Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:37, реферат
Руководителям различных предприятий приходится перебирать многочисленные
комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие
для данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы
организация могла четко эффективно работать, руководитель должен сделать
серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей.
Принятие управленческого решения – это выбор того, как и что планировать,
организовывать, мотивировать и контролировать.
Руководителям различных предприятий приходится перебирать многочисленные
комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие
для данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы
организация могла четко эффективно работать, руководитель должен сделать
серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей.
Принятие управленческого решения – это выбор того, как и что планировать,
организовывать, мотивировать и контролировать.
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности.
Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений.
1. Понятие управленческих решений
Особое место в теории управления занимает проблема руководства. Традиционно
под руководством принято понимать отношения, возникающие в организации в
процессе и по поводу управления.
Основной принцип управления - единоначалие. Суть его в том, что власть, право
решения, ответственность и возможности контролировать процессы и отношения в
организации предоставляются только одному должностному лицу. Соответственно
руководитель—лицо
персонифицирующее
Поскольку вся власть и ответственность за функции контроля над отношениями
закреплены за одним лицом (руководителем), а он физически не в состоянии
осуществлять его в полном объёме, руководитель вынужден делегировать часть
своих полномочий подчинённым. Например, к управл-м решениям можно отнести: поступление на работу, увольнение с неё и т.д.
Говоря о проблемах организации, невозможно обойти вниманием такую важную
проблему, как принятие управленческих решений.
Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений.
Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из
целеполагания, планирования, организации, координации, контроля и
корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в
виде двух элементов управления: выработки и осуществления управленческих
решений. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и
организации.
Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся
вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв. Таким образом, данный процесс включает в себя такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения.
Подготовка управленческих
решений в современных
от функции их принятия и предусматривает работу целого коллектива
специалистов.
2. Классификация управленческих решений
Многообразие решений представляет собой некоторый комплекс, понимание
которого облегчается на основе системного подхода, позволяющего раскрыть
строгую систему решений. В такой системе решений должны проявляться как общие
признаки, так и специфические особенности, присущие отдельным видам решений.
2.1. Главные отличия управленческих решений.
Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает
решение исходя не
из своих собственных
Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной
жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно
высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для
организации в
целом и её работников, и его
решения могут существенно
на жизнь многих людей.Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании
может существенно повысить уровень безработицы.
Разделение труда. В организации существует определённое
разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих
проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых
решений.
Профессионализм. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения.
Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществлённый
руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный
на достижение целей организации.
2.2. Классификация
управленческих решений
Существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым
образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице 1:
Классификация управленческих решений
Классификационный
признак |
Группы
управленческих решений |
Степень повторяемости проблемы | Традиционные - Нетипичные |
Значимость цели и длительность действия | Стратегические - Тактические - Операционные |
Сфера воздействия | Глобальные - Локальные |
Длительность реализации | Долгосрочные - Краткосрочные |
Прогнозируемые последствия решения | Корректируемые - Некорректируемые |
Метод разработки решения | Формализованные - Неформализованные |
Количество критериев выбора | Однокритериальные - Многокритериальные |
Форма принятия | Единоличные - Коллегиальные |
Способ фиксации решения | Документированные
– Недокументированные- |
Характер использованной информации | Детерминированные - Вероятностные |
Основания для принятия решения | Интуитивные – Решения на суждениях – Рациональные |
Место и функции в процессе управления | Информационные – Организационные - Технологические |
Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости
проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на
традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда
необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные,
нестандартные решения, когда их поиск связан, прежде всего, с
генерацией новых альтернатив.
Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную,
самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими, тактическими или операционными.
Стратегические решения. Такие решения обычно касаются коренных
проблем. Рассчитаны на длительный отрезок времени, на решение перспективных задач.
Стратегические цели – это цели, предусматривающие решение масштабных проблем
и относятся к компании в целом.
Стратегические решения являются наиболее важными решениями. Такие
решения связаны с существенными преобразованиями организации (например: смена
технологии, смена целей, обновление персонала).
Тактические решения. Такие решения, как правило, обеспечивают
реализацию стратегических задач. По времени они не превышают одного года.
Тактические цели
– это задачи, предусматривающие
решение частных проблем,
Оперативные решения. Такие решения связаны с осуществлением
текущих целей и задач. По времени они рассчитаны на период, не превышающий
месяца.
Операционные цели – это задачи, предусматривающие решения текущих вопросов,
намечаемые менеджерами нижнего звена.
Сфера воздействия. Решение может приниматься с целью повлиять на
работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.
Результат решения может сказаться на каком – либо одном или нескольких
подразделениях организации. В этом случаеоно будет локальным.
Длительность реализации. Если между принятием решения и завершением
его реализации пройдет сравнительно короткий срок – решение краткосроч
ное. В то же время все более возрастает количество и значение
долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут
быть удалены на несколько лет.
Прогнозируемые последствия решения. Большинство управленческих
решений в процессе их реализации, так или иначе, поддается корректировке с
целью устранения каких – либо отклонений или учёта новых факторов, т.е.
является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия
которых необратимы.
Метод разработки решения (алгоритм). Некоторые решения, как
правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е.
приниматься по заранее определённому алгоритму. Другими словами,
формализованное решение – это результат выполнения заранее определённой
последовательности действий.
Например, при составлении графика ремонтного обслуживания оборудования
начальник цеха может исходить из норматива, требующего определённого
соотношения между количеством оборудования и обслуживающим персоналом. Например: Если в цехе имеется 50 единиц оборудования, а норматив обслуживания составляет 10 единиц на одного ремонтного рабочего, значит, в цехе необходимо иметь пять ремонтников.
В то же время в процессе управления организациями часто встречаются новые,
нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не поддаются
формализованному решению. В таких случаях большую роль играют
интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров.
Количество критериев выбора. Если выбор наилучшей альтернативы
производится только по одному критерию (что характерно для формализованных
решений), то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно
Информация о работе Подготовка и принятие управленческих решений