Планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данного исследования заключается в изучении теоретических основ планирования.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность и содержание планирования
изучить виды планирования

Содержание

Введение 3
1.СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1Предмет, метод и задачи планирования 5
1.2Принципы планирования 9
1.3Методы планирования 13
2.ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
2.1Стратегическое планирование 15
2.2Тактическое планирование 20
3.РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ И ТЕКУЩИХ ПЛАНОВ 26
Заключение 29
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая2.docx

— 52.31 Кб (Скачать)
ify">       Реализация стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Основные составляющие успешного выполнения стратегии:

  • цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии;
  • руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок;
  • в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

         Оценка выбранной (реализуемой) стратегии заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей? Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:

  • соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;
  • соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;
  • приемлемость риска, заложенного в стратегии.

         Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов. И. Ансофф в своей книге «Стратегическое управление» формулирует следующие принципы стратегического контроля:

  1. Из-за неопределенности и неточности расчетов стратегический проект может легко превратиться в пустую затею. Допускать этого нельзя, расходы должны приводить к запланированным результатам. Но в отличие от обычной практики производственного контроля внимание должно быть сконцентрировано на окупаемости расходов, а не на контроле за бюджетом.
  2. В каждой контрольной точке необходимо сделать оценку окупаемости расходов в течении жизненного цикла нового товара. До тех пор пока окупаемость превышает контрольный уровень, реализацию проекта следует продолжать. Когда она окажется ниже этого уровня, следует рассмотреть и другие возможности, в том числе прекращение проекта. 10

           Функции высшего руководства в процессе реализации стратегии:

  1. Углубленное изучение состояния среды, целей и разработки стратегий: окончательное уяснение сущности определенных целей и более широкое доведение идей стратегий и смысла целей до сотрудников фирмы.
  2. Принятие решений по эффективности использования имеющихся у фирмы ресурсов.
  3. Решения по поводу организационной структуры.
  4. Проведение необходимых изменений на фирме.
  5. Пересмотр плана выполнения стратегии в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. 11

 

2.2Тактическое планирование

       Тактическое планирование неразрывно связано со стратегическим планированием, так как там, где используется стратегическое планирование, возникает потребность в тактическом планировании.

Тактическое планирование означает уточнение, коррекцию, дополнение, одним  словом, конкретизацию стратегии. Под  тактическим планированием понимают планирование действий, которые должны представлять наиболее эффективные  способы достижения стратегических целей. Иными словами, тактика является одной из форм выражения стратегии. Стратегия и тактика, в общем  плане, имеют родственные цели и  их сущность заключается в определении  средств, с помощью которых предприятие  стремится к достижению поставленных целей и заданий. Тактическое планирование — это детальное планирование, определение и разработка вопросов в рамках технических линий. Тактику можно рассматривать как определенные шаги, ступени по направлению к вершине — общей цели, предусмотренной стратегией.

       Чтобы лучше понять, что такое тактическое планирование, рассмотрим различия между стратегическим и тактическим планированием по некоторым характеристикам.

       Подробность. В стратегическом планировании проводится планирование общих линий деятельности предприятия. В тактическом планировании имеет место детальное планирование.

       Временной уровень. В стратегическом планировании планы характеризуются долгосрочностью, а в тактическом планировании — краткосрочностью.

       Лица, принимающие решения. В стратегическом планировании решения принимают немногочисленные специалисты из высшего руководства, в тактическом — многочисленные специалисты из среднего звена руководства.

Характер проблем. В стратегическом планировании рассматриваются редко  повторяющиеся проблемы и задачи, а в тактическом планировании решаются однородные проблемы.

       Степень регулярности действии. В стратегическом планировании действия могут носить как регулярный, так и нерегулярный характер. В тактическом планировании принят фиксированный график действий.

Количество альтернатив. В стратегическом планировании может  быть много альтернатив, в тактическом  планировании таких альтернатив  мало.

Процесс тактического планирования состоит из двух взаимосвязанных  стадий: подготовка плана и его  принятие. Подготовка плана включает в себя сбор, систематизацию и уточнение  различной информации э деятельности предприятия, анализ полученной информации, угощение целей и задач планирования, постановку менеджером задач отдельным структурным подразделениям и работникам на разработку плана, определение подлежащих включению в план мероприятий. Принятый план обязательно должен быть документально оформлен и утвержден руководителем предприятия.

       Тактическое планирование занимает промежуточное положение между долгосрочным стратегическим и краткосрочным (оперативно-календарным). Стратегическое планирование предполагает длительный плановый горизонт на 10-15 лет. Однако с учетом нестабильности рыночной среды в российских условиях на многих предприятиях стратегия разрабатывается на среднесрочный период не более 5 лет. В свою очередь тактическое планирование, как правило, охватывает плановый горизонт на 1-2 года и является периодическим планированием.

       Суть  хорошо поставленного тактического  планирования в том, чтобы провести  долгосрочные стратегические решения  в количественные показатели  тактического плана, обеспечивающие  постоянную координацию производственно-хозяйственной  деятельности. Поэтому тактический  план, как бы тщательно он ни  был разработан, без стратегического  плана эффекта не даст. Здесь  проявляется так называемый синергетический  эффект, суть которого в том,  что эффективные хозяйственные  решения лежат на «стыке» различных  планов. К сожалению, такое положение  на производственных предприятиях  встречается редко.12

       Тактическое  планирование выступает как средство  реализации стратегического плана  предприятия. В рамках тактического  планирования, исходя из имеющегося  ресурсного потенциала предприятия,  с учетом реализуемой стратегии  развития определяются и утверждаются  ведущие к достижению генеральных  целей в среднесрочном и краткосрочном  периодах:

- продуктовая программа;

- планы (задачи и мероприятия)  по функциональным сферам деятельности;

- проекты или целевые  программы.

       Тактический  план представляет собой развернутую  программу всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности  предприятия, направленную на  достижение генеральных целей  стратегического плана при наиболее  полном и рациональном использовании  материальных, трудовых, финансовых  и природных ресурсов.

       Особое  внимание в тактическом плане  должно уделяться показателям  эффективности деятельности предприятия:  повышению конкурентоспособности  продукции, обеспечению желаемого  уровня рентабельности, росту производительности  труда, соблюдению договорных  обязательств и др.

       В условиях  перехода к рынку существенно  меняется природа тактического, как правило, годового плана.  Из инструмента балансовой увязки  ресурсов он должен превратиться  в эффективную плановую систему  принятия управленческих решений  на предприятии. Любые просчеты  в оценке потребностей рынка и собственных возможностей предприятия грозят убытками или даже банкротством.

       Отличительная  особенность тактического плана  заключается в том, что он  заставляет руководителей и специалистов  всех уровней предприятия направлять  свои усилия на поиск путей  реализации целей и задач стратегического  плана.

        Управленческие  решения, принимаемые при тактическом  планировании, базируются на более  объективной и полной информации, чем при стратегическом планировании. Эти решения более детальны  и конкретны, связаны с меньшим  риском, так как разрабатываются  на меньший временной период. Кроме того, текущие плановые  решения легче количественно оценивать, ранжировать по критериям и выбирать наиболее оптимальный вариант.

       Тактический  план выполняет функции координации  и контроля.

       Функция  координации действий предполагает, что план устанавливает определенные  пропорции между ресурсами и  видами деятельности предприятия.  Координация требует интеграции  всех разделов текущего плана.  Поэтому на крупных предприятиях  процесс планирования носит повторяющийся  характер и требует создания  сложной плановой системы. На  протяжении всего процесса планирования  должна осуществляться проверка  согласованности планов с учетом  реализуемости и эффективности  предлагаемых управленческих решений.  Кроме того, необходимо применение  в тактическом планировании различных  оптимизационных методов.

        Важнейшей  функцией тактического планирования  является обеспечение эффективного  контроля. Точность реализации целевых  установок плана, зависит от  того, как налажен контроль за  его выполнением. Система отчетности  о выполнении плана, методы  оценки и измерения результатов  деятельности всех структурных  подразделений предприятия должны  позволить организовать управление  по отклонениям. Это дает возможность  высшему управленческому персоналу  уделять внимание только исключительным  событиям или ситуациям, вызывающим  отклонения от нормального хода  производства. Тем самым сберегается  время для решения первоочередных  стратегических вопросов.13

       Основными  задачами тактического планирования  являются:

- формирование оптимальной  или обеспечивающей достижение  требуемого уровня финансового  результата продуктовой программы;

- разработка комплекса  соответствующих функциональных  и проектных мероприятий.

       При  тактическом планировании руководствуются  блоком показателей выручки и  издержек (себестоимости) продукции,  рассчитанных на базе текущих  цен, т.е. с учетом ценовой  динамики и инфляции.

       В зависимости  от вида и объема применяемых  на предприятии расчетных моделей  (моделей планирования продуктовых  программ, финансовых моделей) возникают  различные степени свободы и  проблемы при тактическом планировании  в подразделениях. Так, показатели  объемов снабжения, производства  и сбыта всех подразделений  должны быть согласованны для  достижения желаемого объема  продаж и создания необходимых  запасов, чтобы поддерживать экономически  выгодные объемы производства.

       Составление,  координация и утверждение тактических  планов в подразделениях осуществляется  в ходе многоступенчатого, итеративного (часто повторяемого) процесса планирования  с учетом взаимовлияния всех  подразделений и уровней управления  предприятия.

 

 

3.РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕРСПЕКТИВНИХ И ТЕКУЩИХ ПЛАНОВ

 

Реализация перспективных  и текущих планов выполняет ряд  взаимосвязанных функций. Во-первых, объективизируют идеальный проект (решение), построенный в умах его разработчиков. Представляет его в форме, доступной для восприятия и понимания другим людям. Во-вторых, предоставляет производству необходимые возможности для повышения его эффективности. В-третьих, соотносит эффективность производства с исходным замыслом и вносит в планы необходимые коррективы.14

Информация о работе Планирование на предприятии