Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:03, реферат
В соответствии с целью реферата были поставлены следующие задачи:
изучить структуру плана ТОР и рассмотреть содержание основных разделов;
дать общую характеристику порядку разработки плана ТОР;
охарактеризовать (проанализировать) источники финансирования мероприятий плана ТОР.
Введение
1. Сущность планирования на предприятии
1.1. Понятие планирования
1.2. Классификация типов планирования
1.3. Текущее планирование на предприятии
2. Планирование технического и организационного развития предприятия
2.1. Структура плана ТОРП и краткое содержание основных разделов
2.2. Порядок разработки плана ТОРП
2.3. Источники финансирования мероприятий плана ТОРП
Выводы
Список использованной литературы
Министерство образования РФ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Норильский индустриальный институт»
Кафедра экономики, менеджмента и организации производства
Реферат
по дисциплине: Планирование на предприятии
на тему: «Планирование организационно-технического развития предприятия»
Выполнил: студентка группы МН-07
Макаренко О.Ю.
Проверил: к.т.н., доцент Жигулина М.А.
Норильск 2011
Содержание
Введение
1. Сущность планирования на предприятии
1.1. Понятие планирования
1.2. Классификация типов планирования
1.3. Текущее планирование на предприятии
2. Планирование технического и организационного развития предприятия
2.1. Структура плана ТОРП и краткое содержание основных разделов
2.2. Порядок разработки плана ТОРП
2.3. Источники финансирования мероприятий плана ТОРП
Выводы
Список использованной литературы
При переходе в России к рыночным отношениям планирование оказалось практически полузабытым. А между тем оно является одной из важнейших функций управления любым предприятием. Именно с планирования и начинается как создание, так и функционирование коммерческой организации.
Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к большим, ничем не оправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.
На предприятиях, как правило, осуществляется как стратегическое (долгосрочное) планирование, так и детальная разработка оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту.
В календарных планах (месячных, декадных, квартальных, полугодовых) детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективным и среднесрочным планом. Календарные планы производства включают сведения о заказах, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом сроков исполнения каждого заказа. В них также предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др.
В рыночных условиях предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе. Поэтому всякий, кто всерьез намерен заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный план - документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие детально разработанного плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы. Он дает также возможность:
Максимально использовать конкурентные преимущества, предотвращать возможные ошибки;
Отслеживать новые тенденции и использовать их в своей деятельности;
Смягчить влияние слабых сторон деятельности предприятия;
Своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;
Оценить результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия.
В свое время один из самых влиятельных теоретиков менеджмента Питер Друкер сказал: «План - не догма, а руководство к действию…» Он используется для обоснования идей, целей, для управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности. По мере реализации и изменения обстоятельств, план может уточняться путем корректировок соответствующих показателей.
План необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям. Во всех случаях стратегическое планирование осуществляется высшим руководством предприятия, а в разработке годовых и календарных планов (месячных, декадных и т.д.) участвуют все его службы.
Целью данного реферата является рассмотрение основных моментов одного из разделов текущего плана предприятия, а именно планирование технического и организационного развития предприятия.
В соответствии с целью реферата были поставлены следующие задачи:
изучить структуру плана ТОР и рассмотреть содержание основных разделов;
дать общую характеристику порядку разработки плана ТОР;
охарактеризовать (проанализировать) источники финансирования мероприятий плана ТОР.
Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики становится возможной лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов социально-экономического развития предприятий.
Планирование деятельности стало в настоящее время экономической основой свободных рыночных отношений отдельных людей и целых трудовых коллективов, малых и больших предприятий, разных фирм и организаций, всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с различными формами собственности.
Как показала практика, применение планирования создает для предприятий целый ряд преимуществ:
делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
своевременно проясняет возникающие проблемы;
стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
улучшает координацию действий в организации;
создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;
увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
способствует более рациональному распределению ресурсов.
В процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения фирмами и предприятиями.
Любое планирование начинается с организации работ по планированию, координации этих работ, распределение обязанностей и мотивации на результат.
Далее работы по планированию организуются и координируются по иерархической структуре планов и их функциональности.
Для принятия плановых решений осуществляется сбор, обработка и анализ информационной базы.
Т.е. планирование является ключевой функцией управления, направленная на построение логики, достижения цели организации.
Планирование – важнейшее звено в хозяйственном механизме предприятия, это основная функция управления предприятием. Это процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации плана создания, развития и функционирования предприятия.
Планирование – это процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий и определения наилучших способов достижения целей, заданий и показателей экономического и социального развития предприятия.
План предприятия – это модель его будущего, включающая систему мероприятий, направленных на сбалансированное взаимодействие ресурсов предприятия и определяющая объем, методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реализации продукции или оказанию услуг. План позволяет количественно формулировать цели развития производства, концентрировать ресурсы и направлять их на решение основных проблем предприятия.
Основными задачами планирования на уровне предприятия являются:
сосредоточение внимания на приоритетных направлениях;
готовность к реакции на изменения во внешней среде;
сведение к минимуму нерациональных действий при возникновении неожиданных ситуаций;
обеспечение четкого взаимодействия между подразделениями предприятия, а также между исполнителями;
разработка ассортиментной политики с учетом требований маркетинга и другие.
Процесс планирования состоит из четырех частей:
1. Разработка общих целей
2. Определение конкретных детализированных целей на заданный период
3. Определение путей и средств их достижения
4. Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими, корректировка целей.
Все виды планирования на предприятии могут быть систематизированы по таким классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, время действия, сфера применения, стадии разработки, степень точности и другие. Рассмотрим основные типы классификации планирования на предприятии.
По содержанию плановых решений.
стратегическое (ориентированно на долгосрочную перспективу и определяет цель, основные направления деятельности, пути и средства достижения цели.)
тактическое (принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей)
оперативно-календарное (планирование отдельных операций в общем, хозяйственном потоке, четок ориентированное во времени)
бизнес - планирование (применяется для организации производства новых товаров, новых предприятий.)
По степени охвата сфер деятельности выделяют:
общее планирование (планирование всех сфер деятельности предприятия);
частное планирование (планирование определенных сфер деятельности).
По уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии на высшем уровне управления принято различать такие виды планирования, как:
фирменное;
корпоративное;
заводское
или иные системы планов, относящиеся к высшему управленческому звену или в целом ко всей хозяйственной организации.
На среднем уровне управления - цеховая система планирования.
На нижнем уровне управления - производственная система планирования, которая может охватывать отдельные объекты планирования: участок, бригаду, рабочее место и т.д.
В зависимости от срока, на который разрабатываются планы:
перспективное (долгосрочное) планирование (охватывает период более 5 лет);
среднесрочное планирование (осуществляется на период от 1 до 5 лет);
текущее (краткосрочное) планирование (до года, включая недельное, месячное, квартальное планирование).
Конкретным выражением технологического, технико-экономического и социального планирования на ближайшую перспективу (на год) является текущий (годовой) план предприятия.
Текущий или годовой план предприятия – это развернутая программа технической, производственно-хозяйственной, финансовой и социальной деятельности предприятия, направленная на выполнение задач стратегического плана и повышение эффективности производства.
Особенность годового плана предприятия – его комплексность. Это значит, что кроме плановых показателей, в его составе должно быть технико-экономическое обоснование этих показателей и мероприятий, обеспечивающих их выполнение.
Годовой план не только ставит перед коллективом задачи по производству, труду, себестоимости и прочие, но и указывает конкретные пути и способы их решения.
Функции текущего плана:
прогнозирование
координация
контроль
Годовой план предприятия может состоять из следующих разделов:
Информация о работе Планирование организационно-технического развития предприятия