Подготовка и принятие управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:37, реферат

Описание работы

Руководителям различных предприятий приходится перебирать многочисленные
комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие
для данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы
организация могла четко эффективно работать, руководитель должен сделать
серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей.
Принятие управленческого решения – это выбор того, как и что планировать,
организовывать, мотивировать и контролировать.

Работа содержит 1 файл

подготовка и принятие управленч. решений.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

Руководителям различных  предприятий приходится перебирать многочисленные

комбинации потенциальных  действий для того, чтобы найти  правильное действие

для данной организации  в данное время и в данном месте. По сути, чтобы

организация могла  четко эффективно работать, руководитель должен сделать

серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей.

Принятие управленческого  решения – это выбор того, как  и что планировать,

организовывать, мотивировать и контролировать.

Принятие решений  является важной  частью  любой управленческой деятельности.

Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений.    

1. Понятие управленческих  решений

Особое место  в теории управления занимает проблема руководства. Традиционно

под руководством принято понимать отношения, возникающие в организации в

процессе и по поводу управления.

Основной принцип  управления - единоначалие. Суть его  в том, что власть, право

решения, ответственность  и возможности контролировать процессы и отношения в

организации предоставляются только одному должностному лицу. Соответственно

руководитель—лицо персонифицирующее ответственность, власть и право контроля.

Поскольку вся  власть и ответственность за функции  контроля над отношениями

закреплены за одним лицом (руководителем), а он физически не в состоянии

осуществлять его  в полном объёме, руководитель вынужден делегировать часть

своих полномочий подчинённым. Например, к управл-м решениям можно отнести: поступление на работу, увольнение с неё и т.д.

Говоря о проблемах  организации, невозможно обойти вниманием такую важную

проблему, как принятие управленческих решений.

Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений.

Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий  из

целеполагания, планирования, организации, координации, контроля и

корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в

виде двух элементов  управления: выработки и осуществления  управленческих

решений. Именно поэтому  решения – центральный элемент  управления и

организации.

Принятие решения  представляет собой сознательный выбор  среди  имеющихся

вариантов или  альтернатив направления  действий, сокращающих разрыв. Таким образом, данный процесс включает в себя такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения.

Подготовка управленческих решений в современных организациях нередко отделена

от функции их принятия и предусматривает работу целого коллектива

специалистов.

                 2. Классификация управленческих решений                

Многообразие решений  представляет собой некоторый комплекс, понимание

которого облегчается  на основе системного подхода, позволяющего раскрыть

строгую систему  решений. В такой системе решений  должны проявляться как общие

признаки, так и  специфические особенности, присущие отдельным видам решений.

              2.1.  Главные отличия управленческих решений.             

     Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает

решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.

     Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной

жизни и может  повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно

высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для

организации в  целом и её работников, и его  решения могут существенно повлиять

на жизнь многих людей.Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании

может существенно  повысить уровень безработицы.

     Разделение труда. В организации существует определённое

разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих

проблем и принятием  решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых

решений.

     

 Профессионализм. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения.

     Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществлённый

руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный

на  достижение целей  организации.

                2.2. Классификация  управленческих решений               

Существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым

образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице 1:

                                                              Таблица 1.

                   Классификация управленческих  решений                  

    

Классификационный

признак

Группы

управленческих  решений

Степень повторяемости проблемы Традиционные - Нетипичные
Значимость  цели и длительность действия Стратегические - Тактические - Операционные
Сфера воздействия Глобальные - Локальные
Длительность  реализации Долгосрочные - Краткосрочные
Прогнозируемые  последствия решения Корректируемые - Некорректируемые
Метод разработки решения Формализованные - Неформализованные
Количество  критериев выбора Однокритериальные - Многокритериальные
Форма принятия Единоличные - Коллегиальные
Способ  фиксации решения Документированные – Недокументированные-Кодированнные
Характер  использованной информации Детерминированные - Вероятностные
Основания для принятия решения Интуитивные –  Решения на суждениях – Рациональные
Место и функции в процессе управления Информационные  – Организационные - Технологические
 

         

     Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости

проблемы, требующей  решения, все управленческие решения  можно подразделить на

традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда

необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся  альтернатив, и нетипичные,

нестандартные решения, когда их поиск связан, прежде всего, с

генерацией новых  альтернатив.

     Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную,

самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими, тактическими или операционными.

     Стратегические решения. Такие решения обычно касаются коренных

проблем. Рассчитаны на длительный отрезок времени, на решение перспективных задач.

Стратегические  цели – это цели, предусматривающие  решение масштабных проблем

и относятся к  компании в целом.

Стратегические  решения являются наиболее важными  решениями. Такие

решения связаны с существенными преобразованиями организации (например: смена

технологии, смена  целей, обновление персонала).

     Тактические решения. Такие решения, как правило, обеспечивают

реализацию стратегических задач. По времени они не превышают  одного года.

Тактические цели – это задачи, предусматривающие  решение частных проблем,намечаемые менеджерами среднего звена.

     

 Оперативные решения. Такие решения связаны с осуществлением

текущих целей  и задач. По времени они рассчитаны на период, не превышающий

месяца.

Операционные цели – это задачи, предусматривающие  решения текущих вопросов,

намечаемые менеджерами  нижнего звена.

     Сфера воздействия. Решение может приниматься с целью повлиять на

работу организации  в целом, в этом случае оно будет  глобальным.

Результат решения  может сказаться на каком –  либо одном или нескольких

подразделениях  организации. В этом случаеоно будет локальным.

     Длительность реализации. Если между принятием решения и завершением

его реализации пройдет  сравнительно короткий срок – решение краткосроч

ное. В то же время все более возрастает количество и значение

долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут

быть удалены  на несколько лет.

     Прогнозируемые последствия решения. Большинство управленческих

решений в процессе  их реализации, так или иначе, поддается  корректировке с

целью устранения каких – либо отклонений или учёта  новых факторов, т.е.

является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия

которых необратимы.

     Метод разработки решения (алгоритм). Некоторые решения, как

правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом  формализованы, т.е.

приниматься по заранее  определённому алгоритму. Другими  словами,

формализованное решение – это  результат выполнения заранее определённой

последовательности  действий.

Например, при составлении  графика ремонтного обслуживания оборудования

начальник цеха может  исходить из норматива, требующего определённого

соотношения между  количеством оборудования и обслуживающим  персоналом. Например: Если в цехе имеется 50 единиц оборудования, а норматив обслуживания составляет 10 единиц на одного ремонтного рабочего, значит, в цехе необходимо иметь пять ремонтников.

В то же время в  процессе управления организациями  часто встречаются новые,

нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не поддаются

формализованному  решению. В таких случаях большую  роль играют

интеллектуальные  способности, талант и личная инициатива менеджеров.

     Количество критериев выбора. Если выбор наилучшей альтернативы

производится только по одному критерию (что характерно для формализованных

решений), то принимаемое  решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно

Информация о работе Подготовка и принятие управленческих решений