Перспективы развития современного менеджмента в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение основы теории и практики науки управления, ориентированной на управление в сфере производства материальных благ, так же изучение управления в условиях кризиса.

Содержание

Введение …………………………………….………………………………...1

Глава I СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Сущность, цели и задачи менеджмента………….…………………..….4
1.2. Функции и предмет управления менеджмента….....…………..………..7
Глава II ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ И
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1. Организационные структуры современного менеджмента……….……12
2.2. Экономические методы управления в менеджменте……………………14
Глава III ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО
МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ
3.1. Типы развития современного менеджмента……………………....……16

Заключение…………………………….……………………………………….20

Список литературы.…………………………

Работа содержит 1 файл

Менеджемент1.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

ГЛАВА III.            ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО

                                          МЕНЕДЖЕМЕНТА В РОССИИ     
 

      3.1.      Типы развития  современного менеджмента. 

      В экономической литературе наибольшее внимание уделено анализу двух основных типов развития экономики различных  хозяйственных образований –  экстенсивного и интенсивного, а также двух смешанных типов – преимущественно экстенсивного и преимущественно интенсивного.

      Экстенсивный  тип развития характеризуется как  способ экономического роста, достижения основных целей за счет количественных факторов развития (привлечения дополнительных ресурсов, создания новых производств) прежнего научно-технического уровня

      Интенсивный тип развития рассматривается как  способ повышения напряженности труда, увеличения его затрат в единицу времени, обеспечиваемого применением эффективных факторов (более высокой квалификации рабочей силы, четкой организации и лучшей мотивации труда и производства, новых техники и технологий, новых предметов труда и пр.), качественно влияющих на экономический рост и решение основных социально-экономических и экологических задач в тактическом и стратегическом плане. То есть типы развития хозяйственной системы определяются, прежде всего, совокупностью преимущественно используемых ресурсных факторов, их основными свойствами в обеспечении положительной экономической динамики.

      Интенсификация  бывает различной. Можно интенсифицировать  производство традиционного или частично улучшаемого товара, обеспечивая его ценовую конкурентоспособность на рынках. Можно интенсифицировать производство нового товара, используя обновленную организацию и мотивацию труда на базе  

существующей  технологической совокупности основного капитала. В этом случае конкурентоспособность товара гарантируется его новыми потребительскими свойствами, а возможно, и монопольным положением на рынках. В обоих случаях мы имеем дело с частичной интенсификацией в системе.

      Наиболее  полная комплексная интенсификация производства и труда может быть достигнута в том случае, когда повышается эффективность использования всех видов ресурсов, участвующих в воспроизводственных процессах хозяйственных систем, которые можно рассматривать в качестве основных объективных факторов развития. Это так называемые факторы первого порядка.

      В качестве факторов, формирующих тот  или иной тип развития социально-экономических систем, можно рассматривать основные процессы в воспроизводстве или их состоянии, в которых проявляется активность использования факторов первого порядка. Это интенсификация, инновационная, научно-техническая,  инвестиционная, деловая, предпринимательская деятельность, менеджмент, в том числе инновационный менеджмент. Эти факторы по их зависимости от первых факторов можно назвать факторами второго порядка.

      Все факторы взаимосвязаны, взаимообусловлены  и соподчинены, т. е. они образуют систему, в которой каждый фактор выполняет строго свою роль, которую никакой другой полноценно выполнить не может. Из сказанного следует, что при неразвитости или неполном использовании одного или нескольких факторов вся их система резко снижает эффективность воздействия на экономическую динамику, тип развития хозяйственной системы, ее устойчивость в рыночной среде.

      В целостной совокупности объективных  факторов происходит периодическая "перегруппировка сил", обусловленная логикой НТП, целями и задачами развития экономических систем, цикличностью их экономической динамики, возможностями использования тех или иных ресурсных факторов.

      Наука обосновала, а экономическая практика подтвердила определяющее значение в современных условиях, для формирования нового интенсивного типа хозяйственных  систем, таких факторов, как инвестиции, - технические, техноло- 

гические, организационные, информационные. Все их можно рассматривать как инновационные ресурсы. Это новые техника и технологии, предпринимательство, комплексно наполненные инвестиции, информационный ресурс, организация, мотивация и управление.

      Этот  новый, особый интенсивный тип развития хозяйственных систем, наиболее адекватен постиндустриальному этапу становления общества, его новой технологической базе, современному этапу НТП, характеризуемому многими специалистами как технологическая революция. Он заключается в непосредственном, комплексном, преимущественном использовании в развитии научно – технологических инноваций с высокими преобразующими возможностями, как факторов наиболее эффективного достижения совокупности целей хозяйственной системы в тактическом и стратегическом планах.

      Данный  тип развития называется инновационным. Он характеризуется не только преимущественно  используемыми инновациями-факторами, но и производимыми инновационными товарами и услугами, а также совокупностью условий, гарантирующих воспроизводство инновационной стратегической направленности развития хозяйственной системы на постоянной основе.

      В числе этих условий: особая структура  предприятия, включая научные подразделения, их активное ресурсное обеспечение (в том числе венчурное); формирование предпринимательской хозяйственной зоны; новые отношения с научными учреждениями; особая наступательная стратегия развития; развитой инновационный менеджмент; нацеленность трудовой мотивации на воспроизводство инноваций и их эффективное использование.

      Переход на инновационный тип развития объективно предопределен рядом обстоятельств. Во-первых, мировой рынок товаров и услуг заполнен. Занять в нем место можно лишь, формируя собственную нишу рынка качественно нового товара. Во-вторых, конкурентоспособность инновационного продукта или услуги, технологии их производства – важнейшие составляющие интегрированного свойства хозяйственной системы – экономической устойчивости в условиях не- 

определенной  рыночной среды. В-третьих, инновационный  тип развития в наибольшей мере соответствует усиливающейся мировой тенденции индивидуализации потребностей и, следовательно, потребительских свойств товаров. В-четвертых, современная конкуренция находится в особом соотношении со своей противоположностью – монополизацией. Это соотношение становится все более динамичным, что требует инновационной стратегии поведения на рынке и в значительной мере предопределяет устойчивость на нем хозяйствующего субъекта.

      Инновационный тип развития характеризуется взаимодействием различных стадий единого научно-воспроизводственного цикла: наука – производство – рынок – потребление в их определенной последовательности и пропорциональном соотношении, имея целью удовлетворение постоянно меняющегося платежеспособного спроса.

      Инновационный тип развития накладывает особый отпечаток на менеджмент, его цели, функции, формы и методы, источники капиталов, структуру, формируя в его составе особое автономное ядро, - инновационный менеджмент, направляющий и регулирующий всю совокупность инновационно -инвестиционных процессов в хозяйственной системе, обеспечивающей сложную интеграцию науки, производства и рынка.

      Итак, инновационный тип развития характеризуется  непрерывным комплексным преимущественным использованием менеджерами системных научно-технологических инноваций в качестве основных факторов обеспечения устойчивости жизнедеятельности хозяйственных образований, воспроизводства инновационных товаров и всех исходных условий на непрерывной основе. 
 
 
 
 
 

                                          Заключение

          Итак, делая вывод по всему вышесказанному можно отметить, что основными задачами менеджмента являются:

  1. Управлять совместной деятельностью людей;
  2. Направлять подчиненных на достижения целей организации;
  3. Поддерживать непрерывность процесса производства;

         Цель менеджмента – это управление предприятием, направленное на получение максимальной прибыли путем рационального использования ресурсов.

          К задачам менеджмента относится управление: в неживой природе;  в организмах; в обществе;

          К задачам менеджмента так же относится управление фирмой в период кризиса.

К числу  задач по выводу фирмы из кризисного состояния в первую очередь относится разработка стратегии антикризисного управления. Она многовариантна, но должна базироваться на выборе лишь одного из них.

Главная особенность антикризисной стратегии, как и антикризисного управления в целом, - жесткое ограничение сроком. В одних случаях это грозящая процедура банкротства, а в других – сроки внешнего управления.

Стратегия антикризисного управления – это, прежде всего стратегия выживания. Кризис неизбежно выдвигает эту стратегию на первое место. Нужно во что бы то ни стало удержать производство “на плаву”, сохранить основные фонды и ключевые технологии, ядро трудового коллектива, т.е. стабилизировать положение в бизнесе на докризисном уровне или чуть ниже его. Оправданность стратегии выживания не вызывает сомнений. Важно, однако, не потерять перспективу. Сосредоточившись на проблеме выживания, необходимо не исключать, а предполагать  

разработку стратегии дальнейшего развития.

Одна  из главных задач – правильно  выбрать коммерческую стратегию. Ее реализация требует нередко принятия трудных решений. Так, в период кризиса многим фирмам очень сложно удержаться от повышения цен. Но в интересах сохранения бизнеса управление должно ориентироваться на сдерживание роста цен.

Таким образом, стратегия выживания, если она складывается из хорошо продуманных мероприятий, дает реальную возможность, во всяком случае, на начальном этапе, противостоять кризису. Конечно, очень трудно преодолеть естественное в период кризиса желание сократить расходные статьи, работающие на перспективу. Но полноценная стратегия антикризисного управления – это стратегия созидания, стратегия не только “обороны”, но и захвата и удержания определенной рыночной ниши.

Антикризисное управление, применяемое в период досудебной санации в процессе банкротства, ни в какой мере не противостоит методам регулярного менеджмента. Но оно имеет ряд существенных особенностей, его специфика в сферах антикризисной стратегии и управления персоналом не исчерпывает всех особенностей управления в кризисной ситуации, но именно в этих сферах менеджмента они проявляются наиболее ярко.

Итак, цель моей работы была достигнута, то есть я раскрыла все интересующие меня вопросы.

 
 
 
 

           

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ. 

    1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.-М– М.: МГУ, - 1995..
    2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. –4-е изд., переработано и дополнено– М.: ЮНИТИ-ДАНА,  2008. – 511с.
    3. Чудновская С.Н. История менеджмента. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 239 с.: ил.
    4. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М,2008. – 216 с. – (Высшее образование).
    5. Менеджмент (современный российский менеджмент): Учебник под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. – М.: ФБК – Пресс, 1999. – 504 с.
    6. Дафт Р.Л. менеджмент. – СПб.:Питер, 2000.
    7. Уткин Э.А. История менеджмента. – М.: ассоциация авторов и издателей "Тандем" : издательство ЭКМОС, 1998. – 244 с.
    8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000.
    9. Экономика: Учебник / под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Издательство БЕК, 1997. – 816 с.
    10. Экономическая теория: Учеб. Для студ. высш. Учеб. Заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 7-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 640 с .: ил.

Информация о работе Перспективы развития современного менеджмента в России