Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:25, отчет по практике
Основной целью преддипломной практики является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин «Основы управления персоналом», «Управление трудовыми ресурсами», «Делопроизводство в кадровой службе»; развитие и накопление творческих навыков по анализу и совершенствованию аттестации рабочих мест в ООО «Статус».
Введение..................................................................................................................3
1. Анализ структуры управления и характеристика персонала ООО «Статус»...................................................................................................................4
1.1Характеристика предприятия............................................................................4
1.2 Структура управления ООО «Статус»...................................................5
1.3 SWOT-анализ ООО «Статус»...................................................................9
2 Управление персоналом в ООО «Статус».......................................................12
2.1 Анализ кадрового состава предприятия.................................................12
2.2 Содержание кадровой работы в ООО «Статус»..........................................14
2.3 Анализ существующей системы аттестации персонала в ООО «Статус».17
3. Направление совершенствования системы аттестации персонала предприятия на примере туристической компании ООО «Статус»………….23
3.1 Предложения по совершенствованию методов и приемов аттестации…..23
Выводы и предложения........................................................................................33
Список использованных источников..................................................................38
1. Поиск клиентов
2. Ведение переговоров с клиентами
3. Прием заказов от клиентов
4. Заключение договор с клиентами
5. Дальнейшее ведение заказа до момента выполнения
Сотрудники данного подразделения дают основной результат деятельности всей фирмы. Задача управляющего и менеджера заключается в том, что бы организовать и уметь управлять имеющимся контингентом персонала и добиваться достижения поставленных целей.
1.3 SWOT-анализ ООО «Статус»
Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.
SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
- Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;
- Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;
- Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
- Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
SWOT-анализ - это одна из важнейших диагностических процедур, используемых консультационными фирмами мира. Кроме того, ее можно и нужно рассматривать как важную для любой организации бизнес-технологию, технологию оценки исходного состояния, незадействованных ресурсов и угроз деятельности предприятия.
Определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в ООО «Статус»:
Наиболее сильные стороны:
- занимает не малую долю рынка;
- разнообразный и интересный выбор туров и профессиональное оснащение туристов на маршрутах;
- продвинутая ценовая стратегия;
- ответственный и профессиональный коллектив;
- уровень цен;
- проверенный и сложившийся уровень менеджмента;
- качество оказываемых услуг;
- индивидуальный контакт с клиентами.
Слабыми сторонами являются:
- социально-политическая обстановка;
- недостаточный уровень квалификации персонала;
- низкие показатели широты ассортимента услуг;
- длительность процесса клиентского обслуживания;
- низкая активность рекламной политики;
- отсутствие системы организации и планирования маркетинговых исследований;
- отсутствует четкая программа аттестации работников.
К возможностям можно отнести:
- создание единого государственного органа по координации, регулированию и контролю дел в области туризма;
- расширение ассортимента услуг потребителям;
- экономическое развитие страны.
А также выявлены следующие угрозы:
- региональная и внутренняя политическая нестабильность;
- нестабильные государственные нормы и предписания;
- отсутствие страхования на случай катастроф;
- потеря большей части туристического сезона вследствие политических событий;
- среднерыночное снижение уровня цены;
- зависимость от колебаний спроса на рынке в зависимости от периода времени;
- изменение потребностей клиентов.
2 Управление персоналом в ООО «Статус»
2.1 Анализ кадрового состава предприятия
Понятие персонала любого предприятия характеризуется численностью и составом занятых на нем работников.
Состав персонала ООО «Статус» неоднороден, так как люди, работающие в организации, очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, национальность, семейное положение, его способности и т.п. Все эти отличия могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведение других членов организации.
В настоящее время в ООО «Статус» работает 24 человек, из них 31% имеют высшее образование, 57% среднее специальное и 12% среднее (рисунок 2). В этой связи проводимая руководством политика управления трудовыми ресурсами направлена, прежде всего, на повышение образовательного и профессионального уровня работников предприятия.
Рисунок 2- Характеристика по уровню образования
По категориям в составе персонала в ООО «Статус» выделяют три категории работников (рисунок 3):
а) персонал управления – 10%;
б) оперативный персонал – 24%;
в) вспомогательный персонал – 66%.
Рисунок 3 - Структура персонала
Деление персонала торгового предприятия по категориям работников представляет собой наиболее общую форму функционального разделения их труда.
По половому составу количество женщин и мужчин в ООО «Статус» приблизительно одинаково, так как предприятие занимается туристическими услугами, где востребованы и мужчины и женщины (рисунок 4).
Рисунок 4 - Характеристика по полу
По стажу работы предусматривается группировка работников в ООО «Статус» со стажем работы в туристической компании до 1 года; от 1 года до 4 лет. На данный момент в ООО «Статус» работников со стажем от 1 года до 4 лет больше, чем работников до 1 года, это характеризуется тем, что в данной организации условия труда позволяют персоналу работать в данной организации, а не искать себе новое место работы (рисунок 5).
Рисунок 5 - Характеристика персонала по стажу работы
Главная цель управления персоналом состоит в формировании численности и состава работников, отвечающих специфике деятельности данного торгового предприятия и способных обеспечивать основные задачи его развития в предстоящем периоде.
2.2 Содержание кадровой работы в ООО «Статус»
Одной из важных функций менеджмента является управление персоналом. Специфика реализации этой функции во многом определяется отраслевыми особенностями деятельности предприятий.
Отличительной особенностью предприятий этой отрасли является высокий объем трудовых операций, непосредственно связанных с обслуживанием клиентов и требующих прямого контакта с ними. А эти операции с трудом поддаются механизации и автоматизации, что определяет высокую долю затрат живого труда на предприятиях отрасли.
Главная цель управления персоналом ООО «Статус» состоит в формировании численности и состава работников, отвечающих специфике деятельности данного предприятия и способных обеспечивать основные задачи его развития в предстоящем периоде.
Кадровыми вопросами в ООО «Статус» занимается непосредственно менеджер по персоналу. Кадровая работа на предприятии включает в себя следующие направления деятельности:
1. Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения потребностей в людских ресурсах и необходимых для этого затрат.
2. Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям.
Для осуществления набора персонала в ООО «Статус» используют следующие методы:
1) публикация объявлений в местных газетах;
2) с помощью местного телевидения;
3) по рекомендациям.
3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора.
В процессе отбора предпочтение отдается работникам, которые обладают не только высокой квалификацией, но и способностью к индивидуальному поиску, адаптации к конъюнктуре потребительского рынка.
4. Определение заработной платы и компенсации: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения персонала.
5. Профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от них организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.
6. Обучение: разработка программ обучения персонала в целях эффективного выполнения работы и его продвижения.
7. Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника.
8. Повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения работников на должности с большей или с меньшей ответственностью, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма.
9. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров.
Значительным положительным моментом на предприятии является здоровый морально-психологический микроклимат. Формы и методы воздействия, применяемые руководящим звеном, ориентированы на демократические принципы управления и формирование психологии здорового восприятия каждым работником сделанных в его адрес замечаний. Все возникающие спорные вопросы и моменты решаются коллегиально, а окончательное решение выбирается как наиболее оптимальное из всех предложенных.
Политика обновления кадрового потенциала, проводимая на предприятии, преследует цель: повышение профессионального уровня работников с ориентацией на достижение нового качества обслуживания покупателей. Для этого старые кадры будут постепенно заменяться молодыми работниками со средним специальным образованием, но с учетом передачи последним опыта и навыков, приобретенных старшим поколением.
Специалисты предприятия ставят задачу творческого переосмысления и переработки всего накопленного потенциала, поскольку изменение экономической ситуации в республике требует новых подходов к организации торгово-технологического процесса. На предприятии планируется проводить семинары по повышению специальных знаний работников, направлять их на курсы повышения квалификации, создавать условия для обучения сотрудников в высших и средних специальных учебных заведениях без отрыва от работы.
Проанализировав кадровый состав предприятия ООО «Статус». Основной задачей руководства предприятия в настоящее время является формирование ядра управления — команды, стремящейся к получению наибольшего эффекта в деятельности, и ориентация всего коллектива на достижение долгосрочных целей предприятия. Уровень образования, профессиональная грамотность специалистов и сплоченность трудового коллектива дают основание утверждать о достаточно хороших перспективах предприятия в отношении реализации разрабатываемого инвестиционного проекта.
Аттестация персонала - процесс, который позволяет эффективно оценивать результаты работы персонала, формировать кадровый резерв, оптимально распределять фонд оплаты труда и материального вознаграждения. Рассмотрим основные элементы существующей системы оценки работы персонала в исследуемой организации.
Необходимо заметить, что научно-методическое обеспечение системы оценки работы персонала в ООО «Статус» неудовлетворительное, поскольку:
в организации на сегодняшний день практически не используются современные методы осуществления процесса оценки персонала, в том числе проведения аттестации;
мало исследуется передовой отечественный и зарубежный опыт в проведении конкретных мероприятий по оценке персонала;
выбор инструментария для оценки, проверки профессиональных и личностных качеств на сегодня ограничен;
анализ и оценка содержания и условий труда на рабочем месте в ООО «Статус» не проводится;
разработка должностных инструкций ведется формально;
анализ закрепляемости и успешности новых работников осуществляется несистематически.
Значительные финансовые средства на проведение работ по оценке персонала в ООО «Статус» не выделялись; смета затрат на систему оценки в Обществе не составлялась.
По внутреннему "Положению об аттестации сотрудников и руководящего персонала" ООО «Статус» ответственность за внедрение и работу системы аттестации лежит на специалистах отдела кадров. Они участвуют в формировании и работе аттестационной комиссии, готовят необходимую документацию (положения, инструкции), регламентирующую работу системы, составляют списки и графики аттестации и контролируют процесс проведения аттестаций.
Кроме того, специалисты отдела кадров, следят за тем, чтобы цели аттестации были четко донесены до аттестуемых и до директоров генерального директора ООО «Статус».
Действующим в РФ законодательством предусматривается, что аттестация работников является одним из условий изменения трудового договора и имеет целью улучшение подбора и расстановки кадров (продвижение сотрудника по службе, сохранение его в прежней должности, перевод на новое место, увольнение, в том числе и в связи с сокращением штатов при неполной занятости), стимулирование сотрудников к повышению квалификации, улучшению качества и эффективности работы, обеспечение более тесной связи заработной платы с результатами труда.