Подходы к формированию системы управления человеческими ресурсами

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:10, творческая работа

Описание работы

В литературе встречаются различные варианты структурирования производственно-хозяйственной системы. Однако обращает на себя внимание то обстоятельство, что практически всегда выделяется кадровая составляющая как составная часть системы управления, что не является случайным. Важнейшей областью деятельности любого предприятия (организации, фирмы) была и остается обеспечение трудовыми ресурсами: привлечение рабочей силы, необходимая ее подготовка, создание условий для рационального использования.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3-4
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Преобразование управления персоналом в управление
человеческими ресурсами. ………………………………………………5-7
2. Система управления человеческими ресурсами…….………….…..8-9
3. Традиционный и гуманистический подходы системы управления
человеческими ресурсами……………………………………………10-13
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………14
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Эссе. Подходы к формированию системы управления человеческими ресурсами.docx

— 38.92 Кб (Скачать)

Традиционный (рационалистический) подход в управлении человеческими  ресурсами исходит из того, что  если компания инвестирует в кадры (совершенствует технологии отбора персонала, систематически организует его обучение и реализует программы карьерного роста, хорошо платит и заботится  о нем), то она в праве требовать от своих работников лояльности и ответственного отношения к работе. Такая кадровая политика является основой для реализации успешной, конкурентоспособной стратегии и строится, в отличие от традиционных методов управления персоналом не на подчинении работников воле работодателя (менеджера), а на взаимном учете интересов сторон и взаимной ответственности.

Во-вторых, гуманистический, когда ответственность за создание конкурентных преимуществ фирмы берут на себя сами работники. Данный подход подразумевает создание таких условий труда и такое его содержание, которые позволили бы снизить степень отчуждения работника от его трудовой деятельности и от других работников.

Возникший в США в начале 70-х гг. гуманистический подход в управлении человеческими ресурсами представляет собой известный компромисс между двумя направлениями кадрового менеджмента — управлением персоналом и управлением человеческими ресурсами. Превращение работников в собственников предприятия переводит отношения “работодатель — наемный работник” на новый уровень. Благодаря этому удовлетворение многих потребностей работников становится целью кадровой политики, а не средством к достижению других целей, как это имело место в остальных подходах в кадровом менеджменте. В свою очередь взаимная ответственность сторон обеспечивает растущую эффективность деятельности фирмы. Высокий уровень участия работников создает совершенно новую атмосферу на предприятии. Атмосферу сотрудничества, а не враждебности. Признание законности различных интересов работников открывает реальные перспективы для вовлечения их в процесс совместного принятия управленческих решений, взаимных консультаций, а также доступа к информации о делах предприятия, на котором они работают.

Итак, можно говорить об определенном синтезе на базе технологии управления человеческими ресурсами традиционных и современных подходов. Однако, вобрав в себя достоинства различных  подходов, сложившихся в кадровом менеджменте, сформированная система управления человеческими ресурсами не может претендовать на роль своего рода панацеи для всех проблем. За последние 20-30 лет компании, ведущие эффективную деятельность, овладели огромным арсеналом инструментов и методов работы с персоналом, "балансируя" между технократическим и гуманистическим подходами.

Люди больше не желают быть придатком механизма, будь он управленческим или производственным. Несмотря на то, что гуманистический подход оказался более дорогостоящим и не всегда удобным, именно он позволил поддерживать и повышать результативность деятельности организации.

Практика управления человеческими  ресурсами в различных странах  отражает не только многообразие национальных школ и традиций кадрового менеджмента, но, скорее, свидетельствует об отсутствии некоей единой концепции.

Методы вовлечения персонала (участие в прибылях компании, передача акций работникам и т.п.), заимствуемые из арсенала управления человеческими  ресурсами, нередко используются менеджерами  в качестве форм интенсификации труда. Ставка на сознательное и ответственное выполнение производственных функций и задач работниками маскирует изощренные приемы сверхэксплуатации и служит в долгосрочной перспективе действенным инструментом в нейтрализации влияния профсоюзов.

Отсутствуют объективные  данные, свидетельствующие о позитивном влиянии современных подходов формирования системы управления человеческими ресурсами на морально-психологический климат в организациях. Более того: как всегда при любых крупных социально-организационных нововведениях редко удается избежать и негативных последствий.

Пока в сложившейся  практике недостаточно полно исследованы  факторы и критерии формирования системы управления человеческими ресурсами в условиях инновационного развития. Требуют содержательного исследования и практической апробации оценочные показатели эффективности.

Таким образом, исследование подходов формирования системы управления человеческими ресурсами организации в условиях быстрого развития современного мира требует углубленной разработки, а существующие на сегодняшний день теоретические положения - внимательного анализа, обобщения и увязывания с реалиями и особенностями становления рыночных отношений с общемировыми тенденциями, происходящими в сфере развития персонала организаций.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Представления об управлении персоналом организации прошли эволюцию от концепции управления кадрами до концепции управления человеческими ресурсами. Эволюционные изменения происходили вследствие стремления организации адаптировать управление персоналом к условиям изменяющейся внешней социальной среды организации и ознаменовали переход от технократического к гуманистическому подходу формирования систем кадрового менеджмента.

Гуманистический подход признает необходимость капиталовложений в формирование, использование и развитие людских ресурсов, исходя из их экономической целесообразности, для привлечения более качественного в профессиональном плане работника, его обучения и поддержания в высоком трудоспособном состоянии, создания условий для творческого и профессионального развития каждого сотрудника. Такой подход влечет за собой необходимость более полного использования знаний, навыков, способностей, т.е. компетенций работников. Отсюда изменяются и акценты работы с персоналом, в частности, делаются усилия по развитию и выявлению «скрытых» возможностей работника. При технократическом подходе эти вопросы не рассматривались в таком объеме, поскольку выходили за сферу внутрифирменного управления, а управление кадрами или персоналом не выходило за рамки организации.

Тем не менее, сколь бы сомнительными не выглядели результаты практического применения подходов формирования системы управления человеческими ресурсами, микрореволюция в кадровом менеджменте за последние годы набирает темпы во всех развитых странах. И эта микрореволюция предъявляет совершенно новые требования к менеджеру по персоналу.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

  1. Управление персоналом, Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л. Еремина, 2004.
  2. Журнал "Менеджмент в России и за рубежом" №5, Иванов В.В., 2007.
  3. Управление человеческими ресурсами. Соколова М.И., Дементьева А.Г. , ТК Велби, Проспект, 2006.
  4. Управление персоналом, Базаров Т.Ю., 2002г.

Информация о работе Подходы к формированию системы управления человеческими ресурсами