Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:07, курсовая работа
Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать отечественные кадровики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность процесса адаптации 5
1.1. Понятие, формы и виды адаптации 5
1.2. Особенности адаптации молодых специалистов, новых сотрудников 7
2. Характеристика организационно-хозяйственной деятельности предприятия и управление процессом адаптации менеджером торгового предприятия 18
2.1. Профессиональная и организационная адаптация персонала 19
2.2. Основные этапы процесса адаптации и управление рудовой адаптацией 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
1. Структурное закрепление функций управления адаптацией:
На данном предприятии
вопросами адаптации занимаются
отдельные работники из разных подразделений:
инспектор отдела кадров, инженер
по охране труда, линейные руководители
или коллеги по работе. Процесс
адаптации непосредственно
2. Технология процесса управления адаптацией.
Она включает в себя оценку уровня подготовленности новичка. Она необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. На некоторых предприятиях при найме работника проводят его психологическое тестирование, тестирование на профпригодность, анализируют физические данные, собирают «досье», на основе этих данных разрабатывается программа адаптации. На данном предприятии не составляется программа адаптации на основании оценки уровня подготовленности.
3. Информационное обеспечение
процесса адаптации – сбор
и оценка показателей уровня
и длительности адаптации.
Процесс социальной адаптации характеризуют количественные и качественные показатели (таблица 1).
Таблица 1.
Показатели |
2003 |
2004 |
Изменение | |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Среднесписочная численность пост.состава, всего |
785 |
588 |
-197 | |
Состояло по списку на начало года,чел. |
821 |
695 |
-126 | |
Принято,чел. |
509 |
251 |
-258 | |
Выбыло с предприятия, |
635 |
266 |
-369 | |
по сокращению |
78 |
3 |
-75 | |
по собственному желанию |
383 |
263 |
-120 | |
за нарушение трудовой дисциплины |
0 |
0 |
- | |
Состояло на конец года,чел. |
695 |
492 |
-203 | |
Коэффициент оборота по приему |
0,65 |
0,43 |
-0,22 | |
Коэффициент оборота по выбытию |
0,81 |
0,45 |
-0,36 | |
Коэффициент текучести |
0,49 |
0,45 |
-0,04 | |
Среднемесячное количество прогулов |
167 |
135 |
-27 | |
Численность пострадавших, всего |
24 |
27 |
3 | |
в том числе м. Човью |
0 |
6 |
6 | |
филиал "Локчимлеспром" |
24 |
21 |
-4 | |
Количество пострадавших на 1000 человек, чел. |
31 |
46 |
15 |
Данные показатели информируют о низком уровне адаптированности, о проблемах в сфере управления персоналом.
Основные проблемы политики управления кадрами на предприятии, вероятно, следующие: отсутствие четкого и развернутого информирования работников о проводимой стратегии предприятия и его планах, создание тем самым атмосферы неопределенности. Люди начинают чувствовать себя неуверенно на фоне все увеличивающегося темпа изменений в различных сферах деятельности предприятия; недостаточность внимания к нуждам работников и отсутствие индивидуального подхода к их проблемам; полное игнорирование социальной и психологической стороны производственных отношений; не развитая система нематериальных и материальных методов стимулирования труда; игнорирование проблем в сфере охраны труда и техники безопасности.
Процедуры адаптации персонала
призваны облегчить вхождение новых
сотрудников в жизнь
Управление адаптацией сокращает ее период с 2-2,5 лет до нескольких месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала. По оценкам специалистов затраты на замену рабочих составляют 7–12% их годовой заработной платы; специалистов 18–30%; управляющих 20–100%, то есть на данном предприятии потери приблизительно составили 3,25*12*509*0,1 = 1985 тыс. руб в 2002 году, в 2003 – 1313 тыс. руб, то есть 4% от всего фонда оплаты труда, 1,6% от себестоимости.
Критерии эффективности вхождения в должность и сроки адаптации
Главная цель деятельности
любого предприятия получение
По Д.С. Синку по Т.Питерсону и Р.Уотермену
Действенность Верность своему делу
Ориентация на действие
Лицом к потребителю
Связь с жизнью, ценностное
руководство
Экономичность Простота форм, скромный штат
управления
Качество
Производительность
Качество трудовой жизни
Прибыльность
Нововведения
предприимчивость
Рис. 2.1. Критерии результативности.
Можно начертить обобщающую схему эффективности, условно разделив при этом ее критерии на психологические и непсихологические (рис. 2.2).
Рис.2.2 Критерии эффективности.
Качество трудовой жизни – один из критериев эффективности. Под ним понимается реакция людей на условия труда и жизни в организационных системах. О качестве трудовой жизни мы судим по удовлетворенности людей условиями труда, чувству безопасности, уверенности и т. п., другими словами, по уровню адаптации человека в трудовом коллективе.4
Таким образом, адаптация является одним из критериев эффективности предприятия и оказывает влияние на способность фирмы производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами человеческих, временных, информационных и др. ресурсов производства.
2. Характеристика организационно-хозяйственной деятельности предприятия и управление процессом адаптации менеджером торгового предприятия
Торговая организация ООО «Эдельвейс». Основное направление деятельности организации — торговля. Основная цель практики — получение практических навыков, ознакомление с первичной и прочей бухгалтерской документацией.
Основной целью деятельности “Эдельвейс” является:
Предприятие ООО «Эдельвейс»
имеет хозяйственные связи со
многими поставщиками, в частности,
с Казанским, Волжским
За 2001 год было закуплено сельскохозяйственных продуктов на 510 тыс. руб., что составило 15% к общему товарообороту предприятия, в том числе закуплено мяса - 25 тонн, меда - 14 тонн, овощей - 7 тонн, зерна-146 тонн.
Средний срок реализации
товаров в 2001 году составил 32 дня. По
сравнению с 2000 годом оборачиваемость
средств, вложенных в товарные запасы,
замедлилась на один день (2000 год - 31
день). Это повлияло на ухудшение
финансового состояния
Большое влияние на развитие
розничного товарооборота предприятия
оказывают состояние, развитие и
использование материально-
Эффективность использования материально-технической базы предприятия характеризуется объемом товарооборота на 1 кв.м. торговой площади. Этот показатель составил за 2002 год 7,8 тыс. руб., а в 2001 году он был равен 6,6 тыс. руб.
В предприятии работает 28 человек, из них 21 являются продавцами. Удельный вес продавцов в общей численности работников предприятия составляет 75%, По сравнению с прошлым годом соотношение между численностью продавцов и административных работников изменилось в пользу продавцов (в 2001 году - 74%). Растет эффективность труда продавцов. Если в 2001 году на одного продавца приходилось 131,0 тыс. руб. товарооборота, то в 2002 году - 142,0 тыс. руб. За счет роста Эффективности труда получено 73,3% прироста общей суммы товарооборота, а за счет увеличения численности продавцов (экстенсивный фактор) – 26,7%.
2.1. Профессиональная и организационная адаптация персонала
Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Профессиональная адаптация во многом выражается в ознакомлении с профессиональной работой, приобретении навыков профессионального мастерства, сноровки, необходимых для качественного выполнения трудовых обязанностей.
Общественно-организационная адаптация – означает освоение новыми членами трудового коллектива структуры организационной системы, системы управления и обслуживания производственного процесса, режима труда и отдыха и т.д.