Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:37, реферат
Руководителям различных предприятий приходится перебирать многочисленные
комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие
для данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы
организация могла четко эффективно работать, руководитель должен сделать
серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей.
Принятие управленческого решения – это выбор того, как и что планировать,
организовывать, мотивировать и контролировать.
нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным.
В практике менеджмента
подавляющее большинство
как они должны одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли,
доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации.
Форма принятия решений. Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся
альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его решение будет соответственно единоличным. Однако в современной практике
менеджмента всё чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых
требует всестороннего, комплексного анализа, т.е. будет соответственно
коллегиальными.
Необходимо также иметь в виду, что определённые решения и законодательно
отнесены к группе коллегиальных. Так, например, определённые решения в
акционерном обществе (о выплате дивидендов, распределении прибыли и убытков и др.) отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров.
Способ фиксации решения. Преобладающей формой являются
письменные (документированные) решения. Это форма решений позволяет
внести тот элемент стабильности, упорядоченности и фиксирования информации, без которого немыслимо управление.
Тем не менее важное место занимают и устные (недокументированные)
решения, которые в деятельности управленческого и производственного
аппарата составляют наиболее оперативную ее часть.
Еще одной формой решений являются решения, применяющиеся в автоматизированных
системах. Это кодированные решения, которые наносятся на специальные
документы, перфокарты, различные магнитные носители.
Характер использованной информации. В зависимости от степени
полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер,
управленческие решения могут быть детерминированными или вероятностными.
Детерминированные решения принимаются в условиях определённости,
когда руководитель располагает практически полной и достоверной информацией в
отношении решаемой
проблемы. Такой результат только один,
и вероятность его
наступления близка к единице. Например: Принимая решение о запуске в производство определённого изделия, руководитель может точно определить уровень издержек производства, так как ставки арендной платы, стоимость материалов и рабочей силы могут быть рассчитаны довольно точно.
Однако лишь немногие решения принимаются в условиях определённости.
Большинство управленческих решений являются вероятностными.
Вероятностными называются решения, принимаемые в условиях риска
или неопределённости.
К решениям принимаемых в условиях риска, относят такие, результаты которых не
являются определёнными, но вероятность каждого результата известна. Например,
компании по страхованию жизни на основе анализа демографических данных могут
с высокой степенью точности прогнозировать уровень смертности в определённых
возрастных категориях и на этой базе определять страховые тарифы и объем
страховых взносов,
позволяющих выплачивать
прибыль.
Решение принимается в условиях неопределённости, когда из-за недостатка
информации невозможно
количественно оценить
результатов.
Основания для принятия решения. Интуитивные решения. Чисто
интуитивное решение – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что
он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным
взвешиванием «за» и «против», просто человек делает выбор. То, что называется озарением или шестым чувством, и есть интуитивные решения.
Решения, основанные на суждениях. Такие решения иногда кажется
интуитивным, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении,
- это выбор,
обусловленный знаниями или
Рациональные решения. Главное различие между решениями
рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.
Место и функции в процессе управления. Принятие решения о том, какую информацию следует считать истинной, называют информационным решением. Информационное решение предполагает преобразование информации в такую форму, которая в наибольшей степени соответствует конкретной задаче управления.
Например, руководителю
предприятия в течение
самая разнообразная информация о состоянии работ на различных участках. В
результате обработки этой информации и сопоставления ее с более ранней
руководитель вырабатывает
свое представление о
есть составляет ее мысленную модель. Это и есть информационное решение.
Организационное решение – это выбор альтернатив, который должен
сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.
Организационное решение состоит в определении структуры, распределении
функций между подразделениями и должностными лицами, установлении
подчиненности и схемы взаимоотношений.
Поэтому их необходимыми качествами являются адаптивность (способность
приспосабливаться к обстановке) и устойчивость к посторонним влияниям.
К наиболее сложным
и ответственным относят
технологическими
или управленческо-технологическими
Класс технологических решений в производственных организациях включает в себя, в частности: определение цели, установление готовности к производству работ и определение их главного направления, распределения сил, средств и способа производства работ, постановку задач подразделениям.
Наиболее ответственным в классе технологических решений является определение
цели, на основании чего строятся остальные элементы решения и критерий
эффективности.
Технологическое решение всегда задает определенное действие, тогда как
организационное действие не связано с конкретным действиям, его содержанием и
способа осуществления.
3. Процесс принятия решения.
В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами
различных уровней и носит более формализованный характер. Выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный. Если в первом случае управленца больше интересует сам процесс, его внутренняя логика, то во втором - интерес сдвигается в сторону создания соответствующей среды вокруг этого процесса.
Отличительными чертами принятия решений в организации являются следующие:
сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;
поведение, основанное на фактах и ценностных ориентирах; процесс
взаимодействия членов организации; и др.
Результатом работы менеджера является управленческое решение. От того, каким
будет это решение, зависит вся деятельность организации, зависит и то, будет
ли достигнута поставленная цель или нет. Поэтому принятие менеджером того или
иного решения всегда представляет собой определенные трудности.
Большинство проблем, которые встречаются в работе менеджера, не так часто
повторяются, и поэтому их решение является тоже своего рода проблемой -
проблемой выбора, который совершить не всегда легко.
Решение - это выбор одной из альтернатив, которые имеются для решения какой-
то проблемы.
В свою очередь, проблема - это ситуация, представляющая собой препятствие к
достижению целей, поставленных организацией. Если бы жизнь была монотонна и
предсказуема, то не возникало бы ни каких проблем и не пришлось бы принимать
решения по их преодолению. Но нельзя сразу предугадать, как сложится та или
иная ситуация. Принятие неэффективных решений - часто результат
отсутствия навыков мыслить логично. Крайне необходимо подходить к принятию
решений как к рациональному процессу.
Любое управленческое решение
проходит через три стадии:
1. Уяснение проблемы
2. Составление плана решения
3. Выполнение решения
Первая стадия процесса состоит в признании необходимости решения и
включает следующие этапы: признание проблемы; формулирование проблемы;
определение критериев успешного решения.
Каждое новое решение в управлении возникает на основе ранее сделанного
решения, действие по которому либо завершилось, либо отклонилось от
первоначально выбранного варианта. Отклонение ситуации от заданного
состояния в процессе принятия решения обнаруживается менеджером не сразу.
На практике это отклонение представляет собой разрыв между целями
организации и способами их достижения.
Стадия выработки решения состоит из этапов разработки, оценки и выбора
альтернатив. Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер
начинает работу по поиску альтернатив или возможных направлений действий
для решения проблемы. Так, можно рассмотреть возможность занятие должности
кем-то из своих кандидатов, принять на работу кого-то со стороны и
т.д. Многие из альтернативных решений легко обнаружить.
Однако нередко возникают новые, уникальные проблемы, решение которых не
умещается в стандартные рамки. В этом случае необходим творческий подход.
Выбор альтернативы является своего рода вершиной в процессе принятия
решения. Сами изучение и анализ в этом случае намного дешевле, чем
эксперимент. Важным инструментом данного метода является разработка и
проигрывание различных моделей решения.
Третья, последняя, стадия в процессе принятия решений - выполнение
решения - состоит из организации выполнения решения, анализа и контроля
выполнения и осуществления обратной связи. Организация выполнения решения как этап предусматривает координацию усилий многих людей. Менеджера здесь
должно интересовать
стремление сделать людей
Информация о работе Подготовка и принятие управленческих решений