Планирование внедрения и основные этапы разработки систем качества на промышленных предприятиях для расширения конкурентоспособности п

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 02:18, курсовая работа

Описание работы

Рассмотреть теоретические аспекты анализа качества и конкурентоспособности продукции, рассмотреть хозяйственную и финансовую деятельность предприятия ОАО «Оренбургоблгаз». Рассмотреть на данном предприятии планирование качества и повышение конкурентоспособности продукции.

Работа содержит 1 файл

ОАО «Оренбургоблгаз».docx

— 42.29 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

1.1 Понятие качества  и конкурентоспособности

1.2 Показатели качества  и конкурентоспособности

1.3 Способы повышения  качества и конкурентоспособности

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ  КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ПРОДУКЦИИ

2.1 Общая характеристика  предприятия

2.2 Анализ качества  продукции

2.3 Анализ конкурентоспособности  продукции

2.4 Планирование качества  и повышение конкурентоспособности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 
 

Проблема качества продукции носит в современном  мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической  и социальной жизни страны. Объективный  фактор, объясняющий многие глубинные  причины наших экономических  и социальных трудностей, снижающихся  темпов экономического развития за последние  десятилетия, с одной стороны, и  причины повышения эффективности  производства и уровня жизни в  развитых странах Запада, с другой это качество создаваемой и выпускаемой  продукции. Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки, и следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. 

В свою очередь, конкурентоспособность  связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых  можно выделить два основных - уровень  цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит  на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. Новейший подход к стратегии предпринимательства  заключается в понимании того, что качество является самым эффективным  средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим снижения издержек производства. 

Цель написания  курсовой работы: Рассмотреть теоретические  аспекты анализа качества и конкурентоспособности  продукции, рассмотреть хозяйственную  и финансовую деятельность предприятия  ОАО «Оренбургоблгаз». Рассмотреть на данном предприятии планирование качества и повышение конкурентоспособности продукции. 

Исходя из поставленных целей, определяются задачи:

-изучение динамики  показателей;

-выполнение плана  по их уровню;

-причины их изменения  и оценка выполнения плана  по уровню качества продукции  и конкурентоспосоности;

-определение влияния  качества на стоимостные показатели  работы предприятия.

-оценка конкурентоспособности  продукции;

-изучение факторов, воздействующих на уровень конкурентоспособности;

-разработка мер  по обеспечению необходимого  уровня конкурентоспособности продукции. 

Актуальность данной темы заключается в том, что для  предприятий в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень многое. Прежде всего, формирование имиджа предприятия. Имидж высокого уровня - это уверенность  и популярность, устойчивое положительное  отношение покупателей к фирме, ее товарам, услугам, атрибутам фирменному стилю, товарному знаку, рекламе. Высокий  уровень качества продукции для  государства: ускорение НТП, увеличение экспорта, могущество, процветание, новые  рынки сбыта. 

Предметом исследования является изучение динамики показателей, выполнение плана по их уровню, причины  их изменений и оценка выполнения плана по уровню качества продукции  и конкурентоспособности на примере  котельных установок предприятия  ОАО «Оренбургоблгаз». 

Объект изучения курсовой работы: планирование качества и конкурентоспособности на предприятии  ОАО «Оренбургоблгаз». 
 
 
 
 
 
 
 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ КАЧЕСТВА  И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 

1.1 ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА  И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 
 

Под качеством продукции  понимают совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. 

Качество -- один из основных факторов, способствующих росту реализации и определяющих конкурентоспособность выпускаемой продукции и самого предприятия. Однако повышение качества, как правило, требует дополнительных затрат и увеличения себестоимости единицы продукции. 

Повышение качества продукции позволяет:

увеличить повышение  качества товаров и услуг;

улучшить структуру  экспорта;

осуществить на практике НТП и др. 

Таким образом, высокий  уровень качества продукции для  государства: ускорение НТП, увеличение экспорта, могущество, процветание, новые  рынки сбыта. 

 А для предприятий  в условиях рыночных отношений  постоянный выпуск качественной  продукции означает очень многое. Прежде всего формирование имиджа  предприятия . 

Таким образом, решение  проблемы качества продукции на предприятии - это высокий его имидж у  покупателей, это выход так же на внешний рынок, это основа для  получения максимальной прибыли  устойчивого качества продукции. 

На каждом предприятии  на качество продукции влияют разнообразные  факторы, как внутренние, так и  внешние. 

К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально - психологические. 

Технические факторы  самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение  новой технологии, применение новых  материалов, более качественного  сырья - материальная основа для выпуска  конкурентоспособной продукции. 

Организационные факторы  связаны с совершенствованием организации  производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала. 

Экономические факторы  обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой  ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции. 

Социально - экономические  факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку  своего предприятия, моральное стимулирование работников - все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной  продукции. 

Внешние факторы  в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. К  ним в первую очередь можно  отнести: требования рынка, т.е. покупателей, конкуренцию и т.д. 

Конкурентоспособность товара - это совокупность характеристик  продукта и сопутствующих его  продаже и потреблению услуг, отличающих его от продуктов- аналогов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уровню затрат на его  приобретение и эксплуатацию. Это  способность товара соответствовать  ожиданиям потребителей, способность  товара быть проданным. Качество товара является основной составляющей его  конкурентоспособности.

1.2 ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА  И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 
 

Различают обобщенные, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. Они характеризуют  параметрические, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень  его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. 

К обобщающим показателям  качества относят: - удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска; - удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам; - удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны; - удельный вес  аттестованной продукции. 

Индивидуальные (единичные) показатели характеризуют одно из 

следующих свойств:

* полезность;

* надежность;

* технологичность;

* эстетичность. 

Косвенные показатели -- штрафы за некачественную продукцию, удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др. 

В процессе анализа  качества:

* оценивается технический  уровень продукции;

* выявляются отклонения  технического уровня отдельных  изделий по сравнению с базовым  уровнем и теоретически возможным;

* анализируется структура  выпуска по параметрам, характеризующим  качество изготовления и поставки  продукции;

* выявляются факторы,  сдерживающие рост технического  уровня продукции;

* обосновываются  возможности повышения качества. 

Для оценки выполнения плана по качеству используются следующие  методы: 

1) определяется средневзвешенный  балл качества продукции и  путем сравнения фактического  и планового его уровня находится  процент выполнения плана по  качеству (балльный метод); 

2) по продукции,  качество которой характеризуется  сортом или кондицией, рассчитывается  доля продукции каждого сорта  в общем объеме производства, средний коэффициент сортности,  средневзвешенная цена изделия  в сопоставимых условиях. 

Долю каждого сорта  в общем объеме продукции сравнивают с планом, а для изучения динамики качества -- с данными прошлых лет. 

Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции  используют разные методы. Сущность балльного  метода оценки состоит в определении  средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения  фактического и планового его  уровня находят процент выполнения плана по качеству. 

Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной  и зарекламированной продукции. 

При анализе качества продукции необходимо определить уровень  ее качества. 

Уровень качества -- это относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими показателями продукции, принятой в качестве базы для сравнения. 

Уровень качества (УК) можно определить по формуле: 

УК = q/qБ, (5)

где q, qБ - соответственно численные значения показателя качества оцениваемого образца и базового показателя.

Оценка качества продукции предполагает выполнение соответствия показателей качества продукции требованиям потребителей и выбор, в случае необходимости, направления улучшения его качества. 

Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям: запросов потребителей; стандартов; договоров; контрактов. 

Экспертный метод  общей оценки уровня качества продукции  основан на использовании опыта  и интуиции специалистов-экспертов. Он применяется тогда, когда нет  необходимой количественной информации о свойствах оцениваемого или (и) базового образцов. Оценки выставляются экспертами в баллах, долях или  процентах. Итоговый показатель уровня качества определяют как среднеарифметическое значение оценок всех экспертов. По результатам  анализа количественных оценок уровня качества продукции принимаются и реализуются соответствующие управленческие решения. 

Анализ и оценка конкурентоспособности продукции  должны выполняться на основе согласованного применения теоретического и прикладного  аппарата и включать решение следующих  проблем: 

Информация о работе Планирование внедрения и основные этапы разработки систем качества на промышленных предприятиях для расширения конкурентоспособности п