСА», 2005. — 82 с.]
  5. Коробейников О.П. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 4.
  6. Кочубей В.Ю. Информационное обеспечение инновационной деятельности научной организации службами информации // Информационное обеспечение инновационной деятельности: Мат. межд. семинара, Минск, 15–16 апреля 2003 г. — Мн.: КНТ при СМ РБ, РНТБ, 2003. — С. 83–86.

Информация о работе Подходы к оценке эффективности