Планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данного исследования заключается в изучении теоретических основ планирования.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность и содержание планирования
изучить виды планирования

Содержание

Введение 3
1.СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1Предмет, метод и задачи планирования 5
1.2Принципы планирования 9
1.3Методы планирования 13
2.ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
2.1Стратегическое планирование 15
2.2Тактическое планирование 20
3.РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ И ТЕКУЩИХ ПЛАНОВ 26
Заключение 29
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая2.docx

— 52.31 Кб (Скачать)

1. Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.

2. Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.

3. Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.

4. Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.

5. Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.

6. Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.

7. Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.

       Следовательно, основные принципы планирования ориентируют предприятие на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы тесно взаимосвязаны и переплетены между собой. Некоторые из них действуют в одном направлении, например, эффективность и оптимальность. Другие, например гибкость и точность, в разных направлениях. Наряду с рассмотренными важнейшими принципами планирования большое значение в рыночной экономике имеют принципы участия и холизма в разработанном Р.Л Акоффом новом методе интерактивного планирования.

       Принцип участия показывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя – неважно насколько плохо, чем быть планируемым другими – неважно насколько хорошо. Смысл этого: увеличить свои желания и способности удовлетворить потребности как собственные, так и чужие. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит в стимулировании и облегчении планирования другими для себя.

       Принцип холизма состоит из двух частей: координация и интеграция.

Координация устанавливает, что деятельность ни одной части предприятия нельзя планировать эффективно, если ее выполнять  независимо от остальных объектов данного  уровня, а возникшие проблемы необходимо решать совместно.

        Интеграция определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.

        Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма. Согласно ему, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.

       Существуют также такие принципы планирования, как централизованный, децентрализованный и комбинированный.

 

1.3Методы планирования

   Методы планирования - это совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечиваются разработка и обоснование плановых документов.

       В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.5

       Балансовый метод  в планировании означает, что  план производства продукта, ресурса,  организации в целом обосновывается  составлением балансов, в которых  предварительно определяются потребности  и источники удовлетворения этих  потребностей. Выявленные ресурсы  увязываются с расчетными потребностями,  т.е. балансируются. Поскольку  совокупные потребности, как правило,  выше возможных объемов ресурсов, то в процессе разработки конкретных  балансов происходит ранжирование  потребностей. В общей системе  экономических балансов выделяются  балансы материальные, трудовые  и финансовые.

        Нормативный  метод основан на определении  и использовании прогрессивной  системы норм и нормативов, отражающей  достижения науки и важнейшие  цели развития экономики.

        Программно-целевой  метод- это способ формирования  систем плановых решений, сущность  которого в отборе основных  целей социального, экономического  и научно-технического развития  объекта управления, разработке  взаимоувязанных мероприятий по  их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии самого объекта.

        Математический  метод используется в процессе  обоснования, разработки и контроля  над ходом реализации плановых  документов, он позволяет повысить  научную обоснованность и оптимизацию  планов использованием в планировании  экономико-математических моделей  и вычислительной техники.

        Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.

       Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.

       Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.

       Соотношение между  различными методами разработки  планов зависит от продолжительности  плановых периодов, целей и задач,  стоящих перед организацией, опыта  и квалификации работников.

       В процессе планирования ни один из рассматриваемых методов не применяется в чистом виде.

 

 

2. ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

 

2.1 Стратегическое  планирование

 

       Стратегическое  планирование представляет собой  комплексную систему, которая  базируется на прогнозировании  внешней окружающей среды и  выработке способов и методов  адаптации организации к ее  постоянным изменениям. В стратегическом  планировании важное место отводится  анализу перспектив организации,  задачей которого является выяснение  тенденций, опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных  ситуаций, которые способны изменить  сложившиеся тенденции. Для стратегического  планирования характерны следующие  особенности: основные элементы  стратегического плана формируются  на совещаниях высшего руководства  организации, проводимых ежегодно; годовая детализация стратегического  плана осуществляется одновременно  и в тесной связи с разработкой  тактического плана; за стратегическое  планирование отвечают плановый  отдел организации и отделы  в ее стратегических хозяйственных  подразделениях. 6

       Главная  задача стратегического планирования  заключается в обеспечении гибкости  и нововведений в деятельности  организации, необходимые для  достижения целей в изменяющейся  среде.

       В рамках  стратегического планирования решаются  четыре основные задачи стратегического  планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде,  координация и регулирование  хозяйственных процессов и формирование  стратегической организационной  культуры.

       Распределение  ресурсов. Этот процесс включает  распределение ограниченных ресурсов  предприятия, таких как дефицитные  кадры- управленческий персонал и специалисты, технологии, производственные фонды, финансовые ресурсы.

       Адаптация  к внешней среде представляет  собой действия стратегического  характера, которые улучшают отношения  организации с ее окружением.

       Координация  и регулирование хозяйственных  процессов. Координация стратегической  деятельности должна вестись  с целью достижения эффективной  интеграции внутри организации  с учетом ее сильных и слабых  сторон. Обеспечение эффективных  внутренних операций в организациях  является важнейшим фактором  планирования.

       Стратегическая  организационная культура предполагает  систематическое развитие мышления  управленческого персонала путем  формирования структуры организации,  стиля управления, нацеленных на  постоянные поиски, изменения, условие  опыта прошлых стратегических  решений.

         Стратегическое планирование лежит  в основе целенаправленной деятельности  организации. При стратегическом  планировании решаются, в частности,  организационные проблемы, проблемы  стратегического прогнозирования,  распределения ресурсов, адаптации  к внешней среде, внутренней  координации действий.

       Стратегическое  планирование имеет смысл только  тогда, когда оно реализуется  при управлении организацией, когда  организация стратегические и  тактические действия увязывает  со своими стратегическими планами  и выделяет необходимое для  их реализации ресурсное обеспечение.7

         Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.  
        Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. 
Стратегическое планирование дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития. 
До последнего времени стратегическое планирование было прерогативой крупных международных концернов. Однако ситуация стала меняться, и, как показывают опросы, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают заниматься вопросами стратегического планирования.

Этапы стратегического планирования

   Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:

  1. Определение миссии и целей организации.
  2. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.
  3. Выбор стратегии.
  4. Реализация стратегии.
  5. Оценка и контроль выполнения.

Определение миссии и целей организации8

 

         Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования.  
       Миссия – это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении. Обычно в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, на ней не должны отражаться финансовые проблемы и т.д. В миссии не принято указывать получение прибыли в качестве основной цели создания организации, хотя получение прибыли является важнейшим фактором функционирования предприятия. 
       Цель – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели заключается в следующем:

  • четкая ориентация на определенный интервал времени;
  • конкретность и измеримость;
  • непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;
  • адресность и контролируемость. 9

      Исходя из миссии и целей существования организации строятся стратегии развития и определяется политика организации. 
       Выбор стратегии. Стратегический выбор предполагает формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации.

Информация о работе Планирование на предприятии