Перспективы развития лизингового предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

В условиях острой нехватки инвестиций реально возникает потребность в изыскании новых способов финансирования предприятий. В настоящее время большинство российских предприятий испытывает недостаток оборотных средств: они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса. Поэтому наряду с традиционными формами инвестирования (кредит, амортизационные средства), в последние годы все большее значение приобретает такой источник финансирования как лизинг.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы лизинга 5
1.1. Основные понятия лизинга 5
1.2. История развития лизинга в России 6
1.3. Субъекты и объекты лизинговой деятельности 9
1.4. Формы и виды лизинга 10
1.5. Правовые основы лизинговых отношений 18
2. Алтайский краевой лизинговый фонд – как региональный оператор лизингового предпринимательства в Алтайском крае 25
2.1. Развитие лизинговой деятельности в Алтайском крае 25
2.2. Анализ деятельности краевого лизингового фонда 28
3. Проблемы и перспективы лизингового предпринимательства в России 31
Заключение 37
Библиографический список 38

Работа содержит 1 файл

курсовая работа. лизинг__.doc

— 203.50 Кб (Скачать)
 
 
    1. Правовые  основы лизинговых отношений
 
 
 

     В России правительство уже обратило серьезное внимание на лизинг, как  на один из способов вывода государства из кризиса.

     До  некоторого времени основным документом для развития лизинга в России можно было считать постановление  Правительства России от 29 июня 1995 г., № 633. В нем была сформулирована программа действий правительства и федеральных органов по формированию правового и экономического обеспечения лизингового бизнеса и утверждено Временное положение о лизинге. В этом нормативном документе приведены основные понятия, характеризующие лизинговую деятельность. Дано определение лизинга, определены субъекты и объекты лизинговой сделки. Определено, какие организационно-правовые формы может иметь лизинговая компания, и кто может быть ее учредителем. Экономическая часть Временного положения о лизинге определят порядок расчета общей суммы лизинговых платежей за весь период договора, так же определено, что должен включать договор лизинга.

     Сегодня под законодательством о лизинге  следует понимать совокупность нормативных  актов, предназначенных для регулирования  лизинговых операций. Существующая в  настоящее время в России законодательная база, регулирующая лизинговую деятельность, включает следующие нормативные документы:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
  • Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28.05.1988, согласно Федеральному закону от 16.01.1998 № 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге»;
  • Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
  • иные нормативные акты (указы Президента, постановления Правительства и др.) [9].
 

     Определение лизинга дано в статье 2 Закона о  лизинге и в статье 1 Конвенции.

     Более подробно правовые аспекты лизинга определяются Законом о лизинге.

     В соответствии с Законом о лизинге, лизинговая деятельность определена как  вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг. Под лизингом понимается совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. При этом договором лизинга является договор, в соответствии с которым лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

     Таким образом, лизинговые отношения рассматриваются  законодательством как инвестиционные и осуществляемые в рамках треугольника: поставщик (производитель)- лизингодатель (инвестор) — лизингополучатель (пользователь).

     Однако  лизинг является лишь одной из разновидностей инвестиционной деятельности, определение которой дано в ст. 1 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. Этот Закон трактует инвестиционную деятельность как вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Причем под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку. Поэтому не следует связывать лизинг только с инвестиционной деятельностью. Лизинг как социальная деятельность шире инвестиций. При помощи лизинга продавец расширяет сбыт своей продукции, а лизингополучатель удовлетворяет свои потребности во владении и пользовании предметом лизинга в его натуральной форме[8].

     Итак, лизинг как деятельность предполагает заключение и исполнение договора лизинга  и всех сопутствующих ему договоров  с подготовкой к заключению этих договоров, а также с публично-правовым регулированием, бухгалтерским учетом и налогообложением возникающих при этом отношений.

     Законом о лизинге предусмотрены две  формы лизинга. Деление лизинга  на формы (п. 1 ст. 7 Закона о лизинге) основано на критерии резидентности сторон договора лизинга[8].

     Подобное  деление лизинга на формы разграничивает договоры, подчиненные российскому  праву, с одной стороны, и иностранному праву (Конвенции) — с другой. Ведь российское право содержит правила  о лизинге, отличные от конвенционных норм. И поэтому важно четко определить, когда подлежит применению Конвенция и когда использовать ее нормы не обязательно.

     Внутренний  лизинг регулируется законодательством  Российской Федерации. К нему также  могут быть применены нормы Конвенции, поскольку она стала частью внутреннего права и определяет основные понятия, используемые при ведении лизинговых операций. Что касается использования в этом случае иностранного права, то оно возможно лишь в том случае, когда это дозволено внутренним правом. Напротив, международный лизинг подчиняется правилам Конвенции и при определенных обстоятельствах на него могут быть распространены правила иностранного законодательства. В этом случае права и обязанности сторон договора лизинга регулируются российским правом в части, не противоречащей Конвенции. Особенности международных операций, осуществляемых субъектами лизинга, определены статьей 34 Закона о лизинге. Так, согласно данной статье, в случае, если лизингодатель привлекает денежные средства от нерезидентов Российской Федерации в целях приобретения предмета лизинга на срок более чем шесть месяцев, но не превышающий срока действия договора лизинга, он не обязан иметь лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление международных операций, связанных с движением капитала, что значительно облегчает процесс оформления операций по международному лизингу. К тому же, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации предмета лизинга в целях его использования по договору лизинга на срок более чем шесть месяцев, а также оплата полной суммы договора лизинга за период, превышающий шесть месяцев, не являются операциями, связанными с движением капитала, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном контроле и валютном регулировании.

     Указанные положения подтверждают тот факт, что проведение международного лизинга  в достаточной степени поощряется российским законодательством.

     Рассмотрим  более подробно требования законодательства к осуществлению лизинга.

     Пунктом 1 статьи 15 Закона о лизинге установлено, что договор лизинга независимо от его срока должен быть заключен в письменной форме.

     Требования  к содержанию договора лизинга определены в статье 15 Закона о лизинге, согласно которой в договоре лизинга должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. При отсутствии этих данных в договоре лизинга условие о предмете, подлежащем передаче в лизинг, считается не согласованным сторонами, а договор лизинга не считается заключенным[8].

     Имущество, которое может быть предметом  договора лизинга, установлено статьей 666 Гражданского кодекса РФ и статьей 3 Закона о лизинге.

     Общая сумма платежей по договору лизинга  за весь срок действия договора лизинга составляет лизинговые платежи. Лизинговый платеж состоит из трех основных частей:

     - затраты лизингодателя, связанные с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю;

     - затраты, связанные с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг;

     - доход лизингодателя.

     В общую сумму платежей по договору лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором  лизинга предусмотрен переход права  собственности на предмет лизинга  к лизингополучателю (п.1.ст. 28 Закона о лизинге).

     Размер, способ осуществления и периодичность  лизинговых платежей должны быть определены договором лизинга с учетом настоящего Закона.

     Лизинговые  платежи производятся преимущественно  в денежной форме. Однако не исключен расчет и в натуральной форме, например, путем поставок продукции, производимой при помощи предмета лизинга. Цена на такую продукцию должна быть определена по соглашению сторон договора лизинга.

     Размер  лизинговых платежей может изменяться, что закрепляется соглашением сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще чем один раз в три месяца.

     Обязательства лизингополучателя по уплате лизинговых платежей наступают с момента  начала использования лизингополучателем предмета лизинга, если иное не предусмотрено  договором лизинга.

     Согласно  статье 18 п. 3 Закона о лизинге, лизингодатель  обязан предупредить лизингополучателя  обо всех правах третьих лиц на предмет лизинга.

     Статьей 8 Закона о лизинге предусмотрена  возможность поднайма предмета лизинга  в рамках сублизинга. При заключении договора сублизинга обязательно согласие лизингодателя в письменной форме.

     Изменение и прекращение договора лизинга  возможно по тем основаниям, которые  предусмотрены ГК РФ и Законом  о лизинге, а также по обычным  для любого договора аренды основаниям, если они не противоречат Закону о лизинге.

     В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона о  лизинге лизингодатель вправе потребовать  досрочного расторжения договора лизинга  и возврата в разумный срок лизингополучателем имущества в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, Законом о лизинге и договором лизинга. Следовательно, в договоре должны быть установлены случаи расторжения договора лизинга.

     В договоре лизинга могут быть оговорены  обстоятельства, которые стороны  считают бесспорным и очевидным нарушением обязательств и которые ведут к прекращению действия договора лизинга и изъятию предмета лизинга (п. 6 ст. 15 Закона о лизинге). Договор лизинга может предусматривать право лизингополучателя продлить срок лизинга с сохранением или изменением условий договора лизинга.

     При прекращении договора лизинга лизингополучатель  обязан вернуть лизингодателю предмет  лизинга в состоянии, в котором  он его получил, с учетом нормального  износа или износа, обусловленного договором лизинга (п. 4 ст. 17 Закона о лизинге). Если лизингополучатель не возвратил предмет лизинга или возвратил его несвоевременно, лизингодатель вправе требовать внесения платежей за время просрочки. В случае, если указанная плата не покрывает причиненных лизингодателю убытков, он может требовать их возмещения. В случае, если за несвоевременный возврат предмета лизинга лизингодателю предусмотрена неустойка, убытки могут быть взысканы с лизингополучателя в полной сумме сверх неустойки, если иное не предусмотрено договором лизинга.  
 
 

 

  • Алтайский краевой лизинговый фонд – как региональный оператор лизингового  предпринимательства  в Алтайском крае
    1. Развитие лизинговой деятельности в Алтайском крае
 
 
 

     Состояние основных фондов экономики является определяющим фактором уровня конкурентоспособности предприятий и региональной экономике. Технологическая структура экономики Алтайского края практически воспроизводит все общероссийские черты, для которой характерны высокий износ основных фондов, неполная загрузка имеющихся мощностей, низкий уровень использования инноваций. В промышленности края базовые отраслевые комплексы оснащены в основном устаревающими технологиями третьего и четвертого технологических укладов. Только в отдельных отраслях (медицинская и пищевая промышленность, стройиндустрия), где коэффициент обновления в последние годы превышает средний по экономике в 3-8 раз, существуют производства 5-го технологического уклада. Доля полностью изношенных фондов по кругу крупных и средних предприятий составляет практически 20%. Степень износа производственного оборудования в целом по промышленности достигла почти 70%, а его средний возраст – 15-20 лет.

     В другой базовой для краевой экономики  отрасли – сельском хозяйстве  износ основных фондов достиг критических  значений: зданий и сооружений - 65-75%, оборудования – 80-90%. Активная часть основных фондов (машины, оборудование, транспортные средства) имеет высокую степень износа, коэффициенты обновления машинно-тракторного парка сельскохозяйственных организаций не превышают 3-5%, что приводит к увеличению нагрузки на технику и существенно замедляет сроки и ухудшает качество проводимых сельскохозяйственных работ[11].

     Администрацией  края принимаются меры по стимулированию инвестиционной активности: производится субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам, субсидируется часть затрат на уплату налога на прибыль и налога на имущество.

     Учитывая  необходимость привлечения средне- и долгосрочных инструментов достаточно активно применяется лизинговый механизм, мощный толчок развитию которого дало формирование необходимой нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровне в 1996-1999 годах. В Алтайском крае закон о государственной поддержке лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе был принят в 1999 году, а с 2001 года в краевом бюджете отдельной строкой предусматриваются средства на целевое финансирование лизинговых операций.

     На  начальном этапе развития лизинга  в Алтайском крае наибольший объем  лизинговых сделок приходился на ОАО  «Алтайагропромснаб», которое в  качестве сублизингодателя осуществляло поставки сельскохозяйственной техники в рамках федеральной лизинговой схемы. В этот период на территории края начали свою деятельность ряд лизинговых компаний, нацеленных преимущественно на малый бизнес (лизинг торгового оборудования, лизинг транспорта). В 2001 году на основании анализа опыта работы региональных лизинговых фондов, а, также, учитывая ограниченность средств краевого бюджета, было принято решение о создании краевого лизингового фонда. Предлагаемая модель позволила использовать возвратные средства лизингополучателей для целевого финансирования лизинговых операций. Первоначально средства фонда направлялись на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования. Учитывая приемлемые условия краевого лизинга – низкий процент удорожания техники (от 9% до 13% при сроке лизинга до 5 лет, от 14% до 19% при сроке лизинга до 7 лет в зависимости от первоначального взноса и без учета затрат на страхование предмета лизинга), удобные сроки расчетов по договорам финансовой аренды, индивидуальный подход к заключению договоров лизинга, гибкий график лизинговых платежей, уже в 2004 году встал вопрос о расширении сферы действия краевого лизингового фонда. Результатом чего стало последовательное расширение отраслевой направленности краевого лизингового фонда в 2005-2006 годах. В настоящее время на поддержку в рамках краевой лизинговой схемы могут претендовать организации и индивидуальные предприниматели сельского хозяйства, промышленности (включая стройиндустрию и деревообработку), жилищно-коммунального хозяйства[11].

Информация о работе Перспективы развития лизингового предпринимательства в России