Подготовка и принятие управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:37, реферат

Описание работы

Руководителям различных предприятий приходится перебирать многочисленные
комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие
для данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы
организация могла четко эффективно работать, руководитель должен сделать
серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей.
Принятие управленческого решения – это выбор того, как и что планировать,
организовывать, мотивировать и контролировать.

Работа содержит 1 файл

подготовка и принятие управленч. решений.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным.

В практике менеджмента  подавляющее большинство решений  многокритериальны, так

как они должны одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли,

доходность, уровень  качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации.

     Форма принятия решений. Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся

альтернатив окончательного решения, может быть один человек  и его решение будет соответственно единоличным. Однако в современной практике

менеджмента всё  чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых

требует всестороннего, комплексного анализа, т.е. будет соответственно

коллегиальными.

Необходимо также  иметь в  виду, что определённые решения и законодательно

отнесены к группе коллегиальных. Так, например, определённые решения в

акционерном обществе (о выплате дивидендов, распределении  прибыли и убытков и др.) отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров.

     Способ фиксации решения. Преобладающей формой являются

письменные  (документированные) решения. Это форма решений позволяет

внести тот элемент  стабильности, упорядоченности и  фиксирования информации, без которого немыслимо управление.

Тем не менее важное место занимают и устные (недокументированные)

решения, которые в деятельности управленческого и производственного

аппарата составляют наиболее оперативную ее часть.

Еще одной формой решений являются решения, применяющиеся  в автоматизированных

системах. Это  кодированные решения, которые наносятся на специальные

документы, перфокарты, различные магнитные носители.

     Характер использованной информации. В зависимости от степени

полноты и достоверности  информации, которой располагает  менеджер,

управленческие  решения могут быть детерминированными или вероятностными.

     Детерминированные решения  принимаются в условиях определённости,

когда руководитель располагает практически полной и достоверной информацией в

отношении решаемой проблемы. Такой результат только один, и вероятность его 
 
 

наступления близка к единице. Например: Принимая решение о запуске в производство определённого изделия, руководитель может точно определить уровень издержек производства, так как ставки арендной платы, стоимость материалов и рабочей силы могут быть рассчитаны довольно точно.

Однако лишь немногие решения принимаются в условиях определённости.

Большинство управленческих решений являются вероятностными.

     Вероятностными называются решения, принимаемые в условиях риска

или неопределённости.

К решениям принимаемых  в условиях риска, относят такие, результаты которых не

являются определёнными, но вероятность каждого результата известна. Например,

компании по страхованию  жизни на основе анализа демографических  данных могут

с высокой степенью точности прогнозировать уровень смертности в определённых

возрастных категориях и на этой базе определять страховые тарифы и объем

страховых взносов, позволяющих выплачивать страховые  премии и получать

прибыль.

Решение принимается  в условиях неопределённости, когда  из-за недостатка

информации невозможно количественно оценить вероятность  его возможных

результатов.

     Основания для принятия решения. Интуитивные решения. Чисто

интуитивное решение  – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что

он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным

взвешиванием «за» и «против», просто человек делает выбор. То, что называется озарением или шестым чувством, и есть интуитивные решения.

     Решения, основанные на суждениях. Такие решения иногда кажется

интуитивным, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении,

- это выбор,  обусловленный знаниями или накопленным  опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации.

     Рациональные решения. Главное различие между решениями

рациональным и  основанным на суждении заключается  в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

     Место и функции в процессе управления. Принятие решения о том, какую информацию следует считать истинной, называют информационным решением. Информационное решение предполагает преобразование информации в такую форму, которая в наибольшей степени соответствует конкретной задаче управления.

Например, руководителю предприятия в течение некоторого времени поступает

самая разнообразная  информация о состоянии работ  на различных участках. В

результате обработки  этой информации и сопоставления ее с более ранней

руководитель вырабатывает свое представление о производственной ситуации, то

есть составляет ее мысленную модель. Это и есть информационное решение.

     Организационное решение – это выбор альтернатив, который должен

сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.

Организационное решение состоит в определении  структуры, распределении

функций между  подразделениями и должностными лицами, установлении

подчиненности и  схемы взаимоотношений.

Поэтому их необходимыми качествами являются адаптивность (способность

приспосабливаться к обстановке) и устойчивость к  посторонним влияниям.

К наиболее сложным  и ответственным относят решения, которые называют

технологическими или управленческо-технологическими.

Класс технологических  решений в производственных организациях включает в себя, в частности: определение цели, установление готовности к производству работ и определение их главного направления, распределения сил, средств и способа производства работ, постановку задач подразделениям.

Наиболее ответственным  в классе технологических решений  является определение

цели, на основании  чего строятся остальные элементы решения  и критерий

эффективности.

Технологическое решение всегда задает определенное действие, тогда как

организационное действие не связано с конкретным действиям, его содержанием и

способа осуществления.

                       3. Процесс принятия решения.

В управлении   организацией   принятие  решений  осуществляется менеджерами

различных   уровней   и  носит более формализованный характер. Выделяют два    уровня   решений   в организации:  индивидуальный и  организационный.  Если  в  первом  случае управленца  больше  интересует  сам процесс, его внутренняя  логика,  то  во втором  -  интерес  сдвигается в сторону создания соответствующей среды вокруг этого процесса.

Отличительными  чертами принятия решений  в  организации  являются  следующие:

сознательная  и   целенаправленная деятельность,  осуществляемая  человеком;

поведение,  основанное   на   фактах   и   ценностных ориентирах;    процесс

взаимодействия  членов организации; и др.

Результатом работы менеджера является управленческое решение. От того, каким

будет это решение, зависит вся деятельность организации, зависит и то, будет

ли достигнута поставленная цель или нет. Поэтому принятие менеджером того или

иного решения  всегда представляет собой определенные трудности.

Большинство проблем, которые встречаются в работе менеджера, не так часто

повторяются, и  поэтому их решение является тоже своего рода проблемой -

проблемой выбора, который совершить не всегда легко.

Решение - это выбор  одной из альтернатив, которые имеются  для решения какой-

то проблемы.

В свою очередь, проблема - это ситуация, представляющая собой препятствие к

достижению целей, поставленных организацией. Если бы жизнь была монотонна и

предсказуема, то не возникало бы ни каких проблем  и не пришлось бы принимать

решения по их преодолению. Но нельзя сразу предугадать, как сложится та или

иная ситуация. Принятие неэффективных решений - часто результат

отсутствия навыков  мыслить логично. Крайне необходимо подходить к принятию

решений как к  рациональному процессу.

             Любое управленческое решение  проходит через три стадии:            

1.     Уяснение  проблемы

2.     Составление  плана решения

3.     Выполнение  решения

     Первая стадия процесса состоит в признании необходимости решения и

включает следующие  этапы: признание проблемы; формулирование проблемы;

определение критериев  успешного решения.

Каждое новое решение в управлении возникает  на основе ранее сделанного

решения,   действие  по  которому либо  завершилось,  либо  отклонилось от

первоначально выбранного варианта.    Отклонение ситуации от заданного

состояния в процессе принятия решения обнаруживается   менеджером  не  сразу.

На практике это  отклонение представляет  собой  разрыв между целями

организации и  способами их достижения.

     Стадия выработки решения состоит из  этапов разработки, оценки и выбора

альтернатив. Как  только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер

начинает работу по поиску альтернатив  или  возможных  направлений  действий

для  решения  проблемы. Так, можно рассмотреть  возможность занятие  должности

кем-то  из  своих  кандидатов,  принять на  работу кого-то  со  стороны  и

т.д. Многие из альтернативных решений легко обнаружить.

Однако нередко   возникают   новые,  уникальные проблемы, решение которых не

умещается в стандартные  рамки. В этом случае необходим творческий подход.

Выбор альтернативы является  своего рода  вершиной в процессе принятия

решения. Сами  изучение  и анализ в этом случае намного дешевле, чем

эксперимент. Важным  инструментом данного метода  является  разработка и

проигрывание различных  моделей решения.

     Третья, последняя,  стадия  в процессе принятия решений - выполнение

решения  -  состоит из организации выполнения решения,  анализа и контроля

выполнения и  осуществления обратной связи. Организация  выполнения  решения  как этап предусматривает координацию  усилий  многих  людей. Менеджера здесь

должно  интересовать  стремление сделать людей заинтересованными  и

Информация о работе Подготовка и принятие управленческих решений