Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 14:02, отчет по практике
Целью преддипломной практики на предприятии ОАО «Барановичская швейная фабрика» является углубление и закрепление теоретических знаний, полученных в процессе изучения дисциплин: экономика предприятия, бухгалтерский учет, планирование и прогнозирование, организация производства, анализ хозяйственной деятельности, финансы предприятия отрасли, управление персоналом, статистика предприятия отрасли и др., а также обучение практическим навыкам и подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности по специальности «экономика и управление на предприятии».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ 5
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
3. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ 15
4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 18
5. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
6. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 32
7. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) 37
8. АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО УРОВНЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ 49
9. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 51
9.1 АНАЛИЗ НАЛИЧИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ 51
9.2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ 55
9.3 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И СОСТОЯНИЕ ИХ ЗАПАСОВ 62
9.4 АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ 64
10. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 69
11. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ 78
12. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКО
Рост внеоборотных активов вызван увеличением стоимости в результате переоценки за минусом выведенных в течение года основных средств на сумму 366 млн.руб., нематериальных активов на сумму 53 млн.руб.
Изменилась структура активов. На 15 % увеличилась доля оборотных активов, что свидетельствует о повышении производственной активности предприятия.
Рост оборотных активов
Возросшая сумма расходов
Таблица 10.1
Анализ
финансового состояния | ||||||
№ п/п | Наименование показателя | На начало периода | На момент установления неплатежеспособности | Норматив коэффициента | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Коэффициент текущей ликвидности (К1): | 0,906 | 1,170 | K1>=1,3 | ||
2 | Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2): | -0,104 | 0,045 | K2>=0,2 | ||
|
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) : | 0,272 | 0,379 | К3 <= 0,85 | ||
4 |
|
0,05 | 0,01 | Кабсл>=0,2 | ||
5 | Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами (К4) | 0,177 | 0,129 | К4 <= 0,5 | ||
6 |
Коэффициент
оборачиваемости оборотных |
1,61 | 1,55 | оборачиваемость оборотных средств снизилась |
Источник: пояснительная
записка к бухгалтерскому балансу.
Как видно из табл.10.1, в течение отчетного года произошло улучшение показателей оценки финансового состояния предприятия. Коэффициент текущей ликвидности в течение года улучшился на 26,4 процентных пунктов и составил 1,17. Недостаток собственных оборотных средств сократился на 14,9 процентных пунктов и составил на начало текущего года 0,045. Тем не менее, их значения ниже нормативных, что дает основание считать структуру баланса неудовлетварительной.
Рост текущей ликвидности предприятия свидетельствует о возрастании платежных возможностей предприятия, оцениваемые при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной реализации готовой продукции, но и продажи в случае необходимости прочих реализуемых элементов запасов и затрат. Оставаясь ниже норматива, коэффициент текущей ликвидности в течение года имел тенденцию роста, в результате чего возникает вопрос возможности восстановления предприятием ликвидности.
Коэффициент восстановления ликвидности равен
( 1,17+6/12х(1,17-0,906) /1,3= 1,002 что > 1.
Это свидетельствует о том, что при существующем уровне краткосрочных обязательств, предприятие в ближайшие полгода сможет восстановить свою ликвидность без дополнительных инвестиций в оборотный капитал.
Тенденция снижения отрицательного и переход на положительное значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами говорит о наращивании предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости.
Коэффициент обеспеченности
финансовых обязательств активами характеризует
способность предприятия в
В отчетном периоде организация сумела повысить уровень рентабельности, как совокупных активов, так и средств акционеров организации. Так как основную долю в формировании конечного финансового результата организации занимает прибыль от реализации продукции (работ, услуг), то необходимо обратить особое внимание на показатели рентабельности продаж и затрат. Динамика данных показателей указывает на рост рентабельности продаж на 3,6% и рост рентабельности затрат на 4,1%. Это говорит о том, что доходность организации была достигнута за счет повышен
Таблица 10.2
Показатели деловой активности
Норматив | 2009 | 2010 | Откл% | |
Коэффициент текущей ликвидности | 1,3 | 1,19 | 1,43 | 0,24 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | 0,2 | 0,06 | 0,08 | 0,02 |
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами | Не более 0,85 | 0,38 | 0,31 | -0,07 |
Коэффициент
оборачиваемости оборотных Длительность оборота АО дней |
1,56 231 |
2,90 124 |
1,34 -106 | |
Уровень самофинансирования предприятия | 1,61 | 1,45 | -0,16 | |
Оборачиваемость
дебиторской задолженности
Длительность оборота ДЗ дней |
|
3,09 117 |
7,99 45 |
1,81 -114 |
Оборачиваемость
кредиторской задолженности
Длительность оборота КЗ, дней |
1,65 218 |
3,46 104 |
1,81 -114 |
Источник:
отчет о затратах на производство
продукции (работ, услуг) за 2009-2010 года
Форма 4-Ф
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности повысился, это значит, что продажи в кредит уменьшились.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности увеличился, это означает, что уменьшились покупки в кредит.
Увеличение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами свидетельствует об эффективной работе организации.
Несмотря
на то, что коэффициент текущей
ликвидности имеет хоть и не большой,
но положительный результат, уровень
самофинансирования предприятия уменьшился,
что говорит о низкой обеспеченности
собственными финансовыми ресурсами.
На ОАО «БШФ» выделены четыре подразделения, результаты деятельности которых анализируется ежемесячно. Это основные цеха и отдел продаж.
Остальные
подразделения предприятия
Рассмотрим
деятельность отдела продаж. В целом
экономический отдел
Анализ деятельности основных цехов в целом и по потокам проводится по следующим показателям:
-
выполнение доведенного
-
укладываемость в лимит
- потери от брака и их удельный вес в себестоимости произведенной продукции;
- потери рабочего времени;
-
экономия основных и
В
зависимости от значения данных показателей
работники основных цехов премируются
и депремируются согласно разработанного
и утвержденного Положения о премировании
работников швейно-заготовочного, закройного,
раскройного и пошивочного цехов ОАО «БШФ»
за основные результаты хозяйственной
деятельности.
12.
Индивидуальное задание.
За отчетный период предприятием выпущено 306 тысяч единиц швейных изделий, что составило 83,8 % к уровню прошлого года при задании112,6%. Такое отставание обусловлено следующими причинами:
- снижением численности рабочих швейных специальностей на 3,3% ,
- выпуском в 2010 году более трудоёмкого (средняя трудоёмкость выше на 7%) ассортимента по сравнению с 2009 годом.
Удельный вес продукции из
собственного сырья в общем
объёме производства составил 26,8%
, что на 11,6 процентных пунктов
ниже соответствующего периода
прошлого года. В условиях недостаточной
обеспеченности собственным
Организацией обеспечен темп объёмов производства в сопоставимых ценах на 142,4% к уровню прошлого года (при доведенном задании 140%). Несколько ниже показатель по производству потребительских товаров 130,6%, при задании 139,5%. Не выполнение показателя по ТНП вызвано тем, что в отчетном периоде, с целью увеличения загрузки производственных мощностей, выпускалась продукция не входящая в номенклатуру потребительских товаров (форменная одежда и заготовки верха обуви).
Общая сумма экспорта составила 1130 тыс. $, темп роста к соответствующему периоду прошлого года 121,8% (задание концерна 140%). Обеспечено положительное внешнеторговое сальдо в размере 406 тыс.$. Организация поставляла на экспорт в основном услуги по переработке давальческого сырья, в результате последствий кризиса в первом квартале отчетного года только восстанавливались связи с иностранными партнерами. В о втором полугодии экспортные тенденции значительно возросли, но этого оказалось недостаточно , чтобы по итогам года выйти на доведенные темпы.
За анализируемый период отгружено продукции на сумму 6,1 млрд.руб. (аналогичный период прошлого года – 6,8 млрд.руб.). Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг составила 8,8 млрд.руб. (аналогичный период прошлого года – 6,1 млрд.руб.). темп роста составил 144%, что достигнуто в основном за счет снижения складских запасов (по состоянию на 01.01.11г составили 733 млн.руб. 144,6% к среднемесячному объёму производства при задании 150%) и сокращения дебиторской задолженности на 1,5 млрд.руб. или на 48%.
По итогам года организация сработала с убытком в 410 млн.руб. Убыток от реализации продукции (работ и услуг) составил 334 млн. руб., убыточность реализованной продукции составила - 4,5%. В течение всего года предприятие работало над снижением убыточности. Так если по итогам первого квартала убыточность составляла 14,7%, то за полугодие уже 10,7%, а по году 4,5%.
Основными причинами убыточной работы явились:
1.
Рост затрат на производство (на
1000 руб. товарной продукции
-
ростом тарифов на
- снижением загрузки в первом полугодии относительно производственной мощности предприятия, что привело к росту условно-постоянных расходов на единицу продукции (работ и услуг) на 18%., где основная причина в недостатке численности рабочих -швей в 25,8% (плановая численность – 275, фактически – 204 человек).
-
ростом суммы процентов в
2.
Убыточность деятельности
Для стабилизации работы принимались меры по увеличению загрузки производственных мощностей, наращиванию объёмов производства и продаж Так, если среднемесячный выпуск в фактических ценах в первом квартале составил 425 млн.руб., по полугодию - 492 млн.руб., то по году 508 млн.руб. это привело к снижению накладных расходов на 11% на каждую единицу продукции.
Были окончательно использованы средства в сумме 260 млн.руб. (всего за два года 800 млн.руб.) выделенные предприятию в соответствии с Указом Президента РБ № 282 на производство одежды для детей школьного возраста.
В рамках кооперации с предприятиями концерна с ЗАО СП « Отико» с октября 2009 года организован поток по производству заготовок верха обуви, которым за отчетный год выпущено 82,8 тыс. пар заготовок на сумму 738 млн.руб., что составило 12,1% общего выпуска товарной продукции за год.
Были внедрены мероприятия по снижению материальных затрат, что позволило на 19,9 % снизить материалоёмкость продукции при задании 0,9%.
Ведется постоянная работа по совершенствованию нормирования труда. В результате, если по итогам 2009 года процент выполнения норм составил 89%, то по итогам 2010 года – 92%.
С целью повышения технического уровня производства, дальнейшего роста производительности труда и улучшения качества выпускаемой продукции планировалось проведение технического перевооружение основного технологического оборудования. В виду отсутствия источника финансирования, предприятие за счет собственных средств в отчетном периоде приобрело 13 единиц оборудования, на сумму 65 млн.руб., в которых возникала острая необходимость. Это позволило значительно расширить технологические возможности потоков, улучшить качество выпускаемой продукции.
Маркетинговой службой предприятия проводится ряд мероприятий по совершенствованию рекламной деятельности и развитию собственной товаропроводящей сети, хотя расходы на рекламную деятельность в целом по предприятию остались на уровне прошлого года.
Для
более полного информирования покупателя
еженедельно производиться
Для увеличения товарооборота фирменного магазина и фабричной столовой открыта вторая торговая точка фирменного магазина, получена лицензия на право розничной торговли в столовой предприятия. По итогам года магазин обеспечил рентабельную работу 3,9%., а в столовой убыточность в сравнении с соответствующим периодом прошлого года снижена на 30%.
С целью сокращения непроизводительных расходов в декабре передано малосемейное общежитие на баланс городского ЖКХ.
О финансовом состоянии предприятия более полно позволяет судить представленный ниже анализ структуры бухгалтерского баланса.
За анализируемый период произошло общее снижение валюты баланса на 2889 млн.руб. в т.ч. внеоборотные активы на 1090 млн.руб., оборотные на 1799 млн.руб. Изменилась и общая структура активов. На 6,1 % увеличилась доля внеоборотных и уменьшилась доля оборотных активов, что свидетельствует о снижении производственной активности организации.
Уменьшение внеоборотных активов вызвано, передачей в конце года в коммунальную собственность города объектов ОС, малосемейного общежития на сумму 651 млн.руб., тепловых сетей на сумму 84 млн.руб., продано объектов ОС на сумму 40 млн.руб., снято с баланса объектов ОС находящихся в безвозмездном пользовании на сумму 627 млн.руб.
Снижение оборотных активов выражено, в первую очередь, в уменьшении на 553 млн.руб. готовой продукции (удельный вес 14,3%) и на 1118 млн.руб. товаров отгруженных (удельный вес 6,4%). Такое значительное уменьшение сумм по данным статьям вызвано снижением объёмов производства продукции в натуральном выражении на 16,2% из-за естественного сокращения численности швей.
Сократились также суммы запасов сырья и материалов на 125 млн.руб., но значительно (на 179 млн.руб.) возросла сумма незавершенного производства. Это вызвано тем, что в конце года по требованию работников были предоставлены трудовые отпуска одному швейному потоку, где осталось значительное количество дорогостоящей продукции(костюм для горнолыжного спорта) в процессе производства.
Для определения уровня конкурентоспособности продукции, которая производиться на ОАО «Барановичская швейная фабрика» большое внимание уделяется качеству выпускаемой продукции, т.к. в условиях ожесточенной конкуренции и развитии рынков сбыта, показатель качества выступает на первое место. На рассматриваемом предприятии показатель качества продукции является одним из ведущих по отношению к себестоимости и цены выпускаемых изделий. Производством используется несколько методов определния качества выпускаемой продукции: объективный, дифференцированный, обзорный, экономико-статистический.
Объективный метод основывается на оценивании уровня качества при помощи стендовых испытаний и контрольных измерений, а также лабораторного анализа. Такой метод дает наиболее верные результаты и применяется для измерения абсолютного уровня качества способов производства и некоторых свойств потребительских товаров. Этим методом пользуется для определения большинства техническо-эксплуатационных показателей: методов труда – продуктивность, мощность, точность обработки материалов; предметов труда –мощность покраски тканей; потребительских товаров – эластичность и влагостойкость верхней одежды, износостойкость и др.
Экономико-статистический метод используется для определения при анализе отклонений отдельных показателей качества от принятых стандартов. С его помощью обеспечивают поиск резервов повышения качества продукции, а также оценку работы отдельных подразделений, готовят план меру ответственности за снижение качества продукции или материального стимулирования за лучшие показатели качества. На практике используют систему экономико-статистических показателей для определения качества продукции.
Единичные показатели (g) отражают процентное отношение уровня какого либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта – конкурента (Р100), принимаемого за 100 %.
Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (gi) по одной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (ai), определяемых экспертным путем.
Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (GT) к групповому показателю по экономическому параметру (Gэ)
Если I<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I>1, то оно превосходит изделие-образец, или изделия конкурента по своим параметрам.
Проанализируем показатели конкурентоспособности женского плаща из сарбиновой ткани, код 2154-2014 (табл. 7.1).
Таблица 7.1
Пример
расчета экономико-
Показатели | Оцениваемый вариант | Образец
(ЭТАЛОН) |
gi | аi | G |
Технические параметры | |||||
Прочность крепления подкладки, Н/см | 75 | 96 | 0,781 | 0,25 | 0,195 |
Прочность ниточных швов, Н/см | 124 | 131 | 0,947 | 0,15 | 0,142 |
Деформация воротника, мм | 0,79 | 0,85 | 0,929 | 0,1 | 0,093 |
Деформация рукавов, мм | 0,81 | 0,92 | 0,88 | 0,1 | 0,088 |
Прочность петель, кнопок и пуговиц Н | 95 | 115 | 0,826 | 0,3 | 0,248 |
Итого | 0,766 | ||||
Экономические параметры | |||||
Цена 1 шт, тыс. руб | 50 | 59 | 0,847 | 0,3 | 0,254 |
Расход ткани на 1 ед. изделия, дм2 | 20,43 | 22,49 | 0,908 | 0,45 | 0,409 |
Итого |
0,663 |
Источник:
бланк испытания образца
По данным таблицы 7.1 видно, что оцениваемая продукция уступает базовому образцу по техническим параметрам, но превосходит по экономическим параметрам, что, все же, делает его конкурентоспособным:
I = 0,776 / 0, 663 = 1, 17.
Обзорный метод оценки уровня качества предвидит сравнение качественных и ценовых показателей продукции с соответствующими показателями товаров-конкурентов. Оценка уровня качества по этому методу основывается в вычислении значений относительных показателей, которые сравниваются с эталонными (стандартными), которые принимаются за единицу. Для примера возьмем тот же женский плащ из сарбиновой ткани, код 2154-2014.
Таблица 7.2
Оценка
конкурентоспособности
Параметры | Значимость параметра | РУП Новогрудская швейная фабрика | ОАО «Коминтерн» г. Гомель | РУП Жлобинская швейная фабрика | ОАО «Славянка» г. Бобруйск | Зарубежные производители (рынок) | Зарубежные производители |
Качественные | 0,6 | 2,79 | 2,85 | 3,60 | 3,39 | 3,72 | 4,01 |
Ценовые | 0,4 | 3,96 | 3,48 | 3,57 | 3,54 | 3,61 | 3,01 |
Итого | 1 | 3,25 | 3,09 | 3,59 | 3,45 | 3,67 | 3,60 |
Источник: данные отдела маркетинга.
Как видно из таблицы 7.2, самый высокий уровень конкурентоспособности оказался у зарубежных производителей, чья продукция продается на рынках (3,67 балла), затем продукция зарубежных производителей (3,6 балла), на третьем месте – белорусские производители (см. табл.7.2). По ценовым параметрам самые лучшие показатели среди представленных предприятий, по мнению респондентов, имеют РУП «Новогрудская швейная фабрика» (1 место) и зарубежные рыночные производители (второе место), РУП «Жлобинская швейная фабрика» (третье место). По качественным параметрам на первом месте – зарубежные производители (4,01 балл), на втором – зарубежные рыночные производители (3,72 балла), на третьем месте - РУП «Жлобинская швейная фабрика» (3,57 балла).
Анализ показал, что белорусские производители уступают зарубежным производителям по качественным параметрам, и зарубежным рыночным производителям - по ценовым параметрам.
Дифференцированный метод основывается на определении объединяющих показателей качества оцениваемой продукции по одному определенному ассортименту. Он позволяет определить не только прогнозируемый успех товара на рынке, но и возможные методы его продвижения. Задачей метода является опреление возможных стратегических ходов товара-конкурента, а также определить собственную статегию выхода на рынок с новой продукцией.
Таблица 7.3
Оценка конкурентоспособности верхней одежды для женщин дифференцированным методом.
Параметр | Весовой коэффициент | Оцениваемые товары ОАО «Барановичская швейная фабрика» | Товары конкурентов (ЗАО «Калинка») | Индекс | ||
значение параметра (балл) | оценка | значение параметра (балл) | оценка | |||
1. Потребительские
параметры:
1.1. Качество реализуемых товаров 1.2. Широта ассортимента 1.3. Возможность приобретения товаров в кредит 1.4. Использование средств продвижения товаров 1.5. Соответствие |
0,3 0,2 0,15 0,1 0,12 |
10 8 8 7 10 |
3 1,6 1,2 0,7 1,2 |
10 8 9 9 9 |
3 1,6 1,35 0,9 1,08 |
1,00 1,00 0,89 0,78 1,11 |
направлениям
моды
1.6. Среднее время выполнения заказов 1.7. Сводный индекс 2. Экономические параметры: 2.1. Цена приобретения 2.2. Соответствие цены товара его качеству 2.3. Сводный индекс 3. Интегральный индекс |
0,13 1,0 0,6 0,4 1,0 |
9 8 7 |
1,17 8,87 4,8 2,8 7,6 1,17 |
9 9 7 |
1,17 9,1 5,4 2,8 8,2 1,1 |
1,00 0,97 0,89 1,00 0,93 1,06 |
Проведенные
расчеты (табл. 7.3) показали, что товары,
выпускаемые ОАО «Барановичская швейная
фабрика», по потребительским параметрам
уступают аналогичным товарам конкурента
(ЗАО «Калинка»): суммарный параметрический
индекс для ОАО «Барановичская швейная
фабрика» равен 8,87 балла; для ЗАО «Калинка»
– 9,1; сводный параметрический индекс
конкурентоспособности по экономическим
параметрам составляет, соответственно,
7,6 и 8,2, для ОАО «Барановичская швейная
фабрика» он выше, чем для аналогичных
товаров ЗАО «Калинка». Из всех потребительских
и экономических параметров товары, выпускаемые
ОАО «Барановичская швейная фабрика»,
по конкурентоспособности не уступают
аналогичной продукции конкурентов. Ее
интегральный показатель относительной
конкурентоспособности равен 1,17, что больше
нормативной величины, равной 1 и больше
величины аналогичной продукции конкурентов–
1,1 для ЗАО «Калинка».
Существует множество методик оценки конкурентоспособности продукции предприятия, применяемых в практике работы предприятий или предлагаемых некоторыми авторами как научные разработки.
Определение комплексного показателя конкурентоспособности товара по изученной ниже методике, согласно которой расчет конкурентоспособности осуществляется с помощью нескольких последовательных операций [27, с. 54].
Для
оценки конкурентоспособности
Рисунок 4.1
Методика анализа конкурентоспособности продукции, разработанная на ОАО «Барановичская швейная фабрика»
Источник: данные отдела маркетинга.
Единичные
показатели отражают отношение уровня
какого-либо технического или экономического
параметра к величине того же параметра
продукта - конкурента, определяется по
формуле:
, (4.1)
где - показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
величина i-го параметра продукта;
величина i-го параметра продукта эталона.
Групповой
показатель объединяет единичные показатели
по однородной группе параметров (технических,
экономических, эстетических) с помощью
весовых коэффициентов, определяемых
экспертом путем:
, (4.2)
где групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;
n - число технических параметров, участвующих в оценке;
- единичный показатель по i-му техническому параметру;
вес i-го параметра в общем наборе.
Интегральный
показатель представляет собой отношение
группового показателя по техническим
параметрам к групповому показателю
по экономическим параметрам:
, (4.3)
где К - интегральный показатель
- групповой показатель
Достоинством указанной методики является комплексный подход при оценке конкурентоспособности, а недостатком - отсутствие учета степени значимости разных потребительских и экономических параметров. Кроме того, нецелесообразно выделять отдельно нормативные и технические показатели, так как это одна группа показателей. Нормативные показатели регламентируются стандартами или другими документами. В основном они представлены техническими требованиями, которые нормируются в особом разделе стандартов "Технические требования к качеству".
Но, есть и минусы данной методики. Из всех потребительских показателей учитывается только качество, но не учитывается другие основополагающие характеристики товаров, в частности, ассортиментную характеристику, что не позволяет использовать её для оценки конкурентоспособности межродовых, межгрупповых и межвидовых товаров-конкурентов. Однако, несмотря на выявленные недостатки, эта методика дает более достоверные результаты
В определенных случаях на ОАО «БШФ» используется методика оценки интеграционного показателя уровня конкурентоспособности и предусматривает следующие операции:
-
расчет цены потребления (Цп), которая
складывается из цены рынка и расходов,
связанных с эксплуатацией изделия в период
его жизнедеятельности:
Цп=Ц1+Р2+С3+С4+С5+Р6+Р7+Р8+О9+
Для расчета примера возьмем женский плащ из сарбиновой ткани, код 2154-2014.
Цж/п=178520+1820+2140+350+650+
где Ц1 - цена рынка;
Р2 - расходы на транспортировку;
С3 - стоимость упаковки;
С4 - стоимость хранения;
С5 - стоимость оформления технической информации и прочей документации;
Р6 - расходы по обслуживанию изделия;
Р7 - расходы на топливо и электроэнергию;
Р8 - расходы на ремонт оборудования при производстве плаща;
О9 - оплата налогов, таможенных расходов и сборов;
расчет показателя
конкурентоспособности (К):
К= (Q+С) / Цп,
(4.5)
где Q - качество товара;
С - качество послепродажного обслуживания или сервиса.
Таким образом, конкурентоспособность товара - это его относительная характеристика, которая отражает отличие данного товара от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании. На сегодняшний день не существует универсальной методики, которая бы учитывала все параметры при оценки конкурентоспособности продукции предприятия. Методика расчета интегрального показателя дает более достоверные результаты, но из всех потребительских показателей она учитывает только качество, но не учитывает другие основополагающие характеристики товаров, таких как учет степени значимости разных потребительских параметров.
В
настоящее время в связи с
изменением цен на сырье и материалы
каждое предприятие периодически вынуждено
изменять цены на выпускаемую продукцию.
При этом возникает проблема, на
какую величину изменять цену, чтобы
её увеличение не привело к материальным
потерям на предприятии в виде упущенной
выгоды (в случае установления низкой
цены) или к снижению объемов продаж (в
случае установления высокой цены). Традиционно,
при решении данного вопроса, делают сравнительный
анализ цен конкурентов, которые могут
влиять на рынок сбыта выпускаемой продукции,
и, исходя из этого, определяют уровень
конкурентоспособности цен. В случае,
когда количество конкурентов ограничено
(обычно это бывает, когда выпускается
сложная в изготовлении продукция), этот
метод, безусловно, более приемлем. Однако
бывают случаи, когда продукция в изготовлении
не сложная и имеет большое количество
производителей. В этом случае определение
уровня конкурентоспособности цен по
вышеизложенному методу является весьма
проблематичным, так как выявить всех
конкурентов практически невозможно.
В связи с этим проблему предлагается
решать, исходя из анализа цен продавцов,
а не производителей. Это решение включает
в себя несколько этапов.
I. Сбор первичной информации от продавцов
Для решения этого вопроса составляется постоянная база данных по продавцам с разбивкой их по регионам. В нашем примере база данных состоит из 24 фирм, находящихся в 3 областей — Брестской, Минской, Гродненской.
Информация от продавцов может получаться ежеквартально, путем телефонного опроса или другими способами.
II. Обработка данных
III. Анализ данных
Если
приведенная цена будет выше среднерыночной,
то это будет означать, что цена предприятия
не конкурентоспособна, так как продавец
не сможет продать продукцию с устраивающей
его «накруткой», в связи с чем он будет
искать другого производителя, цена которого
будет его устраивать. Следовательно,
повышение цен на эти изделия может привести
к снижению продаж, в связи с чем необходимо
изыскивать внутренние резервы на снижение
стоимости изготовления этих товаров,
что компенсирует рост затрат на сырье
и материалы, который не зависит от деятельности
предприятия. По остальным изделиям повышение
цен возможно в пределах определенных
отклонений.
Исследование
внешней среды предприятия
В ходе исследования были выявлены основные положительные и отрицательные стороны внутрипроизводственных резервов.
Сильные стороны:
Слабые стороны:
Возможности:
Угрозы:
Повышение
конкурентоспособности
Мероприятия
по повышению
– увеличение объемов продаж на имеющихся рынках сбыта за счет поиска новых целевых групп потребителей и удовлетворения их потребностей (изделия больших размеров, изделия «бизнес-класса», деловой костюм);
– поиск и освоение новых рынков сбыта на основе проведенных маркетинговых исследований и рекламных мероприятий, осуществление постоянного мониторинга рынков по параметрам: емкость, контролируемая доля, конъюнктура цен;
– увеличение объемов продаж в регионе г. Минске (до 27 % от общего объема реализации);
– увеличение продаж продукции предприятия на рынках Азербайджана, Казахстана и Узбекистана за счет совершенствования логистических мероприятий (до 13 % от общего объема реализации);
– проведение мероприятий по увеличению объемов продаж в магазинах г.Минска и Минской области;
– систематизация информации об особенностях спроса на рынках различных регионов и использование ее при создании моделей и поставках товаров;
– проведение конъюнктурных совещаний с участием представителей торговли РБ, России и СНГ с целью изучения спроса на продукцию предприятия;
– формирование производственной программы на основе заказов покупателей, позволяющей выполнить не менее 90 % заказов клиентов в согласованном объеме и в согласованные сроки;
– обучение персонала коммерческих служб по основам дистрибуции, искусства продаж, работе с непопулярным товаром, мотивации клиентов;
– совершенствование договорных отношений с мотивацией заказчиков – предоплата за новый товар, скидки при оптовых покупках, дилерские договоры;
–
внедрение системы
– внедрение автоматизированного анализа работы специалистов коммерческого отдела с клиентами;
–
представление продукции и
– проведение выездной торговли (ярмарок-продаж) продукции предприятия в РБ и РФ;
– создание системы сезонных распродаж с рекламной поддержкой;
– осуществление мер по продвижению брэнда «Men's Line» (мужская линия);
– проведение рекламных акций по продвижению брэнда «Уоur Line»;
– проведение рекламных мероприятий (PR – акций) для продвижения товаров на рынки: создание имиджевых видеороликов, билл-бордов, обеспечение рекламной продукцией своих партнеров в различных регионах, создание компьютерной бизнес-презентации ОАО «Барановичская швейная фабрика», проведение промо-акций новых коллекций, изготовление и распространение рекламной продукции, совместные акции с ТВ, Интернет-акции, и т.п.
1) Нахождение оптимального соотношения ширины ассортимента между существующими на предприятии ассортиментными группами. На сегодняшний день самый разнообразный ассортиментный ряд изделий приходиться на классическую линию одежды. Это объясняется тем, что категория изделий данной группы в настоящее время пользуется наибольшим спросом. Но, несмотря на это, не все виды данной группы одинаково реализовываются. Поэтому одним из способов найти максимально выгодное соотношение внутригруппового ассортимента по видам является осуществление тщательного анализа опыта реализации произведенных изделий на основе таких показателей как объем произведенной продукции и ее себестоимость.
2) Особое внимание надлежит уделить расширению мужского ассортимента. Один из недостатков, который нужно учесть при планировании ассортимента данной группы, это то, что те виды продукции, которые производит предприятие, относятся к весенне-летнему ассортименту. В связи с этим необходимо уделить должное внимание разработке и анализу продаж одежды осенне-зимнего ассортимента. Это объясняется тем, что виды изделий данной группы достаточно узко представлены на рынке мужской одежды. В основном предлагаемые изделия производятся иностранными предприятиями, что в конечном итоге влияет на стоимость продукции. Наряду с этим, расширение ассортимента производимой продукции будет более результативным, если наряду с указанными выше направлениями совершенствования ассортиментной политики выбрать оптимальные каналы сбыта.
3) Использование системы дозаказов в магазинах ОАО «Барановичская швейная фабрика» имеет ряд преимуществ, заключающихся в том, что это позволяет сторонам не рисковать, заказывая большое количество изделий в базовый ассортимент, а дозаказывать то, что стабильно реализовывается.
4) Участие ОАО «Барановичская швейная фабрика» в выставках и ярмарках позволит проанализировать ситуацию на рынке швейных изделий и выделить перспективные направления развития ассортиментной политики.
5) ОАО «Барановичская швейная фабрика» при реализации продукции через фирменные магазины следует проводить опросы покупателей с целью изучения спроса на продукцию предприятия и на основе этого выявления возможности расширения ассортимента. Опрос следует проводить в виде анкетирования.
6) Для покупателей ОАО «Барановичская швейная фабрика» необходимо применять следующие дополнительные виды сервиса: подгонка по росту, размеру, упаковка, возможность возврата, не подошедшего изделия в течение 14 дней.
7)
В целях расширения ассортимента швейных
товаров ОАО «Барановичская швейная фабрика»
в 2012 г. планирует приобретение полуавтомата
челночного стежка серии BAS-341F для выполнения
соединительных и отделочных строчек
сложного контура. Полуавтомат с рукавной
платформой, с электронным программным
управлением серии BAS-341F предназначен
для обработки широкого ассортимента
материалов.
Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы.
Целью деятельности предприятия является получение прибыли. Однако достижение этой цели возможно только за счет производства продукции или оказания услуг, необходимых обществу. В то же время на рынке действует несколько производителей одноименного товара и предпочтение потребителя может быть отдано тому или иному товару. Следовательно, чтобы быть реализованным, товар должен выгодно отличаться от других аналогичных товаров, то есть конкурировать с ними. Это является важнейшим условием продажи любого товара.
Пути устранения отрицательных моментов в деятельности предприятия:
- на основании результатов исследования можно сделать вывод, что необходимо формировать ассортимент ОАО «Барановичская швейная фабрика» с учетом пожеланий и требований потребителей, прежде всего, расширить размерно-ростовочную шкалу, разнообразить ассортимент, цветовую гамму, подбирать соответствующие росту и размеру фасоны, продавать элементы костюмов отдельно;
- для увеличения объемов продаж в страны дальнего зарубежья необходимо более доскональное изучение не только отдельных сегментов зарубежного рынка, но и вкусов и потребностей потребителей;
- повышение конкурентоспособности выпускаемых ОАО «Барановичская швейная фабрика» товаров, должно проводиться в следующих направлениях: активное использование различных средств продвижения товаров, решение вопросов по поводу возможности приобретения товаров в кредит, а также совершенствование механизма ценообразования;
-
для повышения качества и
-
для повышения качества
-
нужна совокупность
-
нужно обеспечить
-
также нужно обеспечение
- для дальнейшего укрепления позиции предприятия на внешнем ранке необходимо большее внимание уделять поиску потенциальных покупателей, т.к. на данный момент поиск клиентов ведётся в основном на выставках. Для более оптимального поиска клиентов необходимо усилить рекламную компанию, увеличить расходы на рекламу. Проводить более массивную рекламную компанию на телевидении, особенно на российских каналах, охватывающих огромную аудиторию.
Практически все показатели экономического развития имеют тенденцию к повышению. Постоянно растет объем производства, балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, прибыль, остающаяся в распоряжении, прибыль к распределению. Прибыль к распределению постоянно повышается, что дает возможность увеличить фонды накопления, потребления, средства на выплату дивидендов, на благотворительность. Особенно это увеличение заметно в начале 2011г. Финансовое состояние ОАО «Барановичская швейная фабрика» в текущем 2011 году является относительно устойчивым.
В
процессе изучения деятельности ОАО «Барановичская
швейная фабрика» сделаны выводы о его
конкурентоспособности, показателях качества
изделий, себестоимости производства
и выявлены некоторые недостатки в организации
управления. Определены мероприятия, направленные
на устранение недостатков. Эти мероприятия
можно рассматривать по трем направлениям:
снижение себестоимости продукции, повышение
качества изделий, улучшение маркетинговой
деятельности предприятия. По нескольким
мероприятиям по снижению себестоимости
дан расчет экономической эффективности,
т.е. за счет только этих мероприятий можно
снизить себестоимость на 10%, что дает
возможность направить эти средства на
улучшение маркетинговых исследований
или внедрение новых мероприятий, направленных
на повышение качества). Повышение качества
продукции будет способствовать увеличению
продаж, следовательно, и прибыли предприятия.
Кроме того, снижение себестоимости и
повышение качества способствует расширению
рынка сбыта и увеличению доли данной
марки. Постоянное же наращивание объема
продаж свидетельствует о положительном
эффекте деятельности предприятия. Оптимизацией
процесса сбыта занимается отдел маркетинга,
но на ОАО «Барановичская швейная фабрика»
эти функции частично выполняют коммерческий
отдел. Поэтому предложено создать отдел
маркетинга, который выполнял бы все маркетинговые
задачи. Это упростит связи между отделами
и позволит более эффективно продвигать
продукцию на различные рынки, тем более,
что дифференциация рынков сбыта позволяет
обезопасить предприятие от возможных
проблем на одном рынке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Отчет о прохождении преддипломной практики в ОАО «барановичская швейная ФАБРИКА