Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:13, отчет по практике
Целью - изучение рынка образовательных услуг и знакомство с основными направлениям деятельности ИМИТ СПбГПУ.
Так же можно выделить основные задачи работы:
- исследовать рынок конкурентов
- оценить динамику основных экономических показателей вуза
- познакомиться с внутренней средой вуза
- дать характеристику факторам внешней среды.
ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________3
1.Характеристика организации____________________________________5
2.Динамика основных экономических показателей за 2006-2009 гг._____7
3. Характеристика внутренней среды организации____________________9
4. Характеристика внешней среды организации______________________13
5. SWOT-анализ_________________________________________________17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________19
Анализ показателей по приему студентов за период с 2006г. по 2009 г. показывает, что за рассматриваемый период прием студентов на заочную форму обучения сократился, что обусловлено общей нестабильной экономической ситуацией как в регионе, так и в стране в целом.
Для более точного анализа доходности от основного вида деятельности следует еще выяснить среднюю стоимость обучения по всем специальностям за 2006 – 2009 гг. (таблица 5).
Таблица 5 – Средняя цена обучения за 2006-2009 гг.
Год |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Средняя цена за обучение 1 студента за год |
29 800 |
33 000 |
36 000 |
38 000 |
На основании вышеприведенной таблицы видно, что стоимость обучения за анализируемый период неуклонно растет. Это, безусловно, связанно с ростом инфляции в стране, с ужесточением законодательства относительно предприятий ВПО и, так же, можно предположить, что увеличение стоимости обучения связано с увеличением стоимости основных средств, повышения тарифов на арендуемые здания и увеличение штата сотрудников.
Также, на стоимость обучения влияет показатель затрат на маркетинг. Точными цифрами, к сожаления, не располагаю, но точно могу сказать о непрерывном росте вышеупомянутых затрат. В сравнении с 2006 годом, в 2009 они увеличились более чем на 100% и составили более 1 300 000 рублей.
Еще имеет смысл отметить о затратах и доходах от инновационной деятельности вуза.
За анализируемый период инновационная деятельность получила резкий толчок, и, как оказалось, не зря, уже в 2008 году затраты дали положительный финансовый результат.
Общий вывод по результатам проведенного анализа весьма благоприятный. Не смотря на сложную экономическую обстановку в городе и стране в целом, финансовое состояние рассматриваемой организации в целом можно оценить как стабильное.
2. Характеристика внутренней среды организации
В распоряжении ИМИТ находятся 5 учебных корпусов в различных районах города. Общая площадь учебных помещений составляет 12 369 кв. м. из них находится в собственности 966,3 кв. м, арендовано – 11 402,7 кв. м.
В собственности находится корпус на пр. Победы, оставшиеся корпуса числятся в учете на условии долгосрочной аренды.
ИМИТ СПбГПУ располагает следующими техническими ресурсами:
Главная цель создания ИМИТ СПбГПУ - удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии, развитии образования, науки и культуры, проведение научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования.
ИМИТ СПбГПУ выполняет следующие задачи:
- реализует образовательные программы высшего профессионального образования и образовательные программы послевузовского профессионального образования;
- осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;
- ведет фундаментальные и прикладные исследования;
- оказывает дополнительные образовательные и другие услуги.
Приведенные выше цели и задачи ИМИТ СПбГПУ взяты из типового положения об ИМИТ СПбГПУ от 2004 г. На данный момент головной вуз еще не утвердил новое положение об ИМИТ СПбГПУ.
Стратегия управления
Система управления ИМИТ СПбГПУ осуществляется в соответствии с законодательством РФ, а также нормативно-правовыми актами Федерального и регионального уровня, Уставом ГОУ «СПбГПУ», Положением об ИМИТ СПбГПУ, утвержденным ректором ГОУ «СПбГПУ». Управленческая структура ВУЗа представлена на рисунке 10.
Рисунок 1 – Управленческая структура ИМИТ СПбГПУ
Общее руководство институтом осуществляет на основании закона РФ «Об образовании» выборный орган – Ученый совет. В состав совета входят 17 человек, из них 10 – с ученой степенью кандидата наук, 2 – с ученой степенью доктора наук, 1 – студент. Ученый совет осуществляет свою деятельность в соответствии с ежегодно утверждаемым планом работы. На заседаниях рассматриваются и утверждаются:
В институте действует пять кафедр, которые осуществляют учебную, методическую и научно исследовательскую деятельность:
Четыре из перечисленных кафедр имеют статус выпускающих и отвечают за подготовку студентов по конкретным специальностям.
Главными задачами работы кафедр являются:
Деятельность кафедр координируется Ученым советом института, директором филиала и заместителем директора по УВР.
Организацией учебного процесса в ВУЗе занимается учебно-методический отдел (УМО). Координацию учебной и методической работы обеспечивает Учебно-методический совет.
Работа советов института оценена положительно на основе анализа качества планов заседаний Ученого и учебно-методических советов на соответствие задачам подразделений, а также конструктивности обсуждений, реальности и конкретности принимаемых решений, их реализации.
Отдельное место в структуре института занимает Центр развития карьеры «Перспектива». На него возложены функции организации довузовской подготовки, внеаудиторной деятельности студентов и послевузовского сопровождения. Помимо этого, сотрудники центра занимаются планированием и ведением маркетинговой деятельности, рекламных и PR-кампаний.
В институте в целях повышения качества всех видов выполняемых работ сотрудниками, функционируют следующие подразделения: бухгалтерия, библиотека, административно-хозяйственная часть (АХЧ), архив, отдел кадров, научно-техническая лаборатория. Все подразделения ИМИТ работают на основании утвержденных директором института локальных нормативных актов.
В системе управления институтом присутствует постоянное обновление профессиональных знаний в управленческой и педагогической деятельности коллектива, своевременная коррекция его деятельности, предупреждение развития негативных тенденций в учебно–воспитательном процессе.
При организации управления эффективно используются средства вычислительной техники, локальной сети, Интернет. Технология сбора, хранения и обработки информации об учебно-воспитательном процессе соответствует современным требованиям. Проведенный анализ действующих Положений, свидетельствует о качестве организации делопроизводства и в институте.
Поскольку ключевой характеристикой стратегии управления Института менеджмента и информационных технологий является ее инновационная направленность, особое внимание следует уделить открытому в 2006 году на ИМИТ Центру инновационных технологий (ЦИТ). Основная цель его создания – содействие развитию инновационной структуры института, города и страны в целом. Спектр услуг ЦИТ сводится к следующему:
На данный момент установлены прочные деловые связи более чем с 30 регионами, база данных инновационных проектов составляет порядка 700 штук, объем привлеченных инвестиций – более 400 млн. рублей. Также осуществляется управление и финансирование из собственных средств 4 инновационных проектов.
В виду открывающихся перспектив и в связи с ростом внутреннего научного потенциала в апреле 2010 года на базе института был создан «ИМИТ-Технопарк» - научная площадка для создания инновационных предприятий. До конца года планируется создание двух подобных предприятий на базе разработок ученых института.
3. Характеристика внешней среды
Анализ внешней среды следует начать с исследования факторов влияния, на которые вуз может лишь реагировать, чтобы рационально и экономически выгодно организовать свою деятельность.
Весомое влияние на деятельность всех высших учебных заведений оказывает ужесточение законодательства в области проведения аккредитации, аттестации и лицензирования учреждений высшей школы. Это, безусловно, отрицательно влияет на работу вуза, замедляя темпы текущей работы института, поскольку требуется отвлечение большего количества трудовых и финансовых ресурсов.
Среди политических факторов, положительно повлиявших на деятельность учреждений высшей школы можно выделить принятие законопроекта «О предоставлении образовательного кредита», что сделало высшее образование более доступным, и закона «О создании инновационных предприятий при вузах», что позволит расширить научно-практическую деятельность институтов и ввести практико-ориентированное образование.
Также, к политическим и экономическим фактором, отрицательно воздействующим на деятельность вуза, следует отнести финансовый кризис, разыгравшийся в сентябре 2008 года. Это происшествие повлекло за собой большие сокращения как производственного, так и управленческого персонала, что, в свою очередь, резко подорвало престиж экономических специальностей.
В ввиду переизбытка менеджеров, экономистов и бухгалтеров, институту все тяжелее дается набор на эти специальности, хотя, данные о численности групп и их количестве, как будто бросая вызов приведенным выше аргументам, говорит нам об обратном.
Среди социокультурных и демографических тенденций, отрицательно влияющих на деятельность вуза можно выделить так называемый демографический спад. В г.Череповце численность выпускников школ с 1684 человек в 2007 году сократилось до 1278 в 2009 году.
Технологические инновации оказывают сугубо положительное влияние на деятельность вуза. Среди них особо следует выделить научно-технический прогресс, развитие средств связи и коммуникаций, информационных технологий и инновационной составляющей в управлении. Все указанные факторы позволяют институту применять современные научные методики и разработки в своей практике, что в свою очередь, позволяет привлекать все большее количество абитуриентов и высококвалифицированных сотрудников.
Вывод по приведенным
выше результатам не утешителен. Не
смотря на положительное влияние
технологических инноваций, постоянно
меняющиеся факторы внешней среды
(в особенности сложившаяся
Анализ конкурентов.
Интенсивность конкуренции зависит от числа конкурентов, их активности, темпов роста рынка и т.д. Рассмотрим, какая ситуация в настоящее время сложилась на рынке высшего профессионального образования г.Череповец. Данные, характеризующие объем оказания образовательных услуг в системе ВПО, представлены в таблице 2.
Таблица 6 – Структура рынка ВПО г.Череповец 2009 – 2010г.г.
№ |
Наименование ВУЗа (филиала) |
Аббревиатура |
Количество студентов всех форм обучения, чел. |
Доля рынка (S), % |
HHI (S2) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Череповецкий государственный университет |
ЧГУ |
6 943 |
39,7 |
1576,09 |
2 |
Институт менеджмента и |
ИМИТ СПбГПУ |
2 245 |
12,8 |
163,84 |
3 |
Филиал Санкт-Петербургского государственного Инженерно-экономического университета |
ИНЖЭКОН |
2 504 |
14,3 |
204,49 |
4 |
Филиал Вологодского государственного технического университета |
ВГТУ |
829 |
4,7 |
22,09 |
5 |
Филиал Университета Российской академии образования |
УРАО |
1 241 |
7,1 |
50,41 |
6 |
Филиал Московской государственной академии водного транспорта |
МГАВТ |
203 |
1,1 |
1,21 |
7 |
Филиал института Бизнеса и права |
ИБИП |
694 |
4 |
16 |
8 |
Филиал Современной |
СГА |
401 |
2,3 |
5,29 |
9 |
Филиал Столичной финансово- |
СПбГФУ |
554 |
3,2 |
10,24 |
10 |
Череповецкий военный |
ЧВИРЭ |
1 570 |
9 |
81 |
11 |
Филиал столичного гуманитарного института |
СГИ |
312 |
1,8 |
3,24 |
ИТОГО |
17 496 |
100 |
2 133,9 |