Подходы к оценке эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:13, контрольная работа

Описание работы

бальные изменения, происходящие в экономической и социальной сферах нашего общества, находят отражение в структуре спроса и предложения, в характере и системе взаимодействия субъектов рынка информационных продуктов и услуг - производителей, посредников и конечных потребителей. Принципиальным моментом разработки и внедрения инновационных информационных продуктов является, прежде всего, интеграция инновационных политик, согласование требований, интересов и возможностей потребителей и разработчиков информационных инноваций, учет принципиальных особенностей и характеристик систем управления предприятий и предлагаемых на рынке соответствующих информационных нововведений и их эксплуатационных свойств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Качественный и количественный подходы к оценке эффективности инновационной деятельности. ………………………………………………… 4
Информационное обеспечение инноваций на рынке………… ………………12
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

Подходы к оценке эффективности .docx

— 65.67 Кб (Скачать)

   Инновационный проект считается эффективным  
при ИД > 1
 
 

    3. Определение  внутренней нормы доходности.

   ВНД представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет  становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты  инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту 

   Таким образом, внутренняя норма доходности представляет собой ставку дисконта, при которой чистый дисконтированный доход равен нулю. ВНД является решением уравнения

   Данный  показатель иначе характеризует  уровень доходности конкретного   инновационного  решения,   выражаемый дисконтной  ставкой, по которой  будущая стоимость денежного  потока от инноваций приводится к  настоящей стоимости инвестиционных средств.

    Внутренняя  норма доходности рассчитывается по формуле:

     Найденное значение ВНД сравнивается с требуемой  инвестором ставкой дохода на капиталовложения.

     Инновационный проект считается эффективным,  
если ВНД ≥dn

    (dn — ожидаемая норма дохода на инвестируемый капитал).

    Если  при сравнении двух альтернативных вариантов по показателям ЧДД  и ВНД получены следующие результаты:

    ЧДД1 > ЧДД2.

    ВНД1 < ВНД2 , то приоритетным является показатель ЧДД.

  1. Определение срока окупаемости.

   Период  окупаемости является одним из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций. Показатель базируется не на прибыли, а на денежном потоке с приведением инвестируемых средств в инновации и суммы денежного потока к настоящей стоимости.

   Срок  окупаемости — период времени, за который дисконтированные затраты будут компенсированы дисконтированными доходами.

   Показатель  период окупаемости (Ток) является решением уравнения.

 

     Инновационный проект считается эффективным, если Tок ≤ Тн,

где Тн—нормативный срок окупаемости капиталовложении (составляет от 1 года до 5 лет в зависимости от капиталоемкости проекта).

   Ориентация  на показатель «период окупаемости» часто выбирается в тех случаях, когда нет уверенности, что инновационное  мероприятие будет реализовано, и потому владелец средств не рискует  доверить инвестиции на длительный срок.

   Простой метод окупаемости используется в нестабильной среде высокой  инфляции и дефицита ликвидных средств. То есть в ситуации, когда целью  инновации является максимизация прибыли  в минимально возможные сроки.

   Большинство инноваций нацелено на стратегические результаты, говорить о приоритетности данного метода оценки их эффективности  не представляется возможным 

   Инвестирование  в условиях рынка сопряжено со значительным риском, и этот риск тем больше, чем длиннее срок окупаемости вложений. Слишком существенно за это время могут измениться и конъюнктура рынка, и цены. Такой подход неизменно актуален и для отраслей, в которых наиболее высоки темпы научно-технического прогресса и где появление новых технологий или изделий может быстро обесценить прежние инвестиции. 
 
 

     2. Информационное обеспечение  инноваций на рынке 

     На  стадии появления идеи об инновации  большее значение имеет внешняя  информация. Источники такой информации находятся, как правило, вне предприятий. Для инноваций типа "новая продукция", особенно в пищевой и легкой промышленности, источниками информации являются результаты маркетинговых исследований. Для  технологических и технических  инноваций большинство обследованных  предприятий называют в качестве наиболее эффективного источника различные  выставки, семинары и др.

     В советское время информационная поддержка предприятий в области  новой техники и технологий была поставлена на достаточно высоком уровне. Этой работой занимались отраслевые НИИ, доводили информацию до предприятий  в виде информационных листов, специализированных журналов, регулярно проводились  конференции и семинары по разным вопросам научно-технического прогресса  в отраслях, обмену опытом и т.п.

     В настоящее время эта система  почти полностью разрушена. Многие журналы либо вовсе не выпускаются, либо они стали практически недоступны многим предприятиям по причине высокой  стоимости. Оставшиеся отраслевые НИИ  сами испытывают затруднения с получением информации, имеющуюся у них информацию распространяют на коммерческой основе. Информация становится таким же товаром, как и сама продукция предприятий.

     Многие  предприятия отмечают в качестве основного источника информации об инновациях связи с зарубежными  фирмами, участие в выставках  за рубежом, контакты с иностранными специалистами, стажировки на крупных  фирмах, заграничные командировки. Но такие возможности доступны далеко не всем предприятиям и они отмечают информационный голод.

     Еще одним источником информации указывается  Internet, но как следует из материалов исследований, Internet используется больше для рекламы своей продукции. Многие руководители предприятий отмечают случайный характер инноваций, так как информацию об инновациях получили от своих знакомых, друзей, партнеров по бизнесу в ходе каких-то контактов. В некоторых случаях информация "сама приходит" на предприятие от заказчиков новой продукции. Таким образом, в условиях информационного бума с одной стороны, и с другой – информационного голода предприятий в области новой техники и технологий, информация об инновациях приходит на предприятия разными, порой неожиданными путями. Отсутствует система информирования предприятий о достижениях в конкретных областях науки и техники, не сформирован рынок информационных услуг такого вида.

     На  стадии принятия решения об инновации  роль информационной поддержки этого  процесса возрастает. Качество принимаемого решения во многом зависит от объективности, всесторонности, достоверности, точности, полноты и других качеств информации, используемой при принятии решения. На этой стадии внешняя информация об инновации должна быть увязана  с внутренней. Желаемые параметры  нововведения должны быть соизмерены с возможностями предприятия, его  готовностью к инновации. Возможности  предприятия – это его производственный потенциал, кадровый потенциал, положение  на рынке, финансовое состояние и  др.

     В материалах исследований имеются примеры  инноваций, когда недостаток информации внешнего характера и трудности  ее получения привели к принятию необоснованного решения, так как  не были учтены особенности технологии для нового вида продукции. В результате от инновации пришлось отказаться. В связи с неполной информацией  о нововведении в процессе разработки выявляются побочные эффекты, которые  приводят к дополнительным затратам или к изменениям технологии. Можно  привести и другие примеры.

     Внутренняя  информация, связанная с оценкой  собственных возможностей предприятий, на стадии принятия решения также  имеет большое значение. Предприятия, на которых внедрены компьютеризированные системы управления, в этом смысле оказываются в более выгодном положении. Действующие информационные технологии позволяют в короткий срок получить полную и достоверную  информацию о состоянии производства, поставщиках, потребителях, наличии  ресурсов и др. Из обследованных  предприятий настоящая компьютеризация  управления внедрена на немногих предприятиях. На большинстве предприятий автоматизированы отдельные функциональные области  управления, то есть компьютеризация  носит прикладной характер (от слова  приложение – задача). Как правило, отдельные приложения информационно  между собой не связаны, часто  информация, поступающая из разных приложений, противоречива. Внутренняя информация служит для оценки затрат предприятия на инновации, источников и способов финансирования нововведения, расчетов сроков окупаемости и эффективности  проектов.

     На  стадии внедрения инноваций также  возникают проблемы с недостатком  информации. Для технологических  и технических инноваций при  освоении новой техники и технологии возникает много проблем при  наладке оборудования и доведением технологии. Как отмечается в некоторых  случаях, раньше можно было съездить на другие предприятия, поделиться опытом, позаимствовать идеи, узнать технологические  параметры, режимы обработки и т.п. Сейчас это стало практически  невозможно, или вообще не пускают  на предприятие, или "будут косо смотреть". В некоторых случаях привлекаются специалисты НИИ на договорной основе. Например, завод заключил договор  с НИИ об информационном обслуживании. Но, как правило, приходится "вариться в собственном соку". Такие  проблемы связаны с тем, что некоторые  инновации направлены на освоение производства продукции взамен импортного аналога. При этом не покупается лицензия, патент и другая документация, так как в этом случае инновация теряла бы всякий смысл. Основной целью таких нововведений является удешевление продукта, повышение конкурентоспособности за счет низкой цены. Здесь неформальные каналы указываются в качестве одного из основных источников информации.

     Предприятия заинтересованы в распространении  информации о своей продукции, возможностях производства. Для этого используются многие информационные каналы. Выпускается  рекламная продукция (буклеты, каталоги и др.), даются рекламные объявления в газеты, журналы и на телевидение. Многие предприятия имеют доступ в Internet и размещают там свою информацию. Участие в выставках, ярмарках, конкурсах, презентациях и других публичных мероприятиях также дает возможность распространить информацию о своем предприятии. На некоторых предприятиях организуются специальные конференции с привлечением потенциальных потребителей продукции.

     Обеспечение информационной поддержки инновационной  деятельности включает:

  • создание и пополнение банков данных научно-технических результатов и потенциальных возможностей исполнителей научно-технических программ и проектов по приоритетным направлениям;
  • осуществление связи с удаленными информационными центрами и базами данных, в том числе зарубежными, с использованием украинских и иностранных телекоммуникационных систем;
  • обеспечение доступа заинтересованных организаций и лиц к информационным базам данных (ИБД) и информационным ресурсам Интернет в области инновационной деятельности;
  • поиск и отбор инновационных проектов, предложений по производству наукоемкой продукции для организаций и физических лиц, заинтересованных в их финансировании;
  • создание и пополнение банков данных о потребительских свойствах товаров ведущих фирм и т.п.

     В ходе разработки и реализации инновационных  проектов руководителям и специалистам предприятий и организаций, участвующих  в их реализации, а также отдельным  физические лицам, самостоятельно осуществляющим исследования и разработки, приходится готовить и принимать разнообразные  решения, для обоснования которых  необходимы различные данные о состоянии  внешней среды (научно-технической, финансово - экономической, производственно - технологической, рыночной и др.).

     При этом необходимо обеспечить:

  • возможности для каждого из участников инновационного процесса получать как общую, так и специальную (соответствующую решаемым им задачам) информацию;
  • возможность наращивания сведений о научно-технической разработке (создание и хранение истории разработки начиная от получения полезной идеи до осуществления выпуска новой продукции и сфер ее применения);
  • обеспечение доступа к различным источникам информации, необходимым для принятия решения, а при ее отсутствии – к потенциальным контрагентам, которые могут располагать или подготовить данную информацию;
  • наличие сведений о потенциальных партнерах по осуществлению инновационного процесса на всех этапах его осуществления в разрезе основных функций (от инновационного менеджмента до оказания содействия использованию новой продукции/услуги конечным потребителем);
  • выполнение некоторых “интеллектуальных” функций.

     Последнее предполагает, что при отсутствии в базах данных объектов с параметрами, необходимых участнику инновационного процесса, выдавать не только отрицательный  ответ, но давать также:

  • перечни объектов частично соответствующих запросу (по отдельным параметрам или их сочетаниям);
  • разработки с близкими к запрашиваемым значениями параметров объектов;
  • адреса субъектов, которые могут осуществить разработку подобных объектов.

     Состав  внешней (не формируемой в рамках самого инновационного процесса) информации, которой должны быть обеспечены эти  участники инновационного процесса, определяется несколькими группами факторов.

     Во-первых, это типы задач, решаемых участниками  инновационного процесса на рынке. В  составе таких задач могут  быть многократно решаемые и разовые  задачи. Информационная система должна быть способной непосредственно  обеспечивать внешней информацией  задачи, многократно (постоянно) решаемые участниками инновационных процессов  и обращение к иным источникам информации для решения разовых (специальных) задач.

Информация о работе Подходы к оценке эффективности