Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:50, курсовая работа
Гипотеза исследования: планирование карьеры менеджера в процессе профессиональной подготовки в вузе будет успешным, если будут разработаны организационно-методические основы этого процесса, включающие в себя:
- обоснование подходов, принципов, целей, задач, этапов планирования карьеры на стадии профессиональной подготовки, опирающееся на анализ управленческой деятельности;
- выявление педагогических условий планирования карьеры, среди которых особое внимание должно уделяться мониторингу профессионально-личностного развития студентов;
- разработку методики планирования карьеры в процессе профессиональной подготовки в вузе с целью ее использования в системе профессионального гуманитарного образования.
Введение……………………………………………………………………………3
Понятие карьеры…………………………………………………………….6
Типы и этапы карьер………………………………………………………. .9
Выбор карьеры……………………………………………………………..10
Фазы развития профессионала…………………………………………….11
Планирование карьеры…………………………………………………….13
Управление карьерой………………………………………………………14
Методологические и организационные основы планирования карьеры.19
Структура и развитие карьеры…………………………….………………21
Планирование карьеры: российская практика…………………………...24
Заключение………………………………………………….…………………….29
Список использованных источников……………………………………………31
Приложение……………………………………………………………………….32
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………………31
Приложение……………………………………………………
Введение
Планирование определяется как формулирование намерений в высшей степени реальных с точки зрения возможности их реализации. Планирование охватывает обычно определение целей и обеспечение средств.
Планирование карьеры, по мнению американских специалистов в области психологии труда, - это прежде всего процесс медленного развития профессиональной самоконцепции и самоопределения в терминах собственных способностей, талантов, мотивов, потребностей, отношений и ценностей. Американский специалист Шейн утверждает необходимость определения своего "карьерного якоря" ( career anchor) - интереса или ценности, от которого человек ни за что не откажется, если придется делать выбор. Карьерные ключевые моменты трудно предугадать, поскольку они эволюционны и являются продуктом процесса открытия. Некоторые люди не могут установить ключевые моменты карьеры, пока не столкнутся с необходимостью сделать главный выбор.
Актуальность исследования.
Интерес
к проблеме планирования карьеры
студентов - будущих специалистов-
Карьера в любой из сфер деятельности является сложным и многомерным феноменом, требующим от субъекта карьерного продвижения, ставящего целью достижение успеха в плане профессионального развития и должностного роста, наличия некоторого объема знаний относительно его сущностных и динамических характеристик, а также умений и навыков продуктивного использования карьерных возможностей и выстраивания эффективных маршрутов ее развития.
Развитие рыночных механизмов и интенсификация темпа жизни актуализировала проблему планирования и развития карьеры будущих специалистов уже на этапе получения профессиональной подготовки в вузе. В отечественной педагогике до недавнего времени понятие "карьера" практически не использовалось и в основном, карьера понималась в негативном смысле. В последние годы стал исчезать негативный оттенок понятия "карьера". Сейчас человек, "делающий карьеру", рассматривается, скорее, как имеющий ориентацию на реализацию личностного и профессионального потенциала. Карьера - это один из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека, достижение желаемого статуса и соответствующего ему уровня и качества жизни, а также достижение известности и славы. Успешно построенная карьера позволяет человеку добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей, для общества в целом.
Объект
исследования — профессиональная подготовка
менеджера.
Предмет исследования - планирование карьеры
менеджера в процессе профессиональной
подготовки.
Цель исследования состоит в разработке
этапов организации и методики планирования
карьеры менеджера в процессе профессиональной
подготовки в вузе. Гипотеза исследования:
планирование карьеры менеджера в процессе
профессиональной подготовки в вузе будет
успешным, если будут разработаны организационно-методические
основы этого процесса, включающие в себя:
- обоснование подходов, принципов, целей, задач, этапов планирования карьеры на стадии профессиональной подготовки, опирающееся на анализ управленческой деятельности;
- выявление
педагогических условий
- разработку
методики планирования карьеры
в процессе профессиональной
подготовки в вузе с целью
ее использования в системе
профессионального гуманитарного образования.
1. Понятие карьеры
Понятие
"карьера" многозначно. Это и
индивидуальный путь человека, и способ
достижения результата в основной форме
личностного самовыражения, это
и достигнутый человеком
В связи
с этим, чем раньше человек начинает
задумываться о том, чего он желает и что
ожидает от своей будущей профессиональной
деятельности, тем легче проходит процесс
его профессионального становления и
роста.
В отечественной психолого-педагогической
науке, в социальной и управленческой
психологии карьера, в основном, рассматривалась
через такие понятия, как "профессиональный
жизненный путь", "профессиональная
самореализация", "профессиональное
самоопределение". Современное понимание
карьеры - это не только успешность в данной
профессиональной деятельности, но и успешность
всей жизни человека.
На формирование и реализацию карьеры
оказывает влияние множество психологических
и педагогических факторов. Во-первых,
факторы, связанные непосредственно
с человеком. Это способности и интересы
человека, мотивация, принятие решения
о смене ролей и статуса, особенности социализации
и т.д. Индивидуальными личностными факторами,
препятствующими достижению карьерного
успеха, могут быть отсутствие необходимых
профессионально важных качеств, низкая
мотивация, нерешительность, повышенная
тревожность, ориентация на избегание
неудач, утилитарные мотивы деятельности.
Во-вторых, факторы, связанные с взаимодействием
личности с окружающими людьми. Это влияние
других людей на профессиональную карьеру
человека (родителей, друзей, коллег, руководителей),
а также специфика организационной структуры,
миссия и цели организации, тип организации,
система коммуникации.
Главная задача планирования и реализации
карьеры будущего специалиста-менеджера
заключается в обеспечении взаимодействия
его профессиональной и внутриорганизационных
карьер. Планирование карьеры заключается
в определении целей профессионального
развития будущего менеджера и путей,
ведущих к их достижению, которые возможно
реализовать в процессе профессиональной
подготовки в вузе. Развитие карьеры зависит
от тех действий, которые предпринимает
человек для реализации своего профессионального
плана. И в этом контексте молодому человеку
необходима помощь в осознании своих профессиональных
планов, в соотнесении своих способностей
с профессиональными качествами, необходимыми
для осуществления той или иной деятельности
и т.д.
Планирование карьеры позволяет определить
оптимальный путь профессионального развития
будущего менеджера, его совершенствования,
более полного раскрытия потенциала будущего
специалиста на этапе обучения в вузе.
Но в настоящее время в системе высшего
профессионального образования уделяется
недостаточно внимания вопросам, связанным
с планированием карьеры будущих специалистов.
В этой связи возникает противоречие между
реальной необходимостью планирования
карьеры будущего специалиста на этапе
профессиональной подготовки и не разработанностью
в теории и практике высшего профессионального
образования педагогических основ, содержания
и методики организации этого процесса.
В контексте имеющегося противоречия
может быть поставлена следующая проблема:
каковы организационно-методические основы
планирования карьеры менеджера на стадии
профессиональной подготовки в вузе?
Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.
1. Профессиональная
карьера — рост знаний, умений,
навыков. Профессиональная
2. Внутриорганизационная
карьера — связана с
• вертикальной карьеры — должностной рост;
• горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации, например работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;
• центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.
Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное — специфику индивидуальной мотивации.
( Краткое описание этапов карьеры представлено в табл. 1 приложения)
Для оценки особенностей личности, оптимизации выбора сферы профессиональной деятельности в начале профессионального пути важно учитывать тип личности человека, область деятельности. Наиболее операциональной для данной цели считается типология личностей Дж. Голланда (табл. 2, рис 1 приложения).
Хотя по концепции Голланда один из типов всегда доминирует, человек может приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух и более типов.
Чем ближе ориентации (секторы в круге) доминирующей и второй (третьей) ориентации, тем ближе типы личности. Учитывая содержание доминирующих и недоминирующих ориентаций, можно выбирать те виды деятельности, которые ближе человеку и в которых он будет более успешен. Если доминирующая и следующие ориентации далеки друг от друга, карьеру выбирать сложнее.
Другой типологией, которая может быть использована в целях выбора карьеры, является типология Е.А. Климова. Все виды деятельности разделены по предметам труда:
Тип П — «человек — природа»: ведущий предмет труда — растения, животные, микроорганизмы.
Тип Т — «человек — техника»: ведущий предмет труда — технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии.
Тип Ч — «человек — человек»: ведущий предмет труда — люди, группы, коллективы, общности людей.
Тип З — «человек — знак»: ведущий предмет труда — условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
Тип X —
«человек — художественный образ»:
ведущий предмет труда —
Менеджер
по персоналу, как правило, сталкивается
с уже определившимся профессионалом,
однако важно знать, как человек сделал
свой выбор. (Основные ситуации выбора
профессии представлены в табл.3 приложения).
Этап карьеры (как точка на временной оси) не всегда связан с этапом профессионального развития. Человек, находящийся на этапе продвижения, в рамках другой профессии может не быть высоким профессионалом. Поэтому важно разделять этапы карьеры (временной период развития личности) и фазы развития профессионала (периоды овладения деятельностью).
В соответствии с фазами развития профессионала различают: оптант (фаза оптации). Человек озабочен вопросами выбора и вынужденной перемены профессии и делает этот выбор. Точных хронологических границ здесь, как и в отношении других фаз, быть не может, поскольку возрастные особенности задаются не только физиологическими, но и многоаспектными условиями культуры;
адепт (фаза адепта). Это человек, уже вставший на путь приверженности профессии и осваивающий ее. В зависимости от профессии, это может быть и многолетний, и совсем кратковременный процесс (например, простой инструктаж);
адаптант (фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе). Как бы ни был налажен процесс подготовки того или иного профессионала в учебном заведении, он никогда не подходит «как ключ к замку» производственной работе;
интернал (фаза интернала). Опытный работник, который любит свое дело и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями, что признают товарищи по работе, по профессии;
Информация о работе Планирование карьеры: российская практика